Психолого-педагогическая диагностика лиц с нарушением речи Курсовая с практикой Педагогика/Психология

Курсовая с практикой на тему Изучение невербальных средств общения детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Оглавление Введение……………………………………………………………………… 2 Глава 1. Теоретические представления о
невербальных средствах общения и их развитии у детей старшего дошкольного
возраста с нормальным и нарушенным речевым онтогенезом……………………… 5 1.1 Теоретические представления о
невербальных средствах общения………………………………………………………………………. 5 1.2 Невербальное общение у детей старшего
дошкольного возраста с нормой развития речи……………………………………………………….. 10 1.3 Невербальные средства общения детей старшего
дошкольного возраста с общим недоразвитием речи…………………………………………………………………………… 13 1.4 Методы изучения невербальных средств
общения дошкольников старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями………………………………………………………………… 18 Глава 2. Экспериментальное изучение
невербальных средств общения у детей старшего дошкольного возраста с общим
недоразвитием речи…………………………………………………………………………………… 21 2.1 Организация и методики исследования………………………………… 21 2.2 Содержание экспериментального
исследования…………………………………………………………………2.3. Анализ результатов
исследования……………………………………. 26
26 Заключение………………………………………………………………….. 31 Список литературы………………………………………………………… 33

  

Введение:

 

Актуальность
исследования.

Проблема общения является
одной из наиболее актуальных для современной теории и практики логопедии,
поскольку оно присутствует во всех видах детской деятельности и влияет на
речевое и психическое развитие ребенка, формирует личность в целом. От его
сформированности у ребенка старшего дошкольного возраста с нарушением речи
зависит его дальнейшая социализация и адаптация в обществе. Как показывают
исследования ученых, у детей с общим недоразвитием речи на фоне речевых и
психологических нарушений есть трудности в формировании коммуникативных
навыков. Их несовершенство не обеспечивает процесс общения, а, следовательно, и
не способствует развитию познавательной деятельности, препятствует овладению
знаниями.

Изучение невербального
общения детей старшего дошкольного возраста с недоразвитием речи и определение
коррекционно-развивающего эффекта невербальных средств общения является одной
из актуальных проблем современной логопедии. С одной стороны невербальные
средства общения рассматриваются как средство компенсации коммуникативных
трудностей в условиях ограниченности языковых средств, с другой стороны как
своеобразная предречевая, предкоммуникативная подготовка детей с ОНР. Кроме
этого, у детей с ОНР старшего дошкольного возраста могут возникнуть
специфические трудности перехода к слову как генетическому приемнику жеста.

Недостаточное развитие
речевых средств, в том числе и невербального общения, а также познавательной
активности у детей с ОНР, ограничивая круг общения, способствует возникновению
у них замкнутости, безынициативности, нерешительности, застенчивости; порождает
специфические черты речевого поведения – неумение устанавливать контакт с
собеседником, поддерживать беседу. Их коммуникативная деятельность оказывается
ограниченной. В свою очередь низкий уровень сформированности невербальных
средств общения замедляет темп развития речи и других психических процессов. В
проблеме преодоления общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста в
аспекте развития невербальных средств общения до настоящего времени остается
еще много нерешенных теоретических и практических вопросов. Это предопределило
выбор темы нашего исследования.

Данный вопрос глубоко
изучали М.И. Лисина, которая в своих трудах отразила генезис овладения детьми
невербальными средствами общения, А.Н. Гвоздев и  Н.В. Клюева показывали приемы овладения
навыками невербальной коммуникации у детей, в работе Г.В. Бороздина и И.Н. Горелова
определены пути развития невербальных средств общения. С.Н. Шаховская и С.Е.
Хомякова изучали проблему развития невербальных средств общения у дошкольников
с нарушениями речевого развития.

Цель
исследования заключается в изучении невербальных средств общения у детей старшего
дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Поставленная
цель предполагает необходимость решить следующие задачи исследования:

1.
Проанализировать литературу по исследованию невербальных средств общения у
детей с нормой развития речи и с общим недоразвитием речи.

2.
Подобрать методический инструментарий для проведения исследования.

3.
Скомплектовать экспериментальную группу детей старшего дошкольного возраста для
проведения исследования по уровню сформированности невербальных средств общения.

4.
Провести исследование по изучению невербальных средств общения у детей старшего
дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

5.
Проанализировать результаты исследования.

6.
Оформить материалы исследования в виде курсовой работы.

Объектом
исследования выступает процесс развития невербальных средств общения детей старшего
дошкольного возраста.

Предметом
исследования являются невербальные средства общения у детей старшего
дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Методами
исследования являются следующие:

— организационные
(обобщение теоретической информации, сравнение теоретического материала, анализ
и синтез);

— эмпирические методы в процессе изучения
уровня сформированности невербальных средств общения у дошкольников старшего
дошкольного возраста, в частности: сбор и анализ анамнестических
данных, психолого-педагогический эксперимент);

— количественный и качественный анализ
полученных данных;

— интерпретационные методы (определение связей
между изучаемыми явлениями).

Структура работы
определяется ее целью и задачами и состоит из введения, двух глав
(теоретической и практической), заключения и списка литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Современный этап развития
общества выдвигает новые задачи воспитания детей дошкольного возраста. Большое значение
придается проблеме воспитания культуры общения детей, в решении которой ведущую
роль играет формирование коммуникативных функций речи, как центральное звено
развития ребенка.

Под общением мы понимаем
определенное взаимодействие людей, в ходе которого они обмениваются
разнообразной информацией, чтобы наладить отношения и объединить усилия для
достижения общего результата. Культура общения – предусматривает выполнение
ребенком норм при общении с взрослыми и сверстниками, основанных на уважении и
доброжелательности, с использованием соответствующего словарного запаса, а
также вежливое поведение в общественных местах, быту.

Однако у детей с общим недоразвитием речи
существенно отстает умение вербального и невербального общения как со
взрослыми, так и со сверстниками, что отрицательно сказывается на характере их
участия в совместной деятельности, обусловливает непрочность отношений,
конфликтность контактов, то есть недостаточное развитие коммуникативной функции
речи. Основным условием становления взаимодействий и взаимоотношений,
коммуникативной функции речи у детей с ОНР является совместная деятельность
детей.

В связи со значимостью рассмотрения теоретических аспектов данной
проблемы, а также практической необходимостью в определении содержания работы
по формированию невербальных средств общения у дошкольников с ОНР были выбраны
диагностические методики, которые помогли выявить ее наличный уровень. Дети во
время общения занимают пассивную позицию, не у всех детей прослеживается
эмоциональный отклик на содержание диагностических заданий и свободного
общения, большинство из них нуждаются в постоянной помощи взрослых для
установления коммуникативных контактов.

Общение ребенка – это не только способность вступать в контакт и вести
разговор с собеседником, но и умение внимательно и активно слушать
использование мимики и жестов для более эффективного выражения своих мыслей, а
также осознание особенностей себя и других людей и учет их в ходе общения.

Обогащать речевое общение детей, сделать его более естественным, непринужденным
помогают невербальные средства коммуникации. Важно, чтобы ребенок мог адекватно
воспринимать несловесную информацию, отличать близкие, но не тождественные
эмоциональные состояния собеседника.

Невербальное общение, более известное как язык поз и жестов, включает в
себя все формы самовыражения человека, не опирающиеся на слова. Психологи
считают, что чтение невербальных сигналов является важнейшим условием
эффективного общения. Невербальные сигналы позволяют понять подлинные чувства и
мнения собеседника, его отношение к той информации, о которой он говорит.

Развитие невербальных умений создает дополнительные возможности для
установления контактов, выбора правильной линии поведения, усиливает
эффективность социального взаимодействия дошкольников.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретические представления о невербальных
средствах общения и их развитии у детей старшего дошкольного возраста с нормальным и нарушенным речевым онтогенезом

1.1 Теоретические представления о невербальных
средствах общения

Люди могут обмениваться
разными типами информации на разных уровнях ее осознания. Известно, что общение
не исчерпывается вербальными (устными или письменными) сообщениями. Еще
Конфуций замечал: «Наблюдайте за поведением человека, присматривайтесь к
факторам поступков, присматривайтесь к нему во время досуга. Останется ли тогда
она для вас тайной?

В процессе коммуникации
невербальные средства передачи содержания коммуникативных намерений
собеседника, в частности мимикой и жестами, играют немаловажную роль.
Психологами установлено, что в процессе взаимодействия людей от 60 до 80 %
коммуникации осуществляются с помощью именно невербальных средств общения и
только 20 – 40 % передаются с помощью вербальных [11]. Эти данные дают
основание задуматься о том, какую дополнительную информацию о личностных
признаках человека можно получить с помощью невербальных средств общения.
Особое внимание исследователи обращают на значение жестов и мимики в процессе
межличностного взаимодействия, хотя и другие паралингвистические средства
(варьирование уровня громкости, темпа речи, особенностей артикулирования)
являются важными аспектами наблюдений за особенностями поведения человека.

Особенностью
невербального общения является тот факт, что его проявление обусловлено
импульсами подсознания, а отсутствие возможности подделать их позволяет
доверять языку жестов и мимики больше, чем вербальному каналу общения.

Успех любого контакта в
значительной степени зависит от умения устанавливать доверительные отношения с
собеседником, что во многом зависит от того, как человек ведет себя.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы