Курсовая с практикой на тему Изучение орфографических правил, связанных с чередованием букв в корне слова
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение:
Тема курсовой работы – «Изучение орфографических правил, связанных с
чередованием букв в корне слова» В настоящее время необходимо совершенствовать
работу по орфографии в школе. Эта цель, в свою очередь, является одной из
нескольких, которые необходимо реализовать для достижения относительной
грамотности учащихся. На данный момент эта проблема является одной из самых
актуальных. Умение грамотно писать является неотъемлемой составляющей языковой
компетенции, характерной чертой образованного и культурного человека.
Формирование языковой компетенции является одной из важнейших задач русского
языка.
Таким образом, проблема, связанная с правописанием, затрагивает основы
всего обучения русскому языку. В связи с этим в процессе обучения появляется
потребность в использовании информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) и,
как следствие, разработки учебных материалов, необходимых для улучшения работы,
связанной с приобретением знаний по орфограммам и формированием соответствующих
навыков на уроках русского языка.
Объектом нашего исследования – орфографическая компетенция учащихся.
Предмет исследования – процесс усвоения учащимися орфограмм, связанных с
чередованием букв в корне слова, при обучении русскому языку.
Цель исследования: теоретически обосновать, разработать комплекс
заданий, направленный на формирование орфографических умений у школьников.
Задачи исследования:
-рассмотреть процесс обучения орфограммы в системе образования;
— выявить трудности, связанные с чередованием гласных;
— изучить методы и возможность их применения.
Методы исследования: анализ психолого-педагогической и
учебно-методической литературы.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и
библиографического списка.
Заключение:
Проанализировав понятие
орфографического навыка у школьников, мы можем сделать вывод о том, что для
полноценного формирования орфографического навыка необходимо владение
достаточным словарным запасом, способность выбирать и определять слова по
формально грамматическим признакам и в соответствие с орфографическим правилом.
Своевременное выявление недостатков в формировании орфографических умений
позволит выявить наиболее эффективные пути предупреждения и преодоления
затруднений в формировании орфографического навыка у обучающихся.
Что касается чередований в
корне слова, то каждый корень имеет собственное правило написания,
некоторые из них обладают системой исключений. Из-за специфики этой орфограммы
у учеников возникают трудности при написании, а в учебниках возникают проблемы
с изложением материала, поэтому к данной теме стоит отнестись серьезно как
ученику, так и учителю.
В первой
главе нашей работы мы изучили теоретические основы изучения орфографии в
современной школе, рассмотрели понятие орфография, ознакомились с ее целью и принципами обучения, также изучили методы,
приёмы обучения орфографии в школе и орфографические правила, связанные с
чередование букв в корне слова.
Во второй
главе курсовой работы мы проанализировали различные подходы к изучению
орфографического правила чередования гласных в корне и привели примеры заданий
в различных УМК для каждого подхода.
Выбор методов и приёмов
обучения орфографии обуславливается характером орфограммы, которые могут быть в
любой значимой части слова: в приставке, корне, суффиксе, окончании. Разные
типы орфограмм встречаются в пределах одной и той же морфемы и соответственно
применяются при этом различные правила.
Мы выяснили, что применение
элементов технологии критического мышления создает условия для творческой
самореализации личности, развития познавательных способностей и коммуникативных
умений учащихся, их нравственного потенциала.
Метод проблемного обучения
на уроках воспринимаются школьниками с большим интересом, ученики увлеченно
обсуждают посильные для них языковые проблемы. Преодолевая затруднения,
возникающие в связи с проблемными ситуациями, учащиеся овладевают навыками
поисковой деятельности; разрешая эти ситуации, они знакомятся с новыми знаниями
и способами их добывания.
Работая с алгоритмами,
обучаемые приобретают осознанные навыки применения правил, что практически
исключает механическое использование последних и облегчает усвоение орфограмм.
Фрагмент текста работы:
Орфографическая подготовка – это
важный компонент общего речевого и языкового развития, её успехи определяются
не только орфографическими знаниями и умениями, но также успехами в чтении,
грамматике, семантике, говорении.
Программа 5 класса включает
работу с корнями гар-гор, лаг-лож зар-зор, раст-ращ-рос. (учебник «Русский
язык» под редакцией Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранов; Русский
язык. 5 класс. Л.М.Рыбченкова, О.М.Александрова, А.В.Глазков, А.Г.Лисицын)
Программа 6 класса дублирует
работу с корнями гор-гар, зор-зар, подключает корни кос-кас (УМК: Русский язык:
учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений: в 2 ч. / М.Т.Баранов,
Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.; научный редактор Н.М.Шанский. – М.:
Просвещение, 2017). В таком варианте
отсутствует главный вопрос изучения темы. Не прослеживается логика зависимости
выбора чередующихся гласных, не учитывается полный объём чередующихся корней в
полном объёме с учётом разграничения выбора чередующихся гласных.
Для изучения чередования букв
используются различные подходы:
— дидактический;
— проблемный;
— критического мышления;
— алгоритма и т.д.