Курсовая с практикой на тему Изучение особенностей формирования интонационной стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с заиканием
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА 1.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОСОБЕННОСТЕЙ ФОРМИРОВАНИЯ ИНТОНАЦИОННОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У
ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАИКАНИЕМ.. 6
1.1.Заикание как речевое нарушение. 6
1.2. Формирование интонационной
стороны речи в онтогенезе. 14
1.3. Особенности интонационной
стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с заиканием. 18
Выводы по первой главе. 23
ГЛАВА 2.
ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ФОРМИРОВАНИЯ ИНТОНАЦИОННОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ
СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАИКАНИЕМ.. 24
2.1. Методика обследования интонационной стороны речи у детей старшего
дошкольного возраста с заикание. 24
2.2. Коррекционная работа по
устранению нарушений интонационной стороны речи у детей старшего дошкольного
возраста с заиканием. 27
Выводы по второй главе. 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 35
СПИСОК
ЛИТЕРАТУРЫ.. 37
ПРИЛОЖЕНИЯ.. 40
Введение:
Актуальность исследования. В последние годы наблюдается
тенденция к увеличению количества детей с таким речевым нарушением, как
заикание. Проблема заикания возникает, чаще всего, уже в раннем детстве и без
существенной коррекционной работы дефект может сохраняться у человека долгое время
и во взрослой жизни. Основные симптомы заикания – это нарушение плавности,
темпа и ритма речи, которые появляются из-за различного рода прерывания,
подливания или повторения отдельных звуков и слогов.
Проблема заикания интенсивно изучается и освещается в
литературе. Научная разработка проблемы заикания в отечественной логопедии
связана с именами известных психиатров В.А. Гиляровского, Н.Г. Неткачева, И.А.
Сикорского. Созданием методик работы с заикающимися занимались многие ученые —
педагоги: Н.А. Власова, С.А. Миронова, Е.Р. Рау, В.И. Селиверстов, Н.А.
Чевелева, В.М. Шкловский и др. Изучением просодической стороной речи занимались
Л.З. Арутюнян, Е.А. Архипова, Е.С. Алмазова, Н.П. Бехтерева, М. Вингейт и др.
На сегодняшний день изучение взаимосвязи заикания с
нарушениями интонационной стороны речи у детей дошкольного возраста является
важнейшим направлением логопедии, педагогики и психологии в целях разработки
новых программ по коррекции заикания детей и выведения логопедической работы на
качественно новый уровень.
Актуальность работы заключается в том, что, несмотря на
большое количество исследований проявления заикания и способов его коррекции,
особенности интонационной стороны речи при данном нарушении изучены не
достаточно полно. Для проведения качественной коррекционной работы требуется
выявить как можно больше существующих особенностей просодических нарушений при
заикании, определить степень выраженности от структуры дефекта.
Целю
исследования является изучение особенностей
формирования интонационной стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с
заиканием.
Объектом
исследования является интонационная сторона речи у
детей старшего дошкольного возраста.
Предметом исследования выступают особенности формирования
интонационной стороны речи у детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: полагаем, что развитие интонационной стороны
речи у детей старшего дошкольного возраста с заиканием имеет свои особенности,
которые заключаются в:
– ошибках при попытке
дифференцировать разнообразные интонационные структуры в импрессивной речи;
– трудностях в различении разных
интонационных структур в экспрессивной речи.
Задачи исследования:
—
рассмотреть заикание как речевое
нарушение;
— изучить особенности формирования интонационной
стороны речи в онтогенезе;
— выявить особенности интонационной стороны речи у детей старшего дошкольного
возраста с заиканием;
— раскрыть методику обследования интонационной
стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с заикание;
—
проанализировать особенности организации и проведения коррекционной работы по
устранению нарушений интонационной стороны речи у детей старшего дошкольного
возраста с заиканием.
Теоретико-методологическая
основа исследования:
— теория системного
подхода в решении коррекционных задач (Л. С. Выготский, В. В. Коркунов, Р. Е.
Левина, А. Р. Лурия и др.);
— теория о патологическом
условно-рефлекторном механизме заикания (Н. И.Жинкин, Р. Е. Левина, И. П.
Павлов и др.);
— положение о системном подходе
к анализу речевых нарушений (Р.Е. Левина, В.И. Лубовский);
— концепция
двигательно-волевой сущности речи людей с заиканием (Р.Е. Левина, Р.Д.
Неткачев, В.И. Селиверстов и др.).
Методы исследования:
1. Теоретические
(анализ и синтез психолого-педагогической литературы по теме исследования,
обобщение имеющихся исследований по вопросам формирования
интонационной стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с заиканием).
2. Эмпирические
(проведение экспериментального исследования старших дошкольников с заиканием)
методы.
Практическая значимость исследования заключается в том, что материалы исследования
могут быть использованы логопедами и воспитателями дошкольных учреждений в их
профессиональной деятельности с детьми с заиканием, а также родителями,
воспитывающими данную категорию детей.
База
исследования: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение «Детский сад № 209» городского округа город Уфа Республика
Башкортостан. Структура: курсовая работа состоит из
введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений.
Заключение:
В
современном мире заикание является широко распространенным речевым нарушением,
которое характерно для детей раннего возраста в период становления речи и
личности в целом. Заикание – это своеобразный невроз, спорадически в процессе
речи внешне проявляющийся в судорогах звукопроводящих механизмов, с
одновременными болезненными изменениями в сфере психической, в частности –
эмоциональной и волевой. Заикание – это нарушение темпа и ритма речи,
проявляется судорогами мышц речевого аппарата.
Оно
препятствует формированию различных характеристик ребенка, а также затрудняет
социальную адаптацию. Процесс заикания представляет собой нарушение темпа,
ритма и плавности устной речи, возникающее вследствие различного рода
прерывания, продлевания или повторения отдельных звуков и слогов. Ребенок в
таком случае или не способен начать слово, или же судорога возникает во время
произнесения слова, тогда звуки растягиваются. Проблема заикания
детей-дошкольников из-за своей неоднородности и сложности требует глубокого и
всестороннего изучения со стороны различных специалистов, так как данное
речевое нарушение тесно связано с формирующейся личностью.
В
структуре речевого дефекта этих детей имеются различные нарушения интонационной
стороны речи. Они проявляются при воспроизведении детьми интонации, логического
ударения, модуляции голоса по высоте и силе, изменении тембра.
Во
второй части нашего исследования с целью выявления состояния интонационной
стороны речи у дошкольников, страдающих заиканием, мы провели экспериментальное
исследование в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении
"Детский сад № 209" городского округа город Уфа Республики
Башкортостан. В эксперименте принимали участие 5 детей (6-7лет) с заиканием
легкой и средней степени. На первом этапе мы провели диагностику интонационной
стороны речи у детей.
Нами
было подтверждено, что у детей, страдающих заиканием, интонационная сторона
речи нарушена в различной степени. У большинства исследуемых детей речь мало
интонирована, они не выделяли главного слова, т.к. у них нарушено логическое
ударение. Модуляции голоса по высоте и силе выражались у детей по-разному. Одни
дети с легкостью выполняли задания по изменению громкости и высоты голоса,
другие справлялись с заданием с помощью экспериментатора или отказывались от
его выполнения. Также, у большинства детей было отмечено нарушение тембра
голоса.
Далее,
на основании полученных результатов, нами был составлен план коррекционной
работы, которая опиралась на общедидактические принципы систематичности,
наглядности, доступности и индивидуального дифференцированного подхода,
научности и последовательности в работе, а также принципы коррекционного
воздействия: учета механизма нарушения темпо-ритмической организации речи,
комплексного воздействия, онтогенетический, дифференцированного подхода,
поэтапности, активности и сознательности обучения. В коррекционном обучении на
занятиях использовались наглядные, словесные и практические методы.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОСОБЕННОСТЕЙ ФОРМИРОВАНИЯ
ИНТОНАЦИОННОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАИКАНИЕМ 1.1. Заикание как речевое нарушение История
изучения заикания насчитывает более двух тысяч лет, поэтому эту проблему можно
считать одной из самых древних в истории развития учения о расстройствах речи.
В свою очередь заикание является не только древним нарушением, но одним из
сложных. Есть несколько определений заикания, предложенные учеными.
Заикание
есть внезапное нарушение непрерывности артикуляции, вызванное судорогой,
наступившей в одном из отделов речевого аппарата, как физиологического целого.
Современными
учеными заикание определяется как нарушение темпа, ритма и плавности устной
речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата. Начало этого
расстройства речи падает обычно на период интенсивного формирования речевой
функции, т.е. 2-6 –летний возраст детей. Речь в этот период является наиболее
уязвимой и ранимой областью высшей нервной деятельности ребенка. Нарушения в
функционировании нервной системы маленького ребенка могут вызвать «срыв» речи –
заикание. В связи с этим некоторыми авторами оно называется эволюционным заиканием
(Ю.А. Флоренская) или заиканием развития (М. Совак) [11, с.36].
Предрасполагающие
причины заикания:
Наследственность –
невропатическая генетическая отягощённость у родственников первой линии
(родителей, братьев, сестёр, детей), которые имели такие «гипертрофированные»
черты характера, как потребность в одобрении и расположении всех окружающих
людей, ночные страхи,