Курсовая с практикой на тему Изучение самооценки младших школьников
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы изучения самооценки младших школьников 7
1.1 Понимание самооценки в психологии. Особенности ее развития в младшем школьном возрасте 7
1.2 Процесс формирования самооценки младших школьников 15
1.3 Психологическая характеристика младших школьников 22
Выводы по 1 главе 28
Глава 2. Изучение самооценки младших школьников 30
2.1 Изучение уровня сформированности самооценки у учащихся начальной школы 30
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования 34
2.3 Рекомендации родителям и педагогам по формированию адекватной самооценки у детей 41
Выводы по 2 главе 46
Заключение 47
Список использованной литературы 50
Приложение 55
Введение:
Актуальность исследования: главными задачами образования являются формирование социально активной, морально развитой личности, которая реализует свои способности. Одной из актуальных проблем, стоящих перед педагогами современной школы, выступает психолого-педагогический дуализм касательно развивающейся личности – обучение и воспитание не всегда строится на знаниях о психологии развития ребенка и формировании его личности. В исследованиях А.Д. Алферова, Л.И. Божович А.Л. Венгер отмечается, что центральная характеристика любой личности — «Я-концепция», представляющая собой относительно устойчивую и осознанную систему представлений личности о себе, на основе которой человек выстраивает отношение к себе и свое взаимодействие с остальными людьми. Составной и неотъемлемой частью «Я-концепции» является самооценка. В большом психологическом словаре самооценка определяется как оценка личностью самой себя, своей внешности, места среди остальных людей, своих качеств и возможностей [4].
Самооценка выступает системообразующей основой индивидуальности личности, во многом определяющей жизненные позиции, уровень притязаний, всю систему оценок.
Самооценка оказывает влияние на вырабатывание стиля поведения и жизнедеятельность человека. В возрастной и педагогической психологии младший школьный возраст находится на особом месте: в данном возрасте происходит овладение учебной деятельностью, вырабатывается произвольность психических процессов, появляется рефлексия, самоконтроль, действия начинают сопоставляться с внутренним планом. Учебная деятельность выступает одним из главных факторов, который оказывает влияние на развитие самооценки детей младшего школьного возраста, в связи с этим, учителю начальных классов необходимо знать психологические особенности младших школьников и учитывать индивидуальные особенности самооценки в учебном процессе, осуществляя индивидуальный и дифференцированный подход в обучении.
Формирование самооценки помогает учащимся правильно оценить, свои учебные достижения, способности, возможности, достоинства и недостатки, содействует саморегуляции учебной деятельности. Школьник по-разному производит самооценку своей учебной деятельности в зависимости от применения учителем разнообразных методов, форм и средств контроля.
Учебная деятельность является одним из важнейших факторов, оказывающим влияние на формирование самооценки детей младшего школьного возраста, поэтому учитель начальных классов должен знать психологические особенности младших школьников и учитывать индивидуальные особенности самооценки в учебном процессе, осуществляя индивидуальный и дифференцированный подход в обучении.
Проблема: в чем особенности самооценки у младших школьников?
Цель исследования: изучить самооценку младших школьников.
Объект исследования: дети младшего школьного возраста.
Предмет исследования: самооценка младших школьников.
Гипотеза исследования: заключается в предложение о том, что на основе результатов диагностического исследования особенностей самооценки младших школьников возможно разработать рекомендации по формированию адекватной самооценки в младшем школьном возрасте.
Для достижения поставленной цели нужно решить следующие задачи:
1. Проанализировать процесс формирования самооценки
2. Рассмотреть возрастные психические особенности учащихся младшей школы
3. Изучить уровень сформированости самооценки у учащихся начальной школы;
4. Разработать рекомендации для родителей и педагогов по формированию адекватной самооценки у детей.
Методологическими основами исследования являются положения о генезисе самооценки, типологии и особенностях ее проявления в младшем школьном возрасте, причинах возникновения самооценки младших школьников.
Теоретическую основу исследования составили работы ведущих отечественных и зарубежных учёных в области детской и социальной психологии (И.П. Подласый, Блонский, П. П., Болотова, А.К. Кулагина, И. Ю.), об особенностях формирования самооценки младших школьников (Бороздина Л.В., Васинская Н.В., Захарова А.В. Ларина А.Б.).
Методы исследования:
— теоретические: изучение и анализ психолого-педагогической литературы по проблеме изучения самооценки младших школьников.
— эмпирические: наблюдение, беседа, тестирование. В качестве основных методик нами были использованы:
— Методика Т. Дембо-С. Я. Рубинштейн;
— Методика психодиагностики «Лесенка» (В.Г. Щур);
— Методика «Нарисуй себя» (З. Василяускайте и А. М. Прихожан).
— методы количественной и качественной обработки экспериментальных данных.
Опытно – экспериментальная база исследования: МБОУ СОШ № 4 г. Дзержинска, учащиеся 2 «А» класса, 20 детей. Из них 12 девочек, 8 мальчиков.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что изучены особенности развития, процесс формирования самооценки младших школьников.
Практическая значимость исследования заключается в том, что осуществлен подбор адекватных проблеме исследования психодиагностических методик, проанализированы результаты исследования, на основе которых разработаны психолого-педагогические рекомендации по формированию адекватной самооценки в младшем школьном возрасте
Материалы исследования могут быть использованы в практической деятельности педагогов-психологов, социальных педагогов, классных руководителей, учителей в условиях образовательных учреждений для формирования адекватной самооценки детей младшего школьного возраста. А так же для студентов педагогических вузов в ходе подготовки к практическим и семинарским занятиям.
Структура курсовой работы: работа состоит из введения, двух глав, выводов по этим главам, заключения, приложений и списка литературы.
Заключение:
Курсовая работа была посвящена изучению самооценки младших школьников.
Актуальность исследования определяется тем, современные тенденции развития общества, процесс его дальнейшей демократизации предъявляют особые требования к формированию активной, созидающей личности. Только такая личность может самостоятельно и осознанно строить собственное поведение и деятельность, определять перспективы, пути и средства своего личностного развития. В связи с этим возрастает интерес к образованию, ориентированному на личность, ее свободное творческое развитие. Необходимо уже на начальном этапе обучения учить детей адекватно оценивать свои поступки, свое личностное развитие, что имеет большое значение для реализации их возможностей.
Проблема данного исследования состояла в исследование условий и механизмов формирования адекватной самооценки младших школьников и является одной из важнейших в современной психологии и педагогике обучения.
Цель нашей работы заключалась в изучение самооценку младших школьников, в основном достигнута.
Задачи исследования решены следующим образом:
Согласно первой задаче были рассмотрены, и изучены, и проанализированы механизмы формирования самооценки у младших школьников в психолого-педагогической литературе.
Основными факторами, влияющими на формирование самооценки детей младшего школьного возраста, являются оценочное поведение учителя, родителей и их отношение к образовательной деятельности. Постоянно сталкиваясь с оценками своей учебной работы и работы одноклассников, младший школьник начинает разбираться в своих собственных силах и учебных возможностях.
Поэтому разработка методики изучения потребностей, интересов, целей, деструктивных, стимулирующих факторов как основных компонентов самооценки младших школьников является важнейшим компонентом обучения.
Согласно второй задаче были рассмотрены возрастные психические особенности учащихся младшей школы.
В современных социокультурных условиях особую значимость приобретают вопросы воспитания подрастающего поколения, формирования у детей личностных качеств, необходимых для успешной самореализации
Повышение роли самооценки в учебном процессе необходимое в частности потому, что именно ею поясняется интенсивность в осуществлении избранного действия, активность в достижении результата и цели деятельности.
Согласно третьей задачи были подобраны и апробированы методы и процедуры исследования. Изучение особенностей самооценки среди младших школьников проводилось на базе МБОУ СОШ № 4 г. Дзержинска Нижегородской области.
В исследовании принимали участие младшие школьники, обучающиеся во 2 классе. В количестве 20 человек, из них 12 девочек и 8 мальчиков. Возраст испытуемых 8-9 лет.
В ходе исследования применялись следующие методики: методика Демби-Рубинштейн (Тамара Дембо, Сусанна Яковлевна Рубинштейн); методика психодиагностики «Лесенка» (В.Г. Щур); методика «Нарисуй себя» (З. Василяускайте и А. М. Прихожан), методы количественной и качественной обработки экспериментальных данных.
Исследование показало, что основная масса младших школьников, принимавшая участие в исследовании, имеет самооценку, которая находится на адекватном уровне, но у значительной части детей самооценка является завышенной.
Согласно четвертой задаче были разработаны рекомендации для родителей и педагогов по формированию адекватной самооценки у детей младшей школы.
Основными факторами, влияющими на формирование самооценки детей младшего школьного возраста, являются оценочное поведение учителя, родителей и их отношение к образовательной деятельности. Постоянно сталкиваясь с оценками своей учебной работы и работы одноклассников, младший школьник начинает разбираться в своих собственных силах и учебных возможностях.
Исходя из этого, гипотеза доказана. И на основании результатов исследования разработаны рекомендации для родителей и педагогов по формированию адекватной самооценки и детей.
Теоретическая значимость исследования заключалась в том, что были рассмотрены и проанализированы проблемы формирования самооценки в психолого-педагогической литературе и рассмотрены возрастные психические особенности учащихся младших классов.
Практическая значимость исследования заключалась в том, чтобы подобрать и апробировать методы и процедуры исследования и разработать рекомендации по формированию адекватной самооценки младших школьников.
Материалы исследования могут быть использованы в практической деятельности педагогов-психологов, социальных педагогов, классных руководителей, педагогов для самооценки детей младших классов.
В перспективе исследование может быть расширено за счет увеличения выборки испытуемых, применения большего числа диагностических методик и организации тренинговых занятий для школьников.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические основы изучения самооценки младших школьников
1.1 Понимание самооценки в психологии. Особенности ее развития в младшем школьном возрасте
Самооценка является частью самосознания человека. Она представляет собой мнение индивида относительно себя, собственной значимости, ценности отдельных сторон своей личности, а также поведения, отдельных действий и деятельности вообще. Самооценка – целостное образование, составляющая часть концепции своего «Я» (Я-концепции) и самосознания человека [44].
Через самооценку индивид имеет возможность:
— реализовать функцию собственной защиты;
— осуществить регуляцию отношений с другими, личного поведения в обществе;
— проникнуться чувством уважения к себе;
— прочувствовать собственную автономность и относительную независимость.
Самооценка нередко приравнивается к любому личностному суждению о себе, своих характеристиках, особенностях, возрасте, планах и переживаниях. Тогда она является противоположностью экспертным (объективным) суждениям и оценкам [28].
Неоценима помощь самооценки в составлении прогнозов по поводу индивидуальных успехов, что проявляется как притязания человека, имеющих определенный уровень (высокий или низкий).
Источники формирования
Самосознание и самооценка возникают, формируются и развиваются еще в детском возрасте, в ходе становления личности (активно это проявляется приблизительно после 3 лет). Ребенок потихоньку начинает разбираться в своих способностях (умственных и прочих), мотивах и поведенческих проявлениях, целях, физических и духовных возможностях, отношениях с окружающими. Формирование самооценки происходит в ходе познания самого себя. Отношение к собственному «Я» создается не сразу, а постепенно: шаг за шагом каждый индивид приобретает привычный взгляд на себя, одобряя или не одобряя те или иные проявления, поступки, мысли, отношения, результаты и прочее [10]. Ценность и значимость собственной личности перерастает в стойкое убеждение.
Источниками самооценки, через которые она непосредственно формируется, являются:
— Образ себя. Создается путем сравнения составляющих «Я» индивида – реального и идеального (сопоставление между тем, каким человек есть теперь в своем восприятии и каким хотел бы стать, чтобы измениться к лучшему).
— Математически это определяется через величину разницы притязаний человека к его реальным результатам и достижениям. Чем этот разрыв больше, тем ниже уровень самооценки у человека, и наоборот.
— Переход внешних оценок индивида (со стороны социальной окружающей среды) во внутреннюю оценку самого себя – интериоризация. Каждой личности свойственно отталкиваться в оценке себя от того, как, в ее восприятии, оценивается она другими людьми [50].
— Оценка успешности собственных результатов. Здесь самооценка проявляется в сознании человека через уровень достижений и их оценивание: индивид удовлетворен,/не удовлетворен достигнутым, качеством результатов – это и является меркой величины выставляемого бала в шкале оценивания позитив-негатив.
— Сравнение со значимыми окружающими. Ориентир оценке задают авторитетные и важные для индивида люди. Подобные оценки окружающих могут быть субъективными, но служат основой для создания идеалов и стандартов, к которым стремиться человек.
В психологии классификация видов самооценки разработана в зависимости от различных оснований:
— близости к реальности – адекватная (реалистичная, оптимальная) и неадекватная (неоптимальная, склонность к завышению или занижению);
— величины (уровня) – высокая самооценка (максимальный и приближенный к нему уровень), средняя (промежуточный уровень), низкая (минимальный уровень);
— устойчивости – стабильная (еще имеет название «личностная») и плавающая (текущая);
— широты охвата – общая, частная или конкретно-ситуативная. Адекватная/неадекватная. Этот вид самооценки – результат склонности к объективному или субъективному взгляду на самого себя и собственные проявления [36].
Показателями адекватности самооценки служит:
— постановка целей, которые обязательно достигаются;
— реалистичность в оценке определенной ситуации и своих потенциалов в ней.
Показателями неадекватно завышенной самооценки являются: переоценка собственных сил; чрезмерная идеализация личного образа «Я»; игнорирование неудачных действий и результатов; необоснованные претензии и высокомерие; безоговорочная правота и безгрешность. Свидетельством неадекватно заниженной самооценки является: отсутствие веры в свои силы; робость во всем; нерешительность в проявлении собственных способностей и возможностей [11].
Самооценка – одна из центральных категорий психологии личности отдельного индивида. Она хоть и является по сущности своей субъективным явлением, но имеет прямое воздействие на психику человека и закономерности ее функционирования: взаимоотношения с окружающими, успешность деятельности, ориентиры в жизни и пр.
Рассматривая проблемы развития личности учащихся, современные ученые подчеркивают особую роль культурно-воспитательной среды. Среда рассматривается как совокупность социокультурных и специально организованных психолого-педагогических условий, в результате взаимодействия с которыми происходит становление личности. Исходя из этого, можно предположить, что внешние факторы оказывают значительное влияние на формирование и развитие самооценки.
Наше исследование направлено на выделение и анализ факторов, влияющих на самооценку младших школьников [42]. С этой целью мы проанализировали исследования отечественных и зарубежных ученых.
По мнению большинства отечественных и зарубежных ученых, формирование самооценки наиболее интенсивно происходит именно в младшем школьном возрасте. Это обусловлено, в первую очередь, особенностями возрастного этапа, характеризующегося сменой ведущей деятельности и социальной ситуации развития.
Как в отечественных, так и в зарубежных исследованиях выделяется ряд факторов, влияющих на самооценку в младшем школьном возрасте. Их можно разделить на внутренние и внешние.
В ходе теоретического анализа мы выяснили, что ученые в своих исследованиях обычно рассматривают следующие внешние факторы формирования и развития самооценки в младшем школьном возрасте.
1. Учебная деятельность и оценка учителя [33].
Младший школьный возраст – это, прежде всего, начало школьной жизни, следовательно, учебная деятельность становится основной. Новая для ребенка ведущая деятельность и социальная ситуация развития выступают, в основном, как стрессогенные факторы. Разумеется, это существенно влияет на формирование самооценки ребенка.
Значимость учебной деятельности, ее возможности для развития различных сторон самооценки младшего школьника исследовали Д. Б. Эльконин и В. В. Давыдов.
Воздействие оценки учителя на формирование самооценки младшего школьника было рассмотрено в работах Л. И. Божович, Б. Г. Ананьева, А. И. Липкиной и др. Данные авторы рассматривали отношение школьников к педагогической оценке, мотивы, вызванные ей переживания, а также степень ее влияния на оценку ребенком самого себя. Ведь учитель в жизни младшего школьника занимает особое место. А.И. Липкина писала, что педагогическая оценка, формируя самооценку у детей, оказывает воздействие на развитие личности в целом, степень уверенности в себе, а также формирование отношения ребенка к сверстникам [13].
А. В. Захарова отмечает, что учебная деятельность и оценка школьной успеваемости оказывает большое влияние на становление самооценки ребенка младшего школьного возраста. Поскольку, для него теперь очень важно чувствовать себя компетентным в учебной деятельности [44]. Младшие школьники начинают оценивать себя и своих сверстников, прежде всего, с точки зрения успеваемости и оценки учителя. Например, описывая наиболее популярных сверстников, дети в первую очередь выделяют знания, ум и успехи в учебе.
Зарубежные исследователи также выделяли данный фактор, как один из основополагающих в формировании самооценки младшего школьника. Э. Эриксон считал, что полноценное развитие в младшем школьном возрасте, прежде всего, предполагает формирование у ребенка чувства компетентности. Если младший школьник не чувствует себя компетентным в своей учебной деятельности, то его личностное развитие, а, следовательно, и формирование адекватной самооценки искажаются. Так как в этом возрасте оценка успеваемости ребенком, является, по сути, его оценкой личности.
2. Стиль семейного воспитания, принятые в семье ценности и приоритеты.
В отечественной психологии влияние семейного воспитания и детско-родительских отношений на самооценку и успешное развитие личности ребенка раскрывается в работах В. В. Столина, А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина, М. И. Лисиной, К. К. Платонова, И. С. Кона и др.
Зарубежные авторы также рассматривали опыт семейных отношений как важный фактор становления самооценки и развития личности в целом (К. Хорни, А. Адлер, В. Шутц, М. Эйнсуорт, Д. Боулби, Й. Лангмейер и др.).
Как отечественные, так и зарубежные ученые признавали значимость семейного воспитания для формирования самооценки ребенка. Очевидно, что уклад жизни семьи, семейные ценности, взаимоотношения с родителями во многом формируют отношения младшего школьника к себе.
Так, например, в семьях, где ребенку уделяется достаточно внимания, родители охотно и достаточно хвалят своего ребенка, предъявляют адекватные требования, дети имеют адекватную или высокую самооценку [48]. Дети, которые находятся в атмосфере всеобщего внимания и поклонения, имеют завышенную самооценку. Соответственно дети, которые находятся в семьях с нарушением детско-родительских отношений, а также с другими проблемами, где ребенок получает недостаточное количество должного внимания и участия со стороны родных и близких, имеют низкую или заниженную неадекватную самооценку.
3. Оценки со стороны социально значимого окружения.
Влияние оценок со стороны социально значимого окружения, как один из ведущих факторов становления и развития самооценки рассматривали в своих работах как отечественные авторы (И. В. Дубровина, А. И. Липкина, А. В. Захарова и др.), так и зарубежные (У. Джемс, Ч. Кули, М. Вебстер, Г. Мид, Б. Собичек и др.).
Младший школьный возраст является периодом интенсивного формирования самооценки. Самооценка является важнейшим механизмом регуляции поведения: она играет большую роль в овладении ребенком учебной деятельностью, в реализации его возможностей и способностей, в установлении дружеских отношений со сверстниками. Поэтому в начальных классах следует обращать внимание на самооценку детей. Её знание необходимо учителю для построения процесса воспитания.
У младшего школьника уже в достаточной степени развиты рефлексивные способности. Ребенок начинает придавать существенное значение оценке своего поведения и поступков окружающими людьми. Он, как и дошкольник, по-прежнему продолжает стремиться иметь положительную самооценку. Однако, как писала В. С. Мухина, что внутренняя позиция ребенка по отношению к самому себе – «Я – хороший», теперь требует подтверждения со стороны значимых взрослых и сверстников [24]. К окончанию младшего школьного возраста, как правило, самооценка становится менее зависимой от мнения окружения.
По мнению Г.М. Коджаспировой самооценка – оценивание человеком своих собственных психологических качеств и поведения, достижений и неудач, достоинств и недостатков, места среди других людей [1].
Значит, самооценка – это представление человека о самом себе, о собственной значимости и важности в обществе, о своих качествах и недостатках.
Прежде всего, самооценка формируется под влиянием результатов учебной деятельности. Но, в свою очередь, оценивают эти результаты взрослые (родители, учитель). Так, с началом школьного обучения в жизни ребенка появляется новый значимый взрослый – учитель. В условиях нового ведущего вида деятельности (учебной) именно оценка и мнение учителя является наиболее значимым фактором в развитии личности школьника. Итак, на основе оценок и отметок учителя складывается и самооценка младших школьников.
Рассмотрим особенности характера, поведения детей с разными видами самооценки. Так, детям с адекватной самооценкой характерны следующие особенности: общительность, активность, чувство юмора, находчивость, самостоятельный и вдумчивый поиск ошибок в своих работах, выбор задач, соответствующих своим возможностям [40].
Неадекватная заниженная самооценка у младших школьников обычно проявляется в стремлении выбирать только легкие задачи (как в учебной деятельности, так и в жизни). Характерной особенностью детей с заниженной самооценкой являются неуверенность, склонность «уходить в себя», выискивать в себе слабости и сосредотачиваться на них.
Дети с неадекватной завышенной самооценкой имеют следующие особенности: надменность, пренебрежение к другим, подчеркивание своих достоинств, зависть к успехам других, обидчивость, высокомерие, бестактность, конфликтность, трудность восприятия критики.
В 1–2 классах у младших школьников, в основном, можно наблюдать проявления неадекватной самооценки. И уже с середины 3-го, к 4 классу у детей складывается осознанное представление о себе, они начинают более критично оценивать свои качества, достижения, связанные не только с учебной деятельностью.
Также, в отличие от дошкольников у младших школьников уже встречаются самооценки различных типов: адекватные, завышенные и заниженные.
Таким образом, можно сделать вывод, что и в отечественной, и в зарубежной психологии проведено множество теоретических и эмпирических исследований, посвященных факторам формирования и развития самооценки [25]. В ходе анализа работ отечественных и зарубежных авторов нам удалось выделить наиболее значимые, по мнению ученых, внешние факторы, влияющие на самооценку младшего школьника. К ним относятся: оценка со стороны социально значимого окружения ребенка, учебная деятельность и оценка учителя, особенности семейного воспитания принятые в семье ценности и приоритеты.