Курсовая с практикой на тему Изучение основных способов образования слов в русском языке на уроках в 10-11классе
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 690 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
Введение 3
Глава I. Теоретические аспекты русского словообразования 5
1.1. Словообразование как раздел языкознания. Хронологический аспект 5
1.2. Основные способы словообразования в русском языке 13
Глава II. Особенности изучения русского словообразования в средней школе 22
2.1. Изучение словообразования как раздела языкознания в средней школе согласно ФГОС. Разночтения в классификации русского словообразования в средней и высшей школе 22
2.2. Словообразование как раздел русского языкознания, представленный в материалах ЕГЭ. Виды упражнений для подготовки к ЕГЭ 29
Заключение 35
Библиография 38
Введение:
В контексте формирования национальной и социальной культуры государственности и социальной демократизации, возрождения интеллектуального и духовного потенциала граждан РФ, расширения русского языка как функциональной сферы государства особое значение приобрела языковая культура — важнейшее средство общения, воспитания и общего развития личности.
Актуальность выбранной темы заключается в необходимости изучения в средней школе теории словообразования русского языка, исследования словообразования как системного явления в лексической системе русского языка, а также в важности изучения словообразования для повышения культуры речи учащихся и для демонстранции высокого уровня знаний.
Объект исследования — процесс обучения русскому языку в средней школе.
Предмет исследования – особенности изучения словообразования в курсе русского языка средней школы.
Цель работы — выявление особенностей изучения словообразования в процессе обучения русскому языку в средней школе.
Из поставленной цели можно вывести следующие задачи:
1. Раскрыть теоретические аспекты русского словообразования;
2. Выделить особенности изучения словообразования как раздела языкознания в средней школе согласно ФГОС.
3. Провести анализ материалов ЕГЭ на предмет наличия в них заданий, посвященных проблеме словообразования.
Для решения поставленных задач были использованы такие исследовательские методы как описание, систематизация и обобщение научной литературы путем проведения тематических исследований, классификации и анализа методических источников.
Теоретическую основу исследования составили труды таких авторов, как Е.С. Кубрякова, А.Н. Тихонов, К.А. Тимофеев, А.Н. Шанский, В.А. Белов.
Источник фактического материала – КИМы ЕГЭ за 2019-2021 года.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии.
Заключение:
Чрезвычайно важной задачей общего среднего образования XXI века является оптимизация образовательного процесса, при котором приоритетом становится формирование у учащихся научной картины мира, культуры умственной деятельности, инновационного стиля мышления, креативного потенциала, национального сознания и самосознания, патриотических чувств, активной гражданской позиции, творческой деятельности, профессионализации, организации и самоорганизации обучения на протяжении жизни, на что и ориентируют законодательные и нормативные документы.
Проделанная работа позволила сделать следующие выводы:
1. Выделение словообразования по лексике и морфологии произошло сравнительно недавно, что обусловило, с одной стороны, большой интерес исследователей к вопросам дериватологии, с другой – значительные различия во взглядах на единицы словообразования, принципы и методы словообразовательного анализа. Это требует от учителей, научных работников, преподавателей языка в средней и высшей школе развернутого изложения разных, часто полярных взглядов языковедов-дериватологов, теоретического обоснования собственной позиции, научного комментирования языковых явлений.
2. Одной из важных задач изучения строения слова и словообразования в школе является расширение и уточнение понятия о морфемном строении слова. Изучая морфемное строение слов и способы их создания, учащиеся осознают, что есть слова простые (самолет, ракета), сложные (пароход), сложносокращенные (комсомол, вуз). Второй задачей изучения строения слова и словообразования является усвоение системы понятий: окончание и основа слова, корень слова, префикс и основа, морфологические и неморфологические способы создания слов. Третья задача – научить учащихся не только членить слова по их морфемному составу, но и определить, от какого слова или от какой основы и как образовалось то или иное слово. Все это имеет большое значение как для развития логического мышления, так и для усвоения многих орфографических правил. Осуществляя работу по обучению строению слова и словообразованию в учебно-воспитательном процессе, следует использовать необходимые методы и приемы: произношение лексем вслух, работа над усвоением теоретических понятий, тренировочные упражнения.
Изучение морфемики и словообразования открывает перед учителем большие возможности организации словарной работы (подбор однокоренных слов, упражнения на сопоставление производных слов и т.п.), занятий орфографией и т.д. Наличие в языке различных морфем создает благоприятные условия для расширения словарного состава языка, образование новых слов путем использования различных сочетаний существующих в языке морфем. Реализация идеи изучения языка как целостного явления, прежде всего, требует комплексного подхода к изучению слова на уроке. На каждом уроке русского языка следует рассматривать слово с разных сторон – фонетической, лексической, морфемной, грамматической, орфографической и т.д. Комплексный подход к изучению слова реализуется путем выполнения упражнений разноуровневого речевого характера. Важно целесообразное сочетание анализа и синтеза, поскольку языковые факты и структуры усваиваются в процессе аналитико-синтетической деятельности учащихся.
3. Содержательный блок «Морфемика и словообразование» в спецификации ЕГЭ представлен двумя заданиями. Однако это вовсе не является показателем того, что этим разделам надо уделять меньше внимания в школе. Русская орфография в очень многих своих правилах ориентируется на принцип единообразного написания морфем (т.е. морфологический), а для этого морфемы надо знать.
Перечислим виды эффективных упражнений по словообразованию разделены:
1. Задание на распознавание способов образования слов.
2. Задание на отработку навыков словообразования и анализа.
3. Задания, связанные с этимологией и обращением к этимологическим словарям.
Постоянные трудности, которые испытывают учащиеся при разграничении словообразования и формообразования, выполнении морфемного и словообразовательного анализов, при ознакомлении с системой способов словообразования, говорят о необходимости поиска оптимальных форм для освоения морфемики и словообразования.
Фрагмент текста работы:
Глава I. Теоретические аспекты русского словообразования
1.1. Словообразование как раздел языкознания. Хронологический аспект
Язык относится к самым древним достояниям человечества. Он возникла тогда, когда у людей появилась необходимость сказать друг другу что-нибудь – необходимость общения. Язык развивался одновременно с развитием сознания. Он напрямую связан с мышлением. Человеческое мышление рождается в слове, в речи. Язык есть средство не выражать уже готовое мнение, а создавать его, оно не отражение сложившегося мировоззрения, а формулирующее его деятельность.
Выделяя характерные особенности языка, Фердинанд де Соссюр акцентировал внимание на том, что языковая деятельность по своему характеру разнородна, а язык однороден, то есть язык – это знаковая система, в которой существенным является лишь сочетание содержания с акустическим образом и эти обе части языкового знака одинаково завязаны на психических процессах. Язык – это явление общественное. Каждый обслуживает общество, помогает человеку в его жизни среди людей. Язык – это важное средство человеческого общения, совершенствующееся вместе с развитием общества. Все, что народ создает в мире, происходит с помощью языка.
Язык – это система систем, то есть большая система, охватывающая несколько малых систем, которые в языкознании принято называть уровнями, ярусами, подсистемами. Одним из таких уровней или разделов языкознания является словообразование, которое как отдельный раздел языкознания начало формироваться в 40-50-х годах ХХ века благодаря трудам Цыбовой И.А., Земской О.А., Виноградова В.В., Винокура Г.О., Смотрицкого А.И., Ковалика И.И.
Итак, словообразование или дериватология (латинское derivatio, от derivo – отвожу, образую) – это раздел языкознания, изучающий слова с точки зрения способов создания и структуры. Изучение языка можно проводить двумя принципиально разными аспектами: синхронным (от греческого syn – „совместно” и chronos – „время”) и диахронным, или историческим (от греческого dia – „через”, chronos – „время”). Cинхронное словообразование изучает характер наблюдаемых на данной стадии фактов, независимо от их эволюции, диахронное – аспект изучения заключается в рассмотрении языковых фактов с точки зрения их развития в течение определенного периода времени.