Курсовая с практикой на тему «Изучение особенностей развития предметной деятельности у детей раннего возраста»
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Теоретический анализ проблемы исследования развития предметной деятельности у детей раннего возраста 5
1.1 Понятие и сущность предметной деятельности в общей психологии 5
1.2. Возрастные особенности развития предметной деятельности у детей раннего возраста 9
Глава 2. Экспериментальное изучение особенностей развития предметной деятельности у детей раннего возраста 15
2.1. Методы и методики исследования особенностей развития предметной деятельности у детей раннего возраста 15
2.2 Результаты исследования особенностей развития предметной деятельности у детей раннего возраста 17
Заключение 22
Список используемой литературы 23
Введение:
В раннем возрасте как известно ведущий деятельностью является предметная. Под предметной деятельностью понимается овладение ребенком общественно выработанными действиями с предметами таким способом, который закреплен за ними в человеческом обществе. Усваивая способы действия с предметами, ребенок постепенно накапливает индивидуальный опыт деятельности, происходит становление разных видов детской деятельности. Предметная деятельность оказывает особое воздействие на умственное развитие детей раннего возраста. В процессе действий с предметами у детей формируется умения ориентироваться в различных свойствах предметов (не только в цвете, форме, величине, но и положении в пространстве, количестве, соотношении частей, звуковых свойствах предметов. В процессе овладения целенаправленными действиями с предметами происходит воспитание первых волевых черт характера (умение не отвлекаться от поставленной задачи, доводить ее до завершения, стремиться к получению положительного результата). Содержание предметной деятельности – усвоение ребенком общественно выработанных способов употребления предметов. Эта деятельность удовлетворяет потребность ребенка в познании предметов и способов действия с ними. Данная потребность является доминирующей в раннем возрасте.
Проблема развития предметной деятельности детей изучалась в разных аспектах: с точки зрения развития движений (М.Ю. Кистяковская), как этапы в развитии поведения младенца (Н.Л. Фигурин, М.П. Денисова), в контексте развития предметных действий (Р.Я. Лехтман-Абрамович, Л.Н. Павлова) или игровой деятельности (Ф.И. Фрадкина, С.Л. Новоселова). Как доказывают исследователи, овладение предметно-орудийными действиями оказывает позитивное влияние на разные сферы познавательного, личностного, физического развития детей. Происходит приобщение ребенка к культуре, формируются главные психологические новообразования этого периода: восприятие, наглядно-действенное мышление, речевая функция, познавательная активность, зрительно-моторная координация, целенаправленность и произвольность поведения. Сформированность предметных действий во многом определяет дальнейшее психическое развитие ребенка, оказывает влияние на становление разных видов детской деятельности (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин).
Цель исследования – теоретическое обоснование и экспериментальное изучение особенностей развития у детей раннего возраста предметной деятельности.
Объект исследования – процесс развития предметной деятельности у детей раннего возраста.
Предмет исследования – диагностика уровня развития предметной деятельности у детей раннего возраста.
Гипотеза исследования: мы предположили, что дети раннего возраста имеют особенности развития предметной деятельности, что выражается в развитии предметной деятельности предмет и действие, что тесно связаны между собой: ребенок выполняет усвоенное действие только с тем предметом, который для этого предназначен.
Задачи исследования:
1. Изучить понятие предметных действий у детей раннего дошкольного возраста.
2. Дать психологическую характеристику формирования предметных действий у детей раннего дошкольного возраста.
3.Провести педагогическую диагностику предметных действий у детей раннего дошкольного возраста.
4.Проанализировать результаты исследования.
Методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической литературы, педагогическое наблюдение, опрос.
Заключение:
Выполненное исследование помогает определению одной из важных проблем в текущем периоде преобразования дошкольного образования, связанной с поиском путей осуществления формирования ведущего вида деятельности, а именно: формирования предметных действий у детей раннего дошкольного возраста
При изучении теоретических основ формирования предметных действий у детей раннего дошкольного возраста было выявлено, что данной проблеме было посвящено много работ таких авторов как Л.С. Выготский, А .В. Запорожец, Л.Н. Галигузова, М.И. Лисина, С.Л. Новоселова, В.С. Мухина и другие.
При исследовании характеристики предметных действий мы выяснили, что предметная деятельность является направленной формой активности ребенка, в основе которой лежит его познавательный интерес, а основным содержанием оказывается изучение предмета.
Развитие предметной деятельности оказывает позитивное влияние на разные сферы развития детей, способствуя формированию восприятия пространственных свойств и отношений предметов, совершенствованию ручной умелости и зрительно-моторной координации, развитию наглядно-действенного мышления, речевой функции, становлению целенаправленности и произвольности поведения.
Во второй главе была проведено исследование детей раннего дошкольного возраста по определению уровня сформированности предметных действий. Также была проанализирована предметно-пространственная среда данного дошкольного учреждения. В процессе опытной работы были использованы следующие методы: наблюдение, беседа, выполнение заданий, математические методы обработки результатов исследований и их теоретический анализ. Полученные данные показали, что особое внимание необходимо уделить формированию предметных действий у детей раннего дошкольного возраста
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретический анализ проблемы исследования развития предметной деятельности у детей раннего возраста
1.1 Понятие и сущность предметной деятельности в общей психологии
Деятельность – это форма активного целенаправленного взаимодействия человека с окружающим миром (включающим и других людей), отвечающего вызвавшей это взаимодействие потребности, как «нужде», «необходимости» в чем-либо [10]. Человек живет в постоянно меняющемся внешнем мире. Под внешним миром мы подразумеваем: предметный мир, социальный мир и мир природы. Мы рассматриваем закономерности взаимодействия человека с внешним миром, общие для всех его уровней.
Предмет деятельности выступает двояко: первично – в своем независимом существовании, как подчиняющий себе и преобразующий деятельность субъекта, вторично – как образ предмета, продукт психического отражения его свойств, которое осуществляется в результате деятельности субъекта и иначе осуществиться не может.
Функциями деятельности могут быть предметы природы или социальные объекты. В процессе длительной эволюции общества отдельные операции, которые ранее выполнялись непосредственно человеком, могут передаваться техническим устройством. Это отделение предметной стороны практики от субъективных факторов лежит у истоков возникновения научного исследования. Одним из важнейших факторов успешности деятельности является «предвидение процесса преобразования предметов практической деятельности».
Рассматривая вопросы мотивации деятельности, Е.О. Смирнова [25] подчеркивает, что в качестве мотивов могут выступать ценностные отношения человека к предметному миру. Важную роль в организации мотивации трудового поведения играют процессы отчуждения субъекта деятельности от