Курсовая с практикой на тему Изучение психологического стресса в учебной (концертной) деятельности.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава 1.
Теоретический анализ особенностей психологического стресса в учебной
деятельности. 5
1.1. Стресс как социальный феномен и
факторы стрессоустойчивости в современном обществе. 5
1.2. Факторы стрессоустойчивости. 11
1.3. Психолого-педагогический аспект
развития учащихся младших классов и особенности психологического стресса
учебной деятельности. 14
Глава 2.
Эмпирический анализ особенностей психологического стресса в учебной
деятельности. 24
2.1.Организация и результаты исследования. 24
2.2. Рекомендации по преодолению стресса. 27
Заключение. 34
Список
использованной литературы.. 36
Введение:
Актуальность исследования.
Проблема учебной деятельности и ее
продуктивности является одной из актуальных для психологии как науки и
педагогической практики. Чтобы знать, как преодолеть негативные последствия
социальных изменений, мы должны сначала иметь представление о том, какие
процессы происходят в организме в ответ на воздействие неблагоприятных факторов
внешней и внутренней среды.
Описание этих процессов дано в
учении канадского физиолога Ханса Селье о стрессе.
Проблема стресса в последние годы
стала одной из самых актуальных тем мировой психологической науки и практики.
В настоящее время, с одной стороны,
накоплено значительное количество многоплановых исследований различных видов
стресса — жизненного стресса, посттравматического, профессионального стресса и
т.д., с другой стороны, многие авторы отмечают сложность и в значительной
степени противоречивый характер концептуально-методологического развития этого
психофизиологического феномена.
В настоящее время отмечены методологические
трудности в диагностике и измерении психологического стресса.
Обсуждаются возможности и ограничения
психологических тестов и анкет на основе субъективных оценок.
Конечно, анкеты имеют свои ограничения, а их
возможности являются предметом обсуждения и критики. Разработка надежных
методов является сложным и длительным процессом.
Несомненно, комплексная психодиагностика
стресса является важным звеном в мониторинге его многочисленных причин и
разрушительных последствий, а также необходимой частью для определения
эффективности технологий управления стрессом, их преодоления и предотвращения.
Объектом
исследования является изучение психологического стресса.
Предметом исследования является изучение
психологического стресса в учебной деятельности.
Цель: выявить
особенности психологического стресса в учебной (концертной)
деятельности.
Цель определила задачи данного исследования:
1. Изучить основные вопросы по
данной теме в научной литературе.
2. Выявить особенности проявления стрессовых
состояний.
3. Провести эмпирическое
исследование
4. Определить пути по преодолению и
предотвращению стрессовых состояний.
Гипотеза
исследования: период обучения является чрезвычайно
важным и напряженным этапом, поэтому часто дети испытывают психологический
стресс.
Теоретическое
обоснование исследования: данная тема прослеживается в работах
таких психологов и педагогов как С.Л. Рубинштейн, Л.С. Выготский, Н.В. Басова,
А.Н. Леонтьев, О.К. Тихомиров, Н.Ф. Талызина, Н.Б. Истомина и т.д.
Методы исследования: анализ
литературы, источников, анализ, сравнение, обобщение.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной
литературы.
Заключение:
Анализ различных подходов к проблеме
стресса позволил нам дать обобщенные характеристики непосредственно понятию
«стресс», которое понимается как состояние психологического стресса,
возникающего у человека, когда возникает перегрузка нервной системы. Стресс
влияет на каждого человека по-разному, потому что каждый человек уникален.
Психологический стресс —
это состояние чрезвычайно высокого психологического стресса [3, 1].
Независимо от стресса:
психологического или физиологического, один вид часто служит источником другого
— эмоциональный стресс неизменно влечет за собой физиологический стресс, а
сильный физиологический стресс может влиять на эмоциональное состояние.
Стресс неразрывно связан с устойчивостью
человека к стрессу — это было необходимым условием для изучения стресса.
Важным психологическим фактором преодоления
стресса является устойчивое поведение человека в стрессовых ситуациях.
Индивидуальная стрессоустойчивость является
важным свойством личности, которое помогает человеку действовать в трудных
ситуациях. При этом особый стресс является психологическим фактором,
обеспечивающим мобилизацию жизненных сил в трудных ситуациях.
Стресс — это взаимосвязь личностных
характеристик, которые помогают человеку пережить травмирующие для него
состояния, которые включают интеллектуальный, эмоциональный и физический
стресс.
Такие нагрузки в повседневной жизни испытывают
дети. Они тратят огромную часть своих сил на учебу.
Отсюда следует, что в учебной деятельности
много психологических проблем, таких как чувство напряжения, снижение
концентрации внимания, памяти, работоспособности и т.д.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретический анализ особенностей психологического
стресса в учебной деятельности
1.1. Стресс как социальный феномен и факторы
стрессоустойчивости в современном обществе Термин
«стресс» (англ. давление, напряжение) используется в ряде дисциплин для
обозначения широкого спектра состояний, возникающих в ответ на различные
экстремальные воздействия, сложные ситуации.
Первоначально понятие «стресс» возникло в
физиологии для обозначения неспецифической реакции организма в ответ на
неблагоприятные воздействия [4, 24].
Понятие
«стресс» использовалось для описания широкого спектра состояний человека в
неблагоприятных условиях.
На различных
уровнях: физиологическом, биологическом и психологическом уровнях (рис. 1). Рис. 1.
Классификация стрессов
Физиологический
стресс вызван физиологическими стрессорами. К ним относятся чрезмерные
физические нагрузки, повышение или понижение температуры, изменения
атмосферного давления, затрудненное дыхание, болевые раздражители и тому
подобное. Психологический стресс делится на: информационный и эмоциональный.
Информационный стресс возникает во время
информационной перегрузки, когда у человека нет времени для принятия правильных
решений в нужном темпе с высокой степенью ответственности за последствия
принятия решений.
Эмоциональный
стресс проявляется в опасностях, обидах, угрозах. Его различные формы
(импульсивные, общие, тормозные) приводят к изменению хода психических
процессов, сдвигу эмоций, трансформации мотивов, нарушению двигательного и
речевого поведения.
В современной психологической науке и практике
было установлено различие между понятиями «физиологический стресс» и «психологический
стресс», введенное известным исследователем стресса Ричардом Лазаром.
Физиологический стресс (на основе концепции «общего адаптационного синдрома»
Дж. Селье) — состояние, выраженное у животных и человека на физиологическом
уровне под воздействием факторов физиологического стресса. Психологический
стресс — это состояние чрезвычайно высокого психологического стресса [3, 1].
Независимо от
стресса: психологического или физиологического, один вид часто служит
источником другого — эмоциональный стресс неизменно влечет за собой
физиологический стресс, а сильный физиологический стресс может влиять на
эмоциональное состояние.
Глубоко изучая
тот или иной тип стресса, ученые стремятся сосредоточиться