Курсовая с практикой Гуманитарные науки Литература

Курсовая с практикой на тему Изучение прозы И.С. Тургенева на уроках литературы и в рамках элективного курса

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 3

Глава 1. Теоретические основы изучения прозы на уроках
литературы и элективных курсах. 7

1.1. Литературное образование. Характеристика предмета
«Литература». 7

1.2. Характеристика элективных курсов. 14

Глава 2. Специфика изучения прозы С.И. Тургенева на
средней ступени общеобразовательной школы.. 20

2.1. Анализ школьных программа по литературе относительно
изучения прозы С.И. Тургенева. 20

2.2. Анализ школьных учебников по литературе относительно
изучения прозы С.И. Тургенева. 23

2.3. Разработка элективного курса для учащихся 8-х классов
по литературе «Проза И.С. Тургенева». 29

Заключение. 37

Список использованной литературы.. 38

  

Введение:

 

Актуальность темы
исследования. Школа сегодня стремительно меняется,
пытается попасть в ногу со временем. Главное же изменение в обществе, влияющее
и на ситуацию в образовании, – это ускорение темпов развития. Поэтому сегодня
важно не столько дать ребёнку как можно больше конкретных предметных знаний, а
вооружить ребёнка способами действий, которые помогут ему развиться и самосовершенствоваться
в непрерывно меняющемся обществе. Именно об этом идёт речь в стандартах второго
поколения ФГОС. В Концепции развития образования в Российской Федерации
формируются современные представления о фундаментальном образовании – это такое
образование, благодаря которому человек способен самостоятельно работать,
учиться и переучиваться [Окунева Н.Ф. Пути формирования универсальных учебных
действий средствами русского языка и литературы на уроках и во внеурочное время
в условиях ФГОС / Н.Ф. Окунева // Педагогическое мастерство: материалы VI
Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2015 г.). – М.: Буки-Веди, 2015. – С.
113-116].

Сегодня уже не вызывает
сомнений тот факт, что качество образования определяется не только количеством
и качеством знаний, но и качеством личностного, духовного, гражданского
развития подрастающего поколения. В рамках ФГОС среди основных требований к
результатам освоения образования на первый план выдвигаются именно личностные
результаты [Ковалёва
Е.В. Духовно-нравственное воспитание на уроках литературы / Е.В. Ковалёва //
Школьная педагогика. – 2015. – № 2 (2). – С. 1-4]: «Стандарт ориентирован на
становление личностных характеристик выпускника («портрет выпускника школы»):
любящий свой край и свою Родину, уважающий свой народ, его культуру и духовные
традиции; осознающий и принимающий традиционные ценности семьи, российского
гражданского общества, многонационального российского народа, человечества,
осознающий свою сопричастность судьбе Отечества…» [Приказ
Минобрнауки России: 17 мая 2012 г. № 413. Приложение// Российская газета – URL:
http://www.rg.ru/2012/06/21/obrstandart-dok.html (дата обращения: 23.08.2020)].

Е.В. Ковалева отмечает,
что литература занимает особое место в системе школьного образования [Цит. по: Ковалёва Е.В. Духовно-нравственное
воспитание на уроках литературы / Е.В. Ковалёва // Школьная педагогика. – 2015.
– № 2 (2). – С. 1].
В Примерной Программе среднего (полного) общего образования по предмету
литература охарактеризована как «базовая учебная дисциплина, формирующая
духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения» [Львова
С.И. Примерные программы среднего (полного) общего образования: Русский язык и
Литература/ С.И. Львова, Б.А. Ланин, О.М. Александрова. – Москва: Вентана-Граф,
2012. – 152 с.].

Углубленному изучению
литературы будут способствовать элективные курсы для учащихся.

Элективные курсы являются
одной из актуальных форм учебной коммуникации в современной школе. Занятия
курсов по выбору обеспечивают профилизацию обучения, помогают сформировать устойчивый
интерес учеников к определенному предмету, способствуют развитию различных
компетенций за счет более сконцентрированного, чем на обычных уроках,
применения активных форм работы [Уминова Н.В. Особенности разработки элективного курса
«Школьная тема в современной литературе» в рамках предпрофильной подготовки
учащихся / Н.В. Уминова // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. – 2017. – №1. (39).
– С. 39].

Вопросы теории и практики
элективов начали интенсивно обсуждаться в методической науке с начала 2000-х
годов – периода, когда актуализируется процесс профилизации старшей школы. В
это время разрабатываются авторские программы элективных курсов: В.Ф. Чертов,
В.В. Агеносов, Е.А. Зинина, Т.Г. Кучина, Н.Л. Карнаух, Г.В. Пранцова и др.

Отметим, что как правило,
учителя пользуются уже готовыми программами элективных курсов по литературе,
которые, как правило, направлены на изучение различных жанров, исторических
эпох, периодов в развитии русской литературы. Однако вопрос разработки
элективного курса по изучению прозы И.С. Тургенева остается открытым. Этим и
обусловлена актуальность данной курсовой работы.

Объектом исследования является
процесс изучения литературы в среднем звене общеобразовательной школы.

Предмет исследования –
специфика изучения прозы И.С. Тургенева на уроках литературы и в рамках
элективного курса.

Цель исследования состоит
в разработке элективного курса по литературе «Проза И.С. Тургенева».

Достижению поставленной
цели будет способствовать решение ряда задач:

1. Рассмотреть
особенности литературного образования и дать характеристику предмета
«Литература».

2. Дать характеристику
элективных курсов.

3. Провести анализ
школьных программа по литературе относительно изучения прозы С.И. Тургенева.

4. Провести анализ
школьных учебников по литературе относительно изучения прозы С.И. Тургенева.

5. Разработать элективный
курс для учащихся 8-х классов по литературе «Проза И.С. Тургенева».

Методы исследования:

– анализ литературы по
теме исследования;

– анализ школьных программ и учебников;

– синтез и обобщение;

– метод конструирования
при разработке элективного курса для учащихся 8-х классов по литературе «Проза
И.С. Тургенева».

Практическая значимость
курсовой работы состоит в том, что собранный материал
можно использовать в дальнейших разработках данного вопроса; в разработанном
элективном курсе для учащихся 8-х классов по литературе «Проза И.С. Тургенева»
и возможности его использования в работе с учащимися среднего звена
общеобразовательной школы.

Структура курсовой работы
обусловлена
целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, двух глав,
заключения и списка использованной литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В результате написания
данной курсовой работы была достигнута ее цель: разработан элективный курс по
литературе «Проза И.С. Тургенева».

Отметим, что в рамках
школьным программ изучению прозаического творчества И.С. Тургенева отводится
значительное место в процессе литературного образования учащихся 5-9 классов.
Однако школьные программы ограничены количеством отведенных часов, что
препятствует углубленному изучению творчества писателя. Решить данную проблему
позволяет элективный курс.

Элективные курсы являются
обязательными для посещения курсами по выбору учащихся, которые входят в состав
профиля обучения на старшей ступени школы и реализуются в качестве
предпрофильной подготовки на средней ступени. Как правило, элективные курсы
позволяют удовлетворить индивидуальные образовательные интересы, потребности и
склонности каждого учащихся.

Предложенный нами
элективный курс имеет своей целью углубление знаний учащихся о писателе
И.С. Тургеневе и его прозе.

Значительная роль на
занятиях в рамках элективного курса отведена интерактивным методам работы.

Предложенный нами
элективный курс рассчитан на 16 занятий по 1 часу в неделю.

Основная дидактическая
единица представлена литературным текстом, который отобран в соответствии со
школьной программой.

Таким образом, цель
исследования достигнута, задачи решены.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретические
основы изучения прозы на уроках литературы и элективных курсах

1.1. Литературное
образование. Характеристика предмета «Литература» Главные цели изучения
предмета «Литература» в общеобразовательной школе являются следующими:

– формирование духовно
развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным
самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;

– развитие
интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной
социализации и самореализации личности;

– постижение учащимися
вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ,
основанный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на
принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью,
историзма;

– поэтапное,
последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и
интерпретировать художественный текст;

– овладение возможными
алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом
другом речевом высказывании), и создание собственного текста, представление
своих оценок и суждений по поводу прочитанного;

– овладение важнейшими
общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели
деятельности, планировать её, осуществлять библиографический поиск, находить и
обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет,
и др.);

– использование опыта
общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и
учебной деятельности, речевом самосовершенствовании [Литература.
Рабочие программы. Предметная линия учебников для 5-9 классов: пособие для
учителей общеобразовательных организаций / Под ред. В.Я. Коровиной. – М.:
Просвещение, 2014 – С. 4-5].

Литературе как учебному
предмету отведена ведущая роль в процесс достижения учащимися личностных,
предметных и метапредметных результатов обучения и воспитания [Литература.
Рабочие программы. Предметная линия учебников для 5-9 классов: пособие для
учителей общеобразовательных организаций / Под ред. В.Я. Коровиной. – М.:
Просвещение, 2014 – С. 6],
которые представлены в таблице 1.1.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы