Курсовая с практикой на тему «Изучение композиции в акварельном натюрморте»
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение……………………………………………………………………………………………. 3
Глава 1…………….. .
Теоретический аспект жанра акварельного натюрморта 5
1.1 Развитие натюрморта как жанра живописи……………………………………… 5
1.2 Традиции рисования акварелью в России……………………………………….. 8
1.3 Художественные техники работы акварелью…………………………………. 11
1.4 Натюрморт в технике акварельной живописи………………………………… 14
Глава 2……… .
Методика обучения композиции в акварельном натюрморте 17
2.1 Методические рекомендации по иучению композиции в
акварельном натюрморте………………………………………………………………………………………………………… 17
2.2 Методика применения инновационных методов при
изучении композиции в акварельном натюрморте………………………………………………………………….. 21
Заключение………………………………………………………………………………………. 26
Список использованных источников…………………………………………………… 28
Введение:
Актуальность. Искусство, вместе
с другими ценностями, становится важнейшим средством эстетического воспитания,
которое необходимо человеку не только для формирования чувств, воли, идеалов,
взглядов и интересов, но и для развития творческого отношение человека к труду,
познанию и преобразованию мира. История свидетельствует о том, что человек
всегда был неразлучен с искусством. В горах, в пещерах разных стран мира
сохранились древние наскальные изображения, о которых слышали на уроках
истории. Потребность изображать увиденное возникло у человека очень давно,
задолго до изобретения письменности.
Изобразительная деятельность
имеет большое значение в решении задач эстетического воспитания, так как по
своему характеру является художественной деятельностью. Специфика занятия
изобразительным творчеством дает широкие возможности для познания прекрасного,
для развития у детей эмоционально-эстетического отношения к действительности.
Такое понятие, как
«изобразительное искусство», включает в себя три основных вида: живопись,
графику и скульптуру. В данной курсовой рассматривается жанр натюрморта в
живописи, а именно в технике акварель.
Термин «натюрморт» происходит от
французского nature morte – «мертвая природа». Обозначает изображение
неодушевленных предметов, объединенных в единую композиционную группу. Мир
вещей в натюрморте всегда призван раскрыть их объективное своеобразие,
неповторимые качества, красоту. Вместе с тем, это всегда человеческий мир,
выражающий строй мыслей и чувств, отношение к жизни людей определенного
общества. Особенности образов натюрморта, передающие через неодушевленные
предметы черты и характеры людей, времени является основной композиционной
деятельности художника в этом жанре.
Актуальность состоит в том, что
натюрморт является лучшим средством изучения законов живописи в технике
акварели. В современном мире, он стал одним из востребованных жанров, имеет
тесную связь с историей мировой художественной культуры, что позволяет
отобразить мир человека через несложные предметы.
Объект исследования: жанр
акварельного натюрморта.
Предмет исследования: методика обучения композиции в акварельном натюрморте.
Цель исследования: разработать методику обучения композиции в акварельном натюрморте.
Задачи исследования:
1. Изучить историю развития натюрморта как жанра
живописи.
2. Исследовать историю традиции рисования акварелью
в России.
3. Изучить различные художественные техники работы
акварелью.
4. Исследовать натюрморт в технике акварельной
живописи.
5. Разработать методические рекомендации по
изучению композиции в акварельном натюрморте.
6. Сформировать методику применения инновационных
методов при изучении композиции в акварельном натюрморте.
Гипотеза исследования: методические
рекомендации по изучению композиции в акварельном натюрморте влияют на эффективность
обучения данному жанру.
Методы исследования: анализ
теоретической литературы, синтез, классификация.
Структура работы: введение, две
главы, заключение, список использованной литературы.
Заключение:
Каждый живописец видит в
натюрморте средства для выражения собственного поэтического мира, что и
отразилось в моих работах.
Своеобразие жанра «натюрморт»
заключается в его больших изобразительных возможностях. Через материальную
сущность конкретных предметов художник может в образной форме отразить
собственные стороны жизни, вкусы и нравы, социальное положение людей, важные
исторические события, а иногда и целую эпоху. Через целенаправленный отбор объектов
изображения и их трактовку, он выражает свое отношение к действительности,
раскрывает свои мысли и чувства. В натюрморте художник обращается к миру
неодушевленных вещей, выделяя их из всего большинства окружающего его мира. В
натюрморте нет предмета как такового, но героями стали сами предметы натюрмортной
группы.
Можно оценить их материальные
качества — их тяжесть, пластику форм, рельеф и фактуру поверхности, детали, а
также их взаимодействие со средой — их жизнь в среде. За счет именно своей
материальности предметы будут интересны детям, а, значит, несложно будет
организовать процесс восприятия, рассматривания картин. Совершая воображаемое
путешествие в картину — натюрморт, ребенок различает планы в картине, понимает
и принимает некоторые условности, диктуемые плоскостью холста. «Натюрморт
больше, чем какой-либо другой жанр ускользает от словесных описаний, натюрморт
надо внимательно смотреть, разглядывать, погружаться в него. В этом смысле
натюрморт — ключ к любой картине, так как он учит постигать собственно
живопись, любоваться изображением, его красотой, силой, глубиной — только так
постигается истинное содержание любой картины, её образ» (И.С. Болотина).
Главной целью художественного
развития должно быть пробуждение у детей «не отчужденного» и ответственного
отношения ко всему, что окружает их в жизни. Такое отношение лежит в основе
искусства художественного освоения мира человеком и может быть развито у детей
в процессе преподавания художественных дисциплин. Содержанием преподавания
предметов художественного цикла следует считать не список произведений
искусства, не освоение терминологии, понятий, умений, а те особые мысли,
чувства, отношение к жизни и к искусству, которые ребенок открывает в себе и
людях, авторах художественных произведений в процессе решения творческих задач,
связанных с созданием и восприятием художественных образов, и приобщение
ребенка через переживание и сопереживание к полноценному художественному
творчеству и сотворческому восприятию искусства.
Уроки изучения натюрморта включают
практические занятия и по теории живописи. На уроках раскрываются основные
закономерности восприятия цвета, его свойств и построения живописного
изображения, вопросы колорита, сообщаются сведения из области живописи и
методики работы над натюрмортом. Особое внимание обращается на приобретение
знаний и навыков построения формы, умение видеть и передавать разнообразное
состояние натуры в зависимости от условий освещения и среды.
Весь процесс занятий живописью в
тесной связи с занятиями рисунком и композицией ведёт к развитию таких творческих
способностей школьников, как художественная наблюдательность, образное
мышление, творческое воображение, чувство цвета и цветовых отношений.
В результате работы над заданием
поставленные цели и задачи были достигнуты. История и особенности натюрморта,
изучение и описание технологии акварельной живописи.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1
ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ЖАНРА АКВАРЕЛЬНОГО НАТЮРМОРТА 1.1 Развитие натюрморта как жанра живописи Натюрморт – жанр
изобразительного искусства, посвященный изображению цветов, посуды, еды,
напитков и других вещей, которые, как правило, располагаются на столе, в
реальной бытовой среде и композиционно организованы в единую группу. Натюрморт
может выступать как один из жанров станковой живописи, как самостоятельное
произведение искусства. Но часто он является составной частью композиции
жанровой картины [15, c. 435].
Натюрморт как жанр живописи
всегда привлекал художников, являясь отличным средством реализации широких
возможностей выявления художественно-эстетических идеалов наиболее полно
проявляется художественное достоинство натюрморта как самостоятельного жанра с
его специфическим языком и выразительностью. Существенное место в натюрморте
обычно занимают цветы, плоды, драпировки, предметы повседневного обихода.
Натюрморт постоянно развивался,
выдерживая на своем пути становление влияния разных направлений. Искусство
натюрморта стало действенным средством эстетического воспитания наших
современников, воспитания в них лучших свойств [1, с. 234].
Натюрмортные мотивы можно
проследить еще в искусстве V–IV вв. до н. э. Первые натюрморты изображали на
древнегреческих и римских мозаиках, изображения выполняли на цветных камнях, на
вазах, посуде с разнообразными сюжетами, а также встречаются настенные росписи
в Помпеях. Для художников Древней Греции и Италии были актуальны бытовые,
военные и музыкальные сюжеты натюрмортов.
Основные этапы развития
натюрморта:
— XV–XVI вв. – исходная точка раннего натюрморта,
рассматривалась как часть исторической или жанровой композиции;
— XVII ст. – расцвет голландской и фламандской
натюрмортной живописи;
— XVIII–XX вв. – изменения в натюрмортной живописи
с появлением импрессионистов и периоде возрождения жанра;
— XX–XXI вв. – формирование современного
натюрморта и его особенностей [19, c. 83].
В период XV-XVI вв. Натюрморт
рассматривался только как часть исторической или жанровой композиции и не
существовал как самостоятельный жанр в системе изобразительного искусства. К
концу XVI века натюрморт имел религиозное предназначение, ведь искусство того
времени служило христианству, иллюстрируя библейскую тематику. Например,
художники Ян Ван Эйк и Караваджо добавляли разнообразные композиции по предметам
как часть христианских сцен. Даже обрамление для подобных натюрмортов создавали
с цветочными гирляндами фигуры Богоматери и Христа. Тем не менее многие
художники продолжали писать натюрморты, но главной задачей считались сцены из
Библии. Предметная живопись была необходима для тренировки технических навыков
художника [13, c. 178].