Курсовая с практикой Педагогика/Психология Психология

Курсовая с практикой на тему Изучение особенностей познавательных процессов младших школьников с ОВЗ

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ. 3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ
ПРОЦЕССОВ У ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ   7

1.1 Познавательные процессы и их характеристика. 7

1.2. Характеристика детей с ограниченными возможностями
здоровья. 11

ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ
ПРОЦЕССОВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ
ЗДОРОВЬЯ.. 20

2.1. Организация и методики исследования. 20

2.2. Результаты исследования. 23

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 28

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ.. 30

ПРИЛОЖЕНИЕ 1. 33

ПРИЛОЖЕНИЕ 2. 35

ПРИЛОЖЕНИЕ 3  36  

Введение:

 

Познание – это всегда
воплощение индивидуальности, в которой прослеживаются признаки свободной
личности, способной быть самим собой, слышать свое «я» и уметь выразить и реализовать
заложенные природой способности с наибольшей пользой для себя и для других.
Своевременное и адекватное поощрение активизирует личность, укрепляет ее веру в
собственные силы, придает ей новые импульсы для деятельности (А.Р. Абилитарова,
В.В. Афансьев, В.Б. Бондаревский, А.И. Савенков и др.).

Младший школьный возраст
– это период, в течение которого происходит огромное обогащение и упорядочение
чувственного опыта ребенка, овладение специфически человеческими формами
восприятия и мышления, бурное развитие воображения, формирование произвольного
внимания и смысловой памяти
(Л.И. Божович, Л.С.
Выготский, А.В. Запорожец, М.И. Лисина, Е.О. Смирнова и др.).

Важной проблемой для
педагогической теории и практики является вопрос разнообразия учебного процесса,
активизации учебно-познавательной деятельности младших школьников, развития и
коррекции познавательных процессов, расширение сферы их интересов. Современным
детям доступны самые разнообразные источники информации, но часто именно
наличие готовой информации способствует развитию пассивности. Исчезает
стремление к поиску, познанию, творчеству, то есть деятельности. Поэтому все
большее значение приобретает ориентация обучения и воспитания на разностороннее
развитие младших школьников.

Чтобы образование было
качественным, деятельность воспитателя следует направить не только на усвоение
младшими школьниками знаний, умений и навыков, но и на развитие способностей,
усвоение ими способов и приемов познания нового, незнакомого, создание условий
для развития их самостоятельности и приобретения опыта решения проблемы.

Известно, что ребенок,
который развивается нормально является неповторимой комбинацией личностных и
социально-психологических характеристик. Личность состоит из соматической
структуры, типа нервной системы, познавательных эмоциональных и волевых
процессов, потребностей и направленности, которые проявляются в переживаниях,
суждениях, поступках и действиях.

Личность представляет
собой целостную систему, в которой преобладают одни структурные элементы, а другие,
наоборот, тормозятся. Зависит это от жизненной ситуации и задач, которые
человеку нужно решить. Личность человека представляет собой результат сложного
действия и взаимодействия различных факторов.

Все вышесказанное в
полной мере относится к личности ребенка, который развивается нормально. Однако
все это, за одним исключением, также относится и к личности ребенка с
психическими и физическими недостатками. Данное исключение состоит в том, что
биологический дефект в развитии ребенка (нарушение высших отделов коры
головного мозга, эмоционально-волевой сферы и т.д.) делает его не менее
индивидуальным, кроме того, в силу особенностей дефекта (времени поражения,
тяжести, локализации в коре головного мозга и других факторов) формирует
личность ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) более
неповторимой, чем личность сверстника, развивающегося нормально.

Актуальность
исследования.
На сегодняшний день очень актуальной и
значимой является проблема развития детей с психическими и физическими
недостатками, поскольку на фоне общего ухудшения показателей здоровья
населения, и детского в том числе, количество детей с нарушениями в развитии
имеет тенденцию к увеличению.

Цель исследования
состоит в изучении особенностей познавательных процессов младших школьников с
ограниченными возможностями здоровья.

Объект исследования
– познавательные процессы у детей с ограниченными возможностями здоровья

Предмет исследования
особенности познавательных процессов младших школьников с ограниченными
возможностями здоровья.

Гипотеза исследования состоит
в предположении о том, что уровень развития восприятия и внимания у младших
школьников с ОВЗ недостаточно высокий.

Задачи исследования:

1. Провести анализ
литературы по теме данного исследования.

2. Организовать и
провести исследование особенностей познавательных процессов младших школьников
с ОВЗ.

3. Провести обработку и
анализ данных диагностики.

Теоретико-методологическую
основу исследования
составили разработки о принципе единства
сознания и деятельности (С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, Л.С. Выготский и
др.); концептуальные положения теории развития высших психических функций (Л.С.
Выготский).

База исследования:
_____________________________________________.

Выборка исследования:
20 младших школьников с ограниченными возможностями здоровья: 10 детей в
возрасте 10-11 лет с физическими нарушениями в развитии (нарушение слуха) и 10
детей 10-11 лет с психическими нарушениями (интеллектуальной недостаточностью).

Методы исследования:
анализ литературы по теме исследования; синтез и обобщение; диагностика;
количественный и качественный анализ результатов диагностики.

Методики исследования: 1)
для диагностики особенностей восприятия использовались: методика «Чего не
хватает на этих рисунках?» Р.С. Немова; методика диагностики объема восприятия
Р.С. Немова; 2) для диагностики особенностей внимания использовались: методика
«Проставь значки»; методика «Запомни и расставь точки».

Практическая значимость
исследования
состоит в том, что собранный нами
теоретический и фактический материал может быть использован в дальнейшем
исследовании данной проблемы; а также в возможности использования результатов
исследования в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Структура курсовой работы
обусловлена целью
исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка
использованных источников и литературы.
 

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!
 

Заключение:

 

В результате
написания данной курсовой работы была достигнута ее цель – изучены особенности
познавательных процессов младших школьников с ограниченными возможностями
здоровья.

Достижению
данной цели способствовало решение ряда задач:

1. Проведен анализ
литературы по теме данного исследования. Анализ литературы позволил сделать
вывод, что дети с ограниченными возможностями здоровья отличаются различными
особенностями развития, которые предполагают разработку тщательного
методологического подхода к процессу их воспитания и обучения.

Однако,
несмотря на существующие различия в развитии детей с ОВЗ, все они требуют
личностного подхода и оказание психологической помощи, основанной не на учете
отдельной функции или изолированного психического явления, а опираясь на
особенности развития личности в целом, со всеми ее индивидуальными
особенностями.

2. Организовано
и проведено исследование особенностей познавательных процессов младших
школьников с ОВЗ. Актуальность рассматриваемой проблемы послужила основанием
для проведения эмпирического исследования по изучению особенностей развития
познавательных процессов у младших школьников с ограниченными возможностями
здоровья. Известно, что развитие психических функций в этом возрасте
характеризуется непроизвольностью, слабой дифференциацией и осознанностью,
поэтому объектом исследования были выбраны такие познавательные процессы, как
восприятие и внимание.

Выборку
исследования составили младшие школьники с ОВЗ в количестве 20 человек, среди
них дети с нарушениями зрения и слуха, дети с задержкой психического развития.
Возраст испытуемых – 9-10 лет.

3. Проведены обработка
и анализ данных диагностики. Исследование показало, что в соответствии с
уровнями развития восприятия у младших школьников с ОВЗ было выделено 3 группы
испытуемых: со средним уровнем развития восприятия – 9 детей (45%); с низким
уровнем восприятия – 6 детей (30%); с очень низким уровнем восприятия – 5 детей
(25%).

Установлено, что 13
дошкольникам (65%) свойственен недостаточный объем восприятия; 7 дошкольникам
(35%) свойственен нормальный объем восприятия.

Относительно уровней
внимания дети с ОВЗ были поделены на следующие группы: со средним уровнем – 4
испытуемых (20%); с уровнем внимания ниже среднего – 7 испытуемых (35%); с
низким уровнем – 5 испытуемых (25%); с очень низким – 4 испытуемых (20%).

Таким образом, цель
исследования достигнута, задачи решены, гипотеза исследования подтверждена – у
детей младшего школьного возраста с ОВЗ, принимавших участие в исследовании,
уровень развития восприятия и внимания недостаточно высокий.
 

Фрагмент текста работы:

 

Психические процессы –
различные формы единого, целостного отражения человеком окружающей среды и себя
в ней. Психические процессы разделяют на три основные группы:

а) познавательные
процессы – ощущение, восприятие, память, мышление, внимание, воображение, речь;

б) эмоциональные –
эмоции, чувства;

в) волевые – свобода.

Познавательный процесс –
психический процесс, с помощью которого человек познает мир. Реализуется
познавательный процесс в познавательной деятельности.

Ощущение ‒ психический
процесс, имеющий свою структуру, функции и механизмы. Для каждого из видов
ощущений существует специфический анализатор, который является целостным
аппаратом, состоящим из различных нейронных образований, выполняющих свою
специфическую функцию [
17; 25; 26].

Первая функция –
обеспечение полноты отражения. Дифференциация и интеграция признаков, качеств,
свойств предметов позволяют благодаря ощущениям всесторонне и объемно
воспринимать реальность.

Вторая функция –
сигнальная. Ощущения наиболее чувствительны к изменениям и появлению нового в
целостном объекте.

Третья функция –
адаптация к среде, которая проявляется в различных вариантах. Прежде всего, это
изменение чувствительности в темноте, существование ночного и дневного зрения.
Адаптация к значимым для жизни или деятельности раздражителям.

Кроме чувствительности к
деталям, анализаторы синтезируют раздражители, вызывая целостный образ,
вызывающий новое ощущение [
30].

Таким образом, все
анализаторы, осуществляющие контакт со средой – зрительный, слуховой,
тактильный, двигательный, вкусовой, обонятельный ‒ обеспечивают первичный
познавательный процесс – ощущение и формируемый на его основе процесс
восприятия.

Восприятие Л. Роговик
рассматривает как наглядно-образное отражение воздействующих в данный момент на
органы чувств, предметов и явлений действительности в совокупности их свойств и
частей. Отражение отдельных свойств восприятия исследователь считает целостным
процессом, который создает чувственный образ действительности. В результате
восприятия возникает субъективный образ объективного мира. Образ не может быть
точным отражением действительности, хотя он и сохраняет свою чувственную основу
и остается наглядным отражением целостного предмета. Поэтому восприятие
рассматривается как деятельность, для которой, как и для любой другой
деятельности, необходима психическая активность [
19].

Восприятие построено на
процессе узнавания, сравнения полученных впечатлений с тем, что уже когда-то
было, с образцами, которые сложились в опыте человека. Поэтому восприятие
тесным образом связано с процессами памяти. Кроме того, воспринимая, мы
обозначаем объект словами. Мы соотносим то, что видим и слышим, с отстраненными
понятиями о предметах и явлениях. Все это делает восприятие избирательным и в
достаточной мере субъективным.

У. Джеймс, считает
особенностью, которая характеризует мышление в тесном смысле слова способностью
ориентироваться в новых для нас данных опыта. Эта особенность в достаточной
степени, по мнению ученого выделяет мышление из сферы обычных ассоциативных
мыслительных процессов и прямо указывает нам на его отличительную черту [
13].

Мышление как процесс
выступает особенно отчетливо, прежде всего, в тех случаях, когда, например,
человек решает тяжелые для него задачи или проблемы. Он находит решение данной
задачи, или наоборот, не находит. Таков продукт или результат процесса мышления
[
27].

Мышление начинается там,
отмечает А.Н. Лук, где создалась проблемная ситуация. Проблемная ситуация –
это, в простейшем случае, ситуация, которая требует выбора из двух или более
возможностей [
31].

Процесс мышления – это
прежде всего анализ и синтезирование того, что выделяется анализом; потом это
абстракция и обобщение, которые являются произведенными от них.

Память является важнейшей
психической функцией, которая лежит в основе всего процесса обучения. Память в
качестве познавательного процесса служит обеспечению целостности и развития
личности [
7].

Ю.В. Морозова определяет
память как психофизиологический процесс, который выполняет следующие функции:
запоминание, сохранение и воспроизведение материала. Три указанных подпроцесса
являются основными для памяти [
18].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы