Курсовая с практикой Гуманитарные науки Литература

Курсовая с практикой на тему Изучение региональной литературы в школе ( на материале прозы И.Савельева)

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы изучения региональной литературы в школе 5
1.1. Понятие, методология и сущность изучения региональной литературы 5
1.2. Особенности изучения литературного произведения 7
Глава 2. Изучение региональной литературы в школе на материалах прозы И. Савельева 15
2.1. Характеристика творчества Игоря Савельева 15
2.2. Рекомендации по изучению прозы Игоря Савельева в школе 19
Заключение 27
Список источников и литературы 32

 

  

Введение:

 

Актуальность темы нашего исследования заключается в том, что литературное развитие находится на стыке психологии и литературных и литературоведческих знаний [5]. Литературное развитие можно рассматривать как «возрастной и одновременно учебный процесс развития способности к восприятию искусству слова, сложных умений сознательно анализировать и оценивать прочитанное, руководствуясь при этом эстетическими критериями» [18]. Кроме того, актуальность выбранной темы обусловлена сложностью сознательно анализировать учеником произведение, что показывает, что мы должны рассмотреть критерии литературного развития, чтобы знать, на что должен опираться учитель при формировании полноценного литературного развития.
Целью работы является раскрыть своеобразие произведений Игоря Савельева и обосновать возможности изучения региональной литературы в школе на материале прозы Игоря Савельева.
Из поставленной цели вытекают следующие задачи:
1) сделать обзор научных исследований и литературной критики по анализу литературного произведения;
2) выявить специфику работы с литературным произведением на уроках;
3) раскрыть тематику и проблематику повестей и рассказов И.В. Савельева;
4) разработать методические рекомендации к урокам внеклассного чтения (литературного краеведения) для детей старших классов по творчеству И.В. Савельева.
Объектом исследования являются особенности уроков литературы, связанные с изучение региональной литературы. В качестве предмета исследования выступают особенности творчества регионального уфимского прозаика Игоря Савельева.
Методологическую базу исследования составили труды отечественных филологов, литературных критиков, посвященные изучению общих и частных проблем
Методы исследования:
 описательный метод, включающий приемы интерпретации, сопоставления и обобщения;
 метод сравнительно-сопоставительного анализа;
 системный метод, историко-функциональный подход.
Научная новизна работы заключается в том, что в ней впервые рассматривается
Практическая значимость работы обусловливается тем, что её положения и выводы могут быть использованы в практике преподавания русской литературы в вузе при подготовке общих и специальных обзорных лекционных курсов, при создании учебных пособий по современной русской литературе и литературному краеведению, а также на уроках литературы и во внеурочной деятельности как в общеобразовательной школе, так и в школе для детей с нарушением слуха.
Структура и содержание работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы. Первая глава посвящена теоретическим основам изучения региональной литературы в школе. Во второй главе анализируются возможности изучения региональной литературы в школе на материалах И. Савельева.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Работа над лирическим произведением занимает ведущее место на уроках литературы в школе и способствует литературному развитию ребенка.
Под лирическим героем понимают некий образ в лирическом произведении, который осуществляет передачу мыслей, чувств и эмоций автора, но не является тождественным самому поэту, поскольку посредством личного и индивидуального словесный художник показывает нечто типическое, характерное в целом для современной эпохи. Мотив представляет собой повторяющийся компонент литературного произведения, обладающий повышенной значимостью.
В лирических произведениях Николая Некрасова не только находят свое отражение конкретные исторические факты и реалии, но и скрывается большой философский смысл.
Спецификой УМК по литературе для 5–9 классов Т. Ф. Курдюмовой является вариативное решение всех вопросов при изучении художественного произведения.
Особенностью УМК по литературе М. Б. Ладыгина является биографический подход к пониманию авторской позиции в ходе анализа художественного произведения.
Специфика УМК «Литература. В мире литературы» для 5-11 классов А. Г. Кутузова является комплексный подход к анализу художественного произведения с точки зрения межпредметных связей.
Для поэта в лирическом герое находят свое отражения размышления о жизни собственной и других людей, оценка, сочувствие, страдание, проверка прошлым, обращение к будущему, более полное по сравнению с другими людьми выражение смысла человеческого существования. Посредством лирического героя поэт учится говорить за других людей. Лирический герой, как правило, выражен в лирическом произведении в рамках монолога, но некоторые стихотворения построены в форме диалога, что обусловлено воплощением во вступающих в диалог «героев» разных сторон лирического сознания. Это доказывает также отсутствие у данных «героев» собственной речевой манеры, выдерживание принципа монологизма даже в таких диалогах. В качестве характеристики речи лирического героя выступает правильность, что делает нецелесообразным анализ речи лирического героя с точки зрения особой речевой манеры.
Анализ огромного количества инноваций в школьной системе обучения литературе позволяет выделить отдельные их типы:
1. Инновации в содержании правовых курсов. Так, в образовательной организации апробируются новые юридические учебные дисциплины, содержание которых соответствует духу времени, новому законодательству, носит практико-ориентированный характер.
2. Инновации в технологии обучения. Появление новых методических приемов, в том числе тех, которые не использовались в данной школе. В первую очередь это связано с проведением деловых игр и различных форм интерактивного обучения.
3. Инновации в управляющей системе школы. Так, появляются новые должности (имеются в виду те, которых ранее не было в школе): замдиректора по правовому воспитанию, замдиректора по научно-методической работе и другие. Изменяется система методической работы педагогов. Предположим, они объединяются в методические секции или цикловые кафедры, выбирают тему проведения определенного исследования, осуществляют общее руководство исследовательской деятельностью обучаемых.
4. Инновации в воспитательной работе школы. Правовое воспитание представляет собой важный процесс целенаправленного воздействия на личность с целью формирования в ней положительных человеческих качеств. Это способствует становлению личности, которая уважает права человека, законы страны и исполняет предписания права.
Специалисты выделяют частные, модульные и системные инновации. Применительно к процессу обучения литературе это можно объяснить так. Внедряя отдельный правовой курс, например в девятом классе, учитель осуществляет частные инновации.
Они имеют локальный характер и пока не связаны с другими серьезными нововведениями в школе. Однако пройдет время, и данные изменения, несомненно, повлекут за собой комплекс других: появится потребность применить новые технологии в области правового обучения, выстроить другую систему воспитательной работы и прочее. Здесь можно говорить о модульных инновациях, захватывающих несколько элементов системы. И, наконец, возникает насущная потребность изменить всю систему: воспитание, технологии обучения, управление школой. Речь идет о системных инновациях. Последние были выражены при создании в конце ХХ столетия образовательных учреждений с инновационной моделью развития, где осуществлялась дифференциация профильного характера. В школах появились юридические классы.
Интерактивные технологии обучения – это такая организация процесса обучения, в котором невозможно неучастие ученика в коллективном, взаимодополняющем, основанном на взаимодействии всех его участников процессе обучающего познания.
Технологии интерактивного обучения:
1) Работа в парах.
2) Ротационные (сменные) тройки.
3) Карусель.
4) Работа в малых группах.
5) Аквариум.
6) Незаконченное предложение.
7) Мозговой штурм.
8) Броуновское движение.
9) Дерево решений.
10) Суд от своего имени.
11) Гражданские слушания.
12) Ролевая (деловая) игра.
13) Метод пресс.
14) Займи позицию.
15) Дискуссия.
16) Дебаты.
Технологий интерактивного обучения существует огромное количество. Каждый учитель может самостоятельно придумать новые формы работы с классом. Часто используют на уроках работу в парах, когда ученики учатся задавать друг другу вопросы и отвечать на них.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретические основы изучения региональной литературы в школе

1.1. Понятие, методология и сущность изучения региональной литературы

Решением поставленной цели занимаются все звенья учебно-воспитательного процесса в общеобразовательной школе, в том числе урок по любому предмету и урок литературы.
Т. В. Малышева впервые выдвинула критерии литературного развития школьников:
1. Начитанность ученика, его читательский опыт.
2. Художественный вкус, эстетическая идеология, как показатель художественного развития ученика.
3. Умение видеть детали и воссоздавать по ним целостный образ [17].
А К. Н. Мамирова главными критериями литературного развития выделяет:
1) потребность ученика в чтении, уровень начитанности и круг его чтения;
2) качество его самостоятельного чтения;
3) его интерес и способности к художественной (в том числе и к литературно-творческой) деятельности.
Основными критериями литературного развития являются:
— литературный кругозор
— восприятие
— литературно-творческие способности [17].
Ю. А. Долженко выделила критерии восприятия произведения:
— Воспроизведение в воображении картин жизни, созданных писателем;
— образное представление героев;
— размышление над мотивами, обстоятельствами, последствиями их поведения;
— оценка героев;
— определение авторской позиции, осознание идеи, проблемы произведения; — выделение и распознавание художественных средств выразительности;
— определение жанровых особенностей произведения;
— выделение компонентов произведения (образ, поступок) [11]
Вывод: Рассмотрев различные подходы к критериям литературного развития, мы видим, что одни ученые рассматривают критерии литературного развития как обзор навыков школьника, приобретенных в процессе чтения, а другие видят литературное развитие – как постоянный процесс развития ученика, происходящий при чтении и восприятии произведения.
3. Диагностика литературного развития
Процесс формирования знаний и умений представляет собой совместную деятельность учителя и ученика при ведущей роли учителя как организатора процесса обучения [15].
Игровая поэзия подразделяется на несколько видов. Можно играть с ритмом.
— две первые строчки произведения, написанного 4- стопным хореем (Стопа — это повторяющееся сочетание ударного и безударных слогов. Хорей — два слога в стопе с ударением на нечетный слог), начинаются с пиррихия (Стопа с пропуском метрического ударения называется пиррихий. Пиррихии придают двусложным размерам разнообразие и гибкость, присутствие пиррихия замедляет ритм, отсутствие — делает четким и динамичным). Двусложная анакруза замедляет ритм, что соответствует «драматическим» событиям – уронили, оторвали… А затем – энергия полноударной строчки, энергия протеста, строка начинается с ударного слога, метрическое ожидание акцентирует внимание на местоимении:
Помимо ритма можно играть со словами.
Проблеме полноценного восприятия художественного произведения посвящены работы известных отечественных ученых, психологов, методистов.
Таким образом, работа над драматическим произведением занимает ведущее место на уроках литературы в школе и способствует литературному развитию ребенка.

 

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы