Естествознание Курсовая с практикой Естественные науки

Курсовая с практикой на тему Изучение истории естествознания во внеурочной работе с младшими школьниками

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ИЗУЧЕНИЯ ИСТОРИИ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ ВО ВНЕУРОЧНОЙ РАБОТЕ С МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ 6
1.1. Понятие «внеурочная работа» в психолого-педагогической литературе 6
1.2. Внеурочная работа по естествознанию, ее виды и формы 9
1.3. Особенности организации кружковой работы по естествознанию в начальной школе 12
Выводы по 1 главе 14
2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ИЗУЧЕНИЮ ИСТОРИИ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ ВО ВНЕУРОЧНОЙ РАБОТЕ С МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ 16
2.1. Изучение изначального уровня знаний учащихся о истории естествознания 16
2.2. Разработка программы кружковой работы «История естествознания» для учащихся 3 класса 20
2.3. Изучение эффективности проведенной работы 22
Выводы по 2 главе 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 28
ПРИЛОЖЕНИЕ А. Задания для констатирующего этапа исследования 30
ПРИЛОЖЕНИЕ Б. Задания для контрольного этапа исследования 31

  

Введение:

 

Естествознание является основой естественных и общественных наук. Осмысление собственного опыта и приучение учащихся рационально постигать мира – вот основная цель курса естествознания в начальной школе.
В современном стремительно меняющемся мире перед человеком стоит много задач новых и неожиданных, к которым просто невозможно заранее подготовиться. В непредвиденной ситуации может быть полезна целостная система знаний, и, прежде всего, – сформированная способность постоянно систематизировать собранную информацию и открывать новые отношения и связи. Наука является образцовым примером системы знаний, построенным на рациональной основе [Мухомедеева 2014].
Знакомство с историей естествознания даёт ученику ключ (метод) к пониманию личного опыта и делает явления естествознания понятными, знакомыми и предсказуемыми. Предмет «Естествознание» служит основой для большей части предметов, изучаемых в основной школе. Таких предметов, как физика, химия, биология, география, обществознание, история. Это первый и единственный предмет в школе, который охватывает широкий спектр природных и социальных явлений. В последующем данный материал будет изучаться на разных предметах. Поэтому именно в рамках данного предмета можно решить такие проблемы, как экологическое образование и воспитание.
Актуальность описанных выше проблем и практических вопросов определила выбор темы нашего исследования: «Изучение истории естествознания во внеурочной работе с младшими школьниками».
Объектом исследования является процесс освоения младшими школьниками истории естествознания.
Предмет исследования – внеурочная деятельность как элемент формирования представления младшими школьниками об истории естествознания.
Гипотеза – ориентируясь на разработку программы кружковой работы «История естествознания» для учащихся 3 класса, можно предположить, что внедрение указанной программы в начальной школе может быть эффективным для изучения истории естествознания младшими школьниками.
Цель исследования – изучение истории естествознания в рамках внеурочной работы.
Исходя из поставленной цели, нами были сформулированы следующие задачи исследования:
1) рассмотреть понятие «внеурочная работа» в психолого-педагогической литературе
2) дать характеристику внеурочной работе по естествознанию, ее видам и формам
3) проанализировать особенности организации кружковой работы по естествознанию в начальной школе
4) изучить изначальный уровень знаний учащихся о истории естествознания
5) разработать программу кружковой работы «История естествознания» для учащихся 3 класса
6) исследовать эффективность проведенной работы
Инструментарий исследования:
— анализ теоретической, психолого-педагогической специальной литературы по избранной теме;
— теоретические методы исследования (анализ, синтез, сравнение, обобщение, формулирование выводов);
— наблюдение, тестирование по вопросам исследуемой темы;
Методическая основа исследования: научные изыскания отечественных психологов, педагогов, дидактов (Архипова О.В., Бурченкова А.А., Войтик И.В., Дорожков А.А., Жигулина, Е.А., Калмыкова И., Косенкова Е.Ю., Любишина Т.Н., Михайлова Л., Попова И.Н.) по проблеме изучения истории естествознания во внеурочной работе с младшими школьниками.
Практическая значимость исследования определяется возможностью использования полученных результатов в работе педагогов–практиков.
Экспериментальная база исследования – Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа села Скатовка Ровенского муниципального района Саратовской области.
По структуре работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложений. Первая глава исследования посвящена теоретическим предпосылкам изучения истории естествознания во внеурочной работе с младшими школьниками. Во второй главе работы нами проводится опытно-экспериментальная работа по изучению истории естествознания во внеурочной работе с младшими школьниками.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В результате проведенного исследования мы можем сделать следующие выводы:
1) рассмотрев понятие «внеурочная работа» в психолого-педагогической литературе, мы можем сказать о том, что под внеурочной работой понимается форма организации учащихся, которые после уроков выполняют обязательные, практические работы по индивидуальным и групповым заданиям учителя, связанные с изучением курса.
2) охарактеризовав внеурочную работу по естествознанию, ее видов и форм, мы можем сказать об их многообразии, а также о необходимости соотнесения тематики внеурочных мероприятий с различными аспектами естествознания.
3) проанализировав особенности организации кружковой работы по естествознанию в начальной школе, мы можем сказать о том, что внеурочная работа в начальной школе кружков по предмету «Естествознание» дает возможность углубленного изучения вопросов, выхода на практическое использование знаний, полученных в ходе урока. Внеклассная работа открывает огромные возможности для воспитания младших школьников и получения ими экологического образования.
4) изучив изначальный уровень знаний учащихся об истории естествознания, мы можем сказать о том, что он был крайне низок и требовал кардинальных действий для увеличения степени знаний.
5) разработав программу кружковой работы «История естествознания» для учащихся 3 класса, мы можем сказать о том, что она была нацелена на формирование устойчивого интереса к естествознанию, его загадкам, интересным событиям и фактам, ценностного отношения к природе, воспитании основ экологической культуры. Длительность программы составляет 33 часа.
6) исследовав эффективность проведенной работы, мы можем сказать о том, что после внедрения в процесс внеурочной деятельности 3 класса программы кружковой работы «История естествознания» был заметен существенный рост показателя уровня знаний заявленной тематики.
Теоретическая значимость проведенного исследования обусловлена тем, что результаты и выводы исследования могут применяться в дальнейшей разработке проблемы изучения истории естествознания во внеурочной работе с младшими школьниками.
Практическая значимость определяется внедрением в детские образовательные учреждения уже существующие методики, а также ново разработанной программы для формирования знаний об истории естествознания у младших школьников, а также возможностью применения разработанной программы кружковой работы «История естествознания» в школьной программе на уроках окружающего мира. Помимо этого, для дальнейшего глубокого изучения данной темы в спецкурсах, посвященных проблемам изучения истории естествознания во внеурочной работе с младшими школьниками, а также на семинарских и практических занятиях, при написании курсовых и магистерских работ.
В качестве перспектив проведенной работы можно обозначить реализацию разработанных методик и программ на базе школ, гимназий, образовательных учреждений среднего и высшего профессионального образования.
В процессе экспериментальной работы гипотеза исследования была доказана.

 

Фрагмент текста работы:

 

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ИЗУЧЕНИЯ ИСТОРИИ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ ВО ВНЕУРОЧНОЙ РАБОТЕ С МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ

1.1 Понятие «внеурочная работа» в психолого-педагогической литературе

Во «Внеурочной деятельности первоклассников» Т.Н. Любишиной внеурочная работа характеризуется в качестве процесса, происходящего, производящегося помимо уроков [Любишина 2013].
Согласно учебнику «Педагогика» И.П. Подласого, внеурочная работа — это форма организации учащихся, которые после уроков выполняют обязательные, связанные с изучением курса практические работы по индивидуальным и групповым заданиям учителя [Подласый 2011].
Внеурочная работа в общей системе школьной работы занимает очень важное место, поскольку она тесно связана со всем учебным процессом и оказывает влияние на социальное, умственное, нравственное, психическое, эстетическое, физическое развитие учащихся.
Педагогически грамотно организованная внеурочная работа с детьми способствует формированию у них трудолюбия, мировоззрения, высоких нравственных качеств (терпимости, доброты, ответственности), развитию инициативности, самостоятельности, а также социальной активности.
В дореволюционной России практически не было системы внеурочной работы с учащимися. Она была эпизодической по своей природе и представляла собой инициативу педагогов энтузиастов или прогрессивных учителей. К ним относились: К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, Н.Х. Вессель, В.П. Вахтеров, В.Я. Стоюнин, П.Г. Редкин, В.И. Водовозов, К.Н. Вентцель, Н.И. Пирогов, В.П. Острогорский. Их научное и теоретическое наследие подчеркивает необходимость расширения педагогических и воспитательных функций школы, в большей степени разнообразного применения разнообразных методов и форм воспитания и обучения, установления тесной связи с семейным воспитанием и внеучебной жизнью ребенка. В современной школе многие из этих вопросов явились основой теории и практики внеурочной работы с детьми.
Содержание, формы организации и методы внеурочной работы были последовательно улучшены, определены ее базисные принципы и педагогические требования.
Внеурочная работа представляется в качестве подчиненной по своему содержанию учебной работе. Содержание внеурочной работы плавно вытекает из содержания обучения, соответствуя ему, дополняя и углубляя его, но может и в значительной мере от него отличаться.
Основная задача внеурочной работы – развить интересы учащихся в направлении содержания обучения и возникновения в процессе классной работы [Бурченкова 2016].
Акцентирование внимания на основных направлениях внеурочной работы помогает формировать позитивные социальные потребности учащихся, расширять границы их социальной деятельности и обогащать сферу между детьми и родителями.
Внеурочная работа благоприятствует углублению и расширению научных и педагогических знаний учащихся, а также научных исследований. Основными задачами внеурочной деятельности являются: углубление специальных и общенаучных знаний учащихся, развитие их кругозора, выявление различных творческих навыков и содействие всестороннему развитию, воспитание у детей самостоятельности и творческой инициативы, выработка и развитие навыков самообразования, воспитание усердия и трудолюбия, подготовка к практической деятельности, осознанному выбору профессии. Важна связь между внеурочной работой и практикой, физическими упражнениями. Без участия в практической жизни полное развитие личности невозможно.
Е.В. Баженова определяет главную и наиболее важную цель внеурочных занятий с младшими школьниками [Баженова 2013]. Они должны проводиться с целью расширения кругозора детей, развития их интереса к определенной сфере знаний и проведения более глубоких наблюдений за какими-либо объектами естествознания.
Цель и задачи внеурочной воспитательной деятельности придают специфический характер всем функциям целостного педагогического процесса — воспитывающей, обучающей и развивающей.
По мнению Е.А. Жигулиной, обучающая функция внеурочной работы, состоит в обучении детей конкретным поведенческим навыкам, коллективной жизни [Жигулина 2013].
Е.Ю. Косенкова отмечает: развивающая функция чрезвычайно важна во внеурочной деятельности. Она заключается в развитии психических процессов учащегося, в развитии индивидуальных способностей школьников посредством включения их в соответствующую деятельность [Косенкова 2013].
Л. Михайлова считает, что внеурочная воспитательная работа представляет собой комбинацию разных видов деятельности и обладает множеством возможностей воспитательного воздействия на ребенка с точки зрения образования: способствует разностороннему раскрытию индивидуальных способностей учащегося, которые далеко не всегда удается рассмотреть в ходе урока; участие в различных видах внеурочной работы и внеклассных мероприятиях обогащает личный опыт ребенка; способствует развитию заинтересованности детей в различных видах продуктивной деятельности, одобряемой обществом; дети учатся взаимодействовать друг с другом [Михайлова 2013].
И. Калмыкова также утверждает: «Разнообразные формы внеурочной воспитательной работы являются более эффективными в воспитательном воздействии на детей, когда родители непосредственно участвуют в их организации и проведении» [Калмыкова 2014]. Известно, что семья играет значительную роль в ознакомлении ребенка с окружающей природой и социальной средой. Ее участие в этом, естественно, имеет положительное действие.
Внеурочная деятельность достигает цели, если она осуществляется последовательно и непрерывно, систематически и регулярно. Поэтому принцип систематичности и последовательности должен соблюдаться.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы