Курсовая с практикой на тему Изучение мотивационной готовности готовности к школе у старших дошкольников с разным уровнем тревожности.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 2
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы мотивационной готовности к школе старших дошкольников с разным уровнем тревожности 4
1.1 Сущность понятия «готовность к школьному обучению» 4
1.2 Исследование проблемы мотивационной готовности старших дошкольников с разным уровнем тревожности в психолого-педагогической литературе 9
1.3 Понятие тревоги и тревожности в зарубежных и отечественных теоретических исследованиях 13
Выводы по 1 главе: 18
Глава 2. Эмпирическое исследование мотивационной готовности к школе дошкольников с разным уровнем тревожности. 19
2.1 База и методы исследования, направленные на изучение мотивационной готовности к школе старших дошкольников с разным уровнем тревожности 19
2.2 Анализ результатов исследования 21
Выводы по 2 главе: 28
Заключение 29
Список литературы 31
Введение:
Актуальность темы. Важной задачей современного образования является гармоничное развитие личности каждого ребенка, его социальная адаптация в обществе.
В эпоху кардинальных изменений в обществе особую актуальность приобретает проблема готовности к школе. Понятие готовности ребенка к школе многоаспектное. Оно охватывает физиологическую, психологическую (личностную, социальную, интеллектуальную) и педагогическую зрелость ребенка. Одним из основных компонентов психологической готовности к школе является мотивационная готовность.
Мотивационная готовность к обучению в школе включает в себя развитую потребность ребенка в знаниях, умениях, а также стремление к их совершенствованию. Она является предпосылкой успешной адаптации ребенка к школе, принятия им «позиции школьника», в случае несформированности мотивов к учению ребенок очень трудно привыкает к новым условиям, коллективу и учителю, недостаточно хорошо воспринимает учебный материал, что приводит к школьной дезадаптации.
Поэтому именно формирование мотивационной готовности является очень важным условием для дальнейшего успешного обучения и безболезненной адаптации ребенка к условиям школы.
Целью исследования является раскрытие особенностей мотивационной готовности детей к школьному обучению, освещение результатов диагностического обследования детей старшего дошкольного возраста относительно уровня их мотивационной готовности.
Объект- мотивационная готовность.
Предмет — дошкольники с разным уровнем тревожности.
Задачи исследования:
1.Изучить сущность понятия «готовность к школьному обучению
2. Рассмотреть особенности мотивационной готовности к обучению старших дошкольников с разным уровнем тревожности;
3. Провести эмпирическое исследование мотивационной готовности к школе дошкольников с разным уровнем тревожности.
Гипотеза исследования: Мы предположили, что, дети, которые проявляют повышенную тревожность, эмоциональную чувственность, вероятно приводит к проблемам в мотивационной готовности к школе.
Методы исследования: теоретические: теоретический обзор литературы, анализ и синтез; эмпирические: был осуществлен отбор традиционных методик, которые представлены в частности следующие: диагностика уровня тревожности (методика изучения тревожности как свойства личности Спилбергера – Ханина, тест тревожности Р. Сирса), для диагностики мотивационной готовности была использована методика Д.В Солдатова.
Заключение:
Обобщение результатов исследования дало основания сделать следующие выводы:
1.Трудности, возникающие у детей в период готовности ребёнка к обучению в школе – является источником психического напряжения, внутреннего дискомфорта и наличия большого количества деструктивных психических состояний.
2.Длительное пребывание в таких состояниях создает предпосылки для их постепенного перехода в свойства личности, для возникновения и закрепления в структуре характера черт, которые снижают адаптивные возможности ребенка.
3.Наличие психических состояний отрицательной модальности провоцирует возникновения у учащихся синдрома дезадаптации.
Психологическая готовность важнейшее новообразование дошкольного возраста. Готовность к школе — это итог работы системы воспитания и обучения семьи и детского сада. Готовность к школе к школе включает сложные составляющие: волевой и эмоциональный аспект. Мотивационная готовность к обучению в школе — это сложное психологическое понятие, включающее в себя два проблемных понятий мотивацию и готовность к школе. Ответ на вопрос готов или не готов ребёнок к школе в большой мере зависит от теоретической концепции, которая является основной при раскрытии сущности готовности к школе.
4.Дети с высоким уровнем тревожности характеризуются более выраженным синдромом дезадаптированности, чем дети со средним уровнем тревожности, что имеет свое проявление в психоэмоциональных и соматических показателях. При сопоставлены результатов трех этапов исследований мы пришли к следующим выводам. При сопоставлении результатов трех этапов исследований мы пришли к следующим выводам. Дети, которые проявили повышенную тревожность, проявили также повышенную эмоциональную чувственность, что вероятно привело к проблемам в мотивационной готовности к школе. Все эти три показателя оказались взаимосвязанными, что дало нам основание утверждать, что 4 детей из исследуемой группы старших дошкольников находятся на низком уровне мотивационной готовности к обучению в школе, 7 дошкольников определили среднюю или достаточную мотивационную готовность к обучению в школе. И только 4 детей из нашей выборки проявили высокий показатель мотивационной готовности к обучению в школе. Таким образом, дети с низкой мотивационной готовностью к обучению в школе нуждаются в психологической коррекции в дошкольном учебном заведении.
Таким образом, цель достигнута, гипотеза подтверждена.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы мотивационной готовности к школе старших дошкольников с разным уровнем тревожности
1.1 Сущность понятия «готовность к школьному обучению»
Начало школьного обучения – закономерный этап на жизненном пути: каждый дошкольник, достигая определенного возраста, идет в школу. Однако не все дети, переступившие порог школы, психологически являются школьниками.
Становление внутренней позиции школьника проходит 3 этапа:
-положительное отношение к школе;
-ориентация на внешние социальные мотивы;
-сочетание внешних социальных и внутренних мотивов учения.
По мнению Т.А Нежновой третьего уровня развития внутренней позиции школьника достигают далеко не все дошкольники. Также в составе личностной готовности выделяют волевую регуляцию деятельности: подчинение правилам школьной жизни, выполнение инструкций взрослого, волевые качества.
По мнению Л.И. Божович[2] и др., наиболее важным компонентом психологической готовности к школе является мотивационный.
Изучая компоненты психологической готовности ребенка к обучению в школе, ее физиологические показатели и социальное поведение, можем улучшить адаптивные возможности школьника-начинающего. Среди компонентов психологической готовности выделяют следующие: мотивационный, интеллектуальный, личностный, волевой, эмоциональный компонент обобщения [6].
Мотивационный компонент психологической готовности демонстрирует желание или нежелание ребенка учиться. От него зависит, как школьник войдет в новую деятельность, которая отличается от игровой, своей обязательностью, умственным напряжением, необходимостью преодоления трудностей.
До систематического обучения у детей должны быть сформированы определенные предпосылки или психологическая готовность к школе (Венгер Л. А., Котырло В. К., Проскура Е. В., Гуткина Н. И., Божович Л. И. и др.). Все психологи, которые исследовали эту проблему, единодушно признают, что психологическая готовность к обучению в школе имеет многокомпонентный состав. Назовем эти компоненты:
Мотивационная готовность — это положительное отношение к познавательной деятельности, наличие познавательного интереса, потребность в интеллектуальной активности, в приобретении новых умений, навыков. Это и социальные мотивы: потребность занять новую социальную позицию — позицию школьника, заниматься деятельностью, которая имеет общественное значение, оценивается, одобряется обществом. Эти мотивы определяют внутреннюю позицию школьника[13, c.199].
Интеллектуальная готовность — это умение принять учебную задачу, наличие дифференцированного восприятия, аналитического мышления, достаточный уровень развития символической функции и воображения.
Произвольность поведения: способность действовать по правилам, умение организовывать свою деятельность согласно цели, контролировать свои действия, доводить дело до конца.
Личностная готовность: способность к сотрудничеству с учителями и ровесниками, к содержательному общению с ними, к совместной деятельности; и наличие объективной, критической самооценки.
К новообразованиям дошкольного возраста относятся:
Произвольность познавательных процессов — позволяет отделять различные планы реальности и действия в них. Формируется умение самому ставить цель в познавательной деятельности и в соответствии с ней строить свое поведение [25, c.190].
Средством организации внутренней мыслительной деятельности, направленной на овладение самим собой, на свое управление вниманием, восприятием, памятью и др. становится язык: составление плана, например, формирование вопросов. Дошкольник учится контролировать процесс решения задачи, корректировать свои действия, одновременно управлять течением психических процессов.