Курсовая с практикой на тему Изучение личностной готовности к школе старших дошкольников с общим недоразвитием речи
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 4
ГЛАВА 1.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ЛИЧНОСТНОЙ ГОТОВНОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С
ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ.. 7
1.1. Подходы
к проблеме психологической готовности ребенка к школе 7
1.2. Особенности
психического развития старших дошкольников с общим недоразвитием речи. 12
1.3. Проблема
изучения личностной готовности к обучению в школе старших дошкольников с общим
недоразвитием речи. 17
Выводы по 1 главе. 21
ГЛАВА 2.
ОРГАНИЗАЦИЯ И РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЛИЧНОСТНОЙ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЕ
ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ.. 23
2.1. Современные
методологические подходы к исследованию психологической готовности к школе
детей с общим недоразвитием речи. 23
2.2. Организация
исследования и характеристика методик диагностики личностной готовности к школе
дошкольников с общим недоразвитием речи 29
2.3. Анализ
коррекционных программ по формированию личностной готовности дошкольников к
школе. 32
Выводы по 2 главе. 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 40
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.. 42
ПРИЛОЖЕНИЕ. 47
Введение:
Актуальность исследования. Вопрос психологической готовности к школе в
настоящее время становится очень популярной среди исследователей разных
специальностей. Психологи, педагоги, физиологи изучают и обосновывают критерии
готовности к школьному обучению, дискутируют о возрасте, с которого самым
целесообразным будет начинать обучение детей в школе.
Психологическая
готовность ребенка к школьному обучению представляет один из самых важных
итогов развития в период дошкольного детства. Актуальность проблемы
исследования заключается в том, что на данном этапе развития общества стоят
высокие требования к организации воспитания и обучения, которые обуславливают
необходимость искать новые, наиболее эффективные психолого-педагогические
подходы, которые будут способствовать приведению методов обучения в
соответствии с требованиями жизни. Для решения этой проблемы необходимо четко
определять цели и принципы организации обучения и воспитания в дошкольных
учреждениях, так как от этого зависит успешность последующего обучения детей в
школе.
Наличие большого пласта
научных и практических исследований по проблеме сформированности готовности к
обучению в школе свидетельствует об ее актуальности. Вместе с тем, специфика личностной
готовности к обучению в школе детей с общим недоразвитием речи ещё недостаточно
полно раскрыта. Это связано с возрастными и личностными особенностями развития
современных первоклассников с ОНР, поступающих в школу, многообразием факторов,
влияющих на процесс личностной готовности старших дошкольников к новым условиям
систематического обучения в коллективе сверстников.
Тем самым, можно
сформулировать проблему исследования, которая заключается в изучении
особенностей формирования личностной готовности детей дошкольного возраста с
общим недоразвитием речи к обучению в школе.
Целью исследования является изучение особенностей формирования
личностной готовности старших дошкольников с общим недоразвитием речи к
обучению в школе.
Объектом исследования является проблема психологической готовности к
школе старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Предметом исследования
выступают особенности сформированности личностной готовности ребенка с общим
недоразвитием речи к школьному обучению.
Гипотеза исследования: полагаем, что дети старшего дошкольного возраста с
общим недоразвитием речи характеризуются недостаточной сформированностью
личностной готовности к школе, что проявляется в наличии низкой мотивации к
обучению, отсутствии познавательных мотивов и преобладании мотивов игровой
деятельности, заниженном уровне саморегуляции и низкой самооценки.
Задачи
исследования:
1. Теоретическое изучение проблемы психологической
готовности ребенка с общим недоразвитием речи к школьному обучению в трудах
отечественных и зарубежных исследователей.
2. Подбор и описание диагностических методик для
определения психологической (личностной) готовности детей к школе.
3. Проведение экспериментального исследования проблемы
личностной готовности ребенка с общим недоразвитием речи к школьному обучению и
анализ полученных результатов.
4. Составление рекомендаций по работе с дошкольниками с
общим недоразвитием речи при подготовке к школе.
Теоретико-методологическая база. Изучением особенностей сформированности
психологической готовности детей старшего дошкольного возраста с общим
недоразвитием речи к обучению в школе занимались многие педагоги и психологи.
Среди них мы можем выделить работы таких исследователей как Л.С. Выготский,
Л.А. Венгер, А.Н.Леонтьев, Н.Н. Поддъяков, В.С. Мухина и многие другие. Среди
современных исследователей можно назвать М.М. Безруких, М.Н. Ильину, Е.Е.
Кравцова, Е.И. Рогова и др.
Методы исследования:
1. Теоретические (анализ и синтез психолого-педагогической
литературы по теме исследования, обобщение имеющихся исследований по вопросам
психологической готовности дошкольников с общим недоразвитием речи к обучению в
школе).
2. Эмпирические (проведение экспериментального
исследования дошкольников с общим недоразвитием речи) методы.
Практическая
значимость исследования
заключается в использовании составленных методических рекомендаций по данным в
ходе проведения эмпирического исследования педагогами, которые работают с
детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи при подготовке
детей к школе.
База исследования: Федеральное государственное бюджетное
образовательное учреждение высшего образования «Башкирский государственный
педагогический университет им. М. Акмуллы»
Структура:
курсовая работа состоит из введения, двух глав
(теоретической и практической), заключения, списка использованной литературы,
приложений.
Заключение:
Таким образом, в ходе проведения исследования
мы пришли к следующим выводам:
1. Изучения психолого-педагогическую
литературу по проблеме исследования, было определено, что под психологической
готовностью к школьному обучению понимается необходимый и достаточно
сформированный уровень психического развития ребенка, необходимый для освоения
школьной учебной программы в условиях обучения в количестве сверстников.
Составными компонентами психологической
готовности к обучению в школе являются мотивационная, социально-личностная,
интеллектуальная и эмоционально-волевая готовность.
Мотивационная готовность к школе
характеризуется уровнем развития познавательного интереса, осознанным желанием
учиться и стремлением добиваться успехов в учении.
Социально-личностная готовность
характеризуется сформированностью внутренней позиции ребенка, его готовностью к
принятию новой социальной позиции – «позиции школьника», которая предполагает
определенный круг обязанностей. Социально-личностная готовность выражается в
отношении ребенка к школе, к учебной деятельности, к учителю, к самому себе, к
своим способностям и результатам работы, предполагает определенный уровень
развития самосознания. Также социально-личностная готовность включает
сформированность у ребенка коммуникативных навыков и качеств, необходимых для
общения и взаимодействия со сверстниками и учителем, способность к коллективным
формам деятельности.
Интеллектуальная готовность к школьному
обучению является важной предпосылкой успешности обучения, так как связана с
развитием познавательной активности и мыслительных психических процессов –
способностью обобщать, сравнивать предметы окружающей действительности,
классифицировать по существенному признаку, устанавливать причинно-следственный
связи, делать выводы, обобщения, умозаключения на основе имеющихся данных.
2. Главная закономерность, которая
свойственная всем детям с общим недоразвитием речи проявляется в том, что оно
оказывает влияние на изменение развития личности ребенка в общем. Среди
психологических особенностей развития личности ребенка с общим недоразвитием
речи можно выделить тревожность, низкий уровень самооценки, сниженный общий фон
настроения, наличие страхов и т.п. Такие нарушения появляются у детей при неправильном
построении обучения и воспитательного процесса.
3. Важной составной частью психологической
готовности к обучению является личностная готовность, которая включает уровень
формирования новой социальной позиции, выражается в отношении ребенка к деятельности,
к другим людям, к самому себе; сюда входит и определенный уровень мотивационной
и эмоционально-волевой сферы
4. Изучение методов психологической
диагностики готовности ребенка к школьному обучению позволило выявить, что
готовность детей к обучению в школе определяется системным исследованием
состояния интеллектуальной, речевой, эмоционально-волевой и мотивационной сфер.
5. На основании анализа подходов к
формированию личностной готовности к обучению в школе и беря за основу
исследовательской деятельности деятельностный подход, нами было выявлено, что
процесс формирования личностной готовности к школе должен осуществляться путем
применения словесных, наглядных, практических и арт-терапевтических методов и
форм работы.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ЛИЧНОСТНОЙ ГОТОВНОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С
ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 1.1. Подходы к проблеме
психологической готовности ребенка к школе Психическое
развитие человека начинается с момента рождения. Другими словами, с того, когда
ребенок является бессознательным существом, которые не имеет навыков речи и
полностью зависим от взрослого человека в своем развитии и взрослении.
Изначально психические и физические реакции ребенка на окружающий мир простые,
постепенно переходят к более сложным, по мере его адаптации, к новому для него
миру. Так, ребенок проходит длительную социализацию, которая приводит его к
полноценной зрелой автономной личности [11].
Психическое
развитие является процессом накопления количественных и качественных
прогрессивных изменений психики, которое обуславливает формирование личности.
Однако оно является не последовательным отдельным и несогласованным между собой
изменением, а имеет целостный системный характер, вследствие чего изменения в
одной области психики приводят к изменениям других психических проявлений.
К 7-ми
летнему возрасту ребенок переживает кризис возрастного развития, который
считается кризисом подготовки к школьному обучению. Многие исследователи, среди
них Л.С. Выготский, отмечали, что такой кризис проявляется в виде потери
непосредственности ребенка, обуславливается тем, что между желанием что-то
делать и самой деятельностью появляется переживание того, какое значение это
действие будет иметь для ребенка [9]. Тем самым можно сказать, что внутренняя
ориентация на результат деятельности, которая может быть как позитивной, так и
негативной, обуславливает появление на этом этапе эмоционально-смысловой оценки
своего решения. Так, Д.Б. Эльконин говорил о том, что при появлении ориентации
на смысл поступка следует говорить о переходе ребенка в новый возрастной этап
развития [2].
Отметим,
что такой период является одним из сложных для диагностики развития в
современной психологии, так как оценочная деятельность становится определяющей
в готовности ребенка к школе, позволяя исследовать уровень нравственного и
психического развития, необходимые для социализации в новом коллективе.
Ситуация
готовности ребенка к школе подразумевает диагностику структуры личности ребенка
на предмет выявления аспекта готовности ребенка к школе. Структура
психологической готовности к школьному обучению состоит из трех элементов:
личностная готовность, интеллектуальная готовность и социально-психологическая
готовность [1].
Личностная готовность
ребенка к школе – это
элемент психологической готовности. Психологическая готовность к школе имеет
три основных аспекта, которые подлежат оцениванию (М.И. Лисина, Л.И. Божович,
Р.С.Буре, Р.Б. Стеркина и др.), а именно:
1.
Психологические отношения со значимыми взрослыми. Это первый круг
интернализации ребенком социальных отношений – это родители, близкие
родственники, первые сверстники и воспитатели ДОУ. В этой сфере оцениваются
такие критерии, как: готовность к самоконтролю, умение произвольно
контролировать свои действия, т.е. ставить цель и выполнять ее в рамках учебной
программы, восприятие взрослого в качестве преподавателя, понимание условности
учебных ситуаций.
2.
Отношения со сверстниками. Это такой вид взаимоотношений, который должен
характеризоваться у ребенка пониманием чувства коллектива. В этой сфере
оцениваются такие критерии, как: понимание коллектива, восприятие возможности
соревновательно-оценочного общения и деятельности в процессе постепенной замены
игры на учебную деятельность, понимание действий партнеров и соперников в игре,
стремление к обоснованной и рациональной критике соперника, партнера и себя
[16].
3. Сфера
самоанализа ребенка подразумевает внутреннюю готовность самого ребенка к школе.
В этой сфере оцениваются такие критерии, как самооценка. В этом возрасте это наиболее важный критерий, когда
в итоге прохождения кризиса 7 лет ребенок начинает воспринимать себя как часть
коллектива, а не «центр» мира вокруг себя. На этом этапе происходить понижение
завышенной самооценки ребенка, что является одним из показателей
психологической школьной готовности [5].
А.Л.
Сиротюк говорит о том, что в процессе анализа личностной готовности ребенка к
школе одним из самых важных аспектов является внутреннее понимание ребенком
ситуации смены социального окружения. Положительными чертами здесь выступают
следующие – ситуация желания пойти в школу, переориентация на школьную систему
обучения и оценивания, восприятие взрослых в качестве педагогов. В общем, личностная
готовность к обучению в школе является результатом формирования новообразований
в психике ребенка под влиянием прохождения кризиса 7 лет [26].
По мнению
отечественных исследователей, в личностной сфере для обучения в школе самыми
значимыми выступает произвольность поведения, соподчинения мотивов,
сформированность элементов волевого поведения и качества, чувство
ответственности и долга, а также сформированность эмоциональной сферы и чувство
коллективизма. Поэтому если личностная сфера у ребенка не сформирована, то даже
при наличии других сфер, ему будет достаточно сложно привыкать к новому
социальному статусу и условиям жизнедеятельности.
Рассмотренные
постулаты свидетельствуют о том, что в сфере личностной готовности с ребенком
необходимо проводить психологическую подготовку – играть «в школу», беседовать
о школе, уроках, учителях, смысле обучения, проводить научно-познавательные
экскурсии в школу, беседы со школьниками [4].
Интеллектуальная
готовность ребенка к школе говорит о том, что ребенок имеет определенное
мировоззрение, багаж знаний, умений и навыков, которые необходимы для успешного
осуществления учебной деятельности.
Интеллектуальная готовность предполагает, что
ребенок имеет сформированный логико-понятийный аппарат, владеет начальными навыками
анализа и синтеза информации, умеет обобщать получаемый материал и
систематизировать его, запоминает, основываясь на осмысленное запоминание, а не
на механическую память, умеет вычленять из учебной деятельности учебную задачу
и цель, целенаправленно идти к ее решению. При этом стоит учитывать, что
указанные навыки в старшем дошкольном возрасте по-прежнему основываются на
образном мышлении и действиях с предметами объективной реальности, поскольку
абстрактное мышление остается не развитым в этот период [10].
Для
оценивания интеллектуальной готовности детей к обучению в школе используются
следующие критерии: дифференцированное восприятие материала, проведение анализа
и синтеза информации, аналитическое мышление и способность определять
взаимосвязь между отдельными явлениями, возможность установления
закономерностей и воспроизведение действий по предложенным примерам, наличие
стремления заменить фантазийное мышление на рациональное, присутствие
стремления к осмысленному и логическому запоминанию информации,
сформированность познавательного интереса в получении знаний, их усвоении и
познании нового, сформированность связной устной речи и способность к
декодированию общекультурных и социальных символов, сформированность навыков
мелкой моторики и зрительно-двигательной аккомодации [3].
Социально-психологическая
готовность к школьной деятельности характеризуется такими нюансами, как социальные взаимоотношения ребенка
в психологическом ключе: т.е. насколько ребенок готов к новому социальному
общению, к переходу на новый уровень коммуникации, умение войти в новый для
себя мир в новом социальном качестве.
Я.Л.
Коломинский, Т.А. Репина, В.Р. Кисловская, А.В. Кривчук, В.С. Мухина и
другие исследователи доказали, что степень сплоченности и структурированности
детского коллектива стремительно возрастает по мере взросления ребенка, к 7
годам, к началу школьной деятельности, ребенок обретает свои взгляды на
взаимоотношения и отчетливо выделяет предпочтительные отношения и ненужные или
неинтересные. Дети предпочитают тех сверстников, которые адекватно
удовлетворяют их потребности в общении, при этом формируя взаимоотношения на
базе уважения, и внимания друг к другу.
Важно
понимать, что социально-психологическая готовность к школе не ограничивается
только взаимоотношениями детей между собой, также следует иметь в виду
отношения ребенка с взрослыми людьми. Постепенно ребенку стоит начинать
позволять большую самостоятельность, так как он проявляет стремление к
осуществлению самостоятельной деятельности. Педагог становится для ребенка во
многом эталоном поведения и социальным портретом идеального человека [6].
Таким
образом, приход в школу предполагает начало качественно нового этапа жизни
детей, поскольку меняется его отношение к взрослым и сверстникам, самому себе и
своей деятельности. Тем самым ребенок получает новое положение в обществе,
условия деятельности и общения. Понятие психологической готовности к обучению в
школе считается комплексным явлением, которое состоит из интеллектуальной,
личностной и волевой готовности. Поэтому для успешного обучения и социализации
ребенку необходимо соответствовать предъявляемым ему требованиям.