Курсовая с практикой на тему Изучение состава слова и словообразования в начальной школе
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 2
1.Теоретические основы изучения состава слова и словообразования в начальной школе 5
1.1. Морфемика и словообразование как разделы языкознания 5
1.2. Этапы и методика изучения состава слова в начальной школе 10
2. Опыт изучения состава слова и словообразования в начальной школе 15
Заключение 25
Список использованных источников 26
Введение:
Введение
Тема «Состав слова» сложна для младших школьников и в то же время чрезвычайно важна.
Это трудно, потому что успешное и эффективное усвоение понятий морфем (частей слова) подразумевает, что у школьников достаточно развито абстрактное мышление и способность наблюдать факты языка, анализиро-вать их, чтобы самостоятельно (под руководством учителя) и сознательно делать выводы и обобщения.
Актуальность этой темы заключается в следующем:
1. Упражнения по анализу слов на морфологическую составляющую и упражнения по словообразованию являются незаменимым инструментом развития логического мышления и речи учащихся;
2. Изучение теоретического материала по составу слова обогащает ученика определенными знаниями языка, что имеет большое воспитательное значение;
3. Изучение состава слова служит для осознанного освоения правопи-сания, что приводит к письменной грамотности, поскольку большинство правил правописания связаны с морфологическим составом слова;
4. Упражнения по морфологическому анализу слов повышают внима-ние и интерес к слову, способствуют его глубокому пониманию и точному использованию в речи; выработать привычку обдумывать содержание слова и соотносить его с формой.
В ходе изучения темы решаются проблемы, имеющие большое значе-ние для дальнейшего успешного усвоения учениками грамматических знаний и орфографических навыков.
Основными из этих задач являются:
1. В процессе целенаправленных систематических упражнений для до-стижения осознанного понимания учащимися понятий морфем: корень, суф-фикс, окончание.
2. Обучить детей навыкам и анализу слов с точки зрения словообразо-вания.
3. Привлечь внимание учеников к сути морфологического принципа нашего правописания (без указания термина), принципа, определяющего правильное написание подавляющего большинства слов на русском языке.
Необходимость найти ответы для решения этих проблем, чтобы по-мочь ученикам в развитии грамотного, информированного письма на основе изучения темы «состав слова», послужили основой для выбора темы для мо-ей работы.
Объект исследования: процесс изучения состава слова младшими школьниками.
Предмет исследования: приёмы изучения состава слова в начальной школе.
Цель работы: определить систему морфемно — словообразованых упражнений в начальной школе.
Задачи:
1) изучить и проанализировать литературу по теме исследования
2) рассмотреть этапы и методику изучения состава слова и словообра-зования в начальной школе.
3) проанализировать учебники русского языка для начальной школы.
Теоретические методы исследования: изучение и анализ психолого – педагогической литературы по теме исследования, сравнение, обобщение, анализ.
Методологической базой исследования послужили труды таких ученых как: А.З. Зак, И.Ю. Кулагин, П.Я. Гальперин, А.В. Петровский, М.С. Ткаче-ва и другие, а также научные публикации по теме курсовой работы.
Курсовая работа состоит из введения, двух разделов, заключения и списка использованных источников.
Введение содержит краткое изложение проблемы исследования, обос-нована его актуальность, определены объект и предмет работы, сформули-рована цель, задачи и методы исследования.
В первом разделе рассматриваются теоретические основы изучения со-става слова и словообразования в начальной школе. Дается определение по-нятиям «морфемика», «словообразование». Определены этапы и методика изучения состава слова в начальной школе.
Во втором разделе рассмотрен урок по изучению состава слова в начальной школе.
В заключении подведены итоги работы, изложены основные выводы.
Текст работы:
Вышеизложенное позволяет сделать следующие выводы: начальная школа небольшая и в то же время важная основа в развитии понятий, зна-ний, умений и навыков по составлению слов. Именно с острого угла нашей «пирамиды» начинается знакомство с морфемами слова, их положением в слове, ценностью в изучении орфографии, склонении и словообразовании. Знания по составу слов, полученные в начальной школе, являются основой для дальнейшего изучения морфемии. Именно в начальной школе дети впервые узнают о том, что любое значимое слово состоит из таких частей, как корень, префикс, суффикс. На этом этапе обучения, учитель пытается до-нести до учащихся значение каждого из них.
Когда ученики переходят в старшие классы, сначала они оперируют знаниями и навыками разбора слов в предложении, которые они развили в начальной школе. Но это не значит, что знания учеников остаются на одном уровне.
Переходя к более широкому уровню знаний о морфемной структуре слов (старшая школа), ученики все глубже знакомятся с данной темой.
Работа учеников по изучению морфемной структуры слов, обогащает их словарный запас, развивает мышление, повышает интерес к русскому языку.
Цель исследования была достигнута путем решения следующих задач:
1. изучены разделы языкознания: морфемика и словообразование сло-ва;
2. рассмотрены этапы и методики изучения состава слова и словообра-зования в начальной школе;
3. рассмотрен анализ слов в практическом применении.
Заключение:
Введение
Тема «Состав слова» сложна для младших школьников и в то же время чрезвычайно важна.
Это трудно, потому что успешное и эффективное усвоение понятий морфем (частей слова) подразумевает, что у школьников достаточно развито абстрактное мышление и способность наблюдать факты языка, анализиро-вать их, чтобы самостоятельно (под руководством учителя) и сознательно делать выводы и обобщения.
Актуальность этой темы заключается в следующем:
1. Упражнения по анализу слов на морфологическую составляющую и упражнения по словообразованию являются незаменимым инструментом развития логического мышления и речи учащихся;
2. Изучение теоретического материала по составу слова обогащает ученика определенными знаниями языка, что имеет большое воспитательное значение;
3. Изучение состава слова служит для осознанного освоения правопи-сания, что приводит к письменной грамотности, поскольку большинство правил правописания связаны с морфологическим составом слова;
4. Упражнения по морфологическому анализу слов повышают внима-ние и интерес к слову, способствуют его глубокому пониманию и точному использованию в речи; выработать привычку обдумывать содержание слова и соотносить его с формой.
В ходе изучения темы решаются проблемы, имеющие большое значе-ние для дальнейшего успешного усвоения учениками грамматических знаний и орфографических навыков.
Основными из этих задач являются:
1. В процессе целенаправленных систематических упражнений для до-стижения осознанного понимания учащимися понятий морфем: корень, суф-фикс, окончание.
2. Обучить детей навыкам и анализу слов с точки зрения словообразо-вания.
3. Привлечь внимание учеников к сути морфологического принципа нашего правописания (без указания термина), принципа, определяющего правильное написание подавляющего большинства слов на русском языке.
Необходимость найти ответы для решения этих проблем, чтобы по-мочь ученикам в развитии грамотного, информированного письма на основе изучения темы «состав слова», послужили основой для выбора темы для мо-ей работы.
Объект исследования: процесс изучения состава слова младшими школьниками.
Предмет исследования: приёмы изучения состава слова в начальной школе.
Цель работы: определить систему морфемно — словообразованых упражнений в начальной школе.
Задачи:
1) изучить и проанализировать литературу по теме исследования
2) рассмотреть этапы и методику изучения состава слова и словообра-зования в начальной школе.
3) проанализировать учебники русского языка для начальной школы.
Теоретические методы исследования: изучение и анализ психолого – педагогической литературы по теме исследования, сравнение, обобщение, анализ.
Методологической базой исследования послужили труды таких ученых как: А.З. Зак, И.Ю. Кулагин, П.Я. Гальперин, А.В. Петровский, М.С. Ткаче-ва и другие, а также научные публикации по теме курсовой работы.
Курсовая работа состоит из введения, двух разделов, заключения и списка использованных источников.
Введение содержит краткое изложение проблемы исследования, обос-нована его актуальность, определены объект и предмет работы, сформули-рована цель, задачи и методы исследования.
В первом разделе рассматриваются теоретические основы изучения со-става слова и словообразования в начальной школе. Дается определение по-нятиям «морфемика», «словообразование». Определены этапы и методика изучения состава слова в начальной школе.
Во втором разделе рассмотрен урок по изучению состава слова в начальной школе.
В заключении подведены итоги работы, изложены основные выводы.
Список литературы:
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ СОСТАВА СЛОВА И СЛОВООБРАЗОВАНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
1.1. Морфемика и словообразование как разделы языкознания
О.С. Ахманова в своем «Словаре лингвистических терминов» предла-гает такую формулировку понятия «морфемика» — это раздел морфологии, который заниматься описанием морфологических моделей языка. Другими словами, этот раздел морфологии описывает сроение морфем, а также зако-номерностей их расположения в наиболее протяженных словах [1, с.62].
Д.Э. Розенталь и М.А. Теленкова в своем словаре трактуют термин «морфемика» следующим образом: это учение о ключевых частях слова ли-бо его отдельных форм, т.е. морфах [13, с.74].
В процессе изучения проблем структуры слова и современного русско-го словообразования, занимается расширением понятия «морфемика» В.В. Лопатин. Он полагает, что морфемика — это учение об обладающих значени-ем частях слов, исходя из их отношения друг к другу, а также в целом к сло-ву [6, с.8]. Учитывая современное состояние разработки данной области языка, автор относит к ней такие проблемы как:
типологию значащих частей, меньших, чем слово, в том числе: выделе-ние морфемы как наименьшей значимой части слова; определение корневых и аффиксальных (служебных) морфем и их видов; разграничение продуктив-ных и непродуктивных словоизменительных и словообразовательных аф-фиксов, основы слова или его отдельных форм;
типы значений, выражаемых морфемами: лексические, граммати-ческие, а также словообразовательные; разновидности грамматического и словообразовательного значения;
морфонологические явления, связанные с сочетаемостью морфем: усечение и расширение морфем, чередование звуков, сдвиг ударения, нало-жение морфем и т. д.;
соотношение линейных (синтагматических) и нелинейных (пара-дигматических) языковых единиц морфемного уровня: словоформ и слов, морфем; принципы разделения линейных единиц и правила их объединения в парадигматические единицы.
В случае, если вопрос об определении морфемы как основного языко-вого единства, изучаемого морфемикой, решается достаточно однозначно, то единого мнения об определении функциональных границ морфем, рассмат-риваемых в рамках данного раздела языка, в лингвистической литературе нет. На наш взгляд, более правомерно рассматривать точку зрения, согласно которой в качестве объекта морфемики рассматриваются как словообразова-тельные, так и грамматические морфемы, поскольку обе образуют внешнюю, структурную структуру слова, выражающую основное (корни) или дополни-тельное лексическое значение слова (приставки, суффиксы), или грамматиче-ские значения слова, или грамматические значения его отдельных форм (флексии, формообразующие суффиксы и постфиксы и др.).).
Только в единстве лексического и грамматического значений определя-ется и целостная семантика слова, и его принадлежность к определенному лексико-грамматическому классу (части речи), и его отношение к определен-ному словообразовательному типу.
Принимая во внимание развитие вопроса в классической и современ-ной лингвистической литературе, а также точку зрения авторов последнего академического издания «Русской грамматики» [14] на понимание объекта и предмета морфемики, следует иметь в виду следующее:
Морфемика-это учение о значимых частях слова (морфемах), их функ-циях и взаимодействии друг с другом в пределах структуры слова.
Поскольку предметом изучения морфемики является слово или его обособленная форма как структурно-семантическое единство его существен-ных частей, задачи данного раздела лингвистики формулируются следую-щим образом:
• дать определение ключевых понятий: морфема и морф, алломорф и вариант морфемы; их взаимодействия в пределах соотношения «слово — словоформа»;
• классификация (типология) морфем в современном русском языке;
• изучение значений и функций морфем в слове или его отдельных грамматических формах;
• изучение морфемного состава слов различных частей речи;
• разработка принципов морфемного анализа слов.
Впервые термин морфема был предложен основателем Казанской лингвистической школы И. А. Бодуэном де Куртенэ в конце 70-х годов XIX века. Как основоположник психологического направления в изучении фактов языка, И. А. Бодуэн де Куртенэ неоднократно подчеркивал мысль о том, что морфемы «являются не научными изобретениями или измышлениями», а «постоянно меняющимися», «живыми, реальными единицами», которые яв-ляются «психологическими единицами», «элементами языкового мышления» [20, с.18].
Аналогичные высказывания о морфеме как факте языка встречаются и у других представителей психологического направления в лингвистике. Так, В. А. Богородицкий считает, что выделяющиеся в слове морфологические части «реально существуют в сознании говорящего» [19, с.11]. По словам А. М. Пешковского, «большинство слов русского языка распадаются в нашем сознании на части, вещественные и грамматические» [19, с. 16].
Общие теоретические положения современного учения о морфеме мо-гут быть изложены в следующих тезисах.
Морфема – «минимальная значимая часть слова» [20, с. 18]; «элемен-тарная двусторонняя единица языка», в которой «определенный компонент отнесен к содержанию и которая неделима на более простые единицы, обла-дающие одним и тем же свойством» [18, С. 164]; «простейшая значимая еди-ница языка, характеризующаяся в разных случаях определенной близостью как по смыслу, так и по звуковому выражению» [11, С. 14].
Морфема — словозависимая единица, она является «образующим эле-ментом слова» (И. А. Бодуэн де Куртенэ), его частью. Морфема существует только внутри слова, что является проявлением синтагматических отноше-ний в языке.
С другой стороны, будучи частью слова, морфема распадается еще на более мелкие, но уже незначительные элементы, называемые фонемами. По-следний, в свою очередь, из своей внешней оболочки. Следовательно, мор-фема линейна, как и другие единицы языка: слова, сегментированные на морфемы; словосочетания, представляющие собой сочетания слов; предло-жения, которые делятся на фразы и отдельные слова.
Морфема как часть слова, в отличие от последнего, всегда является воспроизводимой единицей языка. Слова не только воспроизводятся, но и создаются говорящими в процессе общения, они создаются по определенным словообразовательным моделям.
Морфема как единица языка имеет семасиологическую, в терминологии А. А. реформата, функцию, то есть функцию выражения понятий: веществен-ных-корней слов и нематериальных-аффиксов. «Эта функция проявляется в морфеме в чистом виде (в отличие от слова, которое, выполняя именную функцию в языке, может или не может выражать понятие называемого пред-мета, явления, действия, признака и т.). В связи с этим морфема значима только в составе слова, а не вне его» [15, с. 451].
Подавляющее большинство слов современного русского языка состоит из двух и более морфем: по словам Н. М. Шанского, «они не определяют общего словообразовательного профиля словесных образований нашей ре-чи», но слова являются производными, сегментированными на морфемы [20, с. 17].
Морфема — это историческая категория, которая может изменяться в процессе развития языка. Это свойство морфемы ставит ее в один ряд с дру-гими языковыми категориями и формами.
Таким образом, необходимо различать современный и исторический состав морфем в пределах одной лексической единицы. Из-за этого невоз-можно перенести в план синхронного морфемного анализа факты более древних языковых эпох.
Морфемный анализ слов должен основываться на объективных фактах современного языка, а не на субъективной лингвистической интуиции его но-сителей.
Стоит более подробно рассмотреть и типы морфем. В русском языке выделяют прежде всего два основных типа морфем:
корневые морфемы;
морфемы служебные, или аффиксы.
К корневым морфемам относятся:
непроизводные основы, которые являются абсолютно обязатель-ными и неотъемлемыми для любого слова (как простого, так и сложного);
аффиксоиды (корневые морфемы, действующие в функции аф-фикса-приставки или суффикса), которые наблюдаются только в определен-ных моделях сложных слов.
Непроизводная основа присуща абсолютно каждому слову и является главным элементом, мотивирующим его значение. Он выделяется даже в пределах тех глагольных единиц, которые этимологически не имеют исход-ного корня или возникли на основе служебных морфем.
Аффиксоиды, играющие роль аффиксов, так или иначе формализова-ны, но в то же время еще не перестали восприниматься как корневые.
Служебные морфемы внутри производной основы включают суффик-сы, приставки и соединительные гласные, а вне основы (как производные, так и не производные) — окончания.
Все морфемы, выделяющиеся в слове, всегда являются значимыми ча-стями слова, хотя их специфическая семантика и характер ее отождествления могут быть очень разными.
Особенность морфем в подавляющем большинстве слов четная и выра-зительная, несмотря на то, что морфемы, образующие русское слово, всегда образуют слитное целое. Однако в некоторых случаях Ассоциация морфем в слове настолько тесна, что определение их может быть довольно затрудни-тельным.
В заключение несколько слов о значении морфемного анализа этого слова. Морфемный анализ — это первый шаг к пониманию структурных особенностей слова, это элементарное деление глагольного целого на его морфемы. Морфемный анализ ограничивается словом. Словообразователь-ная «мера» этого слова среди других слов определяется анализом словооб-разования. Он всегда выступает как промежуточное, но ключевое звено, объ-единяющее морфемный анализ существующих слов и изучение реальных процессов образования новых, т. е. проведен анализ словообразовательного состава и словообразования. Что касается определения происхождения слов, фразеологизмов и морфем, то это этимологический анализ.