Курсовая с практикой на тему Изучение самооценки подростков с ОВЗ
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1 6
Теоретические основы исследования самооценки подростков с ОВЗ 6
1.1 Проблема самооценки личности в психолого-педагогических исследованиях 6
1.2 Особенности самооценки подростков с ОВЗ 14
Выводы по Главе 1 22
Глава 2 23
Опытно-экспериментальное исследование самооценки 23
подростков с ОВЗ 23
2.1 Этапы, методы и методики исследования самооценки подростков с ОВЗ 23
2.2 Характеристика выборки и анализ результатов 29
2.3 Рекомендации по формированию адекватной самооценки учащихся 34
Выводы по Главе 2 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 41
Приложение. Методики 43
Приложение. Таблицы 44
Приложение. Рисунки 46
Введение:
Постановка проблемы. Завышенная или заниженная самооценка в подростковом возрасте считается вполне нормальным явлением. Причины, которые способствуют развитию такой самооценки у детей, зависят от личности, приобретенных и врожденных качеств ее психики и состояния здоровья.
Актуальность темы. В аспекте обновления системы образования возникает необходимость решения проблемы формирования саморегуляции у учащихся с ОВЗ. В рамках исследования саморегуляции учебной деятельности самооценка выступает как стержень этого процесса, объединяющее звено, которое взаимосвязано со всеми психическими образованиями личности и выступает в качестве важной детерминанты всех форм и видов деятельности и общения личности.
Правильно сформированная самооценка выступает не просто как комплекс отдельных характеристик личности, но и как залог успешного обучения, осознание ребенком своих сил, своих мотивов и потребностей в учебной деятельности. Недоразвитие самооценки обусловливает ряд различных трудностей, возникающих в процессе становления ребенка как активного субъекта учебной деятельности.
В исследованиях ученых возрастной и педагогической психологии привлекалось значительное внимание к самооценке (у детей школьного возраста – П.Я. Гальперин, А.В. Захарова, А.К. Маркова и др.); проблема развития самооценки, ее структура, функции, обсуждались в работах Л.И. Божович, И.С. Кона, Е.Х. Эриксона, К. Роджерса и других психологов; закономерности формирования самооценки были исследованы в трудах Л.И. Божович, В. А. Горбачевой, А. В. Захаровой и др.
Самооценка интерпретируется как личностное образование, которое непосредственно влияет на регуляцию поведения и деятельности, как автономная характеристика личности, ее центральный компонент, что формируется при активном участии самой личности и отражающий своеобразие ее внутреннего мира.
Другие исследователи, анализируя самооценку, отмечают на умении адекватно оценивать полученные результаты (Б.Г. Ананьев, И.Д. Бех Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, Н.Ф. Добрынин, Д.Б. Эльконин, А.И. Зак, К.Ц. Левин, А.М. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Г.И. Щукина и др.).
Таким образом, анализируя научные исследования по этой проблеме можно утверждать, что к концу школы возникает более критическое отношение к себе, учебной деятельности – дети в состоянии адекватно оценить как собственные успехи, так и свои неудачи в процессе обучения. То есть, происходит переход от конкретно-ситуативной самооценки к обобщенной самооценке, возрастает ее критичность, самостоятельность.
Особого внимания требуют вопросы определения самооценки с целью последующего в будущем предупреждения и разрешения конфликтов в поведении школьников с ОВЗ. Это и обусловило выбор темы курсовой работы: «Изучение самооценки подростков с ОВЗ».
Степень разработанности, место и значение в науке и практике. В специальной психологии и педагогике остро встает проблема изучения детей с ОВЗ (Т.О. Власова, М.С. Певзнер, В.Г. Петрова, Т.В. Сак). Изучали особенности психо-когнитивных процессов – Л.В. Занков, И.М. Соловьев, Г.И. Липкина. Вопросы развития умственно отсталых детей и задержки психического развития освещены в трудах И.М. Соловьева, М.И. Феофанова, Т.В. Сак. Авторы отмечают, что в связи с ослаблением контрольных функций коры головного мозга страдает вся система произвольной саморегуляции деятельности, а это сказывается на основных компонентах: мотивации, самоконтроле, самооценке.
В исследованиях Г.В. Грибановой, К.С. Лебединской, М.М. Райской отмечено, что школьники с ОВЗ очень редко могут адекватно оценить свою работу и правильно мотивировать свою оценку, которая часто завышена.
Цель – исследовать и изучить особенности проявлений самооценки детей подросткового возраста с ОВЗ.
Объект исследования – дети подросткового возраста с ОВЗ.
Предмет исследования – особенности самооценки детей подросткового возраста с ОВЗ.
Гипотеза исследования. Самооценка детей с ОВЗ отличается от самооценки их здоровых сверстников.
Достижение цели будет предполагать решение следующих задач:
1. Подобрать и проанализировать научную литературу по данной проблематике;
2. Раскрыть сущность понятия самооценки личности в психолого-педагогических исследованиях, а также самооценки подростков с ОВЗ ;
3. Выделить основные особенности самооценки в детей подросткового возраста с ОВЗ и провести их исследование;
4. На основе анализа результатов исследования сделать соответствующие выводы.
Методы исследования:
Теоретические методы – анализ литературы по проблеме исследования. Методы обработки данных – количественный и качественный анализ результатов исследования.
База исследования. Школа МАОУ «СОШ № 21 г. ____________», где созданы условия организации обучения воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов. А также средняя общеобразовательная школа №112.
Объем и структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений. Общий объем составляет 46 страниц.
Заключение:
На основе проведенного исследования хотелось бы отметить необходимость дальнейшего изучения самооценки подростков с ОВЗ, а также ее коррекции и предупреждения отклонений.
По результатам исследования можно сказать, что все поставленные задачи, цель и гипотеза были достигнуты на нужном для данной работы уровне. Были сделаны соответствующие выводы.
По данным анализа результатов исследования особенностей можно сделать следующие выводы:
1. Подростки с ОВЗ чаще демонстрируют заниженный уровень самооценки в отличие от здоровых сверстников, которые в основном проявляют оптимальные значения выраженности уровней самооценки,
2. Подростки с ОВЗ главной направленностью имеют направленность на себя. Наименьше они направлены на дело, им не свойственны заинтересованность в решении деловых проблем, хорошее выполнение работы. Также таким подросткам свойственна цель – здоровье. Дальше идут материально обеспеченная жизнь и активная деятельная жизнь в отличие от их здоровых сверстников, для которых наиболее важны такие факторы: общественное признание, материально обеспеченная жизнь и интересная работа.
3. Среди средств достижения своих целей в экспериментальной группе есть чуткость, честность и терпимость, а в группе здоровых детей – образованность, широта взглядов и ответственность.
Результаты исследования доказали необходимость проведения в будущем коррекционной работы по формированию позитивной самооценки у подростков с ОВЗ.
Фрагмент текста работы:
Глава 1
Теоретические основы исследования самооценки подростков с ОВЗ
1.1 Проблема самооценки личности в психолого-педагогических исследованиях
Так, по данным Л.И. Уманец, самооценка выступает как единство рационального и эмоционального компонентов. В рациональном компоненте отражается знание личностью присущих ей особенностей, а в эмоциональном компоненте – отношение к ним. Особенно интересной в контексте нашего исследования выступает линия развития рационального компонента самооценки, предложенная Л.И. Уманец [23, с. 20].
В процессе развития рационального компонента, возникает собственная стойкая самооценка. Она характеризуется тем, что подросток осознает собственные практические умения, поступки, моральные свойства, соотнося их с требованиями взрослых [23, с. 21].
Адекватная самооценка является предпосылкой становления активной жизненной позиции личности. Она у разных людей имеет существенные отличия.
Так, «одни, адекватно оценивая себя и свои действия, прежде всего, обращают внимание на положительные моменты, а потом на отрицательные. Другие – наоборот». Поэтому есть «разделение адекватной самооценки на два подвида:
— адекватная, приближенная к заниженной самооценке;
— адекватная, приближенная к завышенной самооценке» [21, с. 116].
Выдающийся отечественный ученый И.Д. Бех существенными составляющими процесса воспитания считает развитие рефлексии, выработки у подростка умения «посмотреть на себя, как на другого человека…». Также формирование у него адекватной самооценки, умение «критически оценить реального себя и свои реальные действия в сравнении с идеалом» [4, с. 65]. В подтверждение такой позиции тоже указано, что стойкая конкретная самооценка при наличии общей положительной самооценки обусловливает типичную склонность школьника к завышению представлений о своих возможностях, что отмечается многими исследователями.
Другой позиции придерживается О.Л. Кононко, подчеркивая негативное влияние на развитие школьника именно завышенной самооценки, «… которая в будущем станет препятствием в жизненном самоопределении» [14, с. 96].
Принимая во внимание позиции отечественных ученых, можем отметить, что наиболее негативное влияние на развитие личности школьника осуществляет неадекватно заниженная самооценка или адекватная, приближенная к заниженной самооценка, поскольку тормозит активность, продуцирует развитие неуверенности в себе, неумение ставить перед собой трудные цели и достигать их.
Изучая проблему генезиса самооценки, исследователи утверждают, что самооценка начинает образовываться еще на рубеже раннего и дошкольного возраста в процессе развития конкретных видов деятельности и постепенно совершенствуется в направлении роста адекватности и реалистичности. Самооценка выступает результатом двух основных психологических образований: общей самооценки и конкретной самооценки. Общая самооценка возникает в процессе общения с взрослым, а конкретная самооценка зарождается в процессе развития конкретных видов деятельности [18, с. 348].
Развитие психики в онтогенезе связано с организацией конкретных форм деятельности. Это является свидетельством того, что на формирование самооценки в каждом возрастном периоде преобладающее влияние имеет соответствующий данному периоду ведущий вид деятельности.
По данным психолога и педагога Г.С. Костюка, развитие самооценки возможно лишь при условии выполнения определенной деятельности, осознания своих достижений в ней, сравнения собственных достижений с достижениями других людей. Ученый сосредоточивает внимание на том, что значительное влияние на развитие самооценки ребенка осуществляют оценки со стороны родителей, педагогов и сверстников [15, с. 75].
Исследуя особенности самооценки в контексте эмоционального развития школьника, стоит отметить то, что эмоционально ценно отношение к себе образуется на основе детских переживаний, возникающих в процессе взаимодействия с другими детьми, которое организует взрослый на моральной основе. Также важным для формирования эмоционального и ценностного отношения подростка к себе являются оценки взрослых. Выявление удовлетворения или недовольства со стороны взрослого относительно успехов ребенка в различных видах деятельности, его поведения всегда вызывают у него определенные чувства, которые в дальнейшем влияют на его отношение к себе и формирование самооценки.
Самооценка – это оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. «Наши самооценки – это своеобразные когнитивные схемы, которые обобщают прошлый опыт личности и организуют новую информацию относительно данного аспекта Я [12, c.18].
С помощью самооценки осуществляется саморегуляция поведения личности. Человек в процессе общения постоянно сверяет себя с эталоном и в зависимости от результатов проверки, остается довольным, или недовольным, собой. Это «внутренний манометр» личности, показания которого свидетельствуют о том, как он себя оценивает, насколько доволен собой.
Самооценка – это результат не всегда четко осознанной личностью проекции реального Я на Я идеальное, то есть оценка себя происходит не напрямую, а с помощью эталона, составленного из ценностных ориентаций и идеалов личности. Критерии самооценки неоднозначны. Индивид оценивает себя двумя путями:
1. Путем сопоставления уровня притязаний с объективными результатами своей деятельности.
2. Путем сравнения себя с другими людьми.
Самооценка не является постоянной, она меняется в зависимости от обстоятельств. Усвоение новых оценок может изменять значение усвоенных предварительно – школьник, который успешно сдает экзамены, считает себя способным учеником. Он горд и доволен собой, потому что это подтверждается и мнением других: его успехи вызывают положительную оценку одноклассников, поддержку семьи и имеют благоприятный социальный резонанс. Однако эта положительная оценка может стать хрупкой в результате срыва на экзаменах или в случае, если среди сверстников ценность успеваемости будет второстепенной.
Есть три момента, существенных для понимания самооценки [14, c. 96]:
1. Важную роль в формировании самооценки играет сопоставление Я-реального и Я идеального.
2. Интериоризация социальных реакций на данного человека. Человек склонен оценивать себя так, как оценивают себя другие.
3. Человек оценивает успешность своих действий и проявлений через призму своей идентичности.
Самооценка – это важный способ саморегуляции. Формируясь в процессе деятельности, она касается ее этапов и имеет следующие особенности:
— самооценка, отражающая этап ориентирования в своих возможностях в будущей деятельности, называется прогностической;
— самооценка, которая проявляется по ходу деятельности и направлена на ее коррекцию, называется процессуальной или корректирующей;
— самооценка на завершающем этапе деятельности, содержание которой — оценка результатов деятельности, называется ретроспективной [10, c. 48].
Функция первой – оценка субъектом своих возможностей, определение отношения к ним; второй – оценка и коррекция исполнительных действий (поведенческих актов) по ходу их развертывания; третьего – оценка результатов деятельности, достигнутых уровней развития.
Прогностическая самооценка актуализируется до начала деятельности или поведенческого акта. По психологическому механизму она представляет собой сложное интеллектуальное действие, разворачивающееся в дискуссивном плане.
Функцией прогнозируемости самооценки становится синтез информации, взятой субъектом с анализа объективных и субъективных характеристик ситуации оценивания. Как оценка возможностей, она реализуется в условиях дефицита информации, в связи с чем, основу составляют рефлексивные действия, которые отражают ту или иную степень уверенности субъекта в себе, его ориентацию на возможность непредсказуемых трансформаций предмета деятельности.
Оценка процесса и результата деятельности, достигнутых уровней развития (актуальная и ретроспективная самооценка), в меньшей степени осложнена дефицитом информации и имеет больше оснований для функционирования в однозначных категоричных формах.
Психологическая природа самооценки имеет социальные источники, и она формируется под влиянием культуры осознание результатов своей деятельности и оценки других людей. В ней сочетается принцип единства сознания и деятельности, потому что самооценка в значительной степени влияет на притязания личности и становится одним из мотивов ее активности.
Уровень притязаний – желаемый уровень самооценки личности, который проявляется в сложности цели, которую индивид ставит перед собой [16, c. 221].
Желание повысить самооценку в том случае, когда человек имеет возможность свободно выбирать степень сложности очередного действия, порождает конфликт двух тенденций: с одной стороны – желание повысить уровень притязаний, чтобы почувствовать максимальный успех, а с другой – найти его, чтобы предотвратить неудачам.
В отличие от самооценки, которая касается уже достигнутого, притязания направленные на будущее. Их реализация позволяет проверить себя в конкретной деятельности. Притязания связаны со стремлением получить признание, как со стороны других людей, так и от самого себя.
Особенности самооценки:
— Содержание предмета осознания.
— Адекватность, соответствие реальным достижениям в деятельности и поведении.
— Устойчивость самооценки.
— Автономность оценочных суждений.
— Высота самооценки.
— Степень критичности.
— Степень обобщенности самооценки [17, c. 74-76].
Самооценка, прежде всего, характеризуется ее содержанием, которое становится наиболее значимым для личности. На разных возрастных этапах у отдельного человека содержание суждения о себе разное. На основе содержания самооценки можно делать выводы о том, что волнует индивида, заметить изменения, которые появляются на определенных возрастных этапах. Показатель правильного развития содержания самооценки – соответствие суждения о себе наиболее значимым потребностям в том или ином возрасте.
Степень адекватности самооценки является одной из наиболее значимых ее характеристик, поскольку показывает наличие или отсутствие совпадения между реальными успехами (на основе результатов деятельности и оценки других) с суждением субъекта о себе. В связи с этим самооценка может быть адекватной или неадекватной – заниженной или завышенной.
Исследования показывают, что о гармоничном развитии личности свидетельствует адекватная или несколько завышенная самооценка. Резко завышенная оценка себя в сравнении с реальными результатами в деятельности и поведении свидетельствует о деформации личности. Пониженная самооценка также не способствует психическому развитию, поскольку порождает неуверенность в себе, отсутствие надлежащих требований к себе, препятствует осуществлению саморегуляции и самовоспитания.
Высота является дополнительной, но важной количественной характеристикой самооценки. Адекватная самооценка может быть как высокой, по сравнению с оценкой референтной группы, так и низкой.
Самооценка характеризуется также мерой постоянства. Постоянной считается самооценка, которая в течение определенного времени остается неизменной, несмотря на изменение обстоятельств. Положительно можно характеризовать относительно устойчивую самооценку, то есть такое, что меняет свой смысл, высоту, адекватность, в зависимости от успехов в ведущей деятельности, появления новых возрастных особенностей. Когда самооценка остается неизменной, несмотря на новые жизненные обстоятельства, она становится неадекватной.
Существенная особенность самооценки – ее автономность, независимость от суждений других. Формируясь под влиянием оценок других и результатов собственной деятельности, самооценка в процессе своего развития автономизируется от мнения других. Автономность суждения о себе способствует устранению внушаемости, комформизма. В то же время самооценка не может быть совсем независимой. Результаты деятельности других людей, так же, как их оценки, постоянно корректируют собственную оценку.
Самооценка характеризуется также в определенной степени критичности. Умение замечать и оценивать не только свои достижения, но и негативные стороны собственной деятельности и поведения свидетельствует о наличии самокритичности. Самокритичность может проявляться в неудовлетворенности собой – важном чувстве, которое побуждает к работе над собой. Без самокритичности невозможно формирование чувствительности к социальным нормам. Самокритичность тесно связана с требовательностью к себе.
Одна из особенностей суждения о себе – степень его обобщенности. Самооценка, как и любое иное суждение, формируется на основе восприятия и оценки отдельных сторон собственной деятельности и поведения.
Все указанные особенности самооценки определяют ее уровень. Кроме самооценки, важно знать ожидаемую оценку группы, оценку товарищей, родителей, учителей. Она может быть высокой, средней, низкой, может более или менее приближаться к самооценке.
На основе проведенного нами теоретического анализа психолого-педагогической литературы, отметим, что формирование самооценки как многоструктурного компонента, возможно лишь в процессе определенной деятельности под влиянием оценок взрослых.
На самооценку ребенка на более поздних возрастных этапах (подростковый возраст) начинает оказывать влияние не только оценка взрослого, но и сверстника и результаты собственной деятельности, что способствует образованию правильной дифференцированной самооценки и самокритичности. Возникает критическое отношение к оценке взрослого и сверстника.
Таким образом, анализ и обобщение подходов и концепций к изучению проблемы самооценки подростков свидетельствует, что обозначенная проблематика является особенно актуальной в условиях трансформационного общества и модернизации отечественного образовательного пространства и имеет длительную научно-исследовательскую историю, оставаясь относительно малоисследованной. Многие отечественные и зарубежные ученые рассматривали анализируемую тематику сквозь призму индивидуального подхода и субъектного взаимодействия с ближайшей социальной микросредой. Подростковый возраст, для которого характерны динамичные изменения самосознания, является также благоприятным для формирования самооценки и выступает важной предпосылкой зарождения ее адекватности, если она не была сформированная в более раннем возрасте.