Курсовая с практикой на тему Изучение работы с художественными материалами на уроках изобразительного искусства (на примере натюрморта)
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Содержание
Введение. 3
Глава 1.
Теоретические основы работы с художественными материалами на уроках
изобразительного искусства. 6
1.1.
Творческая деятельность учащихся. 6
1.2.
Особенности развития творческой деятельности на уроках изобразительной
деятельности. 10
1.3.
Использование художественного материала на уроках изобразительного искусства. 19
Глава 2.
Практические аспекты работы с художественными материалами на уроках
изобразительного искусства. 23
2.1. Методика
проведения уроков с художественными материалами. 23
2.2.
Разработка план конспекта урока изобразительной деятельности посредством работы
с художественными материалами. 33
Заключение. 38
Список
литературы.. 39
Введение:
Введение
В общественной жизни
возрастает необходимость в формировании и целенаправленном развитии личности
подростка, способного понимать, эстетически оценивать и творчески
преобразовывать в своей практической деятельности окружающий мир.
В разрешении проблемы
перехода от массового однопрограммного обучения к
индивидуально-дифференцированному, основанному на междисциплинарном взаимодействии
научных, учебных и художественно-эстетических знаний, а также — их практической
реализации уже в процессе школьного обучения, значительная роль отводится
эстетическому развитию средствами изобразительного искусства.
При этом особое значение
приобретает приобщение учеников к богатейшим традициям мировой и отечественной
культуры.
Обучение и воспитание
школьников с использованием творческого наследия старших поколений способствует
формированию их эстетического отношения к окружающей действительности, стимулирует
эмоционально-образную, художественно-познавательную активность, способствует
развитию интереса школьников к национальной культуре.
С древних времён человек
занимается изобразительным искусством. Первоначально это были рисунки,
выполненные углем из костра и различными цветными глинами, которыми украшались
стены пещеры. Затем постепенно появились краски для письма на бумаге и ткани,
дереве, керамике. Природные красители смешивались с различными связующими
средствами: клей, лак, глина; которые разбавлялись водой, маслом или были
сухие: графит, пастель, соус, сепия.
В современной жизни
изобразительное искусство вновь стало вызывать к себе большой интерес. Живопись
создаёт ощущение восприятия предмета, его цвет, материальность, тональные
различия, воздушную среду. Вместе с тем способна вызвать определённые чувства у
зрителя: успокоенность, тревогу, радость или угнетённость. Работы, выполненные
в живописных и графических техниках, органично вписываются в интерьеры, как в
жилых, так и в рабочих помещениях. Эти работы представляют различные жанры
искусства. В зависимости от назначения помещения используют самые различные
художественные материалы. В живописи — акварельные, гуашевые, масленые краски.
В графике — карандаш, уголь, сангину, соус. Художник в силу природного
характера, выбирает для себя тот материал, в котором может себя ярче выразить,
передать своё эмоциональное внутреннее состояние. Потому в ходе занятий
изобразительным искусством начинающие должны попробовать работать разными
художественными материалами, изучать их возможности, приёмы работы с ними. И
выбрать для себя наиболее интересную изобразительную технику (графика или
живопись). Изучение возможностей различных материалов начинается, может и
неосознанно, с раннего детства. Затем продолжается в школе, художественной
школе, в кружках ИЗО, изостудиях.
Объект исследования:
деятельность школьников по освоению различных художественных материалов на
уроках ИЗО.
Предмет исследования:
условия, при которых ученики наиболее успешно осваивают работу различными
художественными материалами.
Цель исследования:
раскрыть значение работы различными художественными материалами в развитии
навыков по изобразительному искусству.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть
особенности творческой деятельность учащихся.
2. Изучить особенности
развития творческой деятельности на уроках изобразительной деятельности.
3. Раскрыть основы использования
художественного материала на уроках изобразительного искусства.
4. Проанализировать
методику проведения уроков с художественными материалами.
5. Разработать план
конспекта урока изобразительной деятельности посредством работы с
художественными материалами.
Методы исследования:
изучение психолого-педагогической и методической литературы по исследуемой
проблеме; педагогический эксперимент: формирующий и контрольные этапы;
педагогическое наблюдение (прямое и косвенное), тестирование, беседа, обобщение
и систематизация полученных данных.
Структура работы. В
соответствии с поставленной целью и задачами курсовая работа состоит из
введения, двух глав, заключения, списка литературы.
Заключение:
Заключение
В процессе школьного
обучения происходит междисциплинарное взаимодействие научных, учебных и
художественно-эстетических знаний. Значительная роль отводится эстетическому
развитию средствами изобразительного искусства. Школьники на уроках изо
приобщаются к богатейшим традициям мировой и отечественной культуры. Это
способствует формированию их эстетического отношения к окружающей
действительности, стимулирует художественно — познавательную активность,
способствует развитию интереса к национальной культуре.
На занятиях
изобразительным искусством школьники участвуют в разных видах изобразительной
деятельности: беседы по искусству, занятия по живописи, графике,
декоративно-прикладному искусству. Знакомятся с жанрами изобразительного
искусства: натюрморт, пейзаж, портрет, иллюстрация книг и т.д. Выполняют
практические задания с применением разных художественных материалов (акварель,
гуашь, карандаш, уголь, сангина и другие). Работа различными материалами
помогает выбрать свой любимый материал, учит более тонко передавать свои
эмоции.
Изучение школьных
программ показывает, что навыки пользования развиваются постепенно от простых
приёмов и заданий к более сложным, в условиях, когда возможности одного материала
пробуются при выполнении работ с разной тематикой, например карандаш
(натюрморт, подготовительный рисунок под акварель, декоративное рисование) или
когда одна тема выполняется различными материалами, например натюрморт
(акварель, гуашь, карандаш, аппликация). Работа различными художественными
материалами необходима и имеет большое значение так как развивает у школьников:
интерес к изобразительной деятельности, творческие способности, эстетический
вкус, раскрывает их индивидуальные способности и особенности. Таким образом,
задачи курсовой работы выполнены, цель достигнута.
Фрагмент текста работы:
Понятие «творчество»
является предметом анализа многих наук: философии, психологии, культурологи,
педагогики и искусствознания. Однако, кроме научной области, слово «творчество»
употребляется и в повседневной деятельности людей.
В исследованиях Д.Б.
Богоявленской, И.П. Калошиной, С.Л. Рубинштейна, О.К. Тихомирова и др.
выделяются определенные критерии, по которым можно различать творческую
деятельность и нетворческую. Однако при всем многообразии подходов к изучению
проблемы творчества в трудах ученых до сих пор не определены единые критерии
творческой деятельности.
Большинство ученых (В.И.
Андреев, Л.С. Выготский, Н.С. Лейтес, С.Л. Рубинштейн и др.) в определениях
понятия «творчество», выделяют два взаимосвязанных компонента: «деятельность» и
создание «нечто нового». В Большой Советской энциклопедии дано следующее
определение: «Творчество – деятельность, порождающая нечто качественно новое,
никогда ранее не бывшее» [4].
Л. С. Выготский считал,
что элементы творчества присущи любой деятельности человека. Он писал: «творчество
существует не только там, где создаются великие исторические произведения, но и
везде, где человек воображает, комбинирует, изменяет и создает что-либо новое
[7].
Таким образом, творческую
деятельность можно рассматривать как деятельность, порождающую что-то новое,
отличающееся неповторимостью, ценностью и оригинальностью. Кроме того,
творческий процесс включает в себя умение анализировать, исследовать, фантазировать.
Основой творческой
деятельности человека является развитое ассоциативное мышление, развитая
фантазия. Б. М. Неменский писал: «В организованном, целенаправленном ее
формировании больше всего, естественнее всего может помочь художественное
творчество. Даже дошкольникам можно ставить задачу действовать не по
стереотипу, задачу наивных, но творческих, не по образцу поисков личностных
решений» [18].
Американский психолог Д.
Гилфорд отмечает проявление в творческой деятельности шесть способностей художника:
беглости мышления, аналогий и противопоставлений, экспрессивности, умение
быстро переключаться с одного класса объектов на другой, оригинальности, умение
придавать художественной форме необходимые очертания [20].
Художественная
одаренность предполагает остроту внимания к жизни, умение выбирать объекты
внимания, закреплять в памяти эти впечатления, извлекать их из памяти и
включать их в богатую систему ассоциаций и связей, диктуемых творческим
воображением.
По мнению некоторых
психологов, творческую деятельность, основанную на комбинирующей способности
мозга, можно назвать воображением. Обычно под воображением имеется в виду все
то, что не реально, что не соответствует действительности. На деле же
воображение как основа всякой творческой деятельности одинаково проявляется во
всех сторонах культурной жизни, делая возможным художественное, научное и
техническое творчество [11].
Без развитого воображения
художник практически не может заниматься творческой деятельностью, в лучшем
случае он сможет делать лишь слабые, отдаленно напоминающие действительность
копии. Н.Н. Ге часто говорил: «Надо развивать в себе силу воображения».
«Всякое изобретение, —
говорит Рибо, — крупное или мелкое, прежде чем окрепнуть, осуществившись
фактически, было объединено только воображением — постройкой, возведенной в уме
при посредстве новых сочетаний или соотношений» [14].