Курсовая с практикой на тему Изучение особенностей самооценки младших школьников с задержкой психического развития
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава 1.
Теоретические основы развития самооценки младших школьников с задержкой
психического развития. 6
1.1. Проблема
самооценки в зарубежной и отечественной психологии. 6
1.2.
Особенности самооценки детей в младшем школьном возрасте с задержкой
психического развития. 10
Глава 2.
Организация и методы исследования. 19
2.1.
Организация исследования. 19
2.2. Методы
исследования. 19
Глава 3.
Анализ результатов эмпирического исследования, их обсуждение и рекомендации по
развитию самооценки. 23
3.1. Анализ и
интерпретация эмпирического исследования. 23
3.2.
Методические рекомендации по развитию самооценки у младших школьников с
задержкой психического развития. 28
Заключение. 36
Список
литературы.. 38
Введение:
В настоящее время
исследования самооценки человека в процессе его жизнедеятельности имеют большое
значение в психологической теории и практике. Отечественные психологи Б.Г.
Ананьев, Л.И. Божович,
С.Л. Рубинштейн, П.Р. Чамата рассматривают самооценку как сторону самосознания
личности, как продукт ее развития, порождаемый всей ее жизнедеятельностью.
Самооценка – оценка
человеком самого себя, своих достоинств и недостатков, возможностей, качеств,
своего места среди других людей. Самооценка связана с одной из центральных
потребностей в самоутверждении, со стремлением человека найти свое место в
жизни, утвердить себя как члена общества в глазах окружающих и в своем
собственном мнении.
Для детей с проблемами в
развитии особую важность имеет формирование и развитие самооценки. Ее
особенностями являются понимание себя как личности, своих положительных и
отрицательных качеств, отношения к собственному Я окружающих и причин их
различного отношения. Ребенок с задержкой психического развития характеризуется
временным и обратимым замедлением темпа развития, которое выражается в
недостаточности общего запаса знаний, ограниченности представлений, незрелым
мышлением и недостаточной интеллектуальной направленности.
Самооценка ребенка
является регулятором его поведения и тесно взаимосвязана с его внутренним
состоянием, деятельностью, взаимоотношениями и т.д. Неадекватная самооценка
ведет к различным трудностям на пути ребенка на данный момент и в дальнейшем.
Младший школьный возраст
– это период становления и развития личности ребенка, его внутренней
психической жизни и его личностных особенностей.
Для младших школьников с
задержкой психического развития самооценка определяет успешность их социального
взаимодействия, поэтому данная проблема является актуальной и востребованной в
психологии. Ей занимались такие исследователи, как Н. А. Бастун, Т. Ю.
Андрющенко, Т. В. Карабанова, В. И. Бондарь, Н. Ю. Максимова и др.
В соответствии с
поставленной целью и задачами исследования нами была составлена программа
исследования особенностей самооценки младших школьников с задержкой
психического развития.
Объект исследования:
самооценка у детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования:
особенности самооценки младших школьников с задержкой психического развития.
Цель исследования:
изучение особенностей самооценки младших школьников с задержкой психического
развития.
В ходе нашей работы была
выдвинута следующая гипотеза: мы предполагали, что адекватная самооценка
у детей с задержкой психического развития недостаточно сформирована по
сравнению с детьми с нормальным развитием.
В рамках достижения
данной цели были поставлены следующие задачи исследования:
1. Провести анализ теоретико-методологических
подходов изучении представлений о самооценке и ее особенностях у младших
школьников с задержкой психического развития;
2. Подобрать диагностический инструментарий
по проблеме исследования;
3. Выявить специфику самооценки младших
школьников с задержкой психического развития;
4. Разработать методические рекомендации по
развитию самооценки у младших школьников с задержкой психического развития
Исследование проводилось
на базе МОУ «ЭнергоПолис» В исследовании приняли участие 48 обучающихся в
возрасте 9-10 лет. Из них 24 человека – обучающиеся коррекционных классов для
детей с задержкой психического развития, 24 – обучающиеся с нормой развития.
Заключение:
Самооценка –
это оценка личностью самой себя, своих возможностей, способностей, качеств и
места среди других людей. Самооценка относится к фундаментальным образованиям
личности. Она в значительной степени определяет ее активность, отношение к себе
и другим людям. Самосознание и самооценка проявляются и формируются в
деятельности, под непосредственным воздействием социальных факторов – в первую
очередь – общения ребенка с окружающими.
Проведя
анализ научной психолого-педагогической литературы, мы выяснили, что самооценка
является одним из основных новообразований младшего школьного возраста и
развивается по основным направлениям: возрастает число качеств личности и видов
деятельности, которое оценивает ребенок; самооценка от общей переходит к
дифференцированной; возникает оценка себя во времени, проявляющаяся в указаниях
на будущее.
Дети
с задержкой психического развития характеризуются временным нарушением нормального темпа развития, результатом которого
является отставание ребенка от возрастных норм. Изучив литературу, мы выяснили,
что дети с ЗПР имеют ряд особенностей, например они наивны, непосредственны,
слабо воспринимают и перерабатывают информацию, имеют низкий уровень
работоспособности, быстро утомляются и др. Многие авторы считают, что
самооценка младшего школьника с ЗПР отличается своей неадекватностью, часто она
завышена.
В
ходе нашего эмпирического исследования мы
осуществили сбор эмпирических данных по изучению самооценки
младших школьников с нормой развития и младших школьников с ЗПР. Мы выявили
средние значения по шкалам используемых методик, что позволило нам получить
общую характеристику данных испытуемых. Но при этом показатели детей с ЗПР
превышают показатели детей с нормой развития.
Далее мы провели сравнительный анализ между испытуемыми с нормой развития и
с ЗПР. Мы выяснили, что дети с ЗПР считают себя более умными, способными,
привлекательными, хорошими, добрыми, чем младшие школьники с нормой развития.
Свой характер они считают близким к идеальному. Самооценка детей с нормой
развития адекватная, характеризуется осознанностью собственной идентичности, эмоционально насыщенными
оценками самого себя как личности, своих возможностей и действий. Самооценка
детей с ЗПР завышенная, они не признают
и не замечают своих недостатков, не могут оценивать себя адекватно. Но при этом
дети с ЗПР не имеют ярко выраженных стремлений к развитию и
самосовершенствованию, их уровень притязаний значительно ниже.
Таким образом, мы выявили особенности самооценки младших школьников с ЗПР,
их самооценка характеризуется высокими показателями, а уровень притязаний более
низкими. Цель исследования достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические
основы развития самооценки младших школьников с задержкой психического развития 1.1. Проблема самооценки
в зарубежной и отечественной психологии
Личность человека
формируется на протяжении всей жизни, начиная с раннего детства, что дает
основу для развития представлений о себе. К составляющим представления о себе
может входить физические, духовные, интеллектуальные качества человека, его
субъективный опыт взаимодействия с различными внешними факторами, обществом.
При изучении проблемы
самосознания ряд авторов (К.Г. Ананьев, А.Г. Спиркин, И.О. Кон, В.В. Столин)
говорят о том, что в этом процессе самооценка играет основную роль, она
является индивидуальным показателем степени развитости личности. В психологическом словаре
под ред. Мещерекова Б.Г. и Зинченко В.П. самооценка определяется как ценность,
значимость, которой индивид наделяет себя в целом и отдельные стороны своей
личности, деятельности, поведения [21]. Н.И. Константинова
говорит о том, что самооценка – это суждения индивида о наличии, слабости или
отсутствии различных свойств, качеств, характеристик при соотнесении их с
определенным идеалом [8].
Самооценка по Р. Бернсу
определяется как компонент самосознания и включает в себя помимо знаний о себе,
оценивание себя по физическим характеристикам, способностям,
морально-нравственным качествам, поступкам [3].
А.В. Захарова определяет
самооценку как форму отражения индивидом себя как объект познания, которые
представляют ценности, личностные значения, ориентацию на общепринятые
требования общества к деятельности, поведению [7].
А.Н. Леонтьев говорит о
том, что самооценка является эмоциональным отношением, который имеет конкретный
характер, являющийся результатом синтеза эмоций и чувств [15].
Л.С. Выготский
рассматривает самооценку как часть самосознания индивида в различных
проявлениях деятельности и взаимодействии с окружающими [6].
Проанализировав различные
определения термина «самооценка» можно сделать вывод о том, что в отечественной
и зарубежной науке нет установленного определения данного понятия. Ученые
говорят о том, что самооценка является частью самосознания, но это обширное понятие,
что дает основания для дальнейшего рассмотрения. Так же на основе
различных определений можно сделать вывод о природе самооценки, которая
содержит в себе эмоциональное и когнитивное составляющее. Где эмоциональный
компонент будет представлять отношения индивида к себе, а когнитивный являться
знанием о своей личности. Когнитивная составляющая самооценки состоит из
процессов сопоставления с другими, сравнение качеств и характеристик с
идеалом. Л.И. Божович говорит о
том, что у критериев самооценки существует неоднозначность в их определении.
Личность производить оценку себя двумя линиями развития [4]: • сопоставляя степень
своих притязаний с итогами своей деятельности;
• сравнивая себя с
окружающими людьми.
Но при этом, чем выше
степень притязаний, тем сложнее будет достичь данного уровня, что влияет на
уровень самооценки. Говоря об уровне
притязаний, говорят о результате, итоге, который индивид желает достичь в
процессе деятельности. Так же самооценка претерпевает изменения, когда неудачи
или успех, человек связывает со своими способностями и задатками [12]. Г.К. Селевко разделяет
самооценку как личностную и текущую. Текущая оценка себя – это оценивание
индивида своих поступков и действий. Это будет базой для саморегуляции человека
для жизнедеятельности. Совершая самоконтроль, субъект деятельности
устанавливает желаемость и приемлемость поступков, после чего в согласовании с
самооценкой происходит коррекция индивидом своей деятельности. Личностной
самооценкой будет являться отношение индивида к возможностям, способностям,
качествам личности. Данный вид самооценки будет определять степень удовлетворенности
собой индивида [22]. А.В. Захарова говорит о
классификации самооценки по модальности. Оценивание себя будет определяться в
категоричном виде, который отражает уверенное оценивание индивидом своих
качеств различного вида, либо в проблематичном виде, который реализует
аналитическое отношение индивида к себе [7].
Выделяют виды самооценки
по различным характеристикам[16]. По отношению во времени самооценка бывает
прогностическая – характеристика своих возможностей до выполнения задач;
актуальная – оценивание реализации задач во время ее решения; ретроспективная –
когда анализ особенностей реализации задачи, после ее решения. Так же
акцентируют различный уровень самооценки: низкая, средняя, высокая. Самооценка
различается по реалистичности: неадекватная (завышенная, заниженная) и адекватная.
Существует ряд основных
функций самооценки:
• Защитная, которая способствует обеспечению стабильности и
автономии личности.
• Регуляторная, на основе которой происходит решение
субъективных задач индивида.
При реализации данных
функций самооценки происходит влияние на деятельность, развитие личности,
взаимоотношение в обществе. Оценивание себя дает степень неудовлетворенности
или удовлетворенности собой, определенный уровень самоуважения. Основой для
принятия успеха или неуспеха, достижения и реализации целей различных уровней
так же будет являться самооценка.
Формирование самооценки
индивида в течение жизни выполняет функцию ее развития, выступая как
регулирующий компонент разнообразных видов деятельности человека. Различные
сочетания неудач и успехов формируют уровень оценивания себя индивидом. При
этом личностные особенности человека и его самооценки будут выражаться с
направленности, целях деятельности индивида, т.к. в жизни именно самооценка
определяет результаты, которых человек хочет достичь, что будет способствовать
установление и укреплению самооценки[2]. Говоря о функциях
самооценки нельзя не сказать о ее уровнях, которые обеспечивали полную
реализацию ее функциональной составляющей. Как уже было отмечено, существует
несколько уровней к способности оцениванию себя. Оптимальным уровнем будет
адекватная самооценка, при наличии которой личность наиболее реалистично дает
оценку свои способностям, возможностям, действиям, поступкам, чертам личности и
т.д. Говоря о самооценке, в общепринятом представлении, говорят о ее итогах как
низкая – высокая, заниженная – завышенная и т.д. Не учитывая различных фактов и
причин ее формирования. К неадекватному уровню
оценивания себя будут относиться такие виды самооценки, как завышенная и
заниженная. Наличие данных уровней самооценки у индивида будет искаженное
представление о своих возможностях, способностях, предполагаемых достижениях и
неудачах. В психологии выделяется
несколько типов заниженной самооценки:
• Низкая с низким показателем притязаний, когда человек
гиперболизирует свои недостатки;
• Низкая с высоким показателем притязаний, когда у человека
наблюдается повышенный уровень тревожности или возможный комплекс
неполноценности.
Нормальный или
оптимальный уровень самооценки способствует развитию взрослого и ребенка.
Именно при адекватном уровне оценивании себя человек наиболее полно реализуется
в различных сферах деятельности. Что говорит о необходимости оптимизации
самооценки в процессе жизни, в частности в сфере образования. Таким образом,
представленные теоретические аспекты проблемы самооценки стали основанием
нашего исследования. За основу мы взяли понятие самооценка – это оценка
личности самой себя, своих возможностей, качеств, места среди общества (А.И.
Липкина), основной компонент самомосознания, который реализовывает развитие по
направлениям сопоставления степени своих притязаний с результатами деятельности
и сравнивая себя с окружающим миром (Л.И. Божович). Формирование самооценки
является сложным процессом, на который влияют внутренние и внешние факторы. В
младшем школьном возрасте происходит смена основного вида деятельности на
учение, где деятельность будет влиять на формирование самооценки и уровень
самооценки на результаты деятельности. Отсюда следует, что формирование
самооценки в младшем школьном возрасте очень важно для дальней реализации
личности.