Курсовая с практикой на тему Изучение мер, величин и чисел,полученных при измерении, умственно отсталыми младшими школьниками
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения психологических
особенностей умственно отсталых детей младшего школьного возраста. 6
1.1. Характеристика, принципы воспитания и обучения умственно
отсталых детей младшего школьного возраста. 6
1.2. Основные методы изучения мер, величин и чисел,
полученных при измерении 12
Выводы по первой главе. 20
Глава 2. Практические аспекты изучения мер, величин и чисел,
полученных при измерении, умственно отсталыми младшими школьниками. 22
2.1. Комплекс упражнений по математике, направленных на
изучение мер, величин и чисел, полученных при измерении, умственно отсталыми
младшими школьниками 22
Вывод по второй главе. 26
Заключение. 28
Список используемой литературы.. 30
Введение:
Обучение математике –
одно из основных направлений подготовки учащихся с нарушениями
интеллектуального развития к самостоятельной трудовой жизни.
Первыми элементарными математическими знаниями ребенок
начинает оперировать уже тогда, когда, например, в повседневной жизни, игре,
быту ребенку необходимо приготовить определенное количество угощений для
друзей, накрыть стол для игрушек, разделить сладости поровну и т.д.
В этих ситуациях он уже пользуется такими отношениями,
как «много», «мало», «больше», «меньше», «поровну», так же требуется умение
определить количество предметов во множестве, а также выбрать определенное
количество предметов из множества.
Сначала с помощью взрослых, а затем самостоятельно
дети разрешают возникающие проблемы.
Таким образом, уже в дошкольном возрасте дети
знакомятся с математическим содержанием и овладевают элементарными
вычислительными умениями, а формирование у них элементарных математических
представлений является одним из важных направлений работы дошкольных
учреждений.
Актуальность
работы обуславливается тем, что овладение
математическими представлениями является эффективным средством коррекции
недостатков умственного развития школьников, поскольку процессы счета,
сравнения и преобразования множеств предполагают осуществление целенаправленных
интеллектуальных действий.
В процессе обучения математики дети должны, прежде
всего, овладеть определенным уровнем счетно-вычислительной деятельности,
предусмотренным учебной программой.
Обучение арифметическим действиям
школьников с нарушением интеллекта имеет ряд особенностей, связанных со
спецификой их развития. Поэтому учителю следует использовать такую систему
занятий по раскрытию содержания математических представлений и понятий, которая
учитывает особенности познавательной деятельности учащихся с нарушением
интеллекта и включает в себя коррекционную работу как важнейшую в обучении
математики.
Особенно актуальны эти вопросы в младших классах,
где закладываются основные математические понятия.
Степень
разработанности темы исследования.
Теоретические основы
научного исследования проблемы выбранной нами темы были заложены в Аксеновой Л.И., Алышевой Т.В., Кулагиной
И.Ю., Колюцкого В.Н, Перовой М.Н., Прихожан А.М. и многих др.
Объект
исследования – процесс обучения младших школьников с умственной отсталостью.
Предмет
исследования – изучение
мер, величин и чисел, полученных при измерении, умственно отсталыми младшими
школьниками.
Цель
исследования – рассмотреть особенности изучения мер,
величин и чисел, полученных при измерении, умственно отсталыми младшими
школьниками.
Для достижения поставленной цели необходимо решение ряда
взаимосвязанных задач:
1. Дать характеристику, изучить принципы воспитания и обучения
умственно отсталых детей младшего школьного возраста;
2. изучить практические,
наглядные и словесные методы изучения мер, величин и чисел, полученных при
измерении;
4. Рассмотреть комплекс
упражнений по математике, направленных на изучение мер, величин и чисел,
полученных при измерении, умственно отсталыми младшими школьниками
Методы
исследования.
Анализ и обобщение научной и методической
литературы по проблеме исследования.
Структура курсовой работы включает введение, две главы, заключение и
список используемой
литературы.
При написании работы были
использованы учебные пособия, статьи и научные исследования, авторы которых
рассматривают вопросы выбранной нами темы.
Заключение:
Таким образом, математические
знания, умения и навыки очень важны в жизни. Начиная с начальных классов,
ученикам нужно дать как можно больше четких, ясных математических
представлений, чтобы в дальнейшем изучении курса математики не было трудностей.
Обучение математике –
одно из основных направлений подготовки учащихся с нарушениями
интеллектуального развития к самостоятельной трудовой жизни
Изучение величин
способствует усвоению многих вопросов курса математики. Изучение материала
способствует лучшему пониманию закономерностей десятичной системы счисления
(соотношение единиц измерения величин, кроме единиц измерения времени, основано
на десятичной системе счисления), расширению понятий арифметических действий
над числами, записанными с употреблением единиц измерения величин, законы
арифметических действий над числами, полученных от пересчёта предметных
совокупностей, остаются справедливыми и для чисел, подученных от измерения.
Обучающиеся с легкой
умственной отсталостью за период обучения в 1 – 4 классах должны усвоить знания
по нумерации чисел в пределах 100, уметь выполнять сложение и вычитание этих
чисел (устно и письменно), табличное умножение и деление, иметь представления о
величинах и некоторых единицах их измерения (с соотношением 10 и 100), уметь
решать простые и составные (в 2 действия) арифметические задачи, иметь
элементарные представления о геометрических фигурах и телах. Практическая
значимость обучения заключается в тесной связи изучения курса математики с
жизненным опытом детей, формированием у них умения применять полученные знания
на практике.
Производя действия над
числами, учащиеся закрепляют навыки предварительного анализа задания, вычленяют
черты сходства и различия в действиях с различными (по виду) числами.
При изучении единиц
измерения величин следует проводить как можно больше практических работ по
измерению и выражению результатов измерения в различных мерах. Например, предложить
каждому ученику найти длину полоски, ленты, листа бумаги, страницы тетради,
учебника и т. д. и результаты измерении записать в тетрадь, определить время по
часам и записать показания стрелок часов, найти массу грузов, определить
емкость сосудов и т. д. При этом одну и ту же величину нужно измерят разными
единицами: сначала, например, сантиметрами, а затем дециметрами и др.
Результаты измерений надо записывать с именованием единиц измерения, поскольку
число, полученное о измерения, зависит от избранной единицы измерения.
Курс математики остается самым сложным предметом для
овладения учащимися.
Для его овладения требуется целый ряд способностей, а
именно:
1. способность к формализованному восприятию
математического материала,
2. схватыванию формальной структуры задачи,
3. способность к быстрому и широкому обобщению
математических объектов, отношений, действий, способность мыслить свернутыми
структурами (свертывание процесса: математического рассуждения),
4. гибкость мыслительных процессов, способность к
быстрой перестройке направленности мыслительного процесса,
5. математическая память (обобщенная память на
математические отношения, методы решения задач, принципы подхода к ним).
Обобщая все
вышеизложенное, можно сделать вывод, что затруднения учащихся при изучении математического
материала зависят не только от их интеллектуальных возможностей, но и от
организации работы учителя.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические аспекты изучения психологических
особенностей умственно отсталых детей младшего школьного возраста
1.1. Характеристика, принципы
воспитания и обучения умственно отсталых детей младшего школьного
возраста В отечественной
психиатрии под умственной отсталостью понимают наследственное, врожденное либо
приобретенное в раннем детстве (до двух-трех лет) необратимое, непрогредиентное
слабоумие тотального характера, но с преимущественной недостаточностью мышления
и речи[1].
По определению Esquirol:
«Человек с врожденным слабоумием подобен бедняку, никогда не имевшего гроша за
душой, в то время как дементный больной – это разорившийся богач»[2].
W. Griesinger по данному
вопросу говорил, что между врожденным и приобретенным слабоумием такое же
различие, как между постройкой незаконченной и постройкой, которая обрушилась
после окончания строительства.
Возрастной критерий –
начало расстройства до 18 лет. С точки зрения этиологии и патогенеза,
олигофрении являются собой неоднородной группой. Большая часть исследователей
предполагают связь олигофрений с наследственностью (генетическим дефектом) либо
с органическим экзогенным поражением организма в период раннего онтогенеза. Но
установить конкретную причину у каждого отдельного человека не всегда
получается. Известно, что на сегодня устанавливается природа психического
дефекта не более чем у 35 % пациентов. Остальные случаи анализируются как
«недифференцированные формы».
Выделяют следующие типы
умственной отсталости по этиологии и патогенезу[3]:
— эмбриопатии и фетопатии
– последствия внутриутробных инфекций, последствия интоксикаций в период
беременности, гемолитической желтух, гормональных нарушений у матери;
— эндогенные и
генетические – хромосомные аберрации, наследственные энзимопатии, сочетанное
поражение центральной нервной системы и костной системы;
— вредности
перинатального и постнатального периода – последствия родовой травмы и
асфиксии, которые были перенесены в детстве травмы и инфекции, эпилепсия,
которая возникла в первые годы жизни[4].
В МКБ-10 умственная
отсталость классифицируется в соответствии со степенью недоразвития интеллекта.
При этом единственной общепринятой мерой интеллекта признается индекс IQ.
Несмотря на то, что
большинство клиницистов указывает на неточность и невысокую стабильность оценок
интеллекта при помощи тестовых методик, но для приблизительной характеристики
данный индекс достаточно показателен[5].
Таким образом, умственная отсталость является состоянием
задержанного либо неполного развития психики, в первую очередь
характеризующееся нарушением способностей, которые проявляются в период
созревания и обеспечивающих общий уровень интеллектуальности, то есть
когнитивных, речевых, моторных и социальных способностей.
Специальная дидактика, решая проблемы воспитания и обучения детей с умственными отклонениями, исходит из положения о принципиальной общности задач, стоящих перед школой общего назначения и специальными учреждениями для детей и, соответственно, использует давно сложившиеся общепедагогические принципы, выработанные в России. [1] Специальная
педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Л.И. Аксенова,
Б.А. Архипов, Л.И. Белякова и др.; Под ред. Н. М. Назаровой. – 3-е
изд., испр. –
М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 400 с. [2] Основы
олигофренопедагогики: учеб. пособие для студ. сред. учеб. заведений / В.М.
Мозговой, И.М. Яковлева, А.А. Еремина. — М.: Издательский центр «Академия»,
2006. –
224 с. [3] Стребелева Е.А.,
Мишина Г.А. Психолого-педагогическая диагностика нарушений развития детей
раннего и дошкольного возраста. – М.: Гуманитар. изд. Центр ВЛАДОС, 2010. [4] Кузнецова Л.В., Переслени Л.И.,
Солнцева Л.И. и др. Основы специальной психологии. Под ред. Л.В. Кузнецовой. –
5-е изд.,стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. [5] Семаго Н.Я.,
Семаго М.М. Проблемные дети. Основы диагностической и коррекционной работы
психолога. – М.: Аркти, 2010