Педагогика Курсовая с практикой Педагогика/Психология

Курсовая с практикой на тему Изучение лирических стихотворений в начальной школе как средство эмоционального развития учащихся

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 4
Глава I. Научно-методические основы эмоционального развития младших школьников в процессе изучения лирических стихотворений 8
I.1. Психолого-физиологические особенности восприятия стихотворного текста детьми младшего школьного возраста 8
I.2. Выразительное чтение и его роль в работе над лирическим стихотворением 14
I.3. Виды лирики, этапы и приемы ее изучения на уроке литературного чтения 20
I.4. Анализ опыта эмоционального воздействия на учащихся в процессе изучения лирических стихотворений в начальной школе 25
Выводы по главе I 29
Глава II. Опытно-педагогическая работа на уроках литературного чтения 31
II.1. Результаты диагностики эмоционально-чувственной сферы учащихся начального класса 31
II.2. Рекомендации по эмоциональному развитию учащихся экспериментального класса в процессе изучения лирических
стихотворений 34
Выводы по главе II 42
Заключение 43
Список использованной литературы 46
Приложения 49

  

Введение:

 

Актуальность исследования. Актуальность рассматриваемой темы курсовой работы заключается в том, что эмоциональная сфера является важной составляющей в развитии детей младшего школьного возраста, так как общение ребенка не будет эффективным, если он не будет способен определять эмоциональное состояние собеседника и управлять своими эмоциями.
Развитие эмоциональной сферы ребенка является важнейшим звеном в процессе становления личности ребенка при постоянном обогащении жизненного опыта. Этому процессу постоянно способствует окружение ребенка, его семья, друзья.
Исследования показывают, что незрелость личности детей младшего школьного возраста отчетливо проявляется в недостаточном развитии и специфических особенностях его эмоциональной сферы.
Изучение данного вопроса дало возможность установить, что основной проблемой в развитии эмоциональной сферы детей младшего школьного возраста является чувство собственной неполноценности, которое к тому же часто осложняется инфантилизмом, неблагоприятным окружением и другими факторами.
Эмоциональная сфера играет важную роль в процессе получения знаний, умений и навыков, при общении с окружающими и в социальной адаптации ребенка. Важная роль эмоциональной сферы в жизни ребенка в процессе получения социального опыта, глубокое внимание специалистов к данной теме, а также недостаточная разработанность отдельных ее аспектов определяет актуальность нашей работы.
Исследование эмоциональной сферы представлено в работах П.К. Анохина, Л.И. Божович, В.К. Вилюнаса, К. Изарда, А.В. Запорожца, А.Н. Леонтьева, В.Н. Мясищева, С.Л. Рубинштейна, П.В. Симонова — как важнейшая система психики, тесно связанной с когнитивной, волевой и мотивационной сферами.
Являясь высшим выражением духовной культуры народа, лирика играет чрезвычайно важную роль в эмоциональном развитии личности, особенно в период младшего школьного возраста. Отражая тонкие и сложные движения души, лирическая поэзия открывает младшим школьникам величие цели и смысл гуманистических устремлений человека, нелегкие пути его к добру, красоте и правде. Глубина чувства, отраженная в лирическом произведении, побуждает читателя пристальнее вглядываться в человека, глубже понимать окружающий мир.
Лирические стихотворения – непростой для восприятия младшего школьника род литературы, потому что в поэтическом произведении нет героя, а предметом изображения становится внутренний мир человека, его переживания, размышления. В лирических стихотворениях отсутствует описание событий, поступков персонажей, обстоятельств действия. Они не столько изображает, сколько выражает впечатления от реальной жизни. В лирическом стихотворении автор отражает субъективное настроение, которое становится близким широкому кругу людей. Но младшим школьникам зачастую бывает трудно понять основную идею произведения в силу их небольшого жизненного и чувственного опыта. Еще одним препятствием на пути осознания главной идеи произведения становится язык, которым написано стихотворение. Классики литературы, чьи произведения читают младшие школьники, жили и творили двести или сто лет назад и зачастую в лирике используются трудные для понимания слова и обороты.
Исследованию специфических особенностей лирического стихотворения, как особого искусства, посвящены работы таких ученых, как М.А. Палкин, Т.И. Сильман, Г.Н. Поспелов, В.Ф. Огнев, А.А. Михайлов и др. Вопросы методики работы над лирическими стихотворениями рассматриваются в трудах К.Д. Ушинского, Н.Ф. Бунакова, В.Я. Стоюнина, Н.П. Каноныкина, Н.А. Щербаковой, Т.П. Сальниковой и др.
Несмотря на многочисленные исследования проблема изучения лирических стихов в начальной школе и влияние данного процесса на эмоциональное развитие младших школьников остаётся недостаточно разработанной.
Таким образом, актуальность проблемы исследования обусловлена противоречием между развивающим потенциалом лирических стихотворений, наработанных методов, форм изучения лирических стихотворений в начальной школе и недостаточностью их использования в работе по эмоциональному развитию младших школьников.
Выявленное противоречие позволило обозначить проблему нашего исследования: каковы возможности процесса изучения лирических стихотворений в эмоциональном развитии детей младшего школьного возраста?
Практическая актуальность, недостаточная разработанность и обоснованность использования лирических стихотворений с целью эмоционального развития младших школьников позволили определить методологический аппарат исследования.
Объект исследования: эмоциональное развитие младших школьников в процессе начального литературного образования.
Предмет исследования: содержание и способы изучения лирических стихотворений в начальной школе, направленные на эмоциональное развитие учащихся.
Цель исследования: определить содержание и способы изучения лирических стихотворений в начальной школе, опосредующие эмоциональное развитие учащихся.
Гипотеза исследования: процесс изучения лирических произведений в начальной школе будет способствовать эмоциональному развитию учащихся, если:
– подбор лирических стихотворений будет производиться с учетом особенностей развития восприятия и эмоционально-чувственной сферы детей младшего школьного возраста;
– в процессе слушания и воспроизведения учениками стихотворений педагогом будут максимально задействованы развивающие возможности выразительного чтения.
– на уроке литературного чтения будет организована совместная деятельность учащихся по анализу текста лирического стихотворения с точки зрения его структуры и смыслового содержания.
Цель и гипотеза обусловили постановку следующих задач исследования:
• Изучить психолого-физиологические особенности восприятия стихотворного текста детьми младшего школьного возраста.
• Рассмотреть особенности выразительного чтения и его роль в работе над лирическим стихотворением.
• Проанализировать виды лирики, этапы и приемы ее изучения на уроке литературного чтения.
• Проанализировать наработанный учителями начальной школы опыт эмоционального воздействия на учащихся в процессе изучения лирических стихотворений.
• Организовать опытно-педагогическую работу в начальной школе.
Для проверки выдвинутой гипотезы и решения поставленных задач, использовались следующие методы исследования: анализ психолого-педагогической и методической литературы; диагностирование; метод количественной и качественной обработки результатов.
База исследования:_________

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Лирику от других жанров отличают эмоционально-окрашенные размышления поэта, его чувства и переживания, а главным объектом художественного познания в лирике является характер поэта, прежде всего его внутренний мир, его умонастроения и эмоции. Также важнейшим свойством лирики является претворение черт личности поэта в образ лирического героя.
При чтении лирики главным является предать чувства и переживания поэта. А это возможно только при выразительном чтении.
Основными компонентами выразительности являются: дыхание, сила голоса, интонация, фразовое и логическое ударение, логические и психологические паузы, тем и ритм, тембр, мимика и жест.
Для того, чтобы дети научились выразительно читать лирику, необходимо у них сформировать интонационные умения.
Но, учитывая возраст детей начальной школы, мы не можем формировать у них все умения сразу. Они формируются последовательно одно за другим на всем этапе обучения литературе. Поэтому можно выделить основные умения, которые необходимо сформировать у учащихся начальной школы:
— умение управлять дыханием;
— умение правильно проанализировать текст;
— умение мысленно воссоздать образы, переданные автором;
— умение выбирать нужную интонацию;
— умение пользоваться логическими и психологическими паузами;
— умение правильно ставить фразовое и логическое ударение;
Формирование интонационных умений в начальной школе в соответствии с возрастом детей достигается путем практической работы над выразительным чтением без опоры на какие-либо теоретические знания.
Подготовку к выразительному чтению условно делят на три этапа:
а) выяснение конкретного содержания произведения, анализ мотивов поведения действующих лиц, установление идеи произведения и т. п., иначе говоря: осмысливание идейно-тематической основы произведения, его образов в единстве с художественными средствами;
б) разметка текста: проставление пауз, логических ударений, определение темпа чтения;
в) упражнение в чтении (возможно повторное чтение, пока не удастся голосом передать мысли автора, его отношение к изображенным событиям и действующим лицам).
Но выразительное чтение не является заключительной частью работы над произведением.
Анализ содержания и идейной направленности произведения включает в себя обучение выразительному чтению; они выступают в определенном единстве.
Выразительное чтение лирики отличается от других жанров лишь тем, что, читая лирику необходимо обладать особым чутьем, нужно полностью войти в образ лирического героя и вместе с ним пережить события происходящие с ним.
Так же при чтении лирического стихотворения большое значение играет воображение. Ведь только представив себе ситуацию, которую описывает поэт, ее можно передать при помощи выразительного чтения.
Для того, чтобы у детей развивалась эмоциональная сфера в процессе изучения лирических стихотворений необходима методическая опора. В школе такой основной опорой является учебник по литературному чтению. Но анализ учебников показал, что на современном этапе авторы-составители учебников очень мало внимания уделяют выразительному чтению лирических стихотворений. Этот вывод сделан на основе отсутствия заданий и вопросов после текста стихотворения, которые бы помогали учителю формировать навык выразительного чтения при чтении лирического стихотворения.
Но, несмотря на то, что учебники не предполагают работу над выразительным чтением лирических стихотворений, этот навык можно сформировать у учащихся младших классов, если на каждом уроке проводить работу по формированию этого навыка.
Анализ результатов эксперимента показал, что у детей младшего школьного возраста преобладал низкий и средний уровень развития эмоций и чувств: в осбледованной выборке выявлены повышенные показатели уровня эмоционального дискомфорта (эмоционально-волевой компонент), недостаточно развит когнитивный компонент развития эмоциональной сферы (дети с трудом различали свои и чужие эмоции).
Чтобы повысить уровень эмоционального развития учащихся были разработаны практические рекомендации по работе с лирическими стихотворениями. Рекомендации включают в себя два взаимосвязанных направления:
1. Работа над восприятием лирического стихотворения (работа над языковыми особенностями стихотворения, работа над образом лирического героя, определение темы и идеи стихотворения)
2. Работа над компонентами выразительности: постановка пауз и ударений, дыхание, сила голоса, темп чтения, интонация.

   

Фрагмент текста работы:

 

Глава I. Научно-методические основы эмоционального развития младших школьников в процессе изучения лирических стихотворений

I.1. Психолого-физиологические особенности восприятия стихотворного текста детьми младшего школьного возраста
Восприятие как психический процесс «представляет собой отражение в сознании человека предметов, явлений, целостных ситуаций объективного мира при их непосредственном воздействии на органы чувств» [8, С. 29]. Данное определение мы находим у многих авторов научных работ – А.В. Петровский, Р.С. Немов, В.И. Слободчиков и др. А.В. Запорожец считает, что в процессе восприятия огромное влияние оказывает прошлый практический опыт человека (апперцепция).
Восприятие надо рассматривать как интеллектуальный процесс, связанный с активным поиском признаков, необходимых и достаточных для формирования образа и принятия решения. Восприятие изменяется под влиянием условий жизни человека, то есть развивается.
Младшие школьники постепенно научаются внимательно рассматривать воспринимаемые предметы, подробно знакомятся с ними путем осязания и т.п. Одновременно у младшего школьника вырабатывается умение организовывать и контролировать свое восприятие в соответствии с поставленной перед ним задачей и предъявленными требованиями. Таким образом, следует отметить, что необходима работа, направленная на развитие восприятия, которая имеет очень важное значение в общем развитии детской психики. Без этого невозможно формирование памяти, мышления, воображения ребёнка.
Младший школьный возраст – это время превращения ребёнка в ученика, время первой «настоящей» дружбы, вражды, влюблённости. Всё это приводит к бурному развитию личности и становлению системы представлений о том, «что такое хорошо и что такое плохо». Появление новых представлений о жизненных ценностях, а следовательно, отрицание старых приводит к возникновению у детей противоречивых душевных состояний, подобных тем, которые поэтически преображаются в лирическом творчестве, и без опыта переживания, которых невозможно сопереживание лирическому герою [14].
Развивается у детей и система эстетических ценностей. Ее основу составляет своеобразное представление о «прекрасном». Прекрасное для ребенка – это единство в предметах и явлениях «обыденного» содержания и «необычной» формы.
Л.Д. Коротина показывает, что в литературном произведении ребенок воспринимает в качестве прекрасного его образную основу, которая делает необычными в глазах маленького читателя известные ему явления. Так, детям кажется, в частности, «прекрасным» чуть ли не любое поэтическое произведение, потому что в нём известная им речь звучит «складно» и расцвечена яркими образными выражениями [12].
Эстетическая сфера детей включает в себя и другие «категории». Так, младшие школьники способны уже к восприятию «элементов… возвышенного». Оно связано для них с различными героико-драматическими моментами в произведениях и с патриотической темой, т.е. с высоким строем чувств, который характерен и для лирической поэзии.
Деятельность эмоциональной сферы, мышления и воображения у детей этого возраста также обладает важными для нас особенностями.
Эмоциональная сфера у них обладает особой чувствительностью, которая в необходимых случаях компенсирует незрелость мышления. В силу этого эмоциональная сфера в деятельности художественного восприятия у младших школьников резко доминирует, т.е. проявляет себя так, как у взрослых это бывает в процессе восприятия лирики. Благодаря чувствительности этой сферы дети могут «заражаться» такими эмоциями, которые прямо не связаны с их личным опытом. А «заражение» часто возникает, благодаря чуткости детей к интонации как устной, так и письменной речи, т.е. свойству, составляющему основу уже упоминавшегося нами «поэтического слуха». Это означает, что ребёнок 7-10 лет способен к более или менее адекватному восприятию лирических, в том числе и классических, произведений.
Мышление младших школьников успешно функционирует, в свою очередь, только в тесном единстве с эмоциональной сферой.
Особенности внутренней жизни и психики, позволяющие ребёнку стать настоящим читателем, наиболее отчётливо проявляют себя в конце младшего школьного возраста, т.е. в 9-10 лет.
Проблемам развития восприятия при изучении лирики в школе посвящены исследования З.Я. Рез, В.П. Медведева, Е.В. Карсаловой, Р.Д. Мадер, В.Г. Маранцмана, Л.В. Тодорова, О.Ю. Богдановой и других. В их исследованиях подчеркивается необходимость учета особенностей восприятия при изучении художественных произведений в их родовой специфике и своеобразие восприятия и связанного с ним анализа лирики на уроках .
Е.В, Карсалова выделила три основных типа восприятия поэтических произведений. К первому типу, по его мнению, относятся дети, у которых развито чувство стиха (на класс обычно приходится 4-5 человек). В подобных случаях стихи уже при первом чтении (даже про себя) воспринимаются в их эстетической значимости. Такой ученик после внимательного прочтения стихотворения вполне выразительно, с верной акцентировкой декламирует его. Л.В. Тодоров подчеркивает, что эта способность к восприятию стиха не обязательно сочетается с другими литературными способностями. Второй тип учащихся он считает наиболее многочисленным (в классе обычно человек 20-25). Дети, относящиеся к этому типу, лучше или хуже воспринимают стихотворение после выразительного чтения (учителя, специально подготовленного ученика или мастера художественного слова в записи). И, наконец, к третьему типу автор относит учащихся, которые плохо воспринимают стихи. При этом он отмечает, что в числе таких учеников могут оказаться и хорошо занимающиеся по литературе. В классе может быть до 10 и более таких учеников [11].
Л.Д. Коротина предлагает определять эти типы учащихся по восприятию стиха с помощью письменных ответов на вопросы, бесед, чтением незнакомых стихов, выразительным чтением разобранных в классе произведений, быстротой заучивания наизусть восстановлением поэтической строчки и «ступенчатости» в знакомых и незнакомых стихах [12].
Для двух сильных групп характерно в целом верное восприятие поэтического колорита. Устные и письменные ответы имеют разнообразный и иногда сугубо личный характер. Другая реакция наблюдается у третьей группы. Отклики на стихи обычно вялы и добиться их от учащихся нелегко. Иногда это прямые признания, что стихи непонятые, что они не нравятся. Высказывания о поэтическом произведении обычно однообразны и чаще всего представляют пересказ сюжетной линии.
Нельзя не отметить, что уже в начальной школе дети неодинаково воспринимают лирические стихи, поэтому можно сделать вывод, что восприятие лирики зависит не только от возрастной группы учащихся, но и от склада психики, от типа нервной системы. Школьная практика и эксперименты ученых-методистов позволяют сделать вывод, что учащиеся одного класса, с одинаковой примерно образовательной подготовкой, обнаруживают очень несхожие результаты восприятия одного и того же стихотворения. С одной стороны, это свидетельство сложности восприятия лирики, особенно языка поэтических ассоциаций. С другой стороны, следует, очевидно, говорить о несовпадении уровней образования и развития школьников [6].
Таким образом, учащиеся по-разному воспринимают стихотворения, и, следовательно, необходимо дифференцировать работу на стадии, следующей за стиховым анализом. «Для групп с развитым восприятием стиха обращение к уже проанализированному произведению под руководством учителя не имеет смысла. Такой ученик как читатель теперь должен остаться наедине с произведением, соотнести свои впечатления и наблюдения. Иная реакция учащихся третьей группы заставляет искать и иной методический ход. Он состоит в выработке системы заданий, направленных на привлечение особого внимания к стиховой специфике. Учащимся этой группы учитель даёт задания».
В книге «Взаимосвязь восприятия и анализа художественных произведений в процессе изучения литературы в школе» А.В. Терлова говорит о важности живых связей «объективного и субъективного, личного и общественного в образе лирического переживания, поскольку объективные явления действительности воссоздаются в форме субъективного переживания». По словам А.В. Терловой «именно в нарушении или соблюдении связей субъективного и объективного, личного и общего в образе лирического переживания и проявляются различные уровни восприятия лирического стихотворения, различные уровни образной конкретизации и образного обобщения» [22, С. 45].
На первых этапах знакомства с лирическим произведением важную роль также играют личность учителя и тот психологический климат, который сложился в классе. Так, А.В. Терлова считает, что степень активности влияния учителя зависит от знания педагогом:
1) психологии восприятия искусства слова вообще;
2) его своеобразия в младшем школьном возрасте;
3) индивидуальных проявлений у конкретных учеников;
4) уровня их нравственной, эстетической культуры. «Эти знания дают возможность моделировать восприятие учащихся» [22, С. 51].
А.В. Терлова также обращает внимание на необходимость предварительного настроя. «Известно, что не все произведения в самом лучшем исполнении доходят до сердца учащихся. Необходимо … установление ассоциативной связи между мыслями и представлениями учащихся и образами поэта» Определяющим, на взгляд А.В. Терловой, моментом для полноценного восприятия стихотворения является чтение художественного произведения. «Чем конкретнее и ярче представления, возникающие при чтении, тем глубже восприятие художественной идеи, тем эффективнее воздействие словесного искусства на читателя. Этим определяются высокие требования, которые предъявляются к качеству выразительного чтения. Само звучание стихотворной речи способствует эмоциональному восприятию и пониманию ее. Подготовленное учителем чтение в классе лирического произведения — важнейший момент работы. Хорошее чтение дает учащимся нередко значительно больше в смысле понимания поэта, чем самый тщательный и умелый разбор – оно говорит само за себя» [22, С. 59].
Л.Т. Тодоров обращает внимание на самую краткую, но не менее важную, часть урока — небольшую паузу между чтением и началом анализа. «Стихотворение прочитано. Оно вызвало у учеников душевный отклик, даже если не все в нем было понятным до конца. Поэтому после чтения не стоит спешить с анализом. Такая пауза совершенно необходима». И очень ответственна первая фраза, первый вопрос после чтения стихотворения. Первые вопросы помогают ученикам вжиться в произведение, выразить читательские впечатления от него. Конечно, необходима и правильная работа при анализе изучаемого стихотворения. А последнее чтение стихотворения на уроке должно быть особенно ярким, чтобы у школьников осталось целостное восприятие его, ощущение праздничности [19, С. 84].
Особенности процесса художественного восприятия лирики у младших школьников говорят о том, что они способны к полноценному для их возраста диалогу эстетического согласия с лириком. Однако для того, чтобы дети реализовали свои возможности в интересующей нас области, необходима регулярная и планомерная работа, построенная на определённых педагогических основах.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы