Курсовая с практикой на тему Изучение особенностей развития внимания у старших дошкольников с общим недоразвитием речи
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 690 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ ВНИМАНИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 6
1.1. Особенности свойств внимания у старших дошкольников 6
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 13
1.3. Особенности развития внимания у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 21
Выводы по 1 главе 25
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ ВНИМАНИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 26
2.1. Организация и методы диагностики особенностей развития внимания у детей старшего дошкольного возраста с ОНР 26
2.2. Результаты диагностики особенностей развития внимания у старших дошкольников с общим недоразвитием речи 31
Выводы по 2 главе 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 36
Введение:
Актуальность исследования состоит в том, что развитие пвнимания в дошкольном возрасте считается существенным условием благополучного образования в дальнейшем. Умение функционировать без абстрагирова-ний, руководствоваться инструкциями и уметь контролировать обретен-ный результат – данные условия, которые предъявляются школой к про-извольности внимания дошкольников. Дошкольники с общим недоразви-тием речи имеют потребность в особой коррекционной помощи, так как речевым нарушениям сопутствуют проблемы и в психическом развитии вторичного характера.
Внимание у детей с общим недоразвитием речи обладает цепью осо-бенностей: непостоянством, сниженным уровнем показателей произволь-ного внимания, проблемами в планировании своих действий. Такие до-школьники имеют затруднения в сосредоточении внимания на рассмотре-нии обстоятельств, на поиске разнообразных вариантов и средств в реше-нии поставленных им задач. Проявляются отличия в действиях произволь-ного внимания, которые действуют в зависимости от модальности раздра-жителя (зрительного или слухового): дошкольникам с общим недоразви-тием речи намного труднее проявлять концентрацию на выполнении по-ставленных заданий в условиях предоставления им словесной инструкции, чем в условиях постановки зрительной задачи. В первом варианте можно наблюдать значительное число ошибок, которые связанны с нарушением грубых дифференцировок.
Ряд отечественных психологов: Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, Н.Ф. Добрынин, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, В.С. Мухина, Д.Б. Эль-конин и другие рассматривали особенности воспитания и развития произ-вольного внимания у дошкольников с общим недоразвитием речи. Отече-ственные психологи замечали близкую связь внимания и речи.
Теоретико-методологические основы исследования: положения в области исследования внимания (А.Р.Лурия, Л.С. Выготский, В.С. Мухи-на, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейн, Р.С. Немов, Л.В. Занков, Л.Д. Сто-ляренко, А.В. Петровский, А.А. Смирнова и др); взаимосвязи речи с дру-гими сторонами психического развития (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.Р. Лурия, Р.Е. Левина); системно-динамической локализации психиче-ских функций (Л.С. Выготский, А.Р. Лурия,); особенностей психического развития у детей с нарушениями речи (Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, А.В.Ястребова, Т.В. Туманова, Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Р.Е. Левина и др.).
Цель исследования: изучение особенностей развития внимания у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Объект исследования: старшие дошкольники с общим недоразвити-ем речи.
Предмет исследования: особенности развития внимания у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Гипотеза: внимание у детей с общим недоразвитием речи обладает сниженным уровнем показателей.
Задачи исследования:
1. Изучить особенности свойств внимания у старших дошкольников
2. Проанализировать психолого-педагогическая характеристика де-тей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
3. Изучить особенности развития внимания у детей старшего до-школьного возраста с общим недоразвитием речи
4. Подобрать методы диагностики особенностей развития внимания у детей старшего дошкольного возраста с ОНР
5. Проанализировать результаты диагностики особенностей разви-тия внимания у старших дошкольников с общим недоразвитием речи
6. Предложить программу коррекционно-педагогической работы по развитию внимания у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.
Новизна исследования заключается в том, что определены показа-тели и уровни развития внимания у детей с общим недоразвитием речи.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что обоснованы показатели развития внимания у детей с общим недоразвити-ем речи.
Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты могут быть использованы при построении диагностиче-ской, коррекционной работы с детьми с общим недоразвитием речи.
Экспериментальная база: эксперимент проведен в ДОО.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заклю-чения, списка используемой литературы.
Заключение:
Внимание у старших дошкольников — это один из самых неулови-мых познавательных процессов, потому что внимание никогда не суще-ствует как отдельный процесс, оно встроено либо в процесс восприятия, либо в процесс мышления. В период дошкольного детства, из-за усложне-ния деятельности ребенка и его передвижений в общем умственном разви-тии внимание завоевывает большую стабильность и сосредоточенность. Главная трансформация внимания в дошкольном возрасте заключается в том, что дети принимаются управлять вниманием, преднамеренно устрем-лять его на конкретные явления, предметы, задерживаться на них, приме-няя при этом определенные средства. Произвольное внимание развивается из-за того, что взрослые вводят дошкольника в новые виды деятельности и с помощью найденных средств обращают и формируют его внимание. Типичными особенностями внимания у дошкольников с ОНР считается нарушение функции произвольного внимания и неполная концентрация на важнейших признаках. Имеются нарушения произвольного слухового внимания: дошкольники не вслушиваются в звуки, не прислушиваются к тому, что им говорят, отвлекаются, утомляются, быстро теряют интерес к звукам извне, слуховая функция понижается.
В исследовании участвовало 5 детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня. В ходе диагностики все дети отвлекались на незначи-тельные помехи, нуждались в одобрении педагога, путались в «узлах” ли-ний, в связи с чем, многие начинали задание заново, но меньшая часть де-тей стремилась закончить задание, несмотря на смятение. Стоит отметить то, что дети снова и снова возвращались к началу линий, так как «теряли ее в пути», это объясняет большую длительность времени выполнение детьми данного теста. Общий анализ результатов данной методики свиде-тельствует о необходимости проведения целенаправленной коррекционной работы по развитию концентрации и устойчивости внимания у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ ВНИМАНИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБ-ЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
1.1. Особенности свойств внимания у старших дошкольников
У старших дошкольников внимание — это процесс, который харак-теризуется отбрасыванием не нужной информации и аккумулированием нужной.
В мозг поступает ежесекундно тысяча сигналов и если не внимание, то мозг бы не избежал перенагрузки. На протяжении дошкольного воз-раста, особенно в старшем дошкольном возрасте развиваются свойства внимания и его произвольности. Ребенок учится управлять собой и созна-тельно направлять свойства внимания на определенный предмет при этом использует для организации внимания внешние средства, прежде всего слова и указательный жест взрослого. Развитие свойств и видов внимания у старших дошкольников существенно зависит от значимости, эмоцио-нальности, интересного для них материала, от характера деятельности, ко-торую ребенок выполняет [2, с. 54]. Внимание старших дошкольников об-ладает такими качествами, как объем, устойчивость, концентрация, изби-рательность и распределение, переключаемость.
Внимание у старших дошкольников — это один из самых неулови-мых познавательных процессов, потому что внимание никогда не суще-ствует как отдельный процесс, оно встроено либо в процесс восприятия, либо в процесс мышления. Когда ребенок пытается разглядеть какой-то определенный предмет из многочисленных предметов, он многое не заме-чает, вокруг. Внимание встроено в процесс мышления и когда ребенок концентрируется на решение определенной задачи, отвлекаясь от всего, что ему мешает ее решать, соответственно внимание не имеет собственного продукта.
Продуктом внимания старшего дошкольника будет либо более эф-фективно решенная задача, либо более четкий и точный образ восприятия объекта, который он разглядывал.
Внимание старших дошкольников всегда избирательно, оно всегда выделяет что-то из множества окружающих воздействий или из множества наших собственных мыслей [27, с. 98].
Процесс возрастного развития внимания, по мнению А.Н. Леонтьева,
— это улучшение внимания с возрастом под влиянием внешних стимулов. Такими стимулами являются окружающие предметы, речь взрослых, отдельные слова. С первых дней жизни ребенка внимание в зна-чительной степени направляемым с помощью слов-стимулов.
И.Л. Баскакова отмечает, что развитие внимания в детском возрасте проходит ряд последовательных этапов:
1) в 5-6 лет возникает элементарная форма произвольного внима-ния под влиянием само инструкции. Внимание наиболее устойчиво в ак-тивной деятельности, в играх, манипуляции предметами, при выполнении различных действий.
2) в 7-летнем возрасте развивается и совершенствуется внимание, включая волевое.
3) в старшем дошкольном возрасте происходят следующие изме-нения:
— увеличивается объем внимания;
— возрастает устойчивость внимания;
— формируется произвольное внимание
На протяжении дошкольного возраста, как выделяют В.С. Мухина, Н.Н. Поддьяков, внимание ребенка становится не только устойчивее, шире по объему, но и эффективнее. Особенно это ярко проявляется в формиро-вании у ребенка произвольного действия [21].
Свойства внимания в возрасте 6-7 лет делятся на два уровня по направленности на один объект и по направленности на несколько объек-тов. Если внимание старших дошкольников направлено на один объект, тогда два основных свойства внимания у них — это концентрация и устойчивость.
Концентрация внимания измеряется в единицах площади, чем меньше единицы площади, тем меньше концентрация внимания. Устойчивость определяется как длительность сохранения внимания и измеряется в еди-ницах времени, чем больше времени старшие дошкольники могут удержи-вать внимание, тем выше у них устойчивость [12, с. 57].
Если внимание старших дошкольников направлено на несколько объектов, то свойства внимания распределяются на уровни, как распреде-ление, объем, переключаемость. Распределение внимания появляется, как максимум площади, на котором внимание фокусируется, то есть в едини-цах площади, но прямо пропорционально.
Переключаемость — это насколько быстро старшие дошкольники могут переключать внимание и это свойство оценивается в единицах вре-мени, соответственно обратно пропорционально. Объем внимания обычно приравнивается к объему кратковременной памяти, в возрасте 6-7 лет, оно достигает 5, +/-3 единицы [13, с. 503]. Избирательность внимания — это насколько внимание сконцентрировано на том, что нужно для старшего дошкольника в данный момент и может игнорировать, то, что не нужно.
Внимание является одним из основных условий, обеспечивающих успешное усвоение старшими дошкольниками доступного для них объема знаний, умений и установление контакта со взрослым. Если внимание от-сутствует, они не могут научиться ни подражать действиям взрослого, ни действовать по образцу, ни выполнять словесную инструкцию. Развитие внимания переплетается с развитием запоминания.
Природа внимания у старших дошкольников характеризуется тем, что объект, который в данный момент занимает главное положение, со-здает в коре головного мозга нервное напряжение – доминанту. При этом действия всех остальных объектов (раздражителей) тормозятся. Они не доходит до сознания ребенка, он их не замечает.
Выделяют внешнее внимание у старших дошкольников, обращенное на предметы и явления окружающего мира, на действия других людей. У старших дошкольников направленность и сосредоточенность психики до-статочно развито. Старшие дошкольники легко могут искать глазами предметы, различать и выделять объекты, которые их заинтересовали, а также фиксировать их проявление.
У старших дошкольников можно наблюдать и проявление внутрен-него внимания, которое направлено на его собственные мысли и пережи-вания. Примером этого может быть явление, когда старший дошкольник, необъяснимо замирает во время игры или занятия. При этом взгляд очень задумчивый. Это говорит о кульминации внутреннего внимания. Только ребенок знает, что в тот момент стало объектом его внимания.
По мере развития дошкольника, к 6-7 годам он начинает управлять своим вниманием, оно становится опосредованным. Опосредованное вни-мание — вид внимания, который регулируется с помощью специальных средств, например, жестов, слов, указательных знаков, предметов [25]. Длительность и качество внимания у старших дошкольников полностью зависят от воли и сознательного усилия. Когда старший дошкольник рас-ширяет свою самостоятельность, его речь становится более четкой, чтение осмысленным, хорошо развита мелкая моторика, освоено письмо, тогда эти обстоятельства становятся стимулом для дальнейшего развития всех свойств внимания. Восприятие у старших дошкольников — это процесс интерпретирования информации, полученной в ходе наблюдений. Анало-гично зрению процесс восприятия носит автоматический характер и труд-но поддается сознательному контролю.