Курсовая с практикой на тему Изучение социальной зрелости военнослужащих
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 690 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы социальной зрелости 6
1.1. Сущность понятия «социальная зрелость» 6
1.2. Роль социальной идентификации в формировании личности военнослужащего 11
Выводы по первой главе 16
Глава 2. Анализ изучения социальной зрелости военнослужащих 17
2.1. Особенности становления социальной зрелости военнослужащих 17
2.2. Рекомендации сопровождающему командно-преподавательскому составу по социально-педагогическому сопровождению социальной зрелости военнослужащих 22
Заключение 31
Список используемой литературы 33
Введение:
Актуальность работы. Трансформационные процессы, затронувшие все сферы жизнедеятельности общества, повлекли за собой изменение социальных институтов и социокультурных процессов. Изменение социокультурных условий изменили и процесс социализации подрастающего поколения.
По-мнению ученых, в современных условиях усложнился и удлинился сам процесс социализации личности, и соответственно другими стали критерии ее социальной зрелости. Они определяются не только ее вступлением в самостоятельную трудовую жизнь, но и завершением образования, получением профессии, реальными политическими и гражданскими правами, материальной независимостью от старших.
Становление социальной зрелости молодежи происходит под влиянием многих социальных институтов, представляющих разные сферы жизнедеятельности человека, имеющих как жесткую организационную структуру, например, в армии, так и стихийное влияние различных молодежных организаций и субкультур, средств массовой информации.
Эта множественность институтов и механизмов социализации не представляет собой жесткой иерархичной системы, каждый из них выполняет свои специфические функции в развитии личности.
Армия является одним из институтов социализации молодежи, где юноши получают не только опыт боевой и строевой подготовки, но и опыт морально-психологической закалки, укрепления гражданских и патриотических ценностей, новый опыт проживания в особых условиях быта. Армейский образ жизни характеризуется проживанием в условиях изолированного пространства, жесткой регламентацией жизни, необходимостью беспрекословно подчиняться воинским уставам и другими особыми условиями быта, обрядами и ритуалами.
Являясь социальным институтом общества, армия выполняет определенные социокультурные функции: интегративную, регулятивную, идентификационную, ценностно-нормативную, социоструктурную, функцию социализации и воспитания, социальной циркуляции. Данные функции выступают основанием обеспечения суверенитета государства, формирования синкретичности общества и армии.
Процесс становления социальной зрелости молодежи, выбор ею дальнейшего жизненного пути на этапе службы в рядах Вооруженных сил в условиях кардинальных преобразований российской армии имеет свою специфику.
Цель исследования – изучить особенности социальной зрелости военнослужащего.
Объект исследования – личность военнослужащего
Предмет исследования – социальная зрелость личности.
Гипотеза — формирование социальной зрелости военнослужащих будет наиболее успешным при помощи создания необходимых и благоприятных условий для адаптации в условиях военной социокультурной среды.
Для достижения поставленной цели необходимо решение ряда взаимосвязанных задач:
1. Определить сущность понятия «социальная зрелость»;
2. выявить роль социальной идентификации в формировании личности военнослужащего;
3. проанализировать особенности становления социальной зрелости военнослужащих;
4. проанализировать особенности становления социальной зрелости военнослужащих;
5. дать рекомендации сопровождающему командно-преподавательскому составу по социально-педагогическому сопровождению социальной зрелости военнослужащих.
Методы исследования. Анализ и обобщение научной и методической литературы по проблеме исследования, метод экспертных оценок, метод наблюдения.
Методологической основой для исследования послужили научные труды известных отечественных исследователей.
Структура курсовой работы включает введение, две главы, заключение и список используемой литературы.
Заключение:
Таким образом, служба в армии — это важнейший период социального и гражданского становления личности, период возникновения интереса к проблемам социальной действительности и их критического осмысления, определение своего места в социальных отношениях. В процессе службы в рядах Вооруженных сил происходит усвоение призывником языка, социальных ценностей, норм, культуры, присущих армейской жизни, социальной общности, группе, и воспроизводство им социальных связей и социального опыта.
Современные исследователи отмечают, что социально зрелой личностью принято считать активного члена общества, принимающего и выполняющего по внутреннему убеждению свои общественные обязанности.
Служба в армии — это выполнение общественного долга молодыми людьми, закрепленного в Конституции РФ.
Согласно Д. И. Фельдштейну, степень социальной зрелости проявляется как в освоении социальных норм, форм существования, так и в их конкретной реализации, т. е. в уровне самосознания
Социальная зрелость индивида особенно ярко проявляется в процессах вынужденной смены человеком сферы основной деятельности, в данном случае в условиях прохождения службы в армии.
Служба в армии как переломный этап в жизни военнослужащего по призыву, изменяя социальную ситуацию развития, провоцирует развитие личностного кризиса, активизирует процессы смысловой динамики и находит отражение в трансформации жизненной перспективы личности.
Временная ориентация призывников на настоящее гедонистическое определяет отношение к жизни как полной развлечений и удовольствий; при определении ценности армейской службы молодые люди в большей степени апеллируют к экономическим выгодам и индивидуальным ценностям, нежели социальным; служба в армии вступает в противоречие с жизненными планами большинства молодежи, затрудняет реализацию значимых индивидуальных ценностей. В связи с этим ценности военной службы теряют свою актуальность в сознании молодежи, приобретают второстепенный характер, формируются установки на активное ее избежание.
Таким образом, ввиду недостаточной социальной зрелости, низкого уровня духовно-нравственной и гражданской культуры, отсутствия опыта самостоятельного конструктивного решения многих жизненных проблем многие молодые люди «заражены» гражданским инфантилизмом и социальным нигилизмом, иждивенческими настроениями и безынициативностью, что прямо и косвенно отражается на готовности молодого поколения к выполнению воинского долга по защите Отечества.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы социальной зрелости
1.1. Сущность понятия «социальная зрелость»
В современных исследованиях феномен зрелости изучается специалистами разных наук: биологии, физиологии, философии, этики, антропологии, социологии, педагогики, психологии, акмеологии, андрагогики, юриспруденции и др. Это свидетельствует о многомерности и сложности понятия «зрелость». Ему оказались узки рамки психофизиологического подхода, где акцент ставится на полном расцвете человеческой личности в физическом, интеллектуальном и эмоциональном отношениях. Социально-психологическая суть понятия детерминировала появление различных частных видов зрелости: умственной и трудовой (Б. Г. Ананьев), идейной и гражданской (Д. И. Фельдштейн), социально-психологической и социально-экономической (А. Л. Журавлев), мировоззренческой и нравственной (В. И. Матис) и др.
Развитие личности является следствием действия сложных социально-психологических процессов: развития сознания и самосознания, становления идентичности, социализации, формирования Я-концепции, системы отношений и самоотношения и др. Развитие социальной зрелости не является каким-то отдельным процессом. Оно непосредственным образом включено в общий процесс психосоциального развития человека, фактически наполняя и составляя его конкретное содержание . Исследователи не дают четких определений понятия «социальная зрелость».
В частности, авторы раскрывают сущность личностной зрелости через описание различных характеристик личности. Например, А. Н. Леонтьев обосновывает широкую систему связей с миром, высокую степень иерархизированности мотивов деятельности, устойчивую конфигурацию главных мотивационных линий . В. И. Слободчиков и Е. И. Исаев выделяют развитые ценностные ориентации, ответственность, самостоятельность, личностный способ бытия . А. Г. Асмолов отмечает свободный личностный выбор и активную жизненную позицию . А. А. Реан предлагает ответственность, терпимость, саморазвитие, позитивное мышление . Г. Олпорт описывает знание личностью своих сильных и слабых сторон, способность посмотреть на себя со стороны, наличие близких отношений с друзьями, способность обладать устойчивым единством личностных черт и ценностных ориентаций, правильно воспринимать людей и себя и активно владеть своим окружением . Э. Эриксон выделяет: индивидуальность, самостоятельность, своеобразие, смелость быть отличным от других .
В педагогике судьбоносное значение приобретает вопрос: «Куда направлен процесс развития личностной зрелости?», – так как большая часть ее характеристик содержит эгоцентрическую модальность. Например, «независимость», «автономность», «своеобразие», «смелость быть отличным от других», «личностный способ бытия», «свободный личностный выбор», «активная жизненная позиция» могут выражаться в противопоставлении поведения человека другим людям, приводить к нарушению им моральных и социальных норм, игнорированию традиционных нравственных ценностей. «Устойчивая конфигурация главных мотивационных линий» может быть ориентирована на достижение личных потребностей в ущерб общественным и государственным интересам. «Активное владение своим окружением», приобретая характер манипуляции, может спровоцировать человека на использование силовых методов в достижении каких-либо личных целей. Поскольку глубинная суть человека раскрывается только в мире отношений с другими людьми, принципиально важно, чтобы развитие личностной зрелости было социально ориентировано – шло в направлении реализации общественно значимых целей, готовности человека к социальной самоотдаче.
Б. С. Братусь среди условий и одновременно критериев обретения личностью родовой человеческой сущности выделяет отношение к другому человеку как к самоценности, как к существу, олицетворяющему в себе бесконечные потенции рода человеческого, способность каждого к децентрации, самоотдаче и любви как способу реализации этого отношения . Сфере социальных отношений принадлежит определяющая роль в жизнедеятельности человека. Социальное, возникая и формируясь исторически на биологической основе, но под действием общественных отношений, стало ведущей стороной развития человека. В. И. Слободчиков акцентирует внимание на том, что человек не рождается в качестве отдельного тела в пространстве тел физической реальности, а приходит в этот мир в существующее культурно-историческое поле наличных форм сознания и форм деятельности, наличной социальности. Человек обладает уникальной способностью своим рождением поляризовать это поле, преобразовывать жизнедеятельность Других в способ («орган») своего существования. Таким образом, Другой (человек) – фундаментальное онтологическое основание самой возможности возникновения субъективности, основание нормального развития и полноценной жизни. Специфические человеческие способности впервые зарождаются и развиваются только в уникальной, внутренне противоречивой живой общности людей. Это – со=бытие (со=бытийная общность), позволяет человеку однажды действительно и самому встать в практическое отношение к своей жизнедеятельности .