Курсовая с практикой Педагогика/Психология Социальная психология

Курсовая с практикой на тему Изучение психологических особенностей семей с приемным ребенком

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ СЕМЬЯМ-УСЫНОВИТЕЛЯМ 5

1.1 Общая характеристика приемной семьи 5

1.2 Социально-психологические технологии помощи семьям-усыновителям 9

ГЛАВА 2. ПРАКТИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ С СЕМЬЯМИ-УСЫНОВИТЕЛЯМИ 14

2.1 Анализ опыта использования социально-психологических технологий в работе с приемной семьей 14

2.2 Исследование приемных семей 17

2.3 Практические рекомендации по использованию социально-психологических технологий в работе с приемной семьей 26

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 32


  

Введение:

 


В настоящее время в условиях современного российского социума одной из актуальных и важных проблем представляется проблема результативной социальной защиты и поддержки населения нашей страны. Для ее успешного разрешения нужны совместные постоянные усилия профессионалов в разнообразных сферах деятельности, в том числе, социальных психологов и педагогов, владеющих различными социально-психологическими прикладными технологиями решения общественных проблем.

Основным институтом устройства и социальной защиты детей, оставшихся без попечения родителей, представляется приемная семья. В настоящее время она на прикладном уровне позволяет решать такие вопросы, как повышение качества жизнедеятельности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечение нужного уровня их эффективной социализации, воспитания и полноценного личностного развития.

Таким образом, вышеуказанными положениями определяется актуальность и практическая значимость настоящего исследования.

Цель исследования – проанализировать основные особенности психологической помощи семьям, усыновившим ребенка.

Объект исследования – социально-психологическая работа с семьей-усыновителем. Предмет исследования – характерные особенности применения психологической помощи при работе с приемной семьей.

Поставленная цель обусловила формулирование следующих задач исследования:

1. Проанализировать общую характеристику приемной семьи.

2. Рассмотреть основные социально-психологические технологии помощи семьям-усыновителям.

3. Провести анализ практики использования социально-психологических технологий в работе с семьями-усыновителями.

4. Разработать практические рекомендации по использованию социально-психологических технологий в работе с приемной семьей.

Теоретико-методологическая основа работы: различные компоненты применения психологической помощи в работе с приемной семьёй детально исследованы в работах таких авторов как А.И. Антонов, И.С. Даниленко, Л.Ц. Иорданова, СВ. Ковалёв, Н.В. Молярова, Н.Т. Молчанова, М.М. Семаго.

В основе теоретических рассуждений и эмпирического исследования применены:

1) принцип деятельностного подхода (С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев);

2) системный подход (Б.Ф. Ломов);

3) основные положения концепции социально-психологической адаптации (А.А. Налчаджян, Ю.А. Александровский, В.И. Медведев и др.);

Для решения сформулированных задач исследования были применены следующие основные методы:

1) анализ психолого-педагогической, методической, научной литературы по проблеме исследования;

2) практический анализ и обобщение опыта по определению реального состояния проблемы на прикладном уровне.

Практическая значимость данной работы состоит в том, что полученные результаты по применению психологической помощи в работе с приемной семьей могут быть применены в качестве методических рекомендаций по использованию социально-психологических технологий в работе с такой семьей.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Семья как социальный институт и элемент общественной культуры существует многие тысячелетия, она является важнейшим опосредующим звеном в отношении человека с окружающим миром и наиболее эффективно способствует социализации личности. Семейные условия, включая социальное положение, род занятий, материальный уровень и уровень образования родителей, в значительной мере предопределяют жизненный путь ребенка.

Приемная семья вполне может предоставить ребенку комфортную социально-психологическую атмосферу пребывания в ней. Но, несмотря на довольно распространенную практику помещения приемных детей в семью, имеет место и расторжение договоров. Как обнаруживает многочисленная практика и теоретические исследования, характерными особенностями взаимоотношений приемных родителей с детьми во многих семьях представляются: повышенный уровень требовательности родителей по отношению к приемным детям, явно выраженное на поведенческом уровне контролирующее поведение, отсутствие конструктивного сотрудничества между родителями и приемными детьми.

Сегодня наблюдается такая тенденция, что детские дома постепенно распускаются и дети из них переходят в семьи. И, казалось бы, польза от этого для ребенка очевидна. Семья является более позитивной средой для формирования и развития полноценной личности. Большинство приемных родителей оказываются психологически не готовыми к принятию в семью чужого ребенка. Часто у них просто отсутствуют нужные педагогические знания и опыт в воспитании детей. Часты случаи, когда от приемного ребенка повторно отказываются. В приемной семье может присутствовать конкуренция между родными и приемными детьми, и также бывает, что не все члены приемной семьи позитивно относятся к приемному ребенку.

Таким образом, данные дети довольно часто могут оставаться наедине со своими эмоциями, переживаниями и страхами. Обычно дети в приемные семьи попадают из детских домов, неблагополучных семей либо в случае смерти родителей. Предшествующий опыт этих детей содержит определенные травматические события, которые имеют влияние на ребенка всю его дальнейшую жизнь. К опыту таких детей, которые остались без попечения родителей, увеличиваются проблемы, которые связаны со здоровьем.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ СЕМЬЯМ-УСЫНОВИТЕЛЯМ

1.1 Общая характеристика приемной семьи

Прежде всего при анализе общей характеристики приемной семьи следует отметить, что в России издавна было принято забирать детей-сирот в семьи. Так, например, в начале XIX века только в Петербурге было зафиксировано около 18 000 подобных семей, в которых содержалось более 20 000 детей, которые по определенным причинам были без родительского попечения. За то, что семьи брали детей-сирот на воспитание, им полагалось определенное денежное подспорье из государственной казны. В дальнейшем устройство сирот в приемную семью практиковалось в разных формах (патронаж, патронат) — как в дореволюционной России, так и в СССР [19, с.32].

Семья как социальный институт и элемент общественной культуры существует многие тысячелетия, она является важнейшим опосредующим звеном в отношении человека с окружающим миром и наиболее эффективно способствует социализации личности. Семейные условия, включая социальное положение, род занятий, материальный уровень и уровень образования родителей, в значительной мере предопределяют жизненный путь ребенка. В связи с тем, что некоторые исследователи склонны отождествлять семью и брак (Бодалев А.А., Столин В.В. и др.) представляется необходимым развести и конкретизировать эти понятия. Под семьей, как правило, понимается опирающаяся на кровное родство либо на брак малая группа, члены которой связаны общностью быта [23, с. 103].

В настоящей работе считается целесообразным остановиться на рассмотрении основных функций современной семьи. В этой связи

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы