Курсовая с практикой на тему Изучение особенностей формирования графомоторных навыков детей старшего дошкольного возраста с ЗПР
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 4
Глава 1. Теоретические аспекты
развития графо-моторных навыков у дошкольников с ЗПР. 7
1.1.Понятие графо-моторных навыков и
их развитие в онтогенезе. 7
1.2.Структура дефекта при ЗПР. 10
1.3.Нарушения графо-моторных навыков. 15
Вывод по главе 1. 17
Глава 2. Эмпирическое исследование
особенностей формирования графо – моторных навыков у дошкольников с ЗПР. 18
2.1.Методика организации
констатирующего эксперимента. 18
2.2.
Программа развивающих игр как средства развития графо-моторных навыков
детей с ЗПР. 20
2.3. Анализ и интерпритация
результатов исследования. 31
Вывод по главе 2. 39
Заключение. 41
Список
использованной литературы.. 43
Введение:
Актуальность исследования. Вопросы предупреждения нарушений графо-моторных
навыков и письма в работе образовательных учреждений являются актуальными,
теоретически и практически значимыми. Те,
кто работают с дошкольниками, знают, какие трудности испытывают дети с ОВЗ, в
том числе с ЗПР, когда им приходится выполнять действия, требующие точности,
выверенности и синхронности движений: что-то брать, вставлять, завязывать,
складывать, лепить, вырезать, наклеивать, рисовать и т. д. Плохо развитые
двигательные функции рук и отсутствие оформленной техники движений,
скоординированных действий глаз и руки вызывают у ребенка огромные трудности,
которые порой заставляют его отступать перед любой задачей, связанной с
выполнением вышеупомянутых действий.
Тонкая
моторика влияет на развитие речи, интеллектуальные способности. Также тонкая
моторика влияет на навыки письма. Данная зависимость была подтверждена
многочисленными исследованиями таких ученых, как Г.А. Каше, Т.Б. Филичева, Е.Н.
Исенина, М.М. Кольцова и др.
Проблема
обучения дошкольников с ЗПР графо-моторным навыкам занимает особое место в
системе их подготовки к обучению в школе. А количество детей с ЗПР с каждым
годом увеличивается. И, как показывает практика, дети с подобной патологией
чаще всего не укладываются в темп работы остальных детей, поэтому с ними
необходимо вести специальную коррекционно-развивающую работу. Дети с ЗПР
отличаются недостаточным развитием тонкой моторики, плохой координацией
движений, недостаточностью самоконтроля и пространственно-временной
ориентировки.
Поэтому
у таких детей в дошкольном возрасте очень важно развивать механизмы,
необходимые для овладения деятельностью, которая связана с графо-моторными
навыками. Поскольку именно неподготовленность к письму, недостаточное развитие
тонкой моторики, зрительного восприятия, внимания может привести к
возникновению в дальнейшем негативного отношения к учёбе, тревожного состояния
ребёнка в школе. Таким образом, целесообразно уже в раннем возрасте создавать
условия для накопления ребёнком двигательного и практического опыта, развития
навыков ручной умелости, то есть подготавливать руку к письму необходимо
начинать задолго до поступления ребёнка в школу. Также важно отметить, что
процесс овладения графо-моторными навыками подчиняется закономерностям
формирования любого двигательного навыка. В связи с этим развитие двигательного
компонента графо-моторной деятельности на дошкольном этапе играет очень важную
роль. Вышесказанное подчеркивает актуальность темы данной
исследовательской работы и определяет объект и предмет исследования.
Объект исследования: процесс формирования графо — моторных навыков у
дошкольников.
Предмет исследования:
особенности формирования графо-моторных навыков у детей дошкольного возраста с
ЗПР.
Цель
исследования: изучить особенности формирования графо-моторных навыков детей старшего
дошкольного возраста с ЗПР.
Для
этого нам помогут следующие задачи:
— проанализировать
психолого-педагогическую литературу по теме исследования;
— провести эмпирическое
исследование экспериментальной и контрольной группе;
— сопоставить
результаты исследования экспериментальной и контрольной группы, выявить
особенности развития графо-моторных навыков у детей дошкольного возраста с ЗПР;
— разработать
рекомендации по развитию графо-моторных навыков у детей дошкольного возраста с ЗПР.
Методы исследования: Теоретические методы: анализ литературных источников по проблеме
исследования. Эмпирические методы: психолого-педагогический эксперимент;
комплекс диагностических заданий. Количественный и качественный анализ
полученных данных, а также интерпретационные методы.
Практическая значимость выполненного исследования состоит в том, что представленная программа формирования графо — моторных навыков у дошкольников с ЗПР может быть использована в работе логопедов,
дефектологов, воспитателей, работающих в ДОО с детьми.
Структура работы: курсовая
работа состоит из введения, двух глав с выводами, заключения и списка
литературы из 28 источников, приложений.
Заключение:
Одна из
проблем, с которыми сталкивается современная педагогика — рост числа детей, не
готовых к школьному обучению. Для них характерно несформированность
графо-моторных навыков и тонкой моторики. Графо-моторные навыки являются
составной частью моторных способностей человека. Их развитие базируется на
основе формирования и совершенствования тонко-координированных движений руки,
развития зрительно – пространственной ориентировки, зрительно – моторной
координации.
В ходе проведенного исследования, было выяснено, что графо-моторные
навыки могут рассматриваться как способность ребёнка выполнять
последовательность мелких и точных движений кистями, а также пальцами ног и рук
при помощи скоординированных действий мышечной, костной и нервной систем
организма.
Развитие графо-моторных навыков у детей дошкольного возраста имеют
значение для всей их когнитивной сферы и речи, для развития зрительно-моторной
координации движений рук, для выполнения ими множества предметных действий, а
также орудийных действий. Развитие мелкой моторики рук у детей происходит
последовательно, постепенно, через первоначальное научение дотягиваться до
предмета, чтобы схватить его, а после этого манипулировать им. Два основных
фактора определяют развитие моторики – созревание и научение, но в дошкольном
возрасте не всегда ясно, что является первостепенным – созревание или научение.
Проведенное исследование было направлено на проверку эффективности
предложенной системы развивающих игр для развития графо-моторные навыков у
дошкольников с ЗПР.
Содержание комплекса развивающих игр для дошкольников с ЗПР, по результатам проведенного диагностического
исследования, позволяет развивать мелкую моторику и графо-моторные навыки. Таким образом, выдвинута гипотеза была подтверждена, цель задачи работы
были реализованы.
Фрагмент текста работы:
Глава 1.
Теоретические аспекты развития графо-моторных навыков у дошкольников с ЗПР 1.1.Понятие
графо-моторных навыков и их развитие в онтогенезе В
большой психологической энциклопедии моторика определяется как вся сфера
двигательных функций (т.е. функций двигательного аппарата) организма,
объединяющая их биомеханические, физиологические и психологические аспекты.
Условно моторику разделяют на крупную и мелкую [4].
Тонкая
моторика – это способность совершать точные движения малой амплитуды. Крупная
моторика – это умение выполнять крупно-амплитудные движения, требующие участия
всего тела, к которым относятся бег, прыжки, бросание предметов и другие подобные
физические движения [14,с.358].
Тонкая
моторика, как и крупная моторика, связана с движением. Однако в отличие от
крупной моторики, тонкая моторика уделяет внимание малым и изысканным движениям
рук, кистей рук и пальцев [28].
В
развитии ребенка нельзя провести четкую грань между крупной и тонкой моторикой.
Например, если моторика рук недостаточно развита, то причиной этого может быть
общая малая подвижность. По мнению ученых, чем более развита кора головного
мозга, тем совершеннее мышление и речь человека. По своему расположению в
головном мозге, речевая область находится рядом с двигательной, собственно, она
является ее частью [5,с.3]. Именно поэтому можно утверждать, что мышление,
речевые и двигательные способности организма взаимосвязаны между собой.
Именно
величина проекции кисти руки, составляющая почти треть двигательной области, а
также соседство речевой и моторной зоны привели к формулированию гипотезы, что
развитие активной речи ребенка зависит от нормального развития тонкой моторики
пальцев рук, и что речевая способность ребенка формируется под воздействием
импульсов исходящих от пальцев рук [5,с.3].
Исходя
из вышесказанного, можно прийти к выводу, что мышление, речевые и двигательные
способности тесно связаны между собой и влияют друг на друга. Следовательно,
развитие одной из этих способностей оказывает положительное воздействие на
другие. Таким образом, развитие тонкой моторики, наряду с развитием ловкости в
выполнении мало-амплитудных движений, влечет за собой развитие мышления и
речевых способностей.
Затруднения
ребенка связанные с деятельностью его руки оказывают негативное воздействие на
поведение ребенка и на его обучение. Особенно это заметно в таких видах
деятельности, как ручной труд, рисование, лепка, работа с мелкими деталями
(мозаикой, конструктором, пазлами), а также при выполнении бытовых
манипуляторных действий: шнуровка, завязывание, плетение косичек, застегивание
кнопок и пуговиц и др.
Другими
словами, навыки тонкой моторики напрямую связаны с качеством жизни, так как в
быту постоянно приходится совершать какие-то действия, требующие развитой
тонкой моторики.
Д.
Селли, английский психолог, также акцентировал внимание на «созидательной
работе рук», которая оказывает большое влияние на развитие мышления и речи
детей [16,с.146].
По
мнению финского ученого П. Карвовен, для того чтобы ребенок мог овладеть всеми
крупно и мелко амплитудными движениями, ему потребуется немало времени и
усилий. Разумеется, вначале его движения будут неуверенными и неуклюжими, но с
каждым разом действия будут совершенствоваться [17].
Заторможенное
развитие двигательной области, у детей с речевой недостаточностью, становиться
заметно еще с младенческого возраста. У таких детей наблюдаются отставание от
своих сверстников в двигательной активности: они позже начинают тянуться к
висящей над ними игрушке, стоять, сидеть, перемещаться. В большинстве случаев
их движения неловки, замедлены, плохо координированы или, напротив, очень
импульсивны.
Знаменитый
физиолог Н.А Бернштейн описал моторику дошкольников как «грациозную
неуклюжесть». Дошкольники могут осуществлять относительно сложные движения,
несмотря на то, что они еще плохо скоординированы и неловки [2,с.130].
Исходя
из вышесказанного, можно подвести следующий итог: развитие тонкой моторики
очень важно, так как оно влияет на развитие речи, интеллект и навыки письма.
Для развития тонкой моторики необходимо систематически заниматься
разнообразными видами ручной деятельности.
Развитие
моторики начинается с первых лет жизни. Вначале ребенок учится изменять
положение головы, туловища, затем движения становятся целенаправленными и
осознанными. Существуют произвольные и рефлекторные виды движений. Особенность
рефлекторных движений составляет характер их совершения. У 5-ти месячного
младенца происходит замена рефлекторного хватания на произвольное, причем
ребенок постепенно начинает учитывать габариты предмета и его пальцы начинают
раскрываться в соответствии с его размерами.
Постепенно,
хватание становится все совершеннее и к 8 месяцам многие дети способны к
перекладыванию предмета из одной руки в другую, а некоторые дети могут брать и
удерживать предмет, используя всего два пальца [14,с.219].
В
зависимости от предмета, ребенок корректирует расположение на нем пальцев,
примером может служить то, как ребенок берет мяч растопыренными пальцами,
шнурок – кончиками большого, указательного и среднего пальцев, а при
удерживании кубика пальцы располагаются по его граням. Манипуляции с предметом
начинаются после овладения ребенком способности удерживать в руке предмет
[21,с.113]. В 10-11 месяцев ребенок уже относительно верно использует предметы
(катает машинку, бьет по барабану). Все это происходит благодаря подражанию
действиям взрослых. В это же время у ребенка проявляется особый интерес к
обращенной к нему речи взрослого.
В
раннем возрасте (от 1 года до 3 лет) формируются предметные действия. Ребенок
усваивает большое количество так называемых инструментальных движений: учится
есть вилкой, работать ножницами, причесываться и т.д. В 1-1,5 года дети
получают эмоциональное подкрепление от самого процесса движения руки и
способности «рисовать». К трем годам инструментальные движения становятся более
определенными и менее разнообразными; ребенок способен выполнять
координированные действия двумя руками: складывать кубики, мозаику, конструктор
[2,с.137].
По
мере роста ребенка его движения совершенствуются и становятся более
разнообразными. У него вырабатываются определенные навыки и умения. Улучшение
координации движений у детей начинается с 3-4 лет, что связано с созреванием
отделов центральной нервной системы, ответственных за этот процесс. В 3,5-4
года ребенок уже умеет рисовать, а также пытается писать буквы и подписывать
свои рисунки, где изображены разнообразные сюжеты. Период 4-7 лет, можно
назвать периодом освоения и совершенствования новых инструментальных движений
[2,с.138].
К
концу дошкольного возраста детям доступны любые графические движения, любые
штрихи и линии. Именно регулярные занятия детей рисованием совершенствуют
движения, помимо этого тренируют зрительную память и пространственное
восприятие, создают основу для успешного обучения письму.