Курсовая с практикой на тему Изучение мышления младших школьников с задержкой психического развития
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы изучения мышления младших школьников с задержкой психического развития 6
1.1. Понятие мышления 6
1.2. Психолого-педагогическая характеристика младших школьников с задержкой психического развития 15
1.3. Методы изучения мышления младших школьников 20
Выводы по 1 главе 25
Глава 2. Эмпирическое исследование изучения мышления младших школьников с задержкой психического развития 26
2.1. Методика и организация исследования 26
2.2. Анализ результатов 26
2.3. Рекомендации по совершенствованию мышления младших школьников с задержкой психического развития 29
Выводы по 2 главе 32
Заключение 33
Список литературы 34
Приложение 37
Введение:
Актуальность исследования развития мышления у младших школьников обусловлена наличием в перечне дидактических задач образовательных учреждений становления на мышления учащегося, развитие его интеллекта. Важной составляющей интеллектуального развития школьника есть логическое мышление.
Актуальность выбранной темы исследования обусловлена рядом причин.
Развитие мышления — одна из важнейших задач, которая решается школой в процессе преподавания всех учебных предметов. И, первостепенная задача на занятиях в начальной школе, развитие умственной деятельности, в том числе школьников.
Современный образовательный процесс характеризуется процессом модернизации, поэтому в таких меняющихся условиях особую необходимость и значимость приобретает такой нормативно — правовой акт, который направляет и определяет ход образовательного процесса. Новый ФГОС характеризуется тем, что в нем не сформулированы конкретные цели и задачи, имеющие отношение к конкретному предмету. Акцент делается на общих моментах, на необходимости развивать общее мышление, умение анализировать информацию, делать выводы, сопоставлять информацию. Подчеркивается необходимость развивать у учеников умение развивать логику, интуицию.
В дальнейшем на базе полученных навыков будет развиваться умение грамотно излагать свои мысли, общаться с другими людьми, высказывать и грамотно аргументировать свое мнение. Именно такие результаты получаются в ходе развития мышления.
В процессе самоактуализации личностного роста школьников младших классов происходит их самосовершенствование путем естественной самореализации в школьном коллективе через овладение учащимися универсальными учебными действиями при изучении различных предметов.
На любом предмете благодаря правильно построенной модели его фактического преподавания учителем происходит формирование всех видов мышления. При этом мышление формируется путем развития универсальных учебных действий. В одних темах может уделяться большое внимание формированию одних видов УУД, в других акцент делается на формировании других видов УУД. Это позволяет школьникам младших классов формировать навыки не только понятийного аппарата школьного материала, но и способствует фактическому построению личностного роста в классе посредством самовыражения себя в усвоении школьного материала по отношению к коллективу.
Столь пристальное внимание к развитию мышления не случайно. Работая над развитием мышления, формируя его, мы тем самым развиваем у школьников познавательные способности, совершенствуем психические функции. Так как реформируется система образовательных организаций и структура образовательной деятельности, то весь этот процесс характеризуется внедрением различных технологий во все сферы человеческой деятельности, в том числе и информационно-коммуникативных технологий в образование.
Целью данного исследования является изучение мышления младших школьников с задержкой психического развития.
Объектом исследования является мышление обучающихся начальной школы. В качестве предмета исследования выступает изучение мышления младших школьников с задержкой психического развития.
Для достижения указанной цели, с учетом объекта и предмета исследования, поставлены и последовательно решены следующие задачи:
1. Изучить понятие мышления.
2. Охарактеризовать психолого-педагогическую характеристику младших школьников с задержкой психического развития.
3. Выявить особенности методов изучения мышления младших школьников.
4. Дать характеристику методике и организации исследования.
5. Проанализировать полученные результаты.
6. Дать рекомендации по совершенствованию мышления младших школьников с задержкой психического развития.
При написании работы использованы такие методы исследования, как анализ психолого-педагогической литературы, обобщение, систематизация, синтез, педагогический эксперимент, сравнение абстрагирования.
Теоретическая значимость работы обусловлена возможностью использования данного материала в образовательных учреждениях при рассмотрении проблемы развития мышления.
Практическая значимость исследования связана с возможностью использования сформулированных предложений для методической основы развития мышления у младших школьников в условиях начальной школы.
Структура работы обусловлена задачами, поставленными в ходе достижения цели, и представлена введением, двумя главами, объединяющими шесть параграфов, заключением и список использованной литературы.
Заключение:
Основы развития мышления детей младшего школьного возраста базируется на психолого-педагогических особенностях младших школьников, к которым относятся, прежде всего, совершенствование основных психофизиологических функций и формирование сложных личностных характеристик и новообразований. У ребенка, как правило, повышенное внимание, связанное с познанием. Это позволяет ребенку быстро и легко ориентироваться в окружающей среде, которая весьма незнакома ребенку. В окружающей среде ребенок находит множество факторов, которые стимулируют его мышление. У ребенка в младшем школьном возрасте отмечается очень высокий уровень познания, а также высокий уровень эмоций. На основе эмоционального восприятия окружающей действительности, происходит дальнейшее развитие мышления ребенка.
Для развития мышления детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития необходимо осуществлять целенаправленную систематическую работу с помощью различных технологий, выявлять особенности логического мышления каждого учащегося начальной школы и учитывать их впоследствии при организации развивающей работы с младшим школьником, создавать условия для активизации субъектной позиции младшего школьника.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические основы изучения мышления младших школьников с задержкой психического развития
1.1. Понятие мышления
Развитие мышления занимает центральное место в развитии личности ребенка и его воспитании. В связи с этим, особую значимость имеет философский анализ. Это обусловлено тем, что философия представляет собой основной инструмент анализа педагогической действительности.
При анализе понятия «мышление» с философской точки зрения, мышление представляет собой высшую форму активного отражения окружающей действительности. Суть мышления состоит в обобщенном познании субъектом всего многообразия существующих связей между предметом и отдельными явлениями. При этом на основе мышления лежит развитие творчества, прогнозирование результатов. Мышление представляет собой высшую форму активного отражения окружающей среды, объективной реальности. При помощи мышления человек может не только анализировать информацию, предвидеть результат событий и действий.
Мышление представляет собой одну из форм познавательного процесса и характеризуется как совокупность таких процессов, как восприятие, память, воображение.
Развитие словесно-мышления является основным китом образовательного процесса в принципе и представляет собой базу для получения образования, дальнейшего развития и совершенствования личности.
Модель словесно-мышления сопровождает школьника на протяжении всего необходимого курса школьного обучения, который позволяет с высокой степенью вероятности добиться от школьника развития его творческого потенциала.
Как утверждает Ж. Пиаже, мышление дает возможность человеку выявлять и анализировать свойства отдельных предметов, выявлять закономерности, соотношения, определять характер и взаимосвязи объектов. Все это дает возможность человеку предвидеть последствия собственных действий, анализировать события.
С точки зрения психологии мышление представляет собой уникальный процесс поиска и открытия нового и является социально обусловленным. Мышление тесно связано с речью, психическим развитием, позволяет обобщать и систематизировать явления окружающей действительности. Это одна из форм высшей психической деятельности. Постепенно при помощи мышления происходит преобразование явлений окружающей среды в имеющиеся в памяти события и представления. При этом мышление всегда носит целенаправленный характер и способствует решению какой-либо конкретной задачи.
Мышление в ряде психолого-педагогических источников рассматривается как одна из форм познавательной активности. При этом познавательная активность – это активная направленность, которая проявляется в отношении к содержанию и процессу обучения, в стремлении к эффективному овладению знаниями и умениями в мобилизации нравственно-волевых усилий на достижение целей, в умении получать эстетическое наслаждение, если цель достигнута. Познавательная активность невозможна без познавательного интереса.
Систематически укрепляясь и развиваясь, познавательная активность становится основой положительного отношения к учению. Особенностью же познавательного интереса является его способность обогащать и активизировать процесс не только познавательной, но и любой деятельности человека, поскольку познавательное начало имеется в каждой из них [18].
Под словесно-мышлением подразумевают вид мышления, при которым основные мыслительные процессы осуществляются посредством логических операций с определенными понятиями. В ходе обращения к словесно-логическому мышлению, человек оперирует с логическими понятиями. При этом субъект познает определенные грани окружающей реальности и выводит определенные взаимосвязи и закономерности.
Различные авторы по-разному рассматривают основные закономерности словесно-мышления. Так, Л.С. Выготский предполагает, что мышление является результатом проецирования умственных процессов из внешней среды на внутреннюю сферу деятельности [13].
П.П. Блонский считает, что мышление ребенка развивается в ходе общего психического развития ребенка и тесно взаимосвязано с основными психическими функциями. При этом определенные действия переходят в мысль, а мысль также постепенно формирует ответное действие. Все мыслительные процессы развиваются в динамике и являются тесно взаимосвязанными и взаимообусловленными.
Определенный интерес представляют труды А.Н. Леонтьева, который считает, что мышление ребенка развивается как в результате внутренней, так и в результате внешней деятельности. Кроме того, развитию мышления и его переходу на качественно новый уровень развития, способствует смена ведущего вида деятельности.
С.Л. Рубинштейн рассматривает мышление в качестве процесса и представляет собой сложную деятельность аналитико-синтетического характера. Эта деятельность включает анализ проблемной ситуации. Также он утверждает, что развитие мышления человека осуществляется в процессе воспроизведения знаний, переноса определенных действий, решения ситуационных задач.
Гальперин П.Я. убежден, что мышление у ребенка формируется постепенно, проходит ряд этапов, что подразумевает переход от внешнего действия к внутренним действиям[14].
Как утверждает Н.Н. Поддьяков, у детей младшего школьного возраста формируется внутренний план действий, которые характерны для мышления. В ходе формирования этого плана действий, можно выделить 6 основных этапов развития мыслительного процесса у школьников. Охарактеризуем подробно эти этапы:
1. Ребенок еще не способен к выполнению действий в уме. Тем не менее, он уже может манипулировать вещами, выполняет при помощи рук определенные действия. В ходе таких манипуляций вещами, ребенок начинает решать простейшие задачи наглядно-действенного характера. В остальном, ребенок продолжат осматриваться, выполняет простейшие манипуляции с предметами в уме, наблюдая за ними при помощи глаз.
2. На втором этапе к описанному ранее процессу манипулирования руками и глазами, ребенок совершает простейшие действия с предметами при помощи рук. Он учится выполнять простейшие действия в соответствии с адекватной его возрасту проблемной ситуацией. Также к действенному процессу подключается простейшая речь. В основном все задачи ребенок по-прежнему решает при помощи рук и глаз, и только потом присоединяется элементарная речь, посредством которой ребенок может выразить свои элементарные потребности и выразить результат своих действий.
3. На третьем этапе формируется определенный образ, через манипулирование которым совершаются определенные действия с объектом. На этом этапе можно осознать и словесно обозначить способы выполнения действий, направленных на преобразование ситуации. При этом преследуется цель – найти решение поставленной задачи. Одновременно ребенок уже может различать для себя начальную и конечную цель действия, а также способен выполнять простейшие действия, направленные на преобразование ситуации и поиск вариантов решения поставленной задачи. В результате у ребенка формируется способность к рассуждению вслух. Возникает простейшая форма суждений и умозаключений, которая не отделяется от выполнения реального практического действия, которое будет направлено на теоретическое выяснение способа преобразования ситуации и условий задачи.
4. Перед ребенком появляется определенная задача, которую он стремится решить. Задачи выстраиваются им по заранее установленному плану. Этот план ребенком заранее тщательно планируется и продумывается. Формирование голоса происходит по внутреннему плану, который согласуется в голове ребенка. В основе такого плана лежит личный опыт ребенка, память, мыслительные процессы, которые постепенно накапливаются в процессе осуществления ребенком попыток решить задачи подобного рода.
5. В уме у ребенка формируется план действий по решению задачи. Также формируется видение конечного результата решения этой же задачи. Ребенок прибегает к наглядно-действенному мышлению и ищет попытки подкрепить внешними проявлениями ответ, найденный в уме. Постепенно, по мере того, как развивается речь ребенка, он может формулировать результаты своей деятельности при помощи языковых средств.
6. Ребенок начинает решать поставленные перед ним задачи не только на внутреннем плане, но и стремится выдать результат решения этих задач во внешнюю среду в виде готового словесного решения проблемы. При этом последующего обращения к реальным, практическим действиям с предметами, как правило, не происходит.
В результате исследования особенностей детского мышления, можно заключить, что у детей все пройденные этапы и достижения полностью сохраняются и никуда не исчезают. Тем не менее, происходит их сохранение в течении всей жизни, а также дальнейшее совершенствование мыслительных операций. Совершенствование мыслительных операций и действий активно происходит в течении всей жизни. Постепенно все мыслительные операции и действия не исчезают, а преобразуются, происходит их замена на более совершенные. Происходит их трансформация в структурные уровни организации мыслительных процессов. Постепенно формируется творческое мышление. Формируется структура, при которой имеют место быть функциональные ступени решения творческих задач.
В случае если возникает проблемная ситуация, или перед человеком возникает определенная задача, снова могут включаться те уровни мышления, которые уже были пройдены ранее. Происходит активный поиск решения. При этом функционирование интеллекта ребенка происходит по принципу системности.
Постепенно ребенок овладевает методами анализа информации. При комплексном анализе включаются одновременно различные уровни формирования мышления. Обычно анализ информации осуществляется на уровне наглядно-действенного, наглядно-образного и словесно-мышления [5].
Овладение анализом начинается с того, что ребенок начинает выделять в предметах и вещах отдельные признаки и свойства. Любой предмет можно проанализировать с различных точек зрения. Умение выделять и анализировать различные точки зрения изначально дается детям с большим трудом. Тем не менее, постепенно ребенок овладевает этими свойствами и начинает оперировать логическими понятиями довольно просто, даже абстрагировавшись от свойств этого предмета.
Словесно-логическое мышление основано на законах построения языка. При этом слова связываются в отдельные системы, которые дают возможность осуществить суждения, оформить их в сложные логические системы. Овладение этими системами позволяет осуществить поиск рационального решения поставленной перед ребенком задачи. На основании имеющейся информации ребенок учится решать операции логического характера.
В качестве основной единицы языка рассматривается слово, которое дает возможность осуществить суждения, интерпретировать информацию, рассмотреть отдельные предметы и их свойства. Также ребенок получает возможность интерпретировать предметы, относить их к отдельным категориям [20].
В младшем школьном возрасте можно с минимальными усилиями и потерями развить у ребенка универсальные учебные действия, развить в нем способность мыслить, умение учиться, используя естественные психические и психофизиологические процессы. Однако при развитии универсальных учебных действий в младшем школьном возрасте многие педагоги отмечают не только преимущества, но и ряд трудностей. Так, сложности целенаправленного развития универсальных учебных действий состоят в том, что для младших школьников характерной чертой является невозможность длительно сосредоточиться на одном предмете или действии. Детям в таком возрасте трудно и практически невозможно сосредоточиться на однообразной и неинтересной работе. Также интересен тот факт, что в процессе занимательной игры внимание ребенка сосредоточено и он непроизвольно способен запомнить большие объемы информации. Результатом соотношения между произвольной и непроизвольной формой внимания является воображение, которое также хорошо развито у младших школьников. Именно это психическое новообразование педагоги часто вовлекают в работу при проведении занятия.
В игровой форме деятельности используют замещающую деятельность, различные предметы – заместители. В процессе игры формируется творческое объединение детей. В ходе игры важно то, что ребенок выполняет определенные роли, подчиняется определенным правилам, устанавливает свои правила и отношения в пределах группы [11].
Совместные игры детей и взрослых, особенно родителей, крайне важны для полноценного развития ребенка, установления доверительных отношений. После частичного познания поведения взрослого у ребенка формируется мотивация к познанию и всего окружающего мира, установлению общих закономерностей.
Ребенок в младшем школьном возрасте в состоянии учитывать и анализировать свойства отдельных предметов, а также осмысливает и оценивает информацию, полученную о предметах. Для ребенка важны сенсорные, тактильные ощущения, величина, цвет, форма предмета. Отдельные предметы, со свойствами которых ребенок был ознакомлен в первую очередь, в дальнейшем становятся для него эталонами и образцами, по которым он оценивает другие подобные предметы и окружающий мир. Формируется воображение, которое позволяет предоставить дальнейшую информацию и обеспечить ее переработку и оценку, как качественную, так и количественную. Важную роль в формировании познавательных навыков играет речь ребенка, способность мыслить, рассуждать, анализировать факты, сопоставлять их, делать логические умозаключения. Эти навыки являются одними из основных средств взаимодействия человека с окружающей средой, окружающими людьми, между собой. Широкое и безграничное воображение дает ребенку намного больше возможностей для познания окружающего мира по сравнению со взрослым. Именно по этой причине основное развитие и познание окружающего мира, заложение основ понимания своего ближайшего окружения происходит в младшем школьном возрасте.
Развитие представления формирует мышление ребенка [11]. Младший школьный возраст в большинстве литературных источников рассматривается как ответственный период жизни ребенка, который сопряжен с существеннымипеременами как в сознании, так и в физическом развитии ребенка. В этот период образуется много психических новообразований. Данный период можно охарактеризовать как кризисный. В это время осуществляется переход ребенка от дошкольного возраста к младшему школьному, происходит адаптация организма.
Дети в возрасте от 6 до 11 лет считаются младшими школьниками. В этот период ребенок обучается в начальных классах. Зачастую переход из дошкольного возраста к младшему школьному возрасту сопряжен с адаптационными процессами в организме. Поэтому в этот период важно обеспечить ребенку поддержку.
Особенно осторожно нужно относиться к чувствам, переживаниям детей, поскольку в этот период ребенок очень чувствителен, раним. Обучение в школе связано со сменой коллектива, привычной обстановки. Меняется ведущий вид деятельности, изменяются требования к ребенку, ожидания. На первый план выходит учебная деятельность, а игровая утрачивает свою значимость.
Особенностью младшего школьного возраста является и то, что у ребенка формируются новые качества и виды деятельности. Также образуются новые виды взаимоотношений в коллективе. Именно эти взаимоотношения, личностные качества и черты необходимо использовать для формирования универсальных учебных действий. Преподаватель должен учитывать, что психические процессы в этом возрасте довольно динамичны. И потому могут стать причиной изменения личности ребенка.
В качестве психических новообразований в мыслительных процессах младшего школьника принято рассматривать анализ, планирование и рефлексию, становление конкретных операций, а также переход к развитию формальных операциональных структур, которые приводят к формированию креативности. Ребенок стремится к познанию, которое выступает в качестве основного движущего фактора, который направляет деятельность учащихся. При помощи познания ребенок активирует познавательную активность, которая позволяет ребенку получать новые знания, анализировать информацию, интерпретировать информацию. Все это ребенок может осуществлять в меру того, как развито его мышление и воображение. Также для этого периода характерно прогрессивное познание, которое наблюдается во всех сферах жизни.
Таким образом, основы развития мышления детей младшего школьного возраста базируется на психолого-педагогических особенностях младших школьников, к которым относятся, прежде всего, совершенствование основных психофизиологических функций и формирование сложных личностных характеристик и новообразований. У ребенка, как правило, повышенное внимание, связанное с познанием. Это позволяет ребенку быстро и легко ориентироваться в окружающей среде, которая весьма незнакома ребенку. В окружающей среде ребенок находит множество факторов, которые стимулируют его мышление. У ребенка в младшем школьном возрасте отмечается очень высокий уровень познания, а также высокий уровень эмоций. На основе эмоционального восприятия окружающей действительности, происходит дальнейшее развитие мышления ребенка.