Педагогика Курсовая с практикой Педагогика/Психология

Курсовая с практикой на тему Изучение сформированности представлений о местоимениях у обучающихся третьего класса

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы исследования сформированности представлений о местоимениях у обучающихся третьего класса 8
1.1. Формирование грамматического строя речи у младших 8
школьников 8
1.2. Методические основы изучения сформированности представлений о местоимениях у обучающихся третьего класса 14
Выводы по первой главе 25
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по изучению сформированности представлений о местоимениях у обучающихся третьего класса 27
2.1. Констатирующий этап эксперимента 27
2.2. Уровень сформированности представлений о местоимениях у 33
обучающихся третьего класса 33
2.3. Проект педагогической технологии формирования представлений о местоимении у обучающихся третьего класса 37
Выводы по второй главе 44
Заключение 46
Список литературы 47
Приложение 49

 

  

Введение:

 

Актуальность. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования перед школой ставит следующие требования к результатам освоения основной образовательной программы по русскому языку: развитие речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, развитие интуиции и «чувства языка»; освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка; овладение элементарными способами анализа изучаемых явлений языка; овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания; воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к родному языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к родному слову, стремления совершенствовать свою речь.
Основные цели обучения учебного предмета русский язык в школе заключаются в интенсивном развитии интеллектуальных, творческих и речемыслительных способностей школьника; овладении знаниями о функционировании и устройстве языка в качестве коммуникативной системы; формировании навыков и умений полноценно, грамотно использовать богатства родного языка в своей речи [16].
Грамматические понятия, что изучают в начальной школе, являются одним из важнейших разделов всего школьного курса русского языка, от успешности усвоения которого напрямую зависит достижение этих целей. Изучение грамматических понятий обладает обширным развивающим и обучающим потенциалом. Усвоение грамматических сведений во многом влияет на общее развитие школьников, помогает их интеллектуальному развитию, создает благоприятные условия для формирования теоретического мышления детей, является фундаментом для формирования правописных навыков и умений, подготавливает учащихся к изучению школьного курса синтаксиса, морфологии, открывает возможности использования уроков грамматики для развития речи учащихся и усвоения правил словоупотребления.
Необходимость изучения личных местоимений в начальных классах обусловливается в первую очередь тем, что в речевой практике дети широко пользуются всеми формами таких местоимений и при этом достаточно часто допускают ошибки, к примеру: у «их» вместо у «них», с «им» вместо с «ним» и другие. Одной из задач изучения раздела «Местоимение» является то, чтобы устранить речевые ошибки, которые связаны с употреблением местоимений, как письменной, так и в устной речи обучающихся.
Но исследования результатов усвоения грамматических понятий и в частности темы «Местоимение» показывают, что данные разделы школьного курса русского языка не выполняют своей базовой функции, так как существуют серьезные недостатки при его изучении младшими школьниками. Данные исследователей говорят о том, что около 30% выпускников начальной школы ошибаются при распознавании морфологических признаков изученных частей речи; 35% учащихся смешивают собственно грамматические и неграмматические свойства слов, подменяют одни признаки другими, не используют все известные формальные признаки слова во время определения его принадлежности к той или иной части речи. Поэтому актуальность исследования определяется развивающим характером современного обучения, который призван формировать такие качества личности, как способность к познавательной деятельности, положительное осознанное отношение к учению, коммуникативные способности. Формирование познавательной деятельности, овладение предметными знаниями и коммуникативными умениями, включая грамматические понятия и знания о местоимении, сливаются в один общий процесс. Особое место в нем занимает усвоение грамматики родного языка в качестве средства, что обеспечивает умственное и речевое развитие учащихся (Н.С. Рождественский; А.В. Текучев; М.Р. Львов; К.А. Абенова, Т.Г. Рамзаева; Т.А. Ладыженская и др.).
Противоречие и проблема. Проблемой является то, что перед учителем стоит выбор наиболее эффективного метода или приема, направленного на формирование представлений о местоимении, который будет способствовать развитию умений коммуникативных умений, включая грамматические понятия и знания о местоимении. Отсутствие заинтересованности сказывается на понимании и осмыслении, поэтому учителю необходимо выбирать такой метод, который в первую очередь будет пробуждать интерес к обучению у школьников.
Все вышеизложенное обуславливает актуальность проблемы изучения формирования представлений о местоимении, являющейся частью проблемы гуманизации языкового и литературного образования, проблемы усилия в образовании компонентов, относящихся к человеку и человечеству.
Поэтому становится очевидным противоречие между социальной потребностью в формировании представлений о местоимении у обучающихся третьего класса и недостаточном уровне ее сформированности у младших школьников.
Цель исследования: на основе теоретико-экспериментального исследования разработать проект педагогической технологии формирования представлений о местоимении у обучающихся третьего класса.
Объект исследования: процесс формирования грамматического строя речи у младших школьников.
Предмет исследования: формирование представлений о местоимении у обучающихся третьего класса.
Гипотеза исследования: уровень сформированности представлений о местоимении у обучающихся третьего класса напрямую зависит от правильно организованного учебного процесса. Мы предполагаем, что данный процесс будет эффективным, если соблюдать следующие методические условия:
— система работы будет соответствовать системе изучения понятия, учитывающей и его языковые особенности, и особенности его усвоения младшими школьниками;
— обучение будет производиться через управление познавательной деятельностью учащихся, что направлена на овладение грамматическим понятием и в качестве средства осознания детьми самой познавательной деятельности, развития познавательного интереса, овладения обще учебными умениями.
Цель, предмет и гипотеза исследования определили постановку следующих задач:
1) Изучить формирование грамматического строя речи у младших школьников;
2) Рассмотреть методические основы формирования представлений о местоимении у обучающихся третьего класса;
3) Опытно-экспериментальным путем изучить уровень сформированности представлений о местоимении у обучающихся третьего класса.
В соответствии с поставленными задачами в исследовании применялись следующие методы работы: анализ и изучение лингвистической, психологической, методической и дидактической литературы; педагогическое наблюдение за деятельностью учителей и учащихся в учебном процессе, изучение продуктов учебной деятельности учащихся; различные виды педагогического эксперимента (констатирующий, обучающий, контрольный).
Практическая значимость. Материалы исследования могут быть использованы в курсе «Методика преподавания русского языка в начальных классах»; при создании методических рекомендаций учителям начальных классов по изучению темы «Местоимение» на уроках русского языка и при создании учебных пособий для учащихся.
Этапы исследования: исследование проводилось в 2018 — 2019 гг. и включало три этапа.
На первом этапе исследования (ноябрь — декабрь 2018 г.) осуществлялось теоретическое исследование обозначенной проблемы (анализ психолого-педагогической научной литературы); формулировался и уточнялся понятийный аппарат, объект и предмет исследования, его цели и задачи, гипотеза.
На втором этом этапе исследования (февраль — март 2019 г.) разрабатывалась методика проведения опытно-экспериментальный работы, проводился констатирующий этап эксперимента по выявлению исходного уровня сформированности представлений местоимениях.
На третьем этапе исследования (март – май 2019 г.) составлялся проект педагогической технологии формирования представлений о местоимениях, систематизировались и обобщались итоги опытно-экспериментальной работы, оформлялись результаты исследования.
Экспериментальная база исследования: муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя школа №4» г. Мегиона. В эксперименте приняли участие 24 человека.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Результаты, которые были получены в процессе анализа данных, показали, что осуществление предложенного проекта и дидактических условий его функционирования приводит к эффективному овладению обучающимися представлениями о местоимении. Кроме того, у детей развивается речи, внимание, память, мышление, активизируется мыслительная и познавательная активность. Младшие школьники легко анализируют опознавательные признаки каждого местоимения, ориентируются в их содержании, без труда выделяют их структурные компоненты.
Проведенное нами исследование показало, что уровень сформированности представлений о местоимении у обучающихся третьего класса напрямую зависит от правильно организованного учебного процесса. Мы предполагаем, что данный процесс будет эффективным, если соблюдать следующие методические условия:
— система работы будет соответствовать системе изучения понятия, учитывающей и его языковые особенности, и особенности его усвоения младшими школьниками;
— обучение будет производиться через управление познавательной деятельностью учащихся, что направлена на овладение грамматическим понятием и в качестве средства осознания детьми самой познавательной деятельности, развития познавательного интереса, овладения общеучебными умениями.

   

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретические основы исследования сформированности представлений о местоимениях у обучающихся третьего класса
1.1. Формирование грамматического строя речи у младших
школьников
Грамматический строй языка — это совокупность закономерностей какого-либо языка, которые регулируют правильность построения значимых речевых отрезков (слов, текстов, высказываний).
Грамматический строй языка охватывает собою:
1. правила и законы образования слов;
2. правила и законы изменения слов;
3. правила и законы соединения слов, образования на основе таких соединений элементарных синтаксических единиц — словосочетаний;
4. правила и законы построения предложений;
5. правила и законы сочетания предложений в более сложные грамматические организации.
Поэтому в грамматике выделяют отдельные области: морфологию, синтаксис и словообразование. К словообразованию относят все явления внутреннего строения слова, его деление на значимые части — словообразующие морфемы, все правила образования слов. К синтаксису относят все явления сочетания слов, построения высказываний и предложений, их соединения в сложные предложения и в бессоюзные конструкции. К морфологии относят все явления словоизменения (парадигматику слов) и всю сферу абстрактных значений слов, то есть значений, стоящих над их словообразовательными и лексическими значениями и выводимых из их формальной организации.
Овладение грамматическим строем речи предполагает усвоение парадигматических и синтагматических связей. В ходе формирования грамматического строя речи происходит выделение морфем и соотнесение их с грамматическим или лексическим значением. На основании этого в последствии возникают языковые обобщения: синтаксические и морфологические.
Языковые обобщения формируются на основе достаточного уровня развития аналитико-синтетической деятельности ученика: умения анализировать морфологическую, звуковую структуру слов, выделять специфическое и общее в различных формах одного слова (дом — дома — домой), в разных словах с одним грамматическим значением (столы — парты), умение синтезировать разные морфемы в структуре слова, основываясь на закономерностях языка.
Овладев определёнными языковыми закономерностями, ребёнок сразу же правильно моделирует свои речевые высказывания. Неусвоенные же этих закономерностей языка ведет к нарушениям синтаксической структуры предложения и морфологической структуры слова.
Л.С. Выготский отмечал: «В слове мысль не только выражается, но и совершается» [2; с. 163]. Одной из главных задач курса русского языка в школе является обучение учащихся практическому владению русским языком, развитие и становление их речевых навыков и умений. Овладеть тем или иным языком — значит накопить определенный, максимально возможный словарный запас, усвоить грамматический строй изучаемого языка и научиться пользоваться ими в своей речевой практике. Все эти стороны при овладении языком одинаково важны, взаимообусловлены и взаимосвязаны.
Слово — это одна из основных грамматических единиц. В нем соединены его лексическое значение, звуковая материя и формальные грамматические характеристики. К грамматическим свойствам слова относят, прежде всего, его значение как части речи (то есть как единицы, которая принадлежит к определенному лексико-грамматическому классу слов), словообразовательная структура, способность к формальным изменениям и все его абстрактные значения, что подчинены общему значению класса (части речи); у имени существительного это такие, к примеру, значения, как род, падеж, число, у глагола — вид, время, залог, лицо, наклонение. Кроме перечисленных свойств слову принадлежит его собственный активный потенциал, который проявляется, с одной стороны, в возможностях его лексико-семантической и синтаксической сочетаемости, его участия в построении высказываний и предложений, и с другой стороны, в его активном отношении к различным видам контекстных окружений. Поэтому слово — это единица, разными своими сторонами принадлежащая одновременно всем уровням грамматической системы — и морфологии, и словообразованию, и синтаксису.
Предложение как предмет грамматики является сообщающей единицей, строящейся по определенному синтаксическому образцу, существующей в языке в разных своих модификациях и формах, функционально (с какой-либо коммуникативной целью) нагруженной и интонационно оформленной. Предложению принадлежат предикативность (максимально абстрагированное грамматическое значение, которое свойственно любому предложению), категории семантической структуры, а также компоненты актуального членения – рема и тема. Предложение, так же, как и слово, вступает в синтаксические отношения с другими грамматическими единицами — предложениями и их аналогами; таким образом образуются бессоюзные соединения предложений и различные виды сложных предложений.
Грамматический строй языка очень тесно связан с его лексическим строем.
Усвоение речи ребенком является сложным процессом, который в своем развитии проходит ряд стадий: от зачаточного, аморфного использования каких-либо отдельных языковых явлений до полного овладения всеми языковыми нормами.
Проблема становления грамматического строя речи — это одна из самых актуальных проблем речевого развития детей.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы