Курсовая с практикой на тему Изучение особенностей произвольной памяти у детей младшего школьного возрастас задержкой психического развития
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 690 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПАМЯТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗПР 6
1.1 Проблема изучения памяти в трудах отечественных и зарубежных ученых 6
1.2 Развитие мнестических процессов в младшем школьном возрасте 13
1.3 Особенности произвольной памяти у детей младшего школьного возраста с ЗПР 20
ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ ПРОИЗВОЛЬНОЙ ПАМЯТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗПР 26
2.1 Организация и методика проведения исследования памяти у детей младшего школьного возраста с ЗПР 26
2.2 Анализ полученных результатов исследования 30
2.3 Методические рекомендации по развитию произвольной памяти для детей младшего школьного возраста с ЗПР 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 43
ПРИЛОЖЕНИЕ 47
Введение:
Актуальность исследования. Согласно последним исследованиям, рост нервно-психических и соматических заболеваний, а также различных функциональных расстройств коррелирует с общим снижением успеваемости, в особенности на начальных этапах обучения. При этом число учащихся, которые испытывают трудности в освоении общеобразовательных программ начальной школы, составляет порядка 20-30% обучающихся, и 70-80% из них нуждаются в специальных формах и методах обучения [37, с. 544].
К одному из таких наиболее распространенных психических недугов, имеющих довольно широкую социально-демографическую проблему, относится задержка психического развития (ЗПР). Данный феномен характеризует в первую очередь замедленный темп психического развития личности, с наличием у нее незрелости, негрубых нарушений познавательной деятельности. По своим структурным и количественным показателям отличается от олигофрении, с присущей тенденцией к компенсации и обратному развитию [3, с. 5].
Общеизвестно, что огромная роль в освоении основной образовательной программы начального общего образования принадлежит произвольной памяти, т.к. учебный процесс опирается преимущественно на эту форму памяти [25, с. 84]. Именно в младшем школьном возрасте происходит интенсивное формирование приемов запоминания, что связано с активизацией учебной деятельности [19, с. 61]. С возрастом происходит неуклонное повышение требований, предъявляемых к эффективности запоминания, а когда учебная деятельность становится ведущей в жизни ребенка, полноценность мнемической функции приобретает первостепенное значение.
Однако многими исследователями указывается на отклонения в развитии памяти у детей с ЗПР. Так, 3.И. Калмыкова [17] говорит о том, что многое из того, что легко запоминается нормально развивающимися детьми, у детей с ЗПР требует специально организованной работы с ними. Т.А. Власовой и М.С. Певзнером [4] указывается на снижение произвольной памяти у учащихся с ЗПР как на одну из главных причин их неуспеваемости в школе. Согласно Н.Г. Поддубной [29], память у младших школьников с ЗПР оказывается значительно ослабленной (ограниченной по объему запоминания, продолжительности запоминания смысловой информации).
Р.С. Немовым [25] так же указывается на снижение произвольной памяти у детей с интеллектуальными нарушениями. Младшие школьники с ЗПР характеризуются быстрым утомлением, снижающейся работоспособностью, что указывает на влиянии данного дефекта на интеллектуальную недостаточность и несоответствии интеллектуальных возможностей своему возрасту. Виной этому недостатки запоминания [30, с. 139].
В виду перехода школы на новые, более насыщенные программы обучения, необходимо дальнейшее изучение особенностей памяти детей с ЗПР, в частности произвольной. Это позволит найти более эффективные средства учебной работы с данной категорией учащихся.
Цель исследования заключается в изучении особенностей произвольной памяти у детей младшего школьного возраста с ЗПР.
Объектом исследования выступают дети младшего школьного возраста с ЗПР.
Предметом – особенности произвольной памяти детей младшего школьного возраста с ЗПР.
Задачи исследования:
1. Охарактеризовать проблему изучения памяти в трудах отечественных и зарубежных ученых.
2. Рассмотреть развитие мнестических процессов в младшем школьном возрасте.
3. Раскрыть особенности произвольной памяти у детей младшего школьного возраста с ЗПР.
4. Организовать исследование для изучения произвольной памяти младших школьников с ЗПР.
5. Сформулировать перечень методических рекомендаций по развитию произвольной памяти для детей младшего школьного возраста имеющих ЗПР.
Методы исследования: теоретические (анализ, синтез и обобщение литературных источников по теме работы) и эмпирические (беседа, тестирование).
Методологическую базу исследования составили: работы посвященные проблеме школьной неуспеваемости в области психологии (З.И. Калмыковой, И.А. Коробейникова, Н.А. Менчинской и др.), педагогики (Ю.К. Бабанского, Б.П. Есипова, Л.В. Занкова и др.), дефектологии и физиологии (К.С. Лебединской, В.И. Лубовского, С.Г. Шевченко и др.); исследования особенностей развития младших школьников с ЗПР (В.И. Лубовского, Л.Ф. Чупрова, Т.В. Егоровой, В.П. Глухова и др.), подходы к изучению процесса памяти (Б.В. Зейгарника, П.И. Зинченко, Э.И. Истомовой, А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурия, П. Жане, Г. Мюллера, Г. Эббингауза и др.).
Структура работы: состоит из введения, двух глав (теоретической и практической), заключения, списка использованной литературы и приложения.
Заключение:
Данная работа посвящена изучению особенностей произвольной памяти у детей младшего школьного возраста с ЗПР.
Работа проходила на теоретическом и практическом уровнях. В первой главе было определено следующее.
Развитие и совершенствование памяти происходит параллельно с развитием человека, а те или иные этапы памяти являются следствием изменений взаимоотношений между человеком и внешним миром, окружающими его людьми. На сегодняшний день, в науке отсутствует единая теория памяти. Поэтому изучение ее функционирования в процессе обучения продолжает оставаться одной из главных проблем психолого-педагогической науки.
Можно сказать, что память представляет собой форму психического отражения действительности; способность человека к сохранению и воспроизведению информации для дальнейшего ее использования. Различают память произвольную и непроизвольную, непосредственную и опосредствованную, кратковременную и долговременную. К видам памяти так же относят моторную (память-привычку), эмоциональную или аффективную (память на «чувства»), образную, словесно-логическую и др. По той причине, что память относится к важнейшей характеристике психической жизни, ей принадлежит большое значение для успешного обучения младших школьников.
Младший школьный возраст считается этапом интенсивного психического развития, важнейшая составляющего которого – это мнестическая деятельность, ее процессы (запоминание, воспроизведение, припоминание и узнавание) служат орудиями обучающегося. Особой мнемической деятельностью является произвольная память, специально направленная на запоминание материала. От уровня развития произвольной зрительной и слуховой памяти существенно зависит процесс обучения в школе, т.к. именно на этом виде памяти преимущественно строится обучение.
У младших школьников в норме, идет увеличение объема памяти, внимание приобретает большую произвольность, изменяются способы запоминания, а также повышается значение процессов выделения в материале осмысленных семантических связей.
Однако у младших школьников с ЗПР данные процессы имеют ряд отличий, что сказывается на трудностях обучения. Так, многие исследователи сходятся на том, что у них присутствует недостаточная продуктивность произвольной памяти, ее малый объем, неточность и трудность воспроизведения.
Причины этих нарушений у младших школьников с ЗПР обусловливаются как различными клиническими факторами (последствиями перенесенных церебральных и соматических заболеваний, замедленным темпом созревания тех или иных областей мозга, нарушением нейродинамики), так и психологопедагогическими факторами.
Одна из главных причин снижения эффективности мнемической деятельности у младших школьников с ЗПР заключается в их неумении рационально организовывать и контролировать свою работу, а также применять приемы запоминания. Это все препятствует применению мнемических приемов запоминания зрительной и слуховой информации.
Изложенные выше теоретические основы по свойствам памяти, послужили основой для постановки эмпирического исследования во второй главе. Оно было направленного на изучение особенностей произвольной памяти и разработки рекомендаций для оптимизации процесса запоминания у младших школьников с ЗПР.
В исследовании приняли участие 15 младших школьников с ЗПР (9 мальчиков и 6 девочек).
Результаты исследования позволяют говорить о том, что младших школьников с ЗПР зрительная память более развита по сравнению со слуховой. При этом комбинированная память более выигрывает благодаря дополнительным маркерам для запоминания (в запоминание вовлечены все виды восприятия). Но дети с ЗПР редко применяют вспомогательные приемы, потому что не умеют рационально применять их для запоминания.
Основная масса младших школьников с ЗПР способна запомнить большинство фигур, картинок, слов, что предлагались им в заданиях, однако у них возникают трудности установления связи между образами и запоминаемой информацией. Так же у них присутствует малый объемом произвольного запоминания. Поэтому им требуется много времени на запоминание и воссоздание.
Такие младшие школьники склонны к механическому бездумному заучиванию материала. Их механизмы памяти ослаблены (уменьшены скорость, полнота, прочность и точность запоминания). Информация, которую они стремятся запомнить, часто искажается, присутствуют неточности в запоминании.
Другими словами, с детьми необходимо поведение целенаправленной работы по формированию произвольной памяти. В связи, с чем в работе приведены рекомендации по организации такой работы. Важный момент которой – это активное привлечение родителей.
Таким образом, цель работы достигнута, поставленные задачи в начале работы, могут считаться выполненными.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПАМЯТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗПР
1.1 Проблема изучения памяти в трудах отечественных и зарубежных ученых
«Память, которая лежит в основе возможностей человека, является условием обучения, получения новых знаний, развития умений и навыков. Без постоянного улучшения ее функции дальнейший прогресс личности, безусловно, невозможен» [25, с. 51].
Одна из первых теорий памяти, которая не потеряла своего научного значения и сегодня, стала ассоциативная теория. Она восходит к XVII в. Ее основу составляет такое понятие, как ассоциация, т.е. связь между определенными психическими феноменами. В данном контексте память понимается в виде сложной системы кратковременных и долговременных, более или менее устойчивых ассоциаций. Эта теория позволила описать механизмы и законы памяти, к примеру, закон забывания Г. Эббингауза. Так, забывание после первого безошибочного повторения идет довольно быстро. Отдельные элементы информации запоминаются, хранятся и воспроизводятся не изолированно, а по определенным логическим, структурно-функциональным и смысловым ассоциациям. Безусловно, данная теория хоть и имеет определенную, ограниченную ценность, она весьма далека от раскрытия полного богатства мнемической деятельности человека. В особенности она затруднятся с анализом мыслительных процессов, что участвуют в запоминании и воспроизведении [6, С. 35-39].
Ассоциативную теорию сменила гештальт теория, исходный принцип которой составляет целостная организация первичных элементов – гештальт. Законами формирования данной структуры и определяется память (действуют вне активности субъекта). Структура организуется согласно с действующими независимо от субъекта принципами безопасности и сходства, которые не нуждающаяся в обосновании и объяснении. Запоминание и воспроизведение объясняется так: посредством наличия некоторого потребностного состояния у ребенка образуется определенная установка на запоминание или воспроизведение [10, c. 276].
Весомый вклад в понимание филогенетического формирования памяти сделал П.П. Блонский. Им сформирована идея о том, что разные виды памяти взрослого человека, представляются разными этапами ее исторического развития (двигательная, аффективная, образная и словесно-логическая). Автором была выражена и аргументирована идея о последовательном появлении одного вида памяти за другим [2].
Изучение памяти как деятельности началось французским ученым П. Жане. У него, память формируется в процессе социального, исторического развития, которое ориентировано на запоминание, переработку и хранение материала. Характер данного действия на разных ступенях развития памяти различен, но общее для них – это борьба с отсутствием того, что было раньше. Цель памяти состоит в необходимости торжества над отсутствием прошлого. Сначала это связано с ожиданием появления вновь того, что уже было; далее – в его поиске; затем – в отсроченном действии. Следующие ступени – поручение и словесное поручение, и, в итоге, наиболее характерные для ребенка проявления памяти: рассказ увиденного, описание предметов и обозначение образов с картинок [7, c. 24].
У нас эта теория получает дальнейшее развитие в учении о происхождении высших психических функций. Так, образование связей-ассоциаций между различными представлениями, запоминанием, хранением и воспроизведением материала связано с тем, что делает ребенок с ним в процессе его мнемической обработки.
А.А. Смирновым было установлено, что действия, по сравнению с мыслями, запоминаются лучше, а среди действий, соответственно, запоминаются лучше те, что имеют отношение к преодолению препятствий, в том числе, как и сами эти препятствия [20, c. 375].
Память не является какой-то самостоятельной функцией, а обладает тесной связью с личностью, ее внутренним миром, интересами и стремлениями. А значит, ее развитие и совершенствование происходит параллельно с развитием ребенка. Она лежит в основе формирования индивидуального опыта личности, речи, мышления, эмоций, двигательных навыков. Память позволяет обеспечить накопление знаний, что необходимы для успешной и продуктивной работы.
Несмотря на то, что память у каждого ребенка может быть охарактеризована общими закономерностями развития, у нее присутствуют и свои особенности (у одних более развита наглядно-образная память, у других – словесно-логическая, у третьих – память на чувства) [22, С. 48-51].
Наиболее интересный этап онтогенеза памяти человека – его детство. В это время происходят основные процессы, связанные с изменением памяти людей. Обстоятельно изучил этот процесс А.Н. Леонтьев. Например, он исследовал непосредственное и опосредствованное запоминание у детей. Им было продемонстрировано, как один мнемический процесс с возрастом постепенно замешается другим, т.е. непосредственное запоминание сменяется опосредствованным. Данный процесс происходит за счет усвоения ребенком более совершенных стимулов-средств запоминания и воспроизведения материала. «При обращении к употреблению вспомогательных средств, меняется базисная структура акта запоминания; в первую очередь прямое, непосредственное запоминание переходит в опосредственное» [21, с. 127].
Работа В. Дружинина показала, что большинство экспериментальных исследований, что посвящены памяти, проводились, с учетом ее трактовки как процесса, который включен в познание. При рассмотрении памяти в контексте когнитивной переработки говорят о способности живой системы фиксировать факт взаимодействия с окружающей средой, сохраняя результат этого взаимодействия в виде опыта для последующего использования в поведении [9].
Разнообразные инстинкты, врожденные и приобретенные механизмы поведения представляют собой не что иное, как запечатленный, передаваемый по наследству или приобретаемый в процессе индивидуальной жизни опыт. Если не будет постоянного обновления такого опыта, его воспроизводства в подходящих условиях, живые организмы не смогут осуществлять адаптацию к текущим быстро меняющимся условиям жизни. Не помня о том, что с ним было, организм просто не смог бы совершенствоваться дальше, т.к. то, что он приобретает, не с чем было бы сравнивать, а значит, оно бы безвозвратно утрачивалось. Память присутствует у всех живых существ, но наиболее высокого уровня своего развития она достигает у человека.
Сегодня, с развитием исследований в области генетики и молекулярной биологии, раскрытием механизмов хранения генетической информации к объяснению механизмов памяти начали привлекать уже биологические аналогии. Например, по одной из гипотез, основу долговременной памяти составляет изменение строения РНК нервной клетки и образование белков, соответствующих какому-то определенному раздражению. Но перестройка РНК нервной клетки очень сложна. Она совершается под действием циркулирующих возбуждений, представляющих основу кратковременной памяти [14, с. 14].
Память богата проявлением своих форм (образная, словесно-логическая, эмоциональная, двигательная и т.д.), что объясняется это тем, что ею обслуживаются все виды многообразной деятельности человека [32, с. 124].
Память является сложной психической деятельностью, включающей в себя отдельные процессы. Основные из них – это запоминание, сохранение (забывание), воспроизведение и узнавание [25, С. 48-51].
Запоминание служит первичным процессом, от которого зависят все сохранения и использования различных сведений в памяти человека. Оно будет тем надежнее, чем больше участвует в этом процессе количество нервных центров и связей (включение разных органов чувств) [34, с. 19].