Курсовая с практикой Педагогика/Психология Психология

Курсовая с практикой на тему Изучение особенностей развития творческого воображения у младших школьников

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3

Глава 1. Теоретический анализ проблемы диагностики творческого воображения у младших школьников 5

1.1. Понятие творческого воображения 5

1.2. Особенности творческого воображения в младшем школьном возрасте 7

1.3 Методики диагностики уровня развития творческого воображения 10

Глава 2. Экспериментальное изучение творческого воображения у младших школьников 14

2.1 Описание эксперимента 14

2.2 Результаты эксперимента 17

Заключение 22

Список литературы 24

Приложения 28

ллигентным юношей, легко цитирующим

  

Введение:

 

Креативность является одной из ключевых гибких компетенций, которая будет способствовать успеху человека в любой области деятельности. В основе креативности, то есть способности генерировать новые идеи и создавать востребованные в обществе продукты, лежит творческое воображение — способность представлять субъективно или объективно новые предметы или их взаимодействия. Творческое воображение является конечным этапом развития воображения в детском возрасте и формируется у младших школьников, поэтому предметом психологических исследований творческого воображения становятся испытуемые именно этого возраста.

Несмотря на большое внимание со стороны профессионального сообщества, многие вопросы, касающиеся творческого воображения, остаются нерешенными. Например, исследователи отмечают большую роль среды в развитии творческого воображения, но в чем именно состоит эта роль и насколько сильно это влияние, до сих пор неизвестно.

В связи с этим, целью данного исследования выявление особенностей развития творческих способностей у детей младшего школьного возраста, которые проходят обучение в группе и индивидуально.

Задачами исследования является:

1. выбрать рабочую концепцию творческого воображения, а также теоретическую модель для его диагностики;

2. разработать экспериментальное исследование, которое позволит выявить разницу в развитости творческого воображения у детей, обучающихся индивидуально и в группе;

3. выявить характерные особенности творческого воображения у детей в зависимости от условий обучения.

Объектом исследования является творческое воображение младших школьников, предметом – особенности воображения детей, обучающихся в различных условиях.

Гипотеза исследования состоит в том, что форма обучения может оказывать значимое влияние на структуру и степень развитости творческого воображения.

Методы исследования: анализ литературных данных, анкетирование родителей, психологическое тестирование детей в рамках проводимого эксперимента.

Работа выполнена посредством удаленного взаимодействия с респондентами.

Практическая значимость состоит в создании информационной базы для последующего развития творческого воображения у детей младшего школьного возраста, теоретическая – в выявлении влияния среды на особенности творческого воображения.

Исследование включает введение, 2 главы (теоретическую и практическую), заключение, список литературы и приложение и изложено на 30 страницах.


Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Вопросы творческого воображения и способов его развития достаточно полно освещены в научной литературе. Особенно это касается детей младшего школьного возраста, поскольку они сенситивны к развитию творческого воображения. Несмотря на то, что по данной проблематике выполнен большой корпус исследований, до сих пор нет единой принятой концепции творческого воображения, не выявлены его гендерные особенности, отсутствуют единые стандартизованные методики оценки. в качестве последней чаще всего используются тесты Торренса. Однако необходимо помнить, что изначально они направлены на выявление креативного мышления, а креативность и творческое воображение представляют собой различные (хоть и связанные между собой) когнитивные процессы.

В нашем исследовании был рассмотрен вопрос о том, каким образом групповой или индивидуальный характер обучения влияет на формирование творческого воображения у младших школьников. Предлагаемый дизайн эксперимента позволяет достоверно изучить разницу в степени развитости творческого воображения в зависимости от преобладающей формы обучения.

По результатам проведенного исследования можно отметить, что статистически значимой разницы в степени развитости творческого воображения у детей, которые находятся на групповой и индивидуальной форме обучения, нами обнаружено не было. Однако мы можем отметить следующие отличия между контрольной (групповое обучение) и экспериментальной (индивидуальное обучение) группами:

1. Более высокий средний балл как отдельно по каждому субтесту, так и в целом характерен для контрольной группы.

2. Более выраженные академическая исполнительность и внимательность в контрольной группе.

3. менее выраженное ухудшение результата к концу теста в контрольной группе.

Обнаруженные отличия могут быть связаны с большей академической дисциплиной у детей, которые обучаются в групповой форме. Также возможно, что в обычной школе они реже сталкиваются с нестандартными заданиями и, следовательно, выполняют их с большим интересом, чем дети, которые находятся на индивидуальном обучении. Однако это объясняет меньшее количество пропусков заданий, но не более высокие баллы по всем трем субтестам.

Из-за небольшой выборки указанные отличия могут являться статистическими артефактами. Для проверки обнаруженных тенденций необходимо проведение дополнительных исследований на большей выборке.

 

Фрагмент текста работы:

 

Понятие творческого воображения

Воображение является одним из важных компонентов познавательного развития, однако в психологических исследованиях используются различные трактовки этого понятия [1]. В зависимости от того, каким образом авторы определяют воображение, будут зависеть инструменты оценки его развития.

Существующие в российских научных исследованиях концепции воображения можно разделить на следующие типы.

1. Воображение как один из компонентов процесса создания нового

Исходя из этого определения, которое было предложено Е.И. Роговым, воображение тесно связано с такими проявлениями личности, как творчество и креативность. Оно является необходимым условием для обоих процессов, поскольку связано с процессом генерирования новых идей [2].

2. Воображение как способность выражать какой-либо предмет через другие или за счет них

Данная концепция была предложена Л.В. Артемовой и связывает рассматриваемое понятие с гибкостью мышления и способностью находить нестандартные решения [5].

3. Воображение как способность генерировать представление об объекте

Концепция, автором которой является Т.А. Рибо, определяет воображение как узкоспециализированную функцию представления и так же, как и предыдущая, связывает его с некоторыми свойствами мышления [6].

4. Воображение как вид деятельности

Концепция сформулирована Э.Б. Элькониным и указывает на то, что воображение связано с игровой деятельностью и в какой-то степени является ее продолжением, а также предполагает освоение творческих видов деятельности — различных искусств. В некоторой степени воображение может быть сведено к формированию определенных навыков (например, рисование, пение и т.д.) [7].

Проанализировав указанные концепции, можно сделать вывод о том, что воображение связано с такими психическими функциями, как представление, мышление, а также с творческими способностями и креативностью [11]. Воображение позволяет сформулировать нестандартный взгляд на знакомый объект, найти ему нестандартное применение или указать на необычные взаимодействия его с другими объектами, но при этом опирается на конкретные навыки, которые у личности либо уже сформированы, либо будут сформированы в дальнейшем [24]. Благодаря этому происходит генерация новых идей, которые могут быть либо объективно новыми (то есть впервые в истории сформулированными человеком), либо субъективно новыми (ранее человек не формулировал такие идеи и был незнаком с ними, сделал это впервые).

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы