Курсовая с практикой на тему Изучение словосочетаний в начальных классах
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава 1. Лингвометодические основы изучения
словосочетаний в начальных классах 6
1.1. Словосочетание как синтаксическая единица. 6
1.2. Методические основы организации работы над
словосочетанием в начальной школе. 8
Глава 2.
Содержание работы над словосочетанием в начальных классах. 13
2.1. Анализ рабочей программы и учебников по
русскому языку для начальной школы.. 13
2.2. Комплекс упражнений по изучению
словосочетаний в начальных классах…………………………………………………………………………….21
Заключение. 32
Список
использованной литературы.. 34
ПРИЛОЖЕНИЕ. 38
Введение:
Обучение
русскому языку направлено на развитие речи и мышления младших школьников,
понимание элементов грамматического строя русского языка, воспитание любви к
родному языку и привитие интереса к его знанию.
В
реализации этой цели важная роль принадлежит синтаксису, так как изучение
синтаксиса в начальной школе, знание правил словосочетания и построения
предложений способствует развитию и совершенствованию синтаксической структуры
речи учащихся, формированию орфографических и пунктуационных навыков.
Известно,
что центральным направлением современной методики начального обучения родному
языку является реализация лингвистического принципа взаимосвязи языковых
уровней: фонетического, лексического, синтаксического, морфологического.
Высшим
уровнем языковой системы является синтаксический уровень. На синтаксическом
уровне осуществляется взаимодействие всех уровней языковой системы, поскольку
взаимосвязь лексического значения слова, его морфологических особенностей и
комбинационных возможностей отчетливо проявляется в структуре словосочетания,
предложения, в связном тексте.
Систематическая
работа по синтаксису способствует совершенствованию орфографической и речевой
подготовки учащихся начальных классов, наибольшей осведомленности в проведении
синтаксического анализа, обеспечивает преемственность между уровнем начальной и
средней школы в общей системе обучения русскому языку.
Работа
над фразой-это методологический принцип, позволяющий установить естественную,
органическую связь между морфологией и синтаксисом и организовать изучение
частей речи с учетом их сочетаемых свойств.
Данные
многочисленных исследований подтверждают отсутствие четкого осознания
студентами особенностей словосочетания:
—
учащиеся неправильно выделяют главное слово во фразе;
—
выписывайте в виде фраз слова, которые не сочетаются друг с другом, но
расположены рядом друг с другом в предложении;
—
пропуск фраз с удаленным расположением компонентов;
—
опустить или неправильно использовать предлоги, особенно во словосочетаниех с
отдаленными компонентами.
Именно
поэтому проблема организации работы с такой синтаксической единицей, как
словосочетание, по праву считается одной из наиболее актуальных в начальной
школе. Учителю начальных классов важно обладать глубокими знаниями
синтаксических единиц, чтобы осознанно и творчески подходить к материалу,
представленному в школьных учебниках, иметь представление о современных методах
обучения, учитывать в учебном процессе требования Федерального государственного
образовательного стандарта высшего профессионального образования. Новые
подходы, основанные на сознательном и систематическом усвоении отношений и
законов построения, сочетаемости свойств словосочетания, дают больше
возможностей для решения ряда проблем, связанных с изучением данной
синтаксической единицы.
Объект
исследования: словосочетание как синтаксическая единица на уроках русского
языка в начальной школе.
Предмет
исследования: процесс организации учебной деятельности по изучению
синтаксического понятия словосочетание на основе совокупности грамматических
признаков и свойств данной синтаксической единицы.
Целью
данного исследования является теоретическое обоснование и выявление наиболее
эффективных методов и форм работы над фразой как синтаксической единицей в
начальной школе.
Задачи:
—
проанализировать лингвистическую литературу по проблеме исследования: изучить
историю лингвистических учений;
—
проанализировать лингвистические и методические работы: раскрыть научные основы
изучения синтаксиса в начальной школе; описать содержание программ и школьных
учебников с точки зрения рассматриваемой проблемы; описать приемы и формы
работы над словосочетанием в начальной школе, направленные на достижение
запланированных предметных результатов освоения темы.
При
решении методической задачи мы опирались на нормативные правовые акты,
регулирующие образовательную деятельность в Российской Федерации, в том числе
на Федеральный закон Об образовании в Российской Федерации, Федеральный
государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования,
типовые и авторские образовательные программы по русскому языку для начальных
классов.
Научная
новизна работы заключается в накоплении и систематизации материала по данной
теме.
Практическая значимость определяется возможностью использования
материалов исследования в начальной школе. Структура работы соответствует
поставленным задачам: она включает введение, основную часть – две
Заключение:
Анализ
лингвометодической литературы и нормативной документации позволил определить
степень разработанности данной проблемы в лингвометодической теории. Определить
состояние организации учебной деятельности по изучению раздела «Синтаксис», в
частности синтаксиса словосочетания, в начальной школе.
Словосочетание
рассматривается как единица синтаксиса, которая выполняет коммуникативную
функцию (входит в речь) только как часть предложения. В речи он, как и слово,
не способен быть коммуникативной единицей (единицей общения) и поэтому
используется только как материал для построения предложения
Программы
и учебники русского языка показали, что работа по теме «Словосочетание»
проводится на протяжении всего курса русского языка в 1-4 классах. В школьном
курсе русского языка младшие школьники знакомятся не только с языковыми
явлениями, но и с изучающими их разделами науки о языке.
Эти
отношения выражаются в стандарте образования, программе и в учебниках русского
языка в виде понятий, которые называют единицы языка, и понятий, которые
называют разделы науки о языке, изучающие эти единицы. В начальной школе
начинается формирование представления о синтаксической системе русского языка,
учащиеся знакомятся с текстом, предложением и фразой – основными единицами
синтаксиса. К концу начальной школы младшие школьники должны обладать
определенным объемом знаний о словосочетаниях: дети должны запомнить основные
модели словосочетаний, научиться различать фразу и предложение, понимать, что
словосочетания, представляющие собой сочетание двух или более значимых слов,
служат для расчленения названий предметов и явлений действительности и,
следовательно, выполняют номинативную функцию в языке, используются для
построения предложений.
Мы
выяснили, что система работы по формированию синтаксического понятия
словосочетание традиционно включает три этапа: пропедевтические
(подготовительные) наблюдения, знакомство с понятием "словосочетание"
и особенностями словосочетания; углубление знаний о словосочетании, об их
особенностях, формирование навыков использования знаний о связи слов. На каждом
из этапов работы с словосочетаниями используются специальные упражнения,
основанные на принципах научного, систематического и последовательного
выполнения, учитывающие возрастающую сложность задачи и рост самостоятельности
учащихся.
Типы
упражнений различаются по разным признакам: по характеру формируемых знаний,
морфологическим (в том числе лексико-морфологическим) и синтаксическим; по
степени активности учащихся и их познавательной самостоятельности
(аналитической (упражнения на основе модели), синтетической (конструктивной,
предусматривающей самостоятельное построение фраз), творческой и др.), по
содержанию (может относиться к любому из разделов программы по русскому языку);
по форме выполнения (устной и письменной); по степени сложности (от
элементарной до сложной). В начальных классах упражнения характеризуются с
учетом практически всех вышеперечисленных оснований. При классификации
упражнений целесообразно учитывать ведущую сторону задачи
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Лингвометодические основы
изучения словосочетаний в начальных классах 1.1. Словосочетание как
синтаксическая единица Словосочетание
является одним из фундаментальных и в то же время наиболее противоречивых
понятий в отечественной теории синтаксиса. Фундаментальность словосочетания для
синтаксиса как науки заключается в том, что первое тесно связано с предметной
сферой последнего: синтаксис изучает законы сочетаемости слов, иначе говоря,
законы сложения слов, сочетания слов – словосочетания, словосочетания, в конце
– словосочетания, следовательно, законы словосочетания. Отсюда — основная
задача синтаксиса заключается в выяснении того, как сочетаются слова. Сочетание
слов осуществляются в процессе общения и для общения людей: слова реализуют
свою сочетаемость в коммуникативной языковой единице – предложении. Итак,
закономерности словосочетания (предмет синтаксиса) обнаруживаются в предложении
(в объекте синтаксиса, синтаксической единице).
Словосочетание — это синтаксическая
единица, представляющая собой лексико-грамматическое единство, создающее
расчлененное обозначение единого понятия [12].
Осознание словосочетания как
соединения грамматически сязанных слов в составе предложения объединяет многих
ученых: П. Фортунатов, А. Пешковский, А. Шахматов, А. Гвоздев.
Сущность словосочетания сводится к
выражению отношений между понятиями. Выразителями отношений между понятиями
являются и подчиненные (в том числе предикативные соединения: подлежащее +
сказуемое), и сочинительные соединения.
Словосочетание образуется при
формировании предложения и существует только в составе предложения. Вне
предложения оно возможно, если вычленяется для специального исследования. Раскрывая
назначение словосочетания, исследователи квалифицируют его как минимальную,
наглядно обобщенную формулу языка, как метаструктуру, на базе которой изучаются
и усваиваются способы, средства и приемы смыслового и грамматического
объединения слов [10, с. 21] и реализуются языковые валентности классов и
подклассов слов [3, с. 64].
Как операционная единица
словосочетание активно используется в исследовании и описании других,
несинтаксичних научных парадигм, в частности морфологии (например, при анализе
несамостоятельных грамматических категорий частей речи с сложную признаковую
семантикой, в частности прилагательного и глагола), лексикологии (например, при
определении семантической валентности лексем), лексикографии (по
лексикографического портретирования слова) и тому подобное.
Словосочетание не является единицей
общения (мы говорим предложениями, а не словосочетаниями), не содержит
утверждения или отрицания, не оформлено интонационно, оно является материалом
для построения предложений. Словосочетание характеризуется наличием главного и
зависимого слова. Например, в словосочетании дружные ребят
слово ребята является
главным, так как от него можно поставить вопрос какие?
Зависимое слово дружные, так как оно отвечает на вопрос главного слова ребята.
Слово дружные
может принимать все формы слова ребята (о дружных ребятах, с дружны- ми ребятами п т.
д.) [2].
По главному слову определяются
различные группы словосочетаний: глагольные (перейти улицу, управлять
машиной, войти в дом), именные (дом, отца, варенье из ягод,
верный товарищ, твердый в решении) й наречные (очень громко, чересчур сладко
и т. д.). Учение о словосочетании предполагает знакомство со способами
распространения главного слова. Способность слова сочетаться с другими словами
и формы проявления сочетаемости зависят не только от принадлежности слова к
определенной части речи, но и от лексического значения.
Словосочетание занимает особое положение по отношению к слову и