Курсовая с практикой на тему Изучение психологических состояний преподавателей в экстремальной ситуации
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Теоретические основы исследования психологических состояний преподавателей в экстремальных ситуациях 7
1.1 Понятие «экстремальная ситуация»: особенности, виды 7
1.2 Особенности экстремальных ситуаций в педагогической деятельности 12
1.3 Особенности психологических реакций и состояний в экстремальных ситуациях 16
Глава 2 Опытно-эмпирическое исследование особенностей психологических состояний преподавателей в экстремальных ситуациях 26
2.1 Организация исследование: описание методик, выборки 26
2.2 Анализ результатов эмпирического исследования 33
2.3. Возможности экстремальной психопедагогики в формировании готовности преподавателей к экстремальным ситуациям 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 47
Введение:
Актуальность темы исследования. Психологический анализ труда преподавателя дает возможность причислить ее к группе профессий, имеющих наиболее высокий уровень эмоциональной и умственной напряженности. Все чаще в образовательных учреждениях происходят экстремальные ситуации. Уровень экстремальности рассматриваемых в образовательном процессе ситуаций выходи за рамки обычных происшествий, связанных с конфликтами между обучающимися и педагогами, стрессовой ситуации, обусловленной высокими нагрузками и др. В качестве примеров наиболее серьезных экстремальных ситуаций можно вспомнить нападение ученика на учителя географии в Отрадном, г. Москва, в 2014 г., или происшествие в Керченском политехническом колледже. Это лишь небольшая часть ситуаций, которые все чаще происходят в Российских образовательных учреждениях. Все чаще педагогическая деятельность связана с экстремальными ситуациями, в том числе и с угрозой жизни педагогов и обучающихся.
Возникновение подобных экстремальных ситуаций предполагает не только необходимость формирования теоретических и практических знаний и умений поведения в экстремальных условиях, но определенный уровень развития коммуникативных способностей, а также эмоциональной устойчивости, умения адекватно реагировать на разнообразные экстремальные ситуации, стрессоустойчивости, умения различать патологические психические состояния других субъектов образовательного процесса и т.д.
Вышеописанные факторы, соотносящиеся с экстремальной педагогикой и экстремальными педагогическими технологиями, обретают все более высокий уровень актуальности и востребованности, однако особенности поведения и психологических состояний преподавателей в экстремальных ситуациях до настоящего времени остаются недостаточно исследованными.
Помимо перечисленных крайних вариантов экстремальных ситуаций, преподаватели в своей профессиональной деятельности каждый день оказываются в экстремальных условиях, связанных с экономической нестабильностью, отрицательным поведением обучающихся, предвзятым отношением руководства, потребности учеников самоутвердиться за счет педагога, большой объем методической нагрузки и др. представляют собой лишь незначительное количество условий, к которым очень сложно приспособиться. Педагогу следует воспринимать экстремальные условия собственной профессиональной деятельности как ее неотъемлемый элемент и осваивать эффективные стратегии преодоления сложных жизненных ситуаций.
Экстремальные ситуации возникают при отсутствии у человека подходящего опыта рационального поведения в создавшихся условиях, по сути, приводя к поведенческому тупику. Процесс принятия решения затрудняется фоном опасности и отсутствием стереотипа поведения, необходимых личностных качеств педагога.
В большинстве исследований, анализирующих психологические детерминанты поведения в экстремальных ситуациях отмечается, что для сохранения адекватности немаловажное значение имеет стремление помочь людям, ответственность за сохранение жизни окружающих.
По мнению Ю.И. Дерюгина, на способность сохранить адекватное поведение в экстремальных ситуациях влияет также уровень психологической устойчивости, ориентация на соблюдение моральных норм поведения, чувство сострадания, наличие жизненного опыта. Этого же мнения придерживается В.А. Моляко, добавляя к этому состояние психологической готовности или неготовности.
Е.С. Мазур с соавторами считает, что немаловажное место в опосредовании поведения играют различные психологические защиты и смысловая саморегуляция, а также психологическое состояние человека, оказавшегося в экстремальной ситуации.
В современных условиях большинство педагогов не обладает необходимыми жизненными навыками, опытом продуктивных действий в экстремальных ситуациях и их преодоления, у них возникает внутреннее напряжение, они не могут найти продуктивный выход из трудной жизненной ситуации. Это, в свою очередь, может привести к внутренним конфликтным состояниям, фрустрациям, стрессам, кризисным состояниям.
Степень разработанности проблемы. Исследованиям напряженных и экстремальных ситуаций в педагогической деятельности посвящены работы таких ученых, как Х. Ченг, А. Грин, Л. Треглон, А. Фурнхам, Б.П. Чапман, К. Петридис, Б. Д. Байтукбаевой, Г. А. Герцог, А. В. Савченкова и др.
В отечественной науке можно отметить исследования Смирнова Б.А. и Долгополовой Е.В., Рязановой Н.В., Рогачевой Т.В., Залевского Г.В., Левицкой Т.Е., которые рассматривали в целом понятие «экстремальные ситуации», их основные характеристики, виды.
Савченков А.В., Уварина Н.В. рассматривали непосредственно причины возникновения экстремальных ситуаций в педагогической деятельности, а также исследовали особенности приспособления педагогов к экстремальным ситуациям.
Также следует выделить работы Цепкова А.Ю., Пазухиной С.В., которые проводят исследования в направлении экстремальной психопедагогики и экстремальной компетентности педагогов.
Цель исследования: изучить особенности психологических состояний и поведения преподавателей в экстремальных ситуациях.
Теоретические задачи исследования:
1) Определить понятия «экстремальная ситуация», виды экстремальных ситуаций и особенности;
2) Проанализировать специфику экстремальных ситуаций в образовательной деятельности и особенности психологических состояний преподавателей в них;
Эмпирические задачи исследования
1) Провести эмпирическое исследование особенностей психологических состояний и поведения педагогов в экстремальных ситуациях;
2) Проанализировать возможности экстремальной психопедагогики для формирования эмоциональной устойчивости и конструктивных стратегий поведения преподавателей в экстремальных ситуациях.
Теоретико-методологическое основание исследования: деятельностный подход А.Н. Леонтьева, Г. В. Андреевой, системный подход Б.Ф. Ломова, структурный подход Б.Д. Парыгина.
Предмет исследования: особенности психологических состояний и поведения преподавателей в экстремальных ситуациях.
Объект исследования: экстремальные ситуации в образовательном процессе.
Гипотеза: экстремальные ситуации в деятельности преподавателей соотносятся с негативными эмоциональными состояниями: фрустрация, стресс, тревога, страх, которые препятствуют применению конструктивных стратегий поведения в возникших условиях.
Методы исследования: анализ научной литературы, систематизация и обобщение полученной информации, анкетирование, методика «Когнитивно-поведенческие стратегии преодоления», разработанная И.Г. Сизовой, С.И. Филиппченковой, качественный и количественный анализ результатов исследования.
Заключение:
Таким образом, анализ научных источников продемонстрировал следующее. Педагогическая деятельность характеризуется достаточно высоким количеством экстремальных ситуаций. Под экстремальными ситуациям следует понимать такие обстоятельства, которые являются источников чрезмерного воздействия на человека, вынуждая его действовать на пределе своих возможностей, истощая его психологические и физические ресурсы.
Факторами, которые обуславливают значительное негативное влияние экстремальных ситуаций на человеческую психику, его психологическое состояние можно назвать следующие особенности экстремальных ситуаций: неожиданность возникновения подобных ситуаций, интенсивность условий ситуации, которые воздействуют на человека, высокая стрессовая нагрузка, наличие реальной опасности для жизни и здоровья оказавшихся в ней людей. Дополнительным фактором, усиливающим стрессовое воздействие экстремальной ситуации на педагога, выступает наличие ответственности на за обучающихся, которые находятся рядом с ним.
Можно говорить о том, что экстремальные ситуации провоцируют необходимость стремительной адаптации, умения быстро принимать решения и действовать, однако высокой интенсивностью воздействий они оказывают чрезмерное влияние на адаптационный потенциал человека, что может привести к возникновению абсолютно разных психологических состояний: как мобилизации, так и разнообразных дезадаптивных реакций, типа стресса, фрустрации, аффекта и др.
В качестве экстремальных ситуаций могут быть рассмотрены как достаточно обыденные ситуации конфликтов между педагогом и обучающимися или начальством, ситуации, когда педагогу приходится трудиться в авральном режиме и т. п. Однако в настоящее время отмечается увеличение количества экстремальных ситуаций, связанных с угрозой жизнью и здоровья, когда происходит террористический акт или захват заложников.
Возникновение экстремальных ситуаций является источником разнообразных психологических состояний: стресса, аффекта, фрустрации, в наиболее тяжелых случаях – посттравматического шока и психологической травмы.
В данном аспекте значимым становится способность педагога к адекватным действиям и контролю над собственными психологическими состояниями в экстремальных условиях. Большое значение это имеет в подготовке будущих педагогов, так как необходимо готовить их к действиям в рамках экстремальных ситуаций еще на этапе профессиональной подготовки.
Для изучения степени готовности преподавателей к возникновению экстремальных ситуаций нами было проведено эмпирическое исследование. В рамках данного исследование было проведено анкетирование, которое было направлено на установление уровня представлений непосредственно педагогов о вероятности возникновения экстремальных ситуаций в образовательном процессе, а также особенности их отношения к таким ситуациям и то, как они сами оценивают собственную готовность к действиям внутри подобных условий. Еще одним важным вопросом, который затрагивается в данной анкете, является вопрос о том, насколько велика вероятность отказа педагогов от своей профессии в связи с возможностью возникновения экстремальных ситуаций, описанных в СМИ.
Следует отметить, что большинство педагогов достаточно высоко оценили свой потенциал поведения внутри экстремальных ситуаций. Они посчитали себя готовыми к возникновению экстремальных ситуаций. Лишь незначительное количество педагогов, участвующих в исследовании, признало, что возможность возникновения ситуаций, связанных с угрозой жизни и здоровью, может стать серьезным фактором, который спровоцирует их на прекращение педагогической деятельности.
Исследование стратегий совладающего поведения, к которым склонны педагоги в экстремальных ситуациях, продемонстрировало следующее: большинство педагогов склонны к выбору конструктивно-преобразующих стратегий, направленный на изменение возникшей ситуации, либо конструктивно-приспособительных реакций, когда человек старается максимально адаптироваться к возникшим условиям. Лишь незначительная часть педагогов продемонстрировала склонность к неконструктивным стратегиям поведения в экстремальных ситуациях. Это указывает на высокую вероятность возникновения у них неблагоприятных психологических состояний: аффективных реакций, паники, крайних степеней стресса и др.
Таким образом, эмпирическое исследование продемонстрировало, что педагоги имеют представление о возможности возникновения экстремальных ситуаций в образовательной деятельности и большинство из них считают себя готовыми к действию в них.
Перспективным направлением педагогики в плане подготовки преподавателей к экстремальным ситуациям является экстремальная психопедагогика, которая активно развивается в настоящее время. В рамках данной науки рассматриваются теоретические аспекты подготовки педагогов к экстремальным ситуациям, проводятся исследования эмоциональной устойчивости и экстремальной компетентности, кроме того, разрабатываются основы практической подготовки педагогов к экстремальным ситуациям.
Таким образом, можно говорить о том, что экстремальные ситуации возникают в образовательном процессе все чаще, что может спровоцировать возникновение у них разнообразных психологических состояний. В этом плане перспективной отраслью науки является экстремальная психопедагогика.
Фрагмент текста работы:
1. Теоретические основы исследования психологических состояний преподавателей в экстремальных ситуациях
1.1 Понятие «экстремальная ситуация»: особенности, виды
Под экстремальными следует понимать такие ситуации, которые выходят за рамки «нормального» человеческого опыта, то есть экстремальность ситуации определяется факторами, к которым субъект пока не приспособлен и не готов действовать в их условиях. Уровень экстремальности обуславливается интенсивностью, длительностью, непривычностью проявления этих факторов.
С точки зрения Н.В. Рязановой [10, с.144], экстремальная ситуация – это сложная, выходящая за рамки обыденности обстановка, которая складывается на определенной территории в результате действия определенных лиц, либо техногенных и других видов катастроф, угрожающая человеческими жертвами, материальными потерями и другими негативными последствиями.
В.С. Маслобойщиков [4, с. 10] экстремальную ситуацию интерпретирует как неожиданное усложнение условий жизни и деятельности, которое получает для субъекта или коллектива особую важность.
Если рассмотреть приведенные определения, то можно отметить, что центральным аспектом в них выступает внезапность, неожиданность, экстраординарность ситуации.
В исследовании Н. Б. Карабущенко, А. В. Иващенко, Н. Л. Сунгурова, И. Аль-Масри [12, с. 24] экстремальными определяются такие условия, которые находятся за рамками человеческого опыта, в которых причины травматизма лежат непосредственно в самом человеке и социуме.
В статье Ф. Руссони, Е. Батаглиоли [там же, с. 24] описывается воздействие экстремальных ситуаций в жизни человека на уменьшение уровня общественной активности и работоспособности.
Исследователи Ф. Алосаими, Х. Алавад и соавторы придерживаются точки зрения, считают, что влияние экстремальной ситуации без конструктивной стратегии ее преодоления может стать источником стресса и психических заболеваний [ там же, с. 25].
А.М. Столяренко в учебном пособии «Юридическая педагогика» обозначает такое понятие, как «педагогическая сформированность человека», составляющими компонентами которого выступают такие характеристики личности, как смелость, мужество, устойчивость к опасностям, способность руководить собственными эмоциями.
«Педагогическая сформированность человека» интерпретируется как базовая способность встречать и преодолевать разнообразные сложности, невзгоды, личные кризисы, умения добиваться своих целей в любых условиях. Такое качество, как «педагогическая сформированность» может рассматриваться как одна из центральных профессиональных компетенций преподавателя.
Основная задача в рамках подготовки педагога к деятельности в экстремальной ситуации – развитие готовности к ней
В роли факторов, обуславливающих экстремальность, возможно выделить следующие:
1. Разнообразные эмоциогенные влияния опасности.
2. Недостаток требуемой информации.
3. Чрезмерное психическое, физическое, эмоциональное напряжение.
4. Влияние негативных климатических факторов: жары, холода, кислородной недостаточности и т. д.
5. Ощущение голода, жажды.
Для экстремальных ситуаций типичными являются неблагоприятные условия, спровоцированные аспектами, которые могут быть разделены на три блока: обстановочные, деятельностные и личностные. Экстремальные ситуации отличаются их разными сочетаниями [9, с. 89].
В качестве обстановочных аспектов можно выделить объективные характеристики событий:
— факт появления события, относимого, как правило, к экстремальным (катастрофа, авария, землетрясение, пожар, крах, смерть и пр.);
— фиксируемые потери, лишения, разрушения, страдания, срыв работы, неудачи, поражения и др. (непосредственные впечатления);
— объективная угроза реализации плана, достижения цели, угроза здоровью, жизни людей или непосредственно сотрудника;
— новизна, необычность, внезапность, стремительность развития и протекания существенного события (помех, конфликтов, противодействия, вымогательства, шантажа, нападения и др.);
— неопределенность, общая тревожность, пораженческие настроения, распространение слухов.
Деятельностные аспекты характерны непосредственно для деятельности, которую выполняет субъект. Это такие аспекты, как:
— осознание большой важности предстоящих или реализуемых субъектом действий;
— прогнозирование значительных сложностей в достижении поставленной цели и высокой вероятности неуспеха;
— осознание высокой цены ошибки, если она будет совершена;
— понимание личной ответственности за достижение цели;
— недостаток времени для подготовки, принятия решения и достижения необходимого результата;
— ожидание;
— осознание недостаточности имеющихся ресурсов для успешного выполнения предстоящих или реализуемых действий, требуемых для успеха;
— коллективизм, солидарность, проявляющиеся в осознании необходимости не подводить других, не выглядеть в их глазах неполноценным профессионалом, неполноценной личностью;
— неудачи, совершенные промахи, ошибки;
— значительные и продолжительные нагрузки [10].
Личностные аспекты соотносятся со специфическими психологическими и педагогическими характеристиками личности.
В качестве таких факторов можно выделить:
— недостаток интереса. Деятельность с интересом увеличивает силы, без него — заставляет постоянно пересиливать себя;
— недостаток личного опыта действий в экстремальных вообще или подобных ситуациях;
— неуверенность в себе;
— неуверенность в правильности решения, совершенном выборе (борьба мотивов);
— неуверенность в коллегах, руководителе;
— непонимание обстановки и того, что надо делать;
— психологическая неготовность, неполная собранность;
— недостаточная психологическая надежность, выражающаяся в чрезмерных реакциях на сложности (излишняя тревожность, переживания, плохое самообладание);
— низкая трудоспособность и выносливость.
По уровню экстремальности, сложностей, напряжений все ситуации можно дифференцировать на:
— нормальные, для которых типичен обычный уровень сложностей;
— параэкстремальные — сложности характеризуются предельным усровнем;
— собственно экстремальные — переживаемые сложности предполагают абсолютную мобилизацию возможностей субъекта;
— гиперэкстремальные — сложности имеют излишне высокий уровень, превосходят возможности субъекта, обязывают действовать «через не могу».
Профессиональная деятельность и в принципе существование человека можно описать чередованием ситуаций каждого из описанных видов. Любая нормальная ситуация способно преобразоваться в остро экстремальную даже из-за неосторожно сказанного слова, полученной новой информации, нервного состояния собеседника [17, с.328].
Экстремальные ситуации значительно нарушают фундаментальное ощущение безопасности субъекта, формируют переживание неконтролируемого течения жизни и становятся причиной формирования патологических состояний — травматического и посттравматического стресса, других невротических и психических расстройств.
Психическое состояние субъектов, попавших в экстремальную ситуацию, развивается последовательно, проходя три стадии. Сначала формируется острый эмоциональный шок, который описывается общим психическим напряжением с доминирование переживания отчаяния и страха [15, с. 234].
Следующая стадия характеризуется как психофизиологическая демобилизация, значительное ухудшение самочувствия и психоэмоционального состояния с доминированием переживания растерянности, панических реакций, снижением степени продуктивности деятельности и мотивации к ней, депрессией. На описываемой второй стадии уровень проявления и особенности психогенных нарушений в значительной степени обусловлены не только непосредственно экстремальной ситуацией, ее интенсивностью, неожиданностью развития, длительностью действия, а также специфическими характеристиками личности пострадавших, сохранением опасности и новыми стрессовыми воздействиями.
На смену данной стадии приходит стадия разрешения, когда постепенно нормализируется настроение и самочувствие, однако сохраняются пониженный эмоциональный фон и контакты с окружающими ограниченны. Затем наступает стадия восстановления, когда активизируется межличностное общение.
На третьей стадии у субъекта, оказавшегося в ситуации экстремального стресса, осуществляется сложная эмоциональная и когнитивная переработка ситуации, анализ и оценка собственных переживаний и ощущений. При этом актуальность приобретают также травмирующие психику факторы, связанные с изменением жизненного стереотипа. У переживших экстремальную ситуацию значительно снижается работоспособность, а также критическое отношение к своим возможностям.
Любая экстремальная ситуация связана с угрозой для жизни человека (террористические акты, ограбления, разбойные нападения). За короткое время происходит столкновение с реальной угрозой смерти. Меняется образ мира, действительность представляется наполненной роковыми случайностями. Человек начинает делить свою жизнь на две части — до события и после него. Возникает ощущение, что окружающие не могут понять его чувств и переживаний. Необходимо помнить, что даже если человек не подвергся физическому насилию, он все равно получил сильнейшую психическую травму [6, с. 56].