Курсовая с практикой на тему Изучение обращений на уроках русского языка в средней школе.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава 1. Теоретические аспекты исследования. 6
1.1. Основы изучения синтаксиса. 6
1.2. Понятие «обращение» в современном русском языке. 9
Глава 2. Анализ работы над обращениями в средних
классах. 18
2.1. Методические рекомендации по работе над темой
«Обращение» в средних классах 18
2.2. Разработка урока по теме : «Обращение». 21
Заключение. 29
Список использованной литературы.. 32
Введение:
В языкознании и в методике
преподавания русского языка существует немало работ, посвященных обращению
(Ф.Г. Руднев, А.М. Пешковский, Д.Э. Розенталь, Б.П. Ардентов, Е.М.
Галкина-Федорук и др.), интерес исследователей к обращению, к изучению его
семантики и преподаванию в общеобразовательной школе не ослабевает до сих пор,
что вызвано спецификой этой категории. Лингвисты на материале русского и других
языков в сопоставлении с русским исследуют различные аспекты обращения:
морфологическую и синтаксическую природу обращения, специфику его связи с
предложением и его членами, структуру и интонацию обращения, его функции,
семантику и художественно-изобразительны возможности. Но до сих пор не
существует единого мнения среди языковедов о самом обращении, нет единой
классификации, которая бы учитывала возможности обращения. [5, с 32]
Федеральный
государственный образовательный стандарт начального общего образования
устанавливает предметные результаты освоения основной образовательной программы
начального общего образования по русскому языку – это сформированность
позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям
общей культуры и гражданской позиции человека; овладение учебными действиями с
языковыми единицами и умение использовать знания для решения познавательных,
практических и коммуникативных задач. [5,с 4]
Решение проблемы
обучения русскому языку школьников,
проблемы их речевого развития связано с именами виднейших ученых-лингвистов
таких, как А.А. Шахматов, В.В. Бабаева, Л.Ю. Максимов, В.В. Виноградов, Л.Л.
Касаткина, Д.Э. Розенталь, Г.Н. Акимовой с именами методистов, внесшими
значительный вклад в развитие методики обучения русскому языку Т.А.Ладыженской,
М.Р.Львова, Г.А Фомичевой, А.В. Дудникова, М.С. Соловейчик.
Развитие
синтаксического строя речи, запоминание правил русского языка, активность
мыслительных процессов, сознательное отношение к работе, волевое напряжение —
все это имеет большое значение в формировании умения выделять из текста
предложения с обращениями у школьников.
Анализ
психолого-педагогической литературы, изучение опыта работы учителей начальных
классов позволили выделить следующее противоречие между необходимостью
формирования умения выделять предложения с обращениями у обучающихся с одной
стороны, и отсутствием целостной системы отслеживания их сформированности в
массовой общеобразовательной школе — с другой.
Цель исследования:
на основе теоретико–экспериментального исследования разработать проект
педагогической технологии формирования умения выделять предложения с
обращениями у обучающихся.
Объект
исследования: процесс развития синтаксического строя речи школьников.
Предмет
исследования: формирование умения выделять предложения с обращениями у обучающихся.
Гипотеза
исследования: процесс формирования умения выделять предложения с обращениями у обучающихся
будет успешным, если:
1) рассматривать
умение обнаруживать в предложении как освоенный субъектом способ выполнения
действия по определению общих опознавательных и частные опознавательных
признаков.
2) разработать
проект технологии формирования умения выделять предложения с обращениями у
учащихся.
Задачи
исследования:
1.
Проанализировать состояние, проблемы по формированию умения выделять
предложения с обращениями у школьников в
психолого – педагогической и методической литературе.
2. Определить
критерии, показатели и уровни сформированности умения выделять предложения с
обращениями у обучающихся.
3. Разработать
проект педагогической технологии по формированию умения выделять предложения с
обращениями у обучающихся на основе исходного уровня его сформированности.
Методологические
основы исследования: анализ литературы по теме исследования.
Структура работы:
работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной
литературы.
Заключение:
Обращение играет важную роль в
структуре речевого этикета. Под обращением понимается «слово или группа слов,
которыми называют того, к кому обращаются с речью» . Главными функциями
обращения являются функции привлечения внимания, установления и поддерживания
речевого контакта с собеседником, а также характеристика ролевых позиций
партнеров общения, их социальных и личных взаимоотношений.
При выборе форм обращения к
собеседнику должны учитываться следующие основные факторы: тип ситуации
(официальная, неофициальная, полуофициальная); степень знакомства собеседников
(незнакомые, малознакомые, хорошо знакомые); отношение к собеседнику (уважительное,
почтительное, нейтрально-вежливое, фамильярное, дружески-неофициальное и др.);
характеристика говорящего, характеристика адресата, место общения (дома, на
улице, на собрании и т. п.); время обращения.
Этикетным требованием является
адекватная оценка коммуникативной ситуации и выбор обращения, соответствующий
нормам этикета для данной ситуации. Обращение показывает степень вежливости
собеседников, оно как бы фиксирует дополнительную вежливость.
Обращение – это
особая часть предложения, которая не является его членом, будучи при этом
частью синтаксической конструкции при этом она называет того, кому адресована
речь. Обычно в роли обращения выступает существительное или другая часть речи,
но со значением существительного. От остального предложения оно отделяется
знаками препинания по определенным правилам. Какие знаки препинания для этого
используются и когда их нужно ставить?
Обращение в
русском языке: знаки препинания всего разобраться в этом вопросе, изучив
тематическую таблицу с правилами и примерами.
Если обращение
отделяется от остальной части предложения восклицательным знаком, остальная
часть начинается с заглавной буквы. но обращение при этом все равно не является
отдельной синтаксической единицей.
Это самые простые
случаи обособления обращений, но есть и более сложные. Например, бывает, что
обращение состоит из нескольких слов, которые разрываются другими словами –
тогда все они будут писаться через запятую: Сильнее, конское, стукни, копыто,
чеканя шаг!
Если в предложении
используется несколько обращений с одному и тому же лицу, все они выделяются
запятыми вне зависимости от того, идут ли они подряд или распределены по разным
его частям: Мария Петровна, голубушка, хотите чаю? Яша, подай-ка соль, радость
моя.
Если в обращении
использована междометная частица “о”, то тона обособляется вместе с ним,
запятая между ней и остальным обращением не ставится: О соколик ясны, забери
меня с собой!
Если обращение
повторяется несколько раз и его части объединены с помощью союза а, то запятая
ставится перед этим союзом, но не ставится между ним и обращением: Мама. а мам,
кушать хочу!
Также часто
встречаются случаи однородных обращений, которые объединены сочинительным
союзом. В таком случае они отделяются от остальной части предложения как одно
обращение, а между ними запятая не ставится: Доброй ноченьки, луна и звезды!
Отличия обращения
от подлежащего
Часто сложно сразу
понять, что в предложении является подлежащим, а что – обращением. Поможет в
этом случае простое правило: кроме того, что обращение не является членом
предложения, оно также предполагает, что идущий за ним глагол будет стоять в
форме второго лица, а не третьего, как в случае с подлежащим: Друг мой, помнишь
ли прошлое лето?
Обращение, как
особая часть предложения, не является его членом, но является частью. Оно
называет того, к кому обращена речь, и обособляется на письме – знаки
препинания при обращении подчиняются определенным пунктуационным правилам. Так,
чаще всего это запятая, которая ставится перед обращением, после него или с
обеих сторон, в зависимости от его положения в предложении. Кроме того,
обращение может отделяться от остальной синтаксической единицы и
восклицательным знаком, если оно предполагает какую-то эмоциональную нагрузку.
Чтобы не путать обращение и подлежащее, нужно знать, в кокой форме ставится
глагол в первом и во втором случае. Есть сложные случаи постановки знаков
препинания, когда внутри обращения используются союзы и междометные частицы.
Фрагмент текста работы:
Глава
1. Теоретические аспекты исследования 1.1. Основы изучения синтаксиса Связь между
словами в предложении и синтаксическими группами выражается при помощи многих
синтаксических механизмов – таких, как согласование, управление и примыкание.
Предложение изучается в разделе: «Синтаксис». Первое издание книги А.М.
Пешковского «Русский синтаксис в научном освещении» вышло в 1914 г. [4]
Но она до сих пор
представляет большой интерес не только для учёных-синтаксистов, но и для
морфологов. Книга вошла в историю русистики как её классический образец. В
трудах многих учёных высоко оценивается роль А.М. Пешковского для
лингвистической науки.
Научным
фундаментом его исследования стали университетские курсы его учителей Ф. Ф.
Фортунатова и В.К. Поржезинского. В предисловии к первому изданию А.М.
Пешковский перечисляет отличия своей книги от труда Д.Н.Овсянико-Куликовского.
Первым отличием он считает то, что в основу изложения положена внешняя,
звуковая сторона языка. Соответственно с этим область грамматики больше
отграничена от психологии и логики. Особое внимание уделено интонации и ритму
речи как внешним показателям некоторых синтаксических оттенков [4, c.54].
В специальной
части А.М. Пешковский описывает виды предложений.
Здесь проявляется
некоторая непоследовательность его концепции, так как он смешивает понятия
предложение и словосочетание. Под понятие словосочетание он подводит все виды
предложений, в том числе и такие, которые состоят из одного слова.
В XXII главе им сделана попытка объяснить понятие
обособления. Средством создания «особой формы словосочетания», т.е. предложения
с обособлением, он считает интонацию. Обособленным второстепенным