Курсовая с практикой на тему Изучение психологической готовности к школьному обучению старших дошкольников с нарушением зрения.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы изучения психологической готовности к школьному обучению старших дошкольников с нарушением зрения 6
1.1. Анализ исследований по проблеме психологической готовности дошкольников к обучению в школе в психолого-педагогической литературе 6
1.2. Особенности психологической готовности к школьному обучению старших дошкольников с нарушением зрения 12
Глава 2. Эмпирическое исследования психологической готовности к школьному обучению старших дошкольников с нарушением зрения 18
2.1. Организация и методы исследования 18
2.2. Анализ результатов исследования 19
Заключение 37
Список литературы 39
Введение:
На сегодняшний день все больше детей с различными нарушениями зрения. Это обусловлено тем, что дети много времени проводят возле телевизора и компьютера, а также влиянием других причин (врожденные нарушения, болезни, травмы и т.д.). Дети с нарушением зрения требуют особенного подхода в воспитании. В связи с этим появилась необходимость создания групп коррекционной направленности в детских дошкольных учреждениях.
Такие группы работают по специальным адаптированным программам и направлены на всестороннее развитие ребенка и подготовку его к школьному обучению.
В настоящее время деятельность дошкольных организаций, в том числе и коррекционной направленности, регламентирует ФГОС дошкольного образования, одной из задач которого является преемственность дошкольного и начального школьного образования. Как же достигается эта преемственность? Как узнать, что один ребенок готов к школьному обучению, а другой нет? И что же под собой подразумевает психологическая готовность к школе?
Из этих вопрос складывается актуальность нашей темы.
Актуальность темы исследования.
Изучив различные исследования психологов, которые обследовали детей с нарушением зрения можно сделать вывод, что дети с нарушением зрения не всегда всесторонне подготовлены к школьному обучению. Здесь речь идет не об умении читать и писать, а именно о психологической готовности получать знания, умении слушать учителя и выполнять задание, умении входить в новый коллектив, строить партнерские отношения.
Проблемами психологической готовности к школе занимались как отечественные психологи (А. Р. Лурия, А.Н. Леонтьев, А. В. Запорожец, Л.С. Выготский, Л. А. Венгер, Л. И. Божович, В. С. Мухина, А. Л. Венгер, Е. Е. Кравцова, Д.Б. Эльконин, Н.И. Гуткина, М.Н. Костикова, Т.А. Нежнова, и др.), так и в зарубежные (Ф. Л. Илг, Д. С. Брунер, Я. Йирасек, Ф. Керн, Л. Б. Эймс и др.).
Д. М. Гришина, З. М. Богуславская, А. К. Бондаренко, А.О.Евдокимова, Н.Я. Михайленко, А.И. Сорокина, Т.В. Тарунтаева и др. разработали методические основы воспитания и обучения дошкольников. Эти ученые рассматривают психологическую готовность детей к школе, как многогранную задачу, которая охватывает все сферы жизни ребенка.
Так же, можно отметить, что, зарубежные и отечественные исследователи уделяли внимание проблеме психологической готовности детей с нарушением зрения к школе, но все-таки недостаточно. Разработано множество методик, программ (Овчарова Р.В., Безруких М.И., Гудкина Н.Н. и др.), но на практике трудно выбрать из этого множества ту, которая поможет комплексно, помочь подготовиться ребенку к школе. Этот вопрос еще более актуален применительно к детям с нарушением зрения, так как некоторые вопросы остаются недостаточно разработанными из-за перехода на новые программы и стандарты обучения.
Актуальность данной проблемы и недостаток ее теоретической разработанности определили выбор темы нашего исследования: «Изучение психологической готовности к школьному обучению старших дошкольников с нарушением зрения».
Объект исследования: психологическая готовность детей с нарушением зрения к обучению в школе.
Предмет исследования: изучение психологической готовности к школьному обучению старших дошкольников с нарушением зрения.
Цель исследования: изучение особенностей формирования психологической готовности к школьному обучению старших дошкольников с нарушением зрения.
Задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать методическую литературу по данной теме;
2. Рассмотреть особенности психологической готовности старших дошкольников с нарушением зрения к обучению в школе;
3. Подготовить и провести диагностическое обследование психологической готовности к обучению в школе детей старшего дошкольного возраста с нормальным зрением и детей с нарушением с нарушениями зрения;
Исходя из намеченных цели, задач мы определили методы исследования:
• теоретические: анализ методической литературы, моделирование общих и частных гипотез исследования, проектирование результатов и процессов их достижения на различных этапах поисковой работы;
• экспериментальные: диагностика (беседы, наблюдение, обобщение педагогического опыта);
• статистические: количественный анализ данных.
Этапы исследования
На первом этапе работы был проведен анализ психолого-педагогической литературы по данной теме, сформулирована гипотеза и намечен план работы.
На втором этапе провели подбор методов и методик, соответствующих цели и задачам исследования, определены группы испытуемых и база исследования.
На третьем этапе организовано диагностическое обследование, проведён анализ полученных результатов:
выявление и описание особенностей психологической готовности к школьному обучению детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения и с нормальным зрением.
На заключительном этапе сделаны выводы об актуальности исследования.
Структура исследования: Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы
Заключение:
Проанализировав взгляды разных ученых на проблему готовности детей старшего дошкольного возраста к школе в отечественных исследованиях, мы увидели, что одним из важнейших этапов психического развития в период дошкольного детства является психологическая готовность ребенка к школьному обучению. Под психологической готовностью к школьному обучению принято считать такой уровень психологического развития ребенка, при котором освоение учебной программы в условиях коллектива сверстников будет протекать успешно.
Такая готовность к школьному обучению складывается у ребенка с раннего детства и влияет на нее ряд факторов: общение с взрослыми и сверстниками, трудовая деятельность, игровая деятельность и дошкольное обучение. Самый важный и значимый аспект задачи подготовки детей к школе — это психологическая готовность, особенно для детей с нарушением зрения.
В результате исследования было выявлено, что у старших дошкольников с нормальным зрением средний уровень школьной зрелости по методике по методике К. Йирасека. Это свидетельствует о том, что у старших дошкольников общий уровень психического развития, уровень развития мышления, умение слушать, запоминать и понимать, выполнять задания по образцу находиться на среднем уровни. В отличии от своих сверстников, у детей с нарушением зрения данные показатели находятся в основном на низком уровни развития.
Следующим этапом исследования стало диагностика уровня развития мотивационной готовности. По данной методике также были полученные различия в показателях между детьми с нормальным зрением и с нарушением зрения. У 80% старших дошкольников сформирована внутренняя позиция, у их сверстников с нарушением зрения данный уровень был выявлен лишь у
Также в результате исследования было выявлено, что у дошкольников с нормальным зрением уровень развития памяти находиться в основном на среднем уровни развития. У детей с нарушением зрения на низком уровне.
В результате экспресс-диагностики уровня развития словесно-логического мышления старших дошкольников. Э.Ф. Замбацявичене было выявлено, что большинство (50%) старших дошкольников с нормальным развитие зрения находиться на среднем уровни развития, так же как и дошкольники с нарушением зрения (50%). Но при этом было выявлено, что у 30% дошкольников с нормальным зрением был выявлен высокий уровень развития словесно-логического мышления. У дошкольников с нарушением зрения высокий уровень продемонстрировали лишь 10% детей.
В результате исследования можно сделать вывод, что нарушение зрения негативно сказывается на развитии общего уровня психического развития, уровни развития мышления, памяти.
Таким образом, в результате исследования было установлено, что старшие дошкольники с нормальным зрением более готовы к школьному обучению, чем их сверстники с нарушением зрения.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические основы изучения психологической готовности к школьному обучению старших дошкольников с нарушением зрения
1.1. Анализ исследований по проблеме психологической готовности дошкольников к обучению в школе в психолого-педагогической литературе
В настоящее время, в связи с модернизацией образовательной системы, многие дошкольные технологии обучения, концепции содержания образования базируются на создании гуманной развивающей среды, в которой формируется полноценная, гармонично развитая личность ребенка. Соответственно, к концу дошкольного возраста дошкольник должен быть готов к принятию новой для него социальной роли школьника, усвоению новой (учебной) деятельности и системы конкретных и обобщенных знаний. Иначе, у него формируется готовность к систематическому школьному обучению.
Готовность к школе – это многокомпонентное образование, которое характеризуется гармоничностью физического, психологического, социального и интеллектуального уровня развития дошкольника и обеспечивает процесс адаптации детей в школе, является залогом успешного обучения [1].
Существуют и альтернативные определения готовности, представленные в научной литературе зарубежными и отечественными психологами.
Так, Ю. Жихарева определил готовность к школе как достижение определенной ступени в развитии, когда дошкольник становится способным принимать участие в школьном обучении [22].
По мнению О.О. Гонина, готовность к школе – это овладение знаний, умениями, способностями мотивацией и другими поведенческими характеристиками, необходимыми для оптимального уровня усвоения школьной программы [14].
И, наконец, более полное определение дано А.В. Запорожцем, который считал готовность к обучению целостной системой взаимосвязанных качеств детской личности, которые включают мотивацию, уровень развития познавательной деятельности и интеллектуальных способностей, а также навыки эмоционально-волевой и поведенческой регуляции [24].
На основании предложенных определений процесс подготовки к школе предполагает целенаправленно организованное руководство деятельностью ребенка, основанное на знании закономерностей психического развития, возрастных особенностей и потребностей ребенка, в процессе которой происходит развитие всех сторон личности дошкольника [26].
Помимо готовности ребенка к школе результатом подготовки является школьная зрелость, отражающая способность ребенка осуществить успешный переход от дошкольного обучения к школьному.
Школьная зрелость – это состояние психики и организма ребенка, когда он становится способным посещать школу [11].
Соответственно, в своем исследовании мы будем использовать данные определения, как аналогичные, объединяя их компоненты в единую структуру.
Вопросы готовности к обучению в школе исследовались многими педагогами, психологами, дефектологами, такими как Л.И. Божович, Л.А. Венгер, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, В.С. Мухина, Е.О.Смирнова. Авторы не только провели анализ необходимых знаний, навыков и умений ребенка при переходе из детского сада в школу, но и раскрыли ряд вопросов дифференцированного подхода при подготовке детей к школе, а также методики определения готовности.