Курсовая с практикой Педагогика/Психология Психология

Курсовая с практикой на тему Изучение мотивационной готовности готовности к школе у старших дошкольников с разным уровнем тревожности.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 2
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы мотивационной готовности к школе старших дошкольников с разным уровнем тревожности 4
1.1 Сущность понятия «готовность к школьному обучению» 4
1.2 Исследование проблемы мотивационной готовности старших дошкольников с разным уровнем тревожности в психолого-педагогической литературе 9
1.3 Понятие тревоги и тревожности в зарубежных и отечественных теоретических исследованиях 13
Выводы по 1 главе: 18
Глава 2. Эмпирическое исследование мотивационной готовности к школе дошкольников с разным уровнем тревожности. 19
2.1 База и методы исследования, направленные на изучение мотивационной готовности к школе старших дошкольников с разным уровнем тревожности 19
2.2 Анализ результатов исследования 21
Выводы по 2 главе: 28
Заключение 29
Список литературы 31

  

Введение:

 

Актуальность темы. Важной задачей современного образования является гармоничное развитие личности каждого ребенка, его социальная адаптация в обществе.
В эпоху кардинальных изменений в обществе особую актуальность приобретает проблема готовности к школе. Понятие готовности ребенка к школе многоаспектное. Оно охватывает физиологическую, психологическую (личностную, социальную, интеллектуальную) и педагогическую зрелость ребенка. Одним из основных компонентов психологической готовности к школе является мотивационная готовность.
Мотивационная готовность к обучению в школе включает в себя развитую потребность ребенка в знаниях, умениях, а также стремление к их совершенствованию. Она является предпосылкой успешной адаптации ребенка к школе, принятия им «позиции школьника», в случае несформированности мотивов к учению ребенок очень трудно привыкает к новым условиям, коллективу и учителю, недостаточно хорошо воспринимает учебный материал, что приводит к школьной дезадаптации.
Поэтому именно формирование мотивационной готовности является очень важным условием для дальнейшего успешного обучения и безболезненной адаптации ребенка к условиям школы.
Целью исследования является раскрытие особенностей мотивационной готовности детей к школьному обучению, освещение результатов диагностического обследования детей старшего дошкольного возраста относительно уровня их мотивационной готовности.
Объект- мотивационная готовность.
Предмет — дошкольники с разным уровнем тревожности.
Задачи исследования:
1.Изучить сущность понятия «готовность к школьному обучению
2. Рассмотреть особенности мотивационной готовности к обучению старших дошкольников с разным уровнем тревожности;
3. Провести эмпирическое исследование мотивационной готовности к школе дошкольников с разным уровнем тревожности.
Гипотеза исследования: Мы предположили, что, дети, которые проявляют повышенную тревожность, эмоциональную чувственность, вероятно приводит к проблемам в мотивационной готовности к школе.
Методы исследования: теоретические: теоретический обзор литературы, анализ и синтез; эмпирические: был осуществлен отбор традиционных методик, которые представлены в частности следующие: диагностика уровня тревожности (методика изучения тревожности как свойства личности Спилбергера – Ханина, тест тревожности Р. Сирса), для диагностики мотивационной готовности была использована методика Д.В Солдатова.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Обобщение результатов исследования дало основания сделать следующие выводы:
1.Трудности, возникающие у детей в период готовности ребёнка к обучению в школе – является источником психического напряжения, внутреннего дискомфорта и наличия большого количества деструктивных психических состояний.
2.Длительное пребывание в таких состояниях создает предпосылки для их постепенного перехода в свойства личности, для возникновения и закрепления в структуре характера черт, которые снижают адаптивные возможности ребенка.
3.Наличие психических состояний отрицательной модальности провоцирует возникновения у учащихся синдрома дезадаптации.
Психологическая готовность важнейшее новообразование дошкольного возраста. Готовность к школе — это итог работы системы воспитания и обучения семьи и детского сада. Готовность к школе к школе включает сложные составляющие: волевой и эмоциональный аспект. Мотивационная готовность к обучению в школе — это сложное психологическое понятие, включающее в себя два проблемных понятий мотивацию и готовность к школе. Ответ на вопрос готов или не готов ребёнок к школе в большой мере зависит от теоретической концепции, которая является основной при раскрытии сущности готовности к школе.
4.Дети с высоким уровнем тревожности характеризуются более выраженным синдромом дезадаптированности, чем дети со средним уровнем тревожности, что имеет свое проявление в психоэмоциональных и соматических показателях. При сопоставлены результатов трех этапов исследований мы пришли к следующим выводам. При сопоставлении результатов трех этапов исследований мы пришли к следующим выводам. Дети, которые проявили повышенную тревожность, проявили также повышенную эмоциональную чувственность, что вероятно привело к проблемам в мотивационной готовности к школе. Все эти три показателя оказались взаимосвязанными, что дало нам основание утверждать, что 4 детей из исследуемой группы старших дошкольников находятся на низком уровне мотивационной готовности к обучению в школе, 7 дошкольников определили среднюю или достаточную мотивационную готовность к обучению в школе. И только 4 детей из нашей выборки проявили высокий показатель мотивационной готовности к обучению в школе. Таким образом, дети с низкой мотивационной готовностью к обучению в школе нуждаются в психологической коррекции в дошкольном учебном заведении.
Таким образом, цель достигнута, гипотеза подтверждена.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретические аспекты проблемы мотивационной готовности к школе старших дошкольников с разным уровнем тревожности
1.1 Сущность понятия «готовность к школьному обучению»

Начало школьного обучения – закономерный этап на жизненном пути: каждый дошкольник, достигая определенного возраста, идет в школу. Однако не все дети, переступившие порог школы, психологически являются школьниками.
Становление внутренней позиции школьника проходит 3 этапа:
-положительное отношение к школе;
-ориентация на внешние социальные мотивы;
-сочетание внешних социальных и внутренних мотивов учения.
По мнению Т.А Нежновой третьего уровня развития внутренней позиции школьника достигают далеко не все дошкольники. Также в составе личностной готовности выделяют волевую регуляцию деятельности: подчинение правилам школьной жизни, выполнение инструкций взрослого, волевые качества.
По мнению Л.И. Божович[2] и др., наиболее важным компонентом психологической готовности к школе является мотивационный.
Изучая компоненты психологической готовности ребенка к обучению в школе, ее физиологические показатели и социальное поведение, можем улучшить адаптивные возможности школьника-начинающего. Среди компонентов психологической готовности выделяют следующие: мотивационный, интеллектуальный, личностный, волевой, эмоциональный компонент обобщения [6].
Мотивационный компонент психологической готовности демонстрирует желание или нежелание ребенка учиться. От него зависит, как школьник войдет в новую деятельность, которая отличается от игровой, своей обязательностью, умственным напряжением, необходимостью преодоления трудностей.
До систематического обучения у детей должны быть сформированы определенные предпосылки или психологическая готовность к школе (Венгер Л. А., Котырло В. К., Проскура Е. В., Гуткина Н. И., Божович Л. И. и др.). Все психологи, которые исследовали эту проблему, единодушно признают, что психологическая готовность к обучению в школе имеет многокомпонентный состав. Назовем эти компоненты:
Мотивационная готовность — это положительное отношение к познавательной деятельности, наличие познавательного интереса, потребность в интеллектуальной активности, в приобретении новых умений, навыков. Это и социальные мотивы: потребность занять новую социальную позицию — позицию школьника, заниматься деятельностью, которая имеет общественное значение, оценивается, одобряется обществом. Эти мотивы определяют внутреннюю позицию школьника[13, c.199].
Интеллектуальная готовность — это умение принять учебную задачу, наличие дифференцированного восприятия, аналитического мышления, достаточный уровень развития символической функции и воображения.
Произвольность поведения: способность действовать по правилам, умение организовывать свою деятельность согласно цели, контролировать свои действия, доводить дело до конца.
Личностная готовность: способность к сотрудничеству с учителями и ровесниками, к содержательному общению с ними, к совместной деятельности; и наличие объективной, критической самооценки.
К новообразованиям дошкольного возраста относятся:
Произвольность познавательных процессов — позволяет отделять различные планы реальности и действия в них. Формируется умение самому ставить цель в познавательной деятельности и в соответствии с ней строить свое поведение [25, c.190].
Средством организации внутренней мыслительной деятельности, направленной на овладение самим собой, на свое управление вниманием, восприятием, памятью и др. становится язык: составление плана, например, формирование вопросов. Дошкольник учится контролировать процесс решения задачи, корректировать свои действия, одновременно управлять течением психических процессов.

 

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы