Курсовая с практикой на тему Изучение произведений о Великой Отечественной войне
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава 1. Теоретические
основы изучения произведений о Великой Отечественной войне на уроках литературы.. 5
1.1 Отражение Великой
Отечественной войны в литературе. 5
1.2 Изучение произведений о
войне в школьном курсе литературы.. 10
1.3 Методы и приемы
изучения произведений о Великой Отечественной войне 15
Глава 2. Методика изучения
произведений о Великой Отечественной войне 20
2.1 Опрос учащихся. 20
2.2 Анализ проведенного
урока. 28
Заключение. 32
Список использованной
литературы.. 33
Приложение. 35
Введение:
дополняется. Невозможно себе
представить, чтобы ученики в современной школе изучали одни и те же
произведения, например, пятьдесят или шестьдесят лет назад.
Конечно, есть классическая
программа, но так как сама литература очень динамична, то новые произведения
будут постоянно добавляться в школьную программу.
После Великой Отечественной войны
весь пласт русской литературы, казалось, был прикован к военной
действительности. Это произведения разных лет, от стихов, написанных в окопах,
до рассказов 10-20 лет, появившихся после последней битвы, когда люди смогли
понять, что произошло. Конечно, эти работы не были сразу включены в школьную
программу. И, во всяком случае, она не сразу приобрела современный вид: с
годами постепенно отфильтровывалось лучшее и не теряло своей актуальности по
сей день то, что можно предложить ученикам.
Произведения о Великой отечественной
войне в современных школах изучаются в два этапа: в 8-9 классах и после
окончания специальных учебных заведений.
Возможно, потому, что в последнее
время появилось много работ, посвященных этому курсу, или потому, что у него
очень мало времени на разработку, существует очень мало литературы, посвященной
этому курсу. Кроме того, эта литература в значительной степени представлена
практическими рекомендациями, статьями о работе конкретного автора,
планами-резюме личного опыта, небольшими методическими статьями. Однако
всесторонний теоретический обзор учебной программы по литературе второй мировой
войны еще не состоялся.
На этой основе необходимо обобщать и
систематизировать известные материалы, и на этой основе формировать выводы.
Это очень актуальный вопрос
современной методологии, поскольку, в отличие от классических произведений 19
века, существует не так много методических рекомендаций по курсу военной
литературы, которые могут быть реализованы на занятиях.
Объект исследования: произведения
о Великой Отечественной войны в литературе.
Предмет исследования: изучение произведений
о Великой Отечественной войн в литературе.
Поэтому целью данного исследование является
изучение форм и методов изучения литературы Великой Отечественной войны на
уроках литературы.
Задачи:
1. Изучить отражение Великой
Отечественной войны в литературе
2. Изучить произведений о войне в
школьном курсе литературы
3. Рассмотреть методы и приемы
изучения произведений о Великой Отечественной войн
4. Провести опрос учащихся
5. Проанализировать проведенный
урок.
Методы исследования: анализ научной
литературы, анкетирование, беседа, математическая обработка данных.
Структура: работа состоит из
введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
Во введении обозначена актуальность,
цель, предмет, объект исследования, задачи и методы.
В первой главе рассмотрены теоретические
основы изучения произведений о Великой Отечественной войне на уроках литературы.
Во второй главе рассмотрена методика
изучения произведений о Великой Отечественной войне.
В заключении сделаны общие выводы.
Заключение:
Таким образом, тема
патриотизма и воспитания патриотизма, его роль и значение является наиболее
фундаментальной и широко обсуждаемой темой в обществе. Задача возрождения
национального духа является одной из приоритетных. Эта задача также решается в
ходе изучения школьной программы по литературе, поскольку художественная
литература является неотъемлемой частью общего образования и патриотического
воспитания. Его цель-воспитание личности и влияние на ее разностороннее
развитие, выбор духовного мира и морального кодекса.
Для изучения любого
произведения русской литературы в конкретном классе для каждого автора можно
выбрать набор приемов и форм работы, которые можно комбинировать по-разному, но
это обязательно приводит к одному: учащиеся понимают курс литературы о Великой
Отечественной войне не как исключение.
Чаще всего предлагается привлекать
при подготовке уроков по теме «Литература Великой Отечественной войны»
обращаться к истории, давать учащимся краткие исторические справки и событиях
1941-1945 гг.
Исследование показывает, что у школьников наблюдается явная
недостаточная информированность в области знаний о событиях, конкретных датах,
именах отважных героев и полководцев, именах наград, определенных в годы Второй
мировой войны.
Однако когда речь заходит о каких-то конкретных датах и событиях, да
еще о знаменитых именах великих героев и знаменитых полководцев, то ученики
путаются в своих знаниях истории, а некоторые моменты не знают вообще.
В целом восприятие Великой Отечественной войны современными
школьниками определяется хорошим патриотическим настроем, который связан с
общим состоянием мира.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические основы изучения произведений о Великой
Отечественной войне на уроках литературы
1.1 Отражение Великой Отечественной
войны в литературе
Прошло достаточно времени, отделяющего нас от холодного ужаса Великой
Отечественной войны. Однако, эта тема еще долго будет волновать далекие грядущие
поколения. Потрясения военных лет (1941-1945) вызвали ответную реакцию в художественной
литературе, породившей огромное количество литературных произведений, но большая
часть произведений о Великой Отечественной войне создавалась в послевоенные годы.
Невозможно было осмыслить и охватить полностью и сразу произошедшую масштабную трагедию
со всеми ее причинно-следственными связями. После того, как страну окатила волна известия
о нападении Германии на СССР, загремели страстные и величественные выступления литературных
деятелей, журналистов, корреспондентов с призывом подняться на защиту своей Великой
Родины. На площади Белорусского вокзала 24 июня 1941 года впервые исполнилась песня
А.В. Александрова на стихотворение В.И. Лебедева-Кумача, ставшая впоследствии чуть
ли не гимном войны – «Священная война» [5]. Русская литература в период Великой Отечественной
войны была многожанровой и многопроблемной. В начале периода преобладали «оперативные»,
то есть, малые жанры [6].
Поэзия в военные годы оказалась очень востребованной: во всех газетах
страны одно за другим печатались стихотворения на тему Великой Отечественной войны.
На фронте стихотворения пользовались популярностью: их читали, заучивали, превращали
в боевые песни. Сами солдаты сочиняли новые стихи, пусть даже и несовершенные, но
трогательные и искренние. Невозможно даже представить, что творилось в душе у солдат,
переживающих военные годы. Но поражают внутренние качества русского характера: в
сложных и суровых условиях думать о стихах, сочинять, читать, заучивать.
Расцвет поэзии сороковых годов ознаменован именами: М. Луконина,
Д. Самойлова, Ю. Воронова, Ю. Друниной, С. Орлова, М. Дудина, А. Твардовского. В
основе их стихотворений звучат яростные темы осуждения войны, прославления подвигов
солдат, фронтовой дружбы. Таковы были мироощущения военного поколения [7]. Стихи военных лет, как «Темная ночь» В. Агатова,
«Соловьи» А.Фатьянова, «В землянке» А. Суркова, «В лесу прифронтовом», «Огонек»
М. Исаковского и многие другие, превратились в часть духовной жизни Родины. Стихи
эти являются исключительно лирическими, тема войны присутствует в них опосредованно,
на первый же план выдвигается психологическая природа человеческих переживаний и
чувств.
Большую популярность на войне обрели стихотворения К.Симонова. Он
написал знаменитые «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины», «Атака», «Дороги», «Открытое
письмо» и другие. Его стихотворение «Жди меня, и я вернусь…» было переписано многими
солдатами сотни тысяч раз. В нем звучат высокие эмоциональные ноты, пробирающие
до самого сердца.
Поэма «Василий Теркин» А.
Твардовского стала вершиной поэтического творчества военного времени. Герой — «обыкновенный
парень» — горячо полюбился народу: не унывающий, смелый и отважный, не робеющий
перед начальством. Бойцы использовали некоторые строфы из поэмы как поговорки. Каждая
новая глава поэмы тут же издавалась в газетах, выпускалась как отдельная брошюра.
И, действительно, язык поэмы меткий, точный, в каждой строчке звучит удаль и свобода.
Таким необыкновенным доступным солдатским языком написано это художественное произведение.
Говоря о языке художественных произведений на тему войны, то важно
отметить, что литература тех лет требовала себе четкости и искренности, отметая
фальшь, размытость фактов и халтуру. Произведения писателей и поэтов имели различные
уровни художественного мастерства, но всех их объединяет тема нравственного величия
советского человека над солдатом фашистской армии, обуславливая право на борьбу
с врагами. Важную роль в русской литературе в военные годы сыграли прозаические
произведения. Проза опиралась на героические традиции советской литературы. В золотой
фонд вступили такие произведения, как «Они сражались за Родину» М.Шолохова, «Молодая
гвардия» А. Фадеева, «Русский характер» А.Толстого, «Непокоренные» Б.Горбатова и
многие другие (2).
В первое послевоенное десятилетие тема Великой Отечественной войны
продолжила свое развитие с новой силой. В эти годы М. Шолохов продолжал работать
над романом «Они сражались за Родину». К. Федин писал роман «Костер». Произведения
первых послевоенных десятилетий отличались ярко выраженным желанием показать всеобъемлющие
события войны. Отсюда их принято называть «панорамными» романами («Буря» О. Лациса,
«Белая берёза» М. Бубённова, «Незабываемые дни» Лынькова и многие другие) (7). Отмечается,
что многим «панорамным» романам присуща некоторая «романтизация» войны, события
имеют лакированный характер, очень слабо проявляется психологизм, прямолинейно противопоставлены
отрицательные и положительные герои. Но, несмотря на это, данные произведения внесли
неоспоримый вклад в развитие прозы военных лет.