Курсовая с практикой на тему Изучение соотношения гибкости-ригидности мышления и эффективности решения диагностических задач
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы изучения гибкости-ригидности мышления у детей младшего школьного возраста 6
1.1. Понятие о мышлении: определение и виды 6
1.2. Гибкость и ригидность мышления как качества мышления 12
1.3. Психолого-педагогическая характеристика младшего школьного возраста и специфика развития мышления у младших школьников 14
Выводы по первой главе 21
Глава 2. Экспериментальное исследование соотношения гибкости-ригидности мышления и эффективности решения диагностических задач 22
2.1. Проблема, гипотеза и задачи исследования 22
2.2. Описание выборки и методик исследования 23
2.3. Анализ полученных результатов исследования 23
Выводы по второй главе 28
Заключение 29
Список литературы 30
Приложение 32
Введение:
Актуальность исследования. Тема курсовой работы посвящена изучению соотношения гибкости-ригидности мышления и эффективности решения диагностических задач. Нужно отметить, что интересующая проблема является частью более широкого проблемного поля, а именно – роли гибкости-ригидности мышления в решении человеком различного рода проблемных ситуаций.
Анализ психолого-педагогической литературы показывает важное значение развития словесно-логического мышления младших школьников для формирования и личности в целом. Дело в том, что в процессе познавательной активности, основой которой является, в том числе, словесно-логическое мышление, развивается самосознание ребенка, его волевые качества, мотивация, коммуникативные навыки. Кроме того, познавательная активность оказывает стимулирующее влияние на выработку необходимых для самостоятельной деятельности характерологических качеств детей. Среди ученых, которые занимались разработкой проблемы развития словесно-логического мышления и познавательной активности детей, а также вопросами изучения качеств и свойств мышления можно назвать такие имена, как Л.С. Выготский, Л.А. Венгер, П.Я. Гальперин и др.
Заметим, что актуальность изучения проблемы соотношения гибкости-ригидности мышления и эффективности решения диагностических задач обусловлена, прежде всего, произошедшими за последнее время серьезными преобразованиями в системе школьного образования: введены новые программы, изменилась сама структура преподавания, все более высокие требования предъявляются к уровню умственного развития младших школьников.
Проблема исследования. В связи с вышеизложенным возникает противоречие между пониманием важности изучения соотношения гибкости-ригидности мышления и эффективности решения диагностических задач с одной стороны, и недостаточным количеством современных исследований в данной области практической работы. И указанное противоречие составляет проблему нашего исследования.
Цель исследования – изучение соотношения гибкости-ригидности мышления и эффективности решения диагностических задач у младших школьников.
Объект исследования – мышление.
Предмет исследования – связь мышления и эффективности решения диагностических задач у младших школьников.
Гипотеза исследования – гибкость-ригидность мышления взаимосвязана с уровнем эффективности решения диагностических задач: для детей с высоким уровнем гибкости и соответственно низкой степенью ригидности мышления характерен высокий уровень эффективности решения диагностических задач; а детям с низким уровнем гибкости и соответственно высокой степенью ригидности мышления характерен, наоборот, низкий уровень эффективности решения диагностических задач.
Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ специальной литературы по проблеме исследования.
2. Сформировать выборку испытуемых и подобрать методики диагностического исследования.
3. Провести диагностику гибкости-ригидности мышления у младших школьников.
4. Изучить эффективность решения диагностических задач по арифметике.
5. Оценить взаимосвязь гибкости-ригидности мышления с уровнем эффективности решения диагностических задач по арифметике.
Методологические основы исследования: общенаучные принципы объективности, системности, развития, доказательности; специально-психологические принципы единства сознания и деятельности, опосредованности психического и т.д.; представления зарубежных и отечественных ученых о мышлении, его качествах и особенностях психического развития детей младшего школьного возраста.
Методика исследования. Методами исследования явились:
— методы сбора теоретической информации: анализ, синтез, обобщение, систематизация имеющихся в психологической литературе научных представлений по проблеме;
— эмпирические методы – тестирование.
Выборка испытуемых составила 30 младших школьников – учащихся 2-го класса средней общеобразовательной школы в возрасте 8-9 лет.
Теоретическая значимость исследования. В работе предпринята попытка систематизации основных представлений о гибкости-ригидности мышления и роли данных качеств мышления в решении диагностических задачи.
Практическая значимость исследования. Результаты эмпирического исследования показали роль гибкости-ригидности мышления в решении младшими школьниками диагностических задач. Это позволяет, с одной стороны, делать прогноз эффективности решения диагностических задач младшими школьниками на основе их текущего уровня развития гибкости мышления, а с другой – в дальнейшем разрабатывать определенные наборы диагностических задач для развития гибкости мышления у детей младшего школьного возраста.
Структура исследования. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка литературы и приложения. Общий объем работы без приложения составил 30 страниц.
Заключение:
Проведенное исследование проблемы соотношения гибкости-ригидности мышления и эффективности решения диагностических задач состояло из теоретического анализа проблемы и ее эмпирического изучения.
В результате теоретического анализа было выявлено, что гибкость мышления – это качество мышления, которое заключается в способности человека быстро и легко искать новые стратегии решения. Благодаря гибкости мышления человек способен к свободному оперированию исходным материалом, установлению ассоциативных связей и переходу в своем мыслительном процессе от анализа одного класса явлений к анализу другого класса явлений и т.д. При этом ригидность мышления – это качество мышления, сущность которого является использование человеком неадекватного той или иной задаче или проблемы способа ее анализа и решения, что ведет, в конечном счете, к формированию стереотипных форм поведения в жизненных ситуациях на фоне признаков социально-психологической дезадаптации. Также было выявлено, что в младшем школьном возрасте мышление ребенка становится центром его сознательной деятельности. Активно развивается абстрактное мышление (словесно-логическое), которое происходит в процессе усвоения ребенком научных знаний.
В результате эмпирического изучения проблемы была подтверждена выдвинутая гипотеза. Поэтому действительно можно утверждать, что гибкость-ригидность мышления взаимосвязана с уровнем эффективности решения диагностических задач: для детей с высоким уровнем гибкости и соответственно низкой степенью ригидности мышления характерен высокий уровень эффективности решения диагностических задач; а детям с низким уровнем гибкости и соответственно высокой степенью ригидности мышления характерен, наоборот, низкий уровень эффективности решения диагностических задач.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические основы изучения гибкости-ригидности мышления у детей младшего школьного возраста
1.1. Понятие о мышлении: определение и виды
В психологической науке существует множество определений, например, А.Н. Леонтьев принимает за мышление специфическую человеческую функцию, которая связана с особой способностью отражения действительности. «Мышление (англ. thinking) – психический процесс отражения действительности, высшая форма творческой активности человека…».
Л.С. Выготский пытался понять природу мышления и столкнулся с противоречием.
С одной стороны, в работе «Мышление и речь» Л.С. Выготский показывает, что характерное для дошкольного возраста мышление редко отличается от мышления в понятиях, что «псевдопонятие» является комплексом. Однако далее Л.С. Выготский сам убедительно доказывает, что этого никак быть не может, что понятия взрослых имеют другое строение, подчиняются другой логике, в частности, они представляют собой систему, чем резко отличаются от комплексов и псевдопонятий.
Мышление взрослого, как процесс – это анализ, синтез и обобщение, посредством которых человек ставит и решает задачу. При рассмотрении познавательных процессов более низкого уровня – ощущения, восприятия, представления, мы видим, что перед субъектом они предстают в качестве чувственного образа. Мышление представлено взрослому человеку – субъекту не только в форме его результата – мысли, но и в форме процесс.
Представление о мышлении как о процессе, прежде всего, развивается в работах А.В. Брушлинского. Так, по мнению А.В. Брушлинского, мышление – это всегда искание и открытие существенно нового, которое постоянно обогащается, насыщается все новым и новым содержанием. Понимание мышления, как процесса, необходимо приводит к выводу, что всякое мышление и всегда, хотя бы в минимальной степени, является творческим, продуктивным. При этом, предвосхищение искомого в ходе мышления, относится к числу высших уровней познавательной деятельности человека.
А.Н. Леонтьев пишет, что процесс познавательной деятельности индивида, характеризующийся обобщенным и опосредованным отражением действительности, это и есть мышление. Мышление – осмысленный и целенаправленный процесс, связывающий субъекта с
действительностью.