Курсовая с практикой на тему Изучение коммуникативной готовности к обучению в школе дошкольников с интеллектуальными нарушениями
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава 1.
Теоретические основы изучения коммуникативной готовности к обучению в школе
дошкольников с интеллектуальными нарушениями. 7
1.1. Понятие «коммуникативная готовность» дошкольников к
обучению в школе в психолого-педагогической литературе. 7
1.2. Понятие
нарушенного интеллекта, его причины и виды.. 14
1.3.
Особенности коммуникативной готовности к обучению в школе дошкольников с
интеллектуальными нарушениями. 20
Вывод по
первой главе. 24
Глава 2.
Эмпирическое исследование развития коммуникативной готовности к обучению в
школе детей старшего дошкольного возраста с интеллектуальными нарушениями. 26
2.1. Организация
и методы исследования коммуникативной готовности к обучению в школе
дошкольников с интеллектуальными нарушениями. 26
2.2. Результаты
изучения коммуникативной готовности к обучению в школе дошкольников с
интеллектуальными нарушениями. 32
Вывод по
второй главе. 39
Заключение. 40
Список литературы 44
Введение:
Актуальность темы исследования.
В настоящее время все больше внимания уделяется детям с проблемами развития,
которые нуждаются не только в лечении, но и в создании специальных условий для
обучения и воспитания, соответствующих их индивидуально-психологическим
особенностям. По разным данным, количество детей с отклонениями в развитии и
различными трудностями в обучении составляет значительный процент от общего
дошкольного населения.
Воспитание
детей является предпосылкой развития современного общества, и важное место в
этом воспитании занимает корректирующее развитие дошкольников с ограниченными
интеллектуальными возможностями.
Обществу
необходимо учитывать важность расширения прав и возможностей людей для
установления хороших отношений в совместной деятельности с людьми с
ограниченными интеллектуальными возможностями.
Гармоничное
развитие психических и физических качеств, успешное обучение в школе,
своевременное овладение различными средствами общения имеют немаловажное
значение для формирования полноценной личности ребенка.
В.Н.
Панферов расширил определение общения, трактуя его как «взаимодействие людей,
содержанием которого является взаимопонимание и обмен информацией с помощью
различных средств коммуникации в целях установления взаимоотношений,
благоприятных для процесса совместной деятельности» [47, с. 126]. С точки
зрения автора, общение позиционируется как важнейшая социальная потребность,
без реализации которой формирование личности замедляется, а иногда и вовсе
прекращается.
Актуальность
темы работы обусловлена тем, что умственная отсталость — одно из самых
распространенных психических заболеваний, которое из медицинского диагноза
перерастает в широкую социально-демографическую проблему. Эмоциональная и
физическая перегрузка женщин, рост алкоголизма и наркомании — все это вместе с
усилением экологических нарушений привели к резкому увеличению числа детей с
умственными недостатками.
Проблема
воспитания и обучения детей с умственными отклонениями в отечественной
педагогике не нова. За последнее столетие он привлек внимание исследователей.
Т.А. Власова, В.И. Любовский, Г.Е. Сухарева и другие ученые изучили причины
умственной отсталости, выявили особенности когнитивной и эмоциональной сфер
личности детей с умственными недостатками и определили их типы. Рекомендации
ученых, занимавшихся этой проблемой, помогли педагогам работать с такими
детьми. Большинство детей с ограниченными интеллектуальными возможностями воспитываются
в семьях, где прослеживаются неблагоприятные социальные и
психолого-педагогические условия (конфликтные отношения между родителями и
другими членами семьи, неспособность родителей развивать и воспитывать детей,
жестокое обращение с ними, физическое насилие и т. д.).
Современная
социально-педагогическая и коррекционная практика основана на
психолого-педагогических исследованиях, которые теоретически обосновывают
сущность и значение коммуникативных навыков в развитии ребенка. М.И. Лисина,
Т.А. Репина, А.Г. Рузская определяют общение как коммуникативную деятельность
[26].
Важность
коммуникативной деятельности для дошкольников велика, так как дети в процессе
общения учатся воспринимать и понимать другого, это то, что важно для
дальнейшего взаимодействия, от чего зависит успех совместной деятельности.
Кроме того, коммуникативная готовность способствуют умственному развитию
ребенка.
Проблеме
общения детей с ограниченными возможностями посвящены многочисленные
исследования.
Особенностями
общения детей с интеллектуальной недостаточностью занимались И.П. Бучкина, Ю.С.
Галлямова, А. Гаурилюс, А.А. Байбородских, Е.Е. Дмитриева, Г.А. Карпова, Л.В.
Кузнецова, Т.С. Никандрова, О.Н. Дианова, Е.С. Слепович, Р.Д. Тригер, Ю.В.
Ульенкова, А.В. Поповичев, С.Н. Чаплинская и другие.
Многие
работы авторов посвящены изучению высших психических функций, обеспечивающих
процесс общения, а также межличностные отношения, восприятие общества. Тем не
менее, до сих пор нет регламентированных данных о структуре, содержании и
показателях уровня сформированности коммуникативных навыков и умений у детей
дошкольного возраста с ограниченными интеллектуальными возможностями.
Таким
образом, можно установить имеющееся противоречие между необходимостью развития
сферы общения у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) и современным состоянием практики, не располагающей достаточным
обеспечением методическими средствами и разработками, направленными на
формирование коммуникативных умений и навыков.
Актуальность
работы и ее значимость для психолого-педагогической теории и практики
определили выбор темы нашего
исследования «Изучение коммуникативной готовности к обучению в школе
дошкольников с интеллектуальными нарушениями».
В
соответствии с указанной темой мы определяем его научный аппарат:
Объект исследования: является
коммуникативная готовность к обучению в школе дошкольников с интеллектуальными
нарушениями.
Цель исследования
— изучить особенности развития коммуникативной готовности к обучению в школе
дошкольников с интеллектуальными нарушениями.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть теоретические основы изучения
коммуникативной готовности к обучению в школе дошкольников с интеллектуальными
нарушениями
2. Выявить особенности изучения
коммуникативной готовности к обучению в школе дошкольников с интеллектуальными
нарушениями
Методы исследования:
Теоретические:
теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы по
проблеме исследования.
Практические изучение документации,
наблюдение, беседа, анализ различных видов деятельности дошкольников,
констатирующий эксперимент; методы количественного и качественного анализа и
обработки экспериментальных данных.
Практическая значимость исследования:
разработанные
и апробированные условия эффективного применения методов и приемов
коммуникативно-развивающего обучения позволяют повысить результативность процесса
развития коммуникативной готовности, стимулируют активность детей в различных
формах, ситуациях и моделях общения, способствуют для формирования
коммуникативной готовности старших дошкольников с интеллектуальными нарушениями
к обучению в школе.
Структура курсовой работы:
курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Заключение:
Анализ литературы по
проблеме исследования позволил определить, что проблема подготовки детей к
обучению в школе на сегодняшний день имеет актуальное значение.
Готовность к школьному
обучению рассматривается как один из важнейших итогов психического развития детей
в период дошкольного возраста, который непосредственно влияет на процесс
школьного обучения. дошкольного обучения детей.
Коммуникативная
готовность к школьному обучению имеет важное значение, поскольку включает в
себя ориентацию на коммуникативную культуру, формирование коммуникативной
способности, а также на становление межличностных отношений, что является
основой для дальнейшего процесса обучения и развития.
По результатам
исследователей коммуникативная деятельность представляет собой единое сложное
образование, состоящее из трех компонентов: когнитивного, эмоционального,
поведенческого.
Далее был рассмотрен
вопрос об общем понятии интеллектуальные нарушения. Интеллектуальные нарушения
— количественные и качественные отклонения в развитии умственных способностей.
Они могут быть симптомом такого заболевания, как олигофрения, деменция,
запоздалое психическое развитие, либо одним из проявлений вторичных отклонений
(эпилепсия, шизофрения, эндокринопатия). Так же рассмотрели виды
интеллектуального нарушения. Особенности проявления интеллектуального нарушения
у детей дошкольного возраста.
Так
же был рассмотрен вопрос об особенностях коммуникативной готовности к обучению
в школе дошкольников с интеллектуальными нарушениями. В
настоящее время, детям с нарушением интеллекта уделяют особое внимание.
Органическое поражение мозга приводит к нарушению познавательной сферы (памяти,
восприятия, мышления, внимания).
Состояние
таких детей нередко бывает осложнено недоразвитием слуха, зрения и моторики,
что приводит к трудностям в овладении речью.
Это
отрицательно влияет на формирование и развитие навыков общения. Дети с
интеллектуальным нарушением практически не проявляют самостоятельную инициативу
в общении, не интересуются окружающим их миром. Это связано с нарушением
познавательной деятельности, у них мало поводов задавать вопросы взрослым или
вступать с ними в беседу. Не все дети умеют поддерживать диалог, что
обусловлено рядом особенностей, характерных для их речевой деятельности.
Во второй главе нами проведено
эмпирическое исследование. Проведённое нами исследование было посвящено
развитию коммуникативной готовности у детей дошкольного возраста с интеллектуальной
недостаточностью.
Актуальность проведенного
исследования обусловлена наличием данных, о низком уровне сформированности
коммуникативных навыков и умений у детей дошкольного возраста с
интеллектуальной недостаточностью.
Результаты исследования
показали, насколько уровень сформированности коммуникативных навыков и умений у
детей старшего дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью зависит
от многих факторов, в том числе и степень интеллектуального недоразвития.
Наличие специфических
изменений эмоционально-волевой сферы
определяет измененное коммуникативное развитие. Это выражается в отсутствии у детей дошкольного возраста с
интеллектуальной недостаточностью
возможности реализации потребности в общении, что создает в группе ситуацию социального
вакуума. Трудности в коммуникативной
деятельности объясняются, прежде всего, низким уровнем развития речи. Недоразвитие речевых средств,
способствует возникновению особенностей
психики у детей с умственной отсталостью. Дети становятся склонны к замкнутому поведению,
нерешительности, робости. Порождаются
специфические черты речевого и общего поведения (замедленная включаемость в ситуацию общения, ограниченная
контактность, неумение поддерживать
беседу, вслушиваться в речь), это проводит к снижению психической активности. Целью эмпирического исследования было выявить
уровень коммуникации детей старшего дошкольного возраста с нарушением
интеллектуального развития со сверстниками и взрослыми, показал, что:
— у детей с умственной
отсталостью выявлена несформированность форм общения, адекватных их возрасту,
что сказывается на качестве взаимодействия с окружающими;
— в группе детей с
интеллектуальным недоразвитием наблюдается обедненная активность
коммуникативного взаимодействия детей между сверстниками и взрослыми;
— для детей с умственной
отсталостью выявлены характерные особенности компонента общения. Необходимо
постоянно подкреплять контакт, так как у детей снижен познавательный интерес в
общении;
— детям с
интеллектуальными нарушениями характерна избирательность общения, некая
стереотипичность контакта.
Базой для исследования
стал детский сад № 24 «Космос».
Для выявления состояния
коммуникативных навыков были использованы методики:
1) Методика (Е.О.
Смирновой, Х.Т. Бедельбаевой, А.Г. Рузской), направленная на определение
ведущей формы общения с взрослым;
2) Методика «Картинки»
(Е.О. Смирновой и Е.А. Калягиной), направленная на выявление коммуникативной
компетентности детей дошкольного возраста в общении со сверстниками.
Осуществление исследования
происходило в следующей последовательности:
1) констатирующий этап
эксперимента — анализ сформированности коммуникативных умений и навыков у
старших дошкольников с нарушением интеллекта;
Полученные результаты
свидетельствуют о том, что общение у дошкольников с нарушением интеллекта
находится на более низком уровне, чем у их сверстников с сохранным интеллектом.
Таким образом, изучение
различных аспектов коммуникативных навыков и умений у детей дошкольного
возраста с интеллектуальной недостаточностью, свидетельствуют о недоразвитии
форм общения, низкой активности коммуникативного взаимодействия и о специфичном
недоразвитии эмоционально-волевой сферы, что является показанием для проведения
коррекционно-педагогической работы. Направление данной работы было
акцентировано на формирование коммуникативной готовности к обучению в школе
детей старшего дошкольного возраста с интеллектуальными нарушениями.
Фрагмент текста работы:
Глава
1. Теоретические
основы изучения коммуникативной готовности к обучению в школе дошкольников с
интеллектуальными нарушениями
1.1. Понятие «коммуникативная
готовность» дошкольников к обучению в школе в психолого-педагогической
литературе Одна
из самых актуальных задач образовательной политики Россия должна предоставить
детям равные стартовые возможности при поступлении в школу отмечает в своем
кабинете О.В. Евдокишина. Но главная проблема, с которой
сталкивается ребенок в школе это не содержание учебных знаний, до усвоения
которых он очень восприимчив, а дело все
в особенностях новой «социальной
ситуации развития ребенка». Ребенку часто не удается
сориентироваться в новой школьной ситуации, найти себя в ней, сделать ее
«подконтрольной» себе. Он не может осмыслить необходимости
следовать правилам школьной жизни, построить свое общение со взрослыми и со
сверстниками, включиться в учебную ситуацию, отличив ее от массы знакомых и
незнакомых ему ситуаций не учебного характера, запросить специфически учебную помощь
[14].
Для
формирования готовности ребенка к предстоящему обучению в школе, тем более
коммуникативной готовности, необходима целенаправленная работа, начиная с
дошкольного детства, поскольку здесь закладывается фундамент личности. В
процессе развития ребенка происходит усвоение им социальных норм и правил,
совершенствование его поведения; кроме того, процесс воспитания происходит не
пассивно, а осуществляется в результате активного взаимодействия ребенка с социальным
окружением. Коммуникативная
подготовка воспитанников дошкольных образовательных учреждений — это комплекс
междисциплинарных вопросов, предназначенных для многих психолого-педагогических
исследований, изучения коммуникативной культуры, коммуникативных навыков,
подготовки к школе, проблем межличностных отношений, проблем межличностного
общения в школе.
Развитие
коммуникативной сферы детей рассматривается в общем контексте его социализации
в плане учета особенностей формирования
взаимоотношений, усложнений характера общения со взрослыми, сверстниками.
По
мнению исследователей (Т.В. Антонов. М. Жуков и другие.), коммуникативная
деятельность представляет собой единый комплекс, состоящий из трех составляющих
компонентов: когнитивного, эмоционального, поведенческого [51, с. 54].
К
этому психологически подготовлены российские психологи. школьное образование
понимает необходимый и достаточный уровень умственное развитие ребенка для
освоения школьной программы программы в учебной среде в группе сверстников
Необходимый
и достаточный уровень фактического развития должен быть, как Л. Выготского в
программу обучения попал в «зону ближайшего развития» ребенка [7].
Ребенок,
обучающийся состраданию успешно адаптируется в группе учеников и имеет все
предпосылки для успешной самореализации [6, с. 58].
Основные
предпосылки коммуникационной готовности включают следующие компоненты:
—
потребность ребенка в общении со взрослыми и сверстниками;
—
владение определенными вербальными и невербальными средствами общения;
—
приемлемое (эмоционально позитивное) отношение к процессу сотрудничества;
—
ориентация на партнера по общению;
—
умение слушать собеседника» [7, с. 66].
Коммуникативная
готовность к обучению дошкольников — готовность учеников к новым формам
общения, новому отношению к окружающему миру и к себе в связи с ситуацией в
школе, которая включает в себя все компоненты коммуникативной структуры и всех
элементов коммуникации, процесс и контроль своего поведения, элементарный анализ
обратной связи и уровня восприятия партнеров, которого достаточно для успешного
освоения школьной программы.
В
настоящее время в детских садах в программах «Детство», «Радуга»,
«Источник» включен такая тема как «культура общения», в разделе социальное
и речевое развитие.
Все
это диктует необходимость прочного общения старшего дошкольника в подготовке к школьному
этапу.
Обязательным
условием успешной работы дошкольного образовательного учреждения по
формированию коммуникативной готовности к школе является алгоритм:
1)
анализ коммуникативной готовности каждого ребенка на основе анкет;
2)
составление плана групповой и индивидуальной работы с детьми группы на основе
диагностики и анализа;
3)
подготовка плана индивидуальной коррекционной работы с детьми дошкольного
возраста, находящимися под угрозой исчезновения;
4)
контроль эффективности планируемых мероприятий на основе анкетирования и
педагогических наблюдений;
5)
итоговый контроль эффективности работы на основе диагностики, анализа и
наблюдения;
6)
сбор статистической информации [32, с. 148].