Научные исследования в профессиональной деятельности Курсовая с практикой Экономические науки

Курсовая с практикой на тему Изучение особенностей восприятия у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ОСОБЕНННОСТЕЙ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ 6

1.1 Психолого-педагогическая характеристика детей с ограниченными возможностями здоровья 6

1.2Развитие восприятия у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья 15

ВЫВОД 1 ГЛАВЫ 23

ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ПО ИЗУЧЕНИЮ ОСОБЕННОСТЕЙ ВОСПРИЯТИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ 25

2.1. Описание методики изучения уровня развития особенностей восприятия у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья 25

2.2. Результаты исследования развития особенностей восприятия у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья 28

ВЫВОД 2 ГЛАВЫ 35

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 40

ПРИЛОЖЕНИЯ 43

  

Введение:

 

Перед обществом поставлена благородная задача – найти пути улучшения качества жизни людей с ограниченными возможностями здоровья. В настоящее время более 500 миллионов человек (т.е. каждый десятый человек на Земле) являются людьми с инвалидностью. Среди них не менее 150 миллионов детей.

Все большее распространение получает точка зрения, согласно которой забота общества о людях с ограниченными возможностями здоровья является мерилом его культурного и социального развития, а также нравственного здоровья. Исходя из этого, специалисты многих стран ищут эффективные программы по оздоровлению ограниченными возможностями здоровья, особенно детей, восстановлению их трудоспособности, социальной реабилитации, адаптации, активного участия в жизни. Задача эта достаточно сложная, и для ее решения необходимы комплексные научные исследования, усилия врачей, педагогов, специалистов в области физической культуры и спорта[3].

В настоящее время процесс физического воспитания при традиционном подходе к обучению не решает проблемы улучшения показателей физического развития и повышения уровня физической подготовленности дошкольников с ограниченными возможностями здоровья. Большинство исследований проводилось на «здоровых» детях [32].

Объект – дети дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья.

Предметом исследования являются особенности пространственного восприятия детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья.

Гипотеза — Выявленные нами способы формирования пространственных представлений окажут существенную помощь воспитателям детских садов и родителям в работе с ограниченными возможностями здоровья.

Цель исследования рассмотреть пути формирования пространственных представлений у детей 5-6 лет с ограниченными возможностями здоровья.

Задачи:

• описать психолого-педагогический аспект диагностики детей с ограниченными возможностями здоровья;

• дать анализ познавательной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья;

• выявить особенности сенсорной сферы;

• анализировать причины и виды нарушений зрения у детей;

•провести сравнительную характеристику особенностей пространственных нарушений у детей с ограниченными возможностями здоровья;

• рассмотреть формирование пространственных представлений у детей с ограниченными возможностями здоровья;

•проанализировать систему работы по формированию пространственных представлений у детей с ограниченными возможностями здоровья.

Современные знания об оптико-пространственных представлениях у дошкольников основаны на фундаментальных исследованиях П.К. Анохин, Л.С. Выготский, А.Л. Лурия, Л.С. Цветкова, Т.В. Ахутина и др., которые рассматривают высшие психические функции как сложные системы с многоуровневой иерархической структурой. В функциональной системе дисграфии тесно связаны друг с другом речевой и зрительный компоненты, каждый из которых имеет особое значение для формирования определенных операций оптико-пространственных представлений. (Т.А. Алтухова, С.Ф. Иваненко, Л.С. Цветкова).

Методы исследования: 1. теоретический: теоретический анализ литературных источников;

2. эмпирический: проведение диагностики детей.

Выявление особенностей развития особенностей восприятия у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья проходило на базе МДОУ «Ладушки» Волгоград, Волгоградская область, Россия.

В исследовании принимали участие дети старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья.

Практическая значимость работы состоит в том, что практическое исследование может быть использовано в помощь воспитателям детских садов и родителям в работе с ограниченными возможностями здоровья.

Структура работы состоит с введения, двух глав, выводов.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Для детей с ограниченными возможностями здоровья характерно недоразвитие познавательных интересов, что выражается в том, что они меньше нуждаются в знаниях, чем их нормальные сверстники.

Какова бы ни была причина ребенка с ограниченными возможностями здоровья ребенка, как бы ни были тяжелы заболевания его нервной системы (даже если болезнь прогрессирует), наряду с увяданием происходит и развитие. При разных поражениях нервной системы развитие происходит по-разному.

Познавательная деятельность заключается в познании окружающего мира: в его восприятии, осмыслении, запоминании. Для этого необходимо развитие таких психических процессов, как восприятие, мышление, память, речь.

Процесс познания начинается с восприятий.

Восприятия – это первый шаг в познании окружающего нас мира. Этот этап остается важным на протяжении всех лет жизни. Известно, что при умственном недоразвитии дефектен уже первый этап познания — восприятие.

Медленная, ограниченная восприимчивость, свойственная умственно отсталым детям, оказывает огромное влияние на последующий ход их психического развития[5].

Эти дети получают неполные, а иногда и искаженные представления об окружающем, их опыт крайне беден. Сущность процесса восприятия заключается в том, что он обеспечивает получение и первичную переработку информации из окружающего мира: узнавание и различение отдельных свойств предметов, самих предметов, их особенностей и назначения. Восприятие помогает отличить один предмет от других, выделить одни предметы или явления из ряда других, подобных или не подобных ему.

Цель исследования рассмотреть пути формирования пространственных представлений у детей 5-6 лет с ограниченными возможностями здоровья.

В ходе исследования мы исследовали поставленные задачи:

• описали психолого-педагогический аспект диагностики детей с ограниченными возможностями здоровья;

• проанализировали познавательную деятельность детей с ограниченными возможностями здоровья;

• выявили особенности сенсорной сферы;

• проанализировали причины и виды нарушений зрения у детей;

•провели сравнительную характеристику особенностей пространственных нарушений у детей с ограниченными возможностями здоровья

• рассмотрели формирование пространственных представлений у детей с ограниченными возможностями здоровья;

•проанализировали систему работы по формированию пространственных представлений у детей с ограниченными возможностями здоровья.

Гипотеза — выявленные нами способы формирования пространственных представлений окажут существенную помощь воспитателям детских садов и родителям в работе с ограниченными возможностями здоровья научно доказанная и подтверждена на практике .

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ОСОБЕНННОСТЕЙ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

1.1 Психолого-педагогическая характеристика детей с ограниченными возможностями здоровья

Термин «дети с ограниченными возможностями здоровья» отражает потребность общества в оказании особой помощи данной категории детей для реализации их возможностей и обязанности по обеспечению и защите их гражданских прав. Одним из них является право на своевременное получение квалифицированной медицинской и психолого-педагогической помощи, а значит, и возможность обучения, т.е. создание специальных условий, способствующих реализации их сохранившегося познавательного потенциала.

Дети с ограниченными возможностями – это дети с различными психическими или физическими отклонениями, вызывающими нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь. Главной особенностью этой категории детей является незавершенность всех этапов их психологического развития. Синонимами этого понятия могут быть следующие определения таких детей: «проблемные дети», «дети с особыми потребностями», «атипичные дети», «дети с трудностями в обучении», «аномальные дети», «особые дети» [6].

Наличие того или иного дефекта (недостатка) не предопределяет неправильного, с точки зрения общества, развития. Потеря слуха на одно ухо или нарушение зрения на один глаз не обязательно приводит к отставанию в развитии, так как в этих случаях сохраняется способность воспринимать звуковые и зрительные сигналы при интактных анализаторах.

Таким образом, детьми с ОВЗ можно считать детей с нарушением психофизического развития, нуждающихся в специальном (коррекционном) обучении и воспитании [31].

В зависимости от характера нарушения одни дефекты могут быть полностью преодолены в процессе развития, обучения и воспитания ребенка, например у детей третьей и шестой групп), другие только сглажены, а некоторые могут только компенсироваться. Сложность и характер нарушения нормального развития ребенка определяют особенности формирования необходимых знаний, навыков и умений, а также различные формы педагогической работы с ним. Один ребенок с отклонениями в развитии может овладеть только элементарными общеобразовательными знаниями (читать по слогам и писать простыми предложениями), другой относительно неограничен в своих возможностях (например, ребенок с умственной отсталостью или тугоухостью). Структура дефекта влияет и на практическую деятельность детей. Одни нетипичные дети в будущем имеют возможность стать высококвалифицированными специалистами, другие всю жизнь будут выполнять низкоквалифицированную работу (например, переплетное дело, штамповка металла) [4].

Сложность структуры атипичного развития заключается в наличии первичного дефекта, обусловленного биологическим фактором, и вторичных нарушений, возникающих под влиянием первичного дефекта в ходе последующего своеобразного развития на патологической основе. Так, повреждение слухового аппарата до овладения речью будет первичным дефектом, а возникающая в результате немота — вторичным дефектом. Такой ребенок сможет овладеть речью только в условиях специального обучения и воспитания с максимальным использованием сохранных анализаторов: зрения, кинестетических ощущений, тактильно-вибрационной чувствительности[7].

Интеллектуальная недостаточность, возникающая в результате первичного дефекта — органического поражения коры головного мозга, порождает вторичные расстройства — отклонения в деятельности высших познавательных процессов (активное восприятие и внимание, произвольные формы памяти, абстрактно-логическое мышление, связная речь), которые становятся заметными в процессе социокультурного развития ребенка. Третичные недостатки — недоразвитие психических свойств личности умственно отсталого ребенка проявляются в примитивных реакциях на окружающую среду, недоразвитии эмоционально-волевой сферы: завышенной или заниженной самооценке, негативизме, невротическом поведении. Принципиальным моментом является то, что вторичные и третичные нарушения могут воздействовать на первичный дефект, усугубляя его, если не проводить целенаправленную и систематизированную коррекционно-реабилитационную работу [30].

В процессе атипичного развития проявляются не только отрицательные стороны, но и положительные возможности ребенка, являющиеся способом адаптации личности ребенка к тому или иному вторичному дефекту. Например, у детей, лишенных зрения, резко развиваются чувство расстояния (шестое чувство), отдаленное различение предметов при ходьбе, слуховая память, осязание и др. Глухие дети обладают мимико-жестовой коммуникацией.

Такая положительная оценка тех или иных проявлений своеобразного атипичного развития является необходимой основой для разработки системы специального обучения и воспитания, основанной на положительных возможностях детей. Источником адаптации детей-инвалидов к окружающей среде являются сохранные психофизические функции. Функции нарушенного анализатора замещаются интенсивным использованием функциональных возможностей интактных систем. Глухой ребенок использует зрительный и двигательный анализаторы. Для слепых ведущими становятся слуховой анализатор, осязательная, обонятельная чувствительность. Учитывая конкретность мышления умственно отсталых детей и относительно сохранные резервы восприятия, в учебном процессе предпочтение отдается наглядному материалу, предметно-практической деятельности[8].

Таким образом, на развитие ребенка с инвалидностью будут влиять четыре фактора.

1. Вид (вид) нарушения.

2. Степень и качество первичного дефекта. Вторичные отклонения в зависимости от степени нарушения могут быть выраженными, слабовыраженными и практически незаметными. Степень выраженности отклонения определяет своеобразие атипичного развития. Существует прямая зависимость количественного и качественного своеобразия вторичных нарушений развития атипичного ребенка от степени и качества первичного дефекта.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы