Курсовая с практикой на тему Изучение конфликтного поведения подростков с овз
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Глава 1. Психологический анализ конфликтного поведения у детей юношеского возраста с ОВЗ. 6
1.1 Конфликт и конфликтное поведение детей с ОВЗ: понятие, влияние, характеристика 6
1.2 Стратегии поведения подростков с ОВЗ в конфликтных ситуациях. 10
Глава 2. . Экспериментальное исследование особенностей конфликтного поведения в юношеском возрасте детей с ОВЗ. 16
2.1 Этапы, методы и методики исследования конфликтного поведения подростков с ОВЗ 16
2.2 Характеристика выборки и анализ результатов. 18
Введение:
Постановка проблемы. Конфликт и конфликтное поведение в юношеском возрасте считается вполне нормальным явлением. Причины, которые способствуют развитию конфликтного поведения у детей, зависят от личности, приобретенных и врожденных качеств его психики и состояния здоровья.
Актуальность темы. В течение жизни каждого человека окружает много прекрасного, приятного, радостного, но вместе с тем наша стремительная жизнь переполнена стрессовыми ситуациями, бурным, непрестанным потоком информации. Это ложится тяжелым бременем на нервы детей, потому что, на все эти явления защитной реакцией юноши в первую очередь является конфликтное поведение. Итак, сегодня особенно актуальной проблемой является защита внутреннего мира любого подростка, а особенно с ОВЗ, от негативных воздействий, от возникновения необоснованных тревожностей, а в результате конфликта.
Юношеский возраст – важный этап детства, от положительного течения которого зависит развитие интеллекта и личности, желание и умение учиться, вера в свои силы и, вне всякого сомнения, дальнейшая жизнедеятельность человека. Именно в этот период у ребенка могут возникать страхи и повышаться уровень тревожности, а как результат конфликтность.
Учитывая негативное влияние конфликтов на социальную адаптацию подростков с ОВЗ, подчеркнем актуальность проблемы исследования для инклюзивной психологии. Особого внимания требуют вопросы определения причин, динамики конфликтного поведения с целью последующего в будущем предупреждения и разрешения конфликтов в поведении школьников с ОВЗ. Это и обусловило выбор темы курсовой работы: «Изучение конфликтного поведения подростков с ОВЗ».
Степень разработанности, место и значение в науке и практике. Теме конфликтности, которая может возникать у детей юношеского возраста с ОВЗ, посвящено множество работ ведущих ученых-психологов. Представители различных психологических направлений трактуют причины конфликтов и конфликтного поведения в зависимости от научных подходов, сформированных на:
— традициях психоанализа (К. Хорни, И. Фрейд);
— бихевиоризма (А. Бандура, Н. Дойч, Н. Шериф);
— когнитивной психологии (К. Левин, В.С. Мерлин);
— гуманистической психологии (К. Роджерс, А. Маслоу).
В современной психологии появилось немало работ, в которых конфликт рассматривается более комплексно, а конфликтное поведение освещается как одна из стадий конфликта, детерминирована рядом факторов (Н.В. Гришина, Г.В. Ложкин, Н.И. Повякель, В.М. Нагаев и др.).
Цель – исследовать и изучить особенности проявлений конфликтного поведения детей юношеского возраста с ОВЗ.
Объект исследования – дети юношеского возраста с ОВЗ.
Предмет исследования – особенности конфликтного поведения детей юношеского возраста с ОВЗ.
Гипотеза исследования. На выбор стратегий поведения в конфликте подростков с ОВЗ влияют структуры ихнего психического или физического дефекта, уровень психического развития, возрастных особенностей и гендерных различий. В трудноразрешимой ситуации подросток ведет себя в зависимости от принадлежности к одной из групп клинических форм ОВЗ. От преобладания процессов возбуждения или торможения зависит выбор активных (соперничество, сотрудничество) или пассивных (приспособление, избегание) форм поведения в конфликте. Наличие осложненного дефекта в значительной степени обуславливает наличие деструктивных форм поведения.
Достижение цели будет предполагать решение следующих задач:
1. Подобрать и проанализировать научную литературу по данной проблематике;
2. Раскрыть сущность понятия конфликта, конфликтного поведения и стратегий поведения подростков с ОВЗ в конфликтных ситуациях;
3. Выделить основные особенности проявления конфликтного поведения в детей юношеского возраста с ОВЗ и провести их исследование;
4. На основе анализа результатов исследования сделать соответствующие выводы.
Методы исследования:
Теоретические методы – анализ литературы по проблеме исследования.
Методы обработки данных – количественный и качественный анализ результатов исследования.
База исследования. Школа МАОУ «СОШ № 21 г. Челябинска», где созданы условия организации обучения воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов. А также средняя общеобразовательная школа №112.
Объем и структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы. Общий объем составляет 36 страниц.
Заключение:
На основе проведенного исследования хотелось бы отметить необходимость дальнейшего изучения конфликтного поведения подростков с ОВЗ, а также его коррекции и предупреждения.
1. Исследование позволяет эффективно изучить особенности конфликтного поведения, его причины и свойственные подросткам с ОВЗ способы разрешения конфликтов, что является основой конкретизации направлений психолого-педагогической работы с этой категорией учащихся.
2. Причинами возникновения конфликтного поведения в подростков с ОВЗ являются:
— биологические, связанные со структурой дефекта и особенностями нейродинамики;
— психологические, связанные с особенностями личностного развития и субъективного восприятия ситуации;
— социальные, связанные с условиями развития подростка в ближайшем социальном окружении (семье, школе).
3. От преобладания процессов возбуждения или торможения зависит выбор активных (соперничество, сотрудничество) или пассивных (приспособление, избегание) форм поведения в конфликте. Наличие осложненного дефекта в значительной степени предопределяет наличие деструктивных форм поведения.
4. Преобладающими стратегиями конфликтного поведения в подростков с ОВЗ являются деструктивные типы, среди которых находятся соперничество, приспособление, избегание.
5. Максимально склонными к соперничеству есть подростки с преобладанием процессов возбуждения и психопатоподобными реакциями. Остальные учащихся с неосложненной формой ОВЗ имеют высокий, по сравнению с другими группами, процент выбора более демократичных форм поведения: сотрудничества и компромисса.
6. Важную роль играют гендерные различия. Они непосредственно влияют на выбор стратегии поведения в конфликте. Парни более склонны к соперничество в конфликте в отличие от девушек. Девочки зачастую используют пассивные формы поведения (приспособление, избегание, сотрудничество).
7. Полученная психологическая информация позволит определить направления и условия дифференцированной, индивидуализированной коррекционной работы, в частности групповой психокоррекции с целью профилактики конфликтов и конфликтного поведения среди подростков с ОВЗ, и создает психологические предпосылки социализации.
Проведенное исследование не исчерпывает всех аспектов проблемы. Дальнейшего изучения требуют вопросы конфликтов среди учащихся младших классов с ОВЗ, а также юношеского возраста, особенностей их поведения, детерминирует конфликтные ситуации. Кроме того, исследование должно быть направлено на углубленное изучение семейных конфликтов учащихся школ для детей с ОВЗ.
По результатам исследования можно сказать, что все поставленные задачи, цель и гипотеза были достигнуты на нужном для данной работы уровне. Были сделаны соответствующие выводы.
Фрагмент текста работы:
Психологический анализ конфликтного поведения у детей юношеского возраста с ОВЗ
1.1 Конфликт и конфликтное поведение детей с ОВЗ: понятие, влияние, характеристика
На мозг человека непрерывно действуют разнообразные по количеству и качеству раздражители с внутренней и окружающей среды. Возникновение неожиданной и напряженной ситуации приводит к нарушению равновесия между организмом и окружающей средой. Наступает неспецифическая реакция организма в ответ на эту ситуацию – стресс. Он же в свою очередь провоцирует на конфликтное поведение.
В течение последних десятилетий интерес ученых в исследовании проблемы конфликта заметно растет (И.В. Ващенко, А.К. Дусавицкий, Н.Е. Герасимова, И.А. Коваль, Г.В. Ложкин, Г.С. Костюк, Т.М. Титаренко), однако в специальной психологии эту проблему до сих пор нельзя считать в полной мере изученной. Не проведено комплексных исследований, не учтены детерминанты возникновения конфликтов, нет совершенной модели поведения ребенка с ОВЗ в конфликтной ситуации, а потому невозможно организовать эффективную коррекционную работу по предупреждению и разрешению конфликтов [13].
В общей психологии представители самых разных психологических школ по-разному трактуют причины конфликтов и конфликтного поведения в зависимости от определенных психологических концепций [15].
В пределах этих психологических школ отдельные ученые рассматривают, по нашему мнению, интересные идеи, которые можно использовать при создании системы изучения, предупреждения и разрешения конфликтов в поведении подростков с ограниченными возможностями здоровья. В частности [12]:
1) психоаналитическая идея о роли влечений К. Хорни;
2) анализ комплекса неполноценности А. Адлера;
3) взгляд на конфликт как фактор возрастного кризиса Е. Эриксона;
4) субъективный взгляд на конфликтную ситуацию представителей когнитивной психологии – К. Левина, В.С. Мерлина;
5) зависимость конфликтного поведения от внешних условий и ситуативных факторов в теории бихевиористов – А. Бандуры, Н. Дойча, М. Шерифа;
6) интеракционистическая идея Т. Шибутани о возможности возникновения ролевого конфликта;
7) психотерапевтическая идея Н. Пезешкяна об усвоении поведения неоднократным повторением и тому подобное.
Несмотря на различные теоретические взгляды, большинство ученых [17]:
— отмечает зависимость возникновения межличностных конфликтов от наличия объективных противоречий и их субъективной оценки сторонами (Н.В. Гришина И.С. Зимина, Г.В. Ложкин, Л.А. Петровская, Н.И. Повякель, Б.С. Хасан и др.);
— подчеркивает роль социальных и психологических факторов в формировании конфликтного поведения как открытой стадии конфликта (Н.В. Гришина, В.М. Нагаев, В.П. Шейнов);
— обращает внимание на возрастные особенности конфликтов (В.М. Афонькова, Б.С. Волков, Т.В. Драгунова, Б.П. Живновский, Я.Л. Коломенский, А.В. Макляева);
— отмечает роль личностных качеств индивида в возникновении конфликтных ситуаций (Ф.М. Бородкин, Н.М. Коряк, Г.В. Ложкин, Н.И. Повякель).
При этом в современной литературе вопросу конфликтного поведения подростков с ограниченными возможностями здоровья уделяется неоправданно мало внимания, хотя известно, что интеллектуальные и физические нарушения [12]:
— негативно влияют на состояние эмоционально-волевой сферы;
— способствуют расстройствам поведения (Л.С. Выготский, В.В. Гроховский, В.А. Гурьева, Д.М. Исаев, В.К. Кузьмина, К.С. Лебединская, Н.И. Фелинский).
Подчеркивается влияние степени умственной и физической отсталости на характер и динамику формирования личности школьника и его межличностных отношений (В.А. Вярянен, Г.М. Дульцев, Н.Л. Коломенский) [29].
Указывается на роль взаимодействия социальных и биологических факторов в развитии личности (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, Г.С. Костюк, С.Д. Максименко, В.М. Синев) [29].
Отмечается прямая зависимость особенностей социального поведения от структуры дефекта (Г.Г. Запрягаев, М.С. Певзнер, В.М. Синев) [29]. Так, по мнению авторов, агрессивные насильственные действия присущи гиподинамической группе детей, и, наоборот, адинамические дети конформные, безвольные и бесконфликтные. Нарушение критичности мышления, присущие детям с ОВЗ, не позволяют им правильно оценивать свои действия, поступки и их последствия, а легкая податливость и конформизм уменьшают сопротивление воздействию неприятных ситуаций и ослабляют контроль за своим поведением.
Из общей конфликтологии известно, что в конфликты с окружающими вступают, прежде всего, люди с негибким, ригидным характером, неуверенные в принятии решений и осуществлении действий. Причиной конфликта может стать в одинаковой мере выявления, как конформизма, так и негативизма (Г.В. Ложкин, Н.И. Повякель), присущего умственно подросткам с ограниченными возможностями здоровья.
В специальной психологии вопрос конфликтного поведения рассматривался в рамках [23]:
— изучения общения детей (А.К. Агавелян);
— формирования «Я-образа» как фактора саморегуляции поведения в сложных ситуациях (Н.П. Матвеева);
— эмоциональных контактов умственно отсталых подростков противоположного пола (И.Д. Бех);
— роли личности учителя в конфликтах во вспомогательной школе (Т.И. Янданова).
Многие исследователи причину конфликтного поведения подростков видят в непонимании и невозможности усвоить нравственные категории общения (А.И. Капустин, Н.В. Тарасенко) [10].
В аспекте коррекционной работы ученые (В.И. Бондарь, Н.М. Буфетов, И.М. Бгажнокова И.Г. Еременко, А.А. Корниенко, Ф.В. Мусукаева, В.М. Синев, А.П. Хохлина и др.) подчеркивают необходимость целенаправленной работы по привлечению детей с ОВЗ к опыту общественного сознания и поведения [20, 24].
Таким образом, анализ научно-литературных источников, а также опыта вспомогательных школ показал, что практическая деятельность специальных психологов и коррекционных педагогов по разностороннему изучению конфликтного поведения подростков с ограниченными возможностями здоровья, ее профилактики и коррекции как теоретически, так и методически обеспечена недостаточно.