Курсовая с практикой на тему Изучение исследовательской активности детей 5–6 лет в процессе экспериментирования.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
Теоретическое обоснование проблемы развития исследовательской активности детей старшего дошкольного возраста 7
Особенности исследовательской деятельности детей дошкольного возраста 7
Характеристика деятельности экспериментирования в дошкольном детстве 10
Организация предметно-развивающей среды для развития детского экспериментирования 21
Изучение исследовательской активности детей дошкольного возраста средствами экспериментирования в практике дошкольного образовательного учреждения 25
Исследование развития исследовательской активности детей дошкольного возраста средствами экспериментирования 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 37
Введение:
Актуальность. Разнообразие и сложность процессов в современном мире вызывает необходимость обучения, воспитания и развития людей, творчески мыслят и обладают способностью к творческому решению проблем. Исследование, анализ предпосылок развития творчества, ее организации в наиболее сенситивный период — дошкольный обеспечит необходимую информационную основу для разработки совершенных и эффективных педагогических стратегий. Использование результатов таких исследований может положительно повлиять на жизнь общества в целом.
Дошкольный возраст является периодом бурного накопления ребенком опыта, знаний необходимых для творческой деятельности. Поэтому важно наполнять жизнь детей впечатлениями, создавать условия для более глубокого усвоения окружающего, формировать умение видеть характерные особенности предметов, явлений, развивать наблюдательность, любознательность, познавательную активность дошкольников, являются почвой, на котором формируются творческие способности ребенка. Современный дошкольник, перед поступлением в первый класс, должен стать знающим, умеющим, мыслящим, активным, общительным, заботливым, решительным, анализирующим, всесторонне развитым.
Для того, чтобы научиться жить в современном, постоянно меняющемся мире, необходимо умение добывать знания самостоятельно, уметь оперировать ими, мыслить творчески, логически и самостоятельно. В этом отношении огромный потенциал для развития имеет экспериментирование. Экспериментирование – это наиболее интересная форма ознакомления детей с окружающим миром, с живой и неживой природой. Это интересный и емкий метод работы, с детьми позволяющий развивать познавательную активность, увидеть проблему исследования с разных сторон. Вместе с этим экспериментирование предоставляет взаимодействие всех участников образовательного процесса: ребенок, родители, педагоги. Совместный сбор материалов по теме исследовательского проекта раскрывает творческие способности детей, вовлекает родителей в воспитательный процесс, что положительно сказывается на результатах работы.
Экспериментирование способствует становлению субъектной позиции дошкольника в познании окружающего мира, тем самым обеспечивает готовность к школе. Следует подчеркнуть, что именно в старшем дошкольном возрасте создаются важные предпосылки для целенаправленного развития исследовательской деятельности детей: развивающиеся возможности мышления (А.Н. Поддьяков, И.С. Фрейдкин, О.М. Дьяченко), становление познавательных интересов (Л.М. Маневцова, Н.К. Постникова, Е.В. Боякова, М.Л. Семенова), развитие продуктивной (Т.С. Комарова, Н.П. Сакулина, Н.А. Ветлугина) и творческой деятельности (Д.Б. Богоявленская, А.М. Матюшкин, Н.Б .Шумакова), расширение взаимодействия старших дошкольников с окружающим миром (Л.С. Римашевская, О.В. Афанасьева), становление элементарного планирования и прогнозирования, гипотетичности (Л.А. Регуш, Г.И. Вергелес, А.Н. Соколов, О.К. Тихомиров, Е.Д. Френкель). Все это создает реальную основу для развития исследовательских умений старшего дошкольника в процессе экспериментирования.
Проблема исследования помогла определить выбор темы исследования «Изучение исследовательской активности детей 5–6 лет в процессе экспериментирования».
Объект исследования: процесс становления и развития исследовательской активности детей 5-6 лет в процессе экспериментировании.
Предмет исследования: развитие исследовательской активности у детей дошкольного возраста с помощью детского экспериментирования
Гипотеза исследования состоит в предположении того, что процесс развития исследовательской активности детей старшего дошкольного возраста в экспериментировании может быть успешным при реализации следующего педагогического условия: взрослыми поддерживается и стимулируется стремление дошкольников к экспериментированию с учетом направленности детских интересов, и, создается необходимая для экспериментирования предметно-развивающая среда.
Цель исследования: выявить результативность экспериментирования как средства развития исследовательской активности детей старшего дошкольного возраста.
Для достижения поставленной цели были поставлены следующие Задачи исследования:
Изучить теоретические основы развития исследовательской активности у детей 5-6 лет.
Выявить особенности развития исследовательской активности детей старшего дошкольного возраста.
Выявить уровень исследовательской активности у детей дошкольного возраста с помощью детского экспериментирования.
Теоретические основы исследования. Изучение детского экспериментирования в развитии познавательной деятельности дошкольника носит комплексный характер и сформировано на базе:
— исследований подходов к педагогической технологии как системной модели образовательного процесса, где идеи личностной ориентации образования реализуются через взаимодействие педагога и ребенка отмечены в работах В.И. Андреев, В.В. Гузеев, Н.Е. Щуркова;
— исследований социальных, психологических и педагогических основ теории интереса посвящены работы Л.И. Божовича, Н.Г. Морозовой, Н.Г. Сирбиладзе, Г.И. Щукина и др.;
-исследований учения о роли деятельности в развитии личности 658748представлены в работах Б.Г. Ананьева, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, Г.И. Щукина;
— исследованиями о своеобразии методики руководства детской самостоятельной деятельностью занимались Р.С. Буре, Л.С. Выготский, Е.М. Гаспарова, Е.Н. Герасимова, Р.И. Жуковская, А.В. Запорожец, Н.А. Короткова, Е.Е. Кравцова, Н.Я. Михайленко, В.Г. Нечаева, П.Г. Саморукова, Д.В. Сергеева, Д.Б. Эльконин и др.;
— исследования посвященные концепции целостного развития ребенка-дошкольника как субъекта детских видов деятельности отражены в работах М.В. Крулехта;
— исследования теории психологического и педагогического проектирования образовательной среды представлены в работах Т.И. Бабаева, Е.С. Заир-Бек, О.Г. Прикот, Е.Н. Герасимова, Н.Я. Михайленко, В.Я. Ясвин и др.;
— подходы к построению развивающей среды дошкольных учреждений отражены в работах Л.М. Кларина, С.Л. Новоселова, В.А. Петровский, Л.П. Стрелкова и др.).
Методы исследования:
Теоретические – анализ научно-методической литературы по проблеме исследования;
Эмпирические – педагогическое наблюдение за деятельностью детей в образовательном процессе пространстве дошкольной образовательной организации, педагогический эксперимент, анкетирование;
Опытно-экспериментальная база исследования: ГБОУ Школа №12 дошкольное отделение. Всего на различных этапах экспериментальным исследованием было охвачено 20 дошкольников в возрасте 5-6 лет.
Структура курсовой работы состоит из введения, двух глав, заключения и списка используемых источников, приложения.
Объем курсовой работы представлен 40 страницами печатного текста компьютерного набора, 41 наименованием списка литературы, 2 рисунками.
Заключение:
1.Богоявленская, А. В науку идут малыши [Текст] // Практический журнал для учителя и администрации школы. — 2006. — №1. — С.26-31.
2. Большой толковый психологический словарь[Текст] / Сост. И общ. Ред. Б. Мещеряков, В. Зинченко. — СПб.: Прайм — Еврознак, 2003. — 672 с.
3. Выготский, Л.С. Психология[Текст] / Л.С. Выготский. — М.: Изд-во ЭКСМО — Пресс, 2000. – 1008 с.
4. Гурвич, Е.М. Исследовательская деятельность детей как механизм формирования представлений о поливерсионности мира создания навыков поливерсионного исследования ситуаций [Текст] // Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. — М.: Народное образование, 2001. — С. 68-80.
5. Деркунская, В.А., Ошкина, А.А. Игры-эксперименты с дошкольниками. [Текст]. Учебно-методическое пособие. – М.: Центр педагогического образования, 2013. – 64 с.
6. Дыбина, О.В., Поддъяков, Н.Н., Рахманова, Н.П., Щетинина, В.В. Ребенок в мире поиска: поисковой деятельности детей дошкольного возраста [Текст]. / Под ред. О.В. Дыбиной. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 64 с.
7. Дьячкова, Е., Петрова, А., Югова, М. Исследовательская и проектная деятельность в ДОО. [Текст]. – Волгоград: Учитель, 2016.
8. Егорова, Т. Развитие у старших дошкольников исследовательских умений и навыков в процессе изучения природы [Текст] // журнал Детский сад от А до Я. – 2004. — №2 – С. 90.
9. Ермолаев, С.Д. Познавательно-исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника [Текст]. – М.: Издательство «Детство-Пресс», 2017. – 240 с.
10. Иванова, А.И. Детское экспериментирование как метод обучения [Текст]. / Управление ДОУ, — № 4, — 2004. — С. 84 — 92.
11. Иванова, А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду [Текст] // Пособие для работников дошкольных учреждений. — М.: творческий центр Сфера, 2003. —
12. Козлова, С.А., Куликова, Т.А. Дошкольная педагогика. [Текст] — М.: Академия, 2002. — 416с.
13. Королева, Л. Познавательно-исследовательская деятельность в ДОУ. Тематические дни. . [Текст] — М.: Издательство «Детство-Пресс», 2016. – 64 с.
14. Краснощекова, Н.В. Развитие ощущений и восприятия у детей от младенчества до младшего школьного возраста [Текст]. — Р-на -Дону: Феникс, 2007. – 319 с.
15. Куликовская, И.Э., Совгир, Н.Н. Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст [Текст]: Учеб. Пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2005. -80 с.
16. Марудова, Е.В. Ознакомление дошкольников с окружающим миром. Экспериментирование. ФГОС [Текст]. — М.: Издательство «Детство-Пресс», 2016. – 128 с.
17.Методические рекомендации «Организация экспериментальной деятельности дошкольников» [Текст] / Под редакцией Л.Н. Прохоровой. — М.: АРКТИ,2008. – 64 с.
18. Москвина, Ю.П. Развитие познавательных процессов старших дошкольников посредством экспериментирования [Текст] // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. XVI междунар. науч.-практ. конф. Часть I. – Новосибирск: СибАК, 2012.
19. Мухина, В.С. Возрастная психология. Феноменология развития [Текст]. 10-е изд.- М.: Академия, 2006. — 608 с.
20. Николаева, С.Н. Ознакомление дошкольников с неживой природой. Природопользование в детском саду [Текст]. Методическое пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2005. – 80 с.
21. Нищева, Н.В. Организация опытно-экспериментальной работы в ДОУ. [Текст] Тематическое и перспективное планир.Вып.2. ФГОС. — М.: Издательство «Детство-Пресс», 2017. – 240 с.
22. Одинцова, Л.И. Экспериментальная деятельность в ДОУ[Текст] // методическое пособие: М.: творческий центр Сфера, 2012.– 128 с.
23. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. [Текст] / Под ред. Л.Н. Прохоровой. — М.: АРКТИ, 2004. — 64 с.
24. Опытно-экспериментальная деятельность в ДОУ. Конспекты занятий в разных возрастных группах [Текст]. — М.: Издательство «Детство-Пресс», 2017. – 320 с.
25. Педагогическая диагностика по программе «Развитие». Рекомендации материалы к проведению: старший дошкольный возраст. [Текст] — М., 2000. — 112с.
26. Поддьяков, А.Н. Исследовательская активность ребенка. [Текст] // журнал Детский сад от А до Я. – 2004. — №2 – С. 10.
27. Поддьяков, А.Н. Исследовательское поведение: стратегии познания, помощь, противодействие, конфликт [Текст] / А.Н. Поддъяков. — М.: Факультет психологии МГУ, 2000. – 266 с.
28. Предметная среда. Сенсорика. Экология. Сборник практических материалов для ДОУ к программе «Развитие» [Текст] / Ред. -сост. О.Г. Жукова. – М.: АРКТИ, 2008. – 112 с.
29. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения [Текст]: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ. /Авт.-сост.: Л.С. Киселева и др.- М.: АРКТИ, 2003. — 96 с.
30. Рыжова, Н.А. Воздух – невидимка. Пособие по экологическому образованию дошкольников [Текст]. — М.: ЛИНКА –ПРЕСС, 1998. – 128с.
31. Рыжова, Н.А. Лаборатория в детском саду и дома. [Текст] — М.: Линка-Пресс,2009. -176 с.
32. Рыжова, Л.В. Методика детского экспериментирования. [Текст] – М.: Издательство «Детство-Пресс», 2015. – 208 с.
33. Савенков, А.И. Теория и практика применения исследовательских методов обучения в дошкольном образовании» [Текст] // журнал Детский сад от А до Я. – 2004. — №2- С.22.
34. Савенков, А.И. Маленький исследователь. Как научить дошкольников приобретать знания [Текст]. — Ярославль, 2002. – 160 с.
35. Савенков, А.И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению [Текст]. – М.: Просвещение, 2006. — 480 с.
36. Семенова, Н.А Эволюция дидактических представлений об исследовательской деятельности в отечественной педагогической теории и практике [Текст]// Материалы международной научно-практической конференции «Модернизация образования и повышение квалификации» (Томск, 26-27 ноября). Том 2. – Томск, 2003. –с.191-195.
37. Соломенникова, О.А. Занятия по формированию элементарных экологических представлений в средней группе детского сада [Текст]. — М.: Мозаика-Синтез, 2009. -С. 42-44.
38. Сыпченко, Е.А. Инновационные педагогические технологии. Метод проектов в ДОУ [Текст]. — М.: Издательство «Детство-Пресс», 2013. – 96 с.
39. Условия становления познавательной мотивации дошкольников 5-6 лет [Текст] // Психологическая наука и образование. — 2011. — №1. — 143 с.
40. Тугушева, Г.П., Чистякова, А.Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста [Текст] Методическое пособие» – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007. – 128с.
41. Шульга, О.Н. Игры-экспериментирования в воспитании дошкольника как субъекта здоровьесберегающей деятельности и познавательного развития // Совушка. 2015. N1. URL: http://kssovushka.ru/articles/e-sovushka.2015.n1.00021.html (дата обращения: 24.12.2017).
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1. Особенности исследовательской деятельности детей дошкольного возраста
В программе воспитания и обучения детей от двух до семи лет определены задачи по созданию в дошкольном учебном заведении развивающего жизненного пространства, способствующего реализации ребенком его потенциальных возможностей.
Выдающийся педагог В.А. Сухомлинский считал, что учебный процесс должен развивать всемогущую радость познания, а учебное заведение должно быть настоящим «домом радости»: «Дать детям радость труда, радость успеха в обучении, пробудить в их сердцах чувство гордости, собственного достоинства — это первая заповедь воспитания». Прежде чем провести занятия я продумываю, что больше всего привлекает ребенка и почему; о чем малыш хотел бы узнать во время прогулок, наблюдений, опытов [7].
Исследовательская деятельность является формой ознакомления детей с природой. Она позволяет сформировать у детей представление о явлениях природы, выявить их причины и взаимосвязи. Опыт определяется как способ материального воздействия человека на объект с целью изучения этого объекта, познание его свойств.
Педагог учит детей самостоятельно формулировать цель исследования и идти к ней, преодолевая трудности. Прежде чем исследовать, нужно хорошо осознавать, что именно мы будем изучать и какой результат надеемся получить после окончания исследования. Детское исследование, как и любое исследование ученых, далеко не всегда приводит к получению предусмотренного результата. Начиная исследование, дети каждый раз входят в сферу неизвестного, по крайней мере для них [14].
Воспитателю следует организовывать деятельность детей таким образом, чтобы они всегда узнавали признаки и свойства предметов, сравнивали их между собой. Планируя работу, необходимо учитывать два типа поисковой деятельности: самостоятельное экспериментирование, когда инициатором является сам ребенок, и специально организованные воспитателем опыты.
С целью создания развивающего жизненного пространства необходимо самостоятельно создать и обустроить центр «исследовательской деятельности» и объединить его с естественным центром. Обеспечить детей материалами для экспериментирования и соответствующим оборудованием (песок, вода, камни, воронки, совочки, ведерки, глина, перья, зеркала, лоскутки ткани, естественный и искусственный материал, цветные мелки, сахар, соль, веревочки, воздушные шарики и многое другое) [22].
Учебно-исследовательская деятельность проводится в отдельной системе. [34]
Первый этап — подготовка детей к исследовательской деятельности. Выявить знания детей об определенных объектах и природных явлениях и создать атмосферу заинтересованности. Готовя детей к исследовательской деятельности в природе задавать вопросы, рассказывать интересный рассказ или читать художественное произведение.
Второй этап — начало опыта: обсуждение условий и выдвижения предположений: «Необходимо читать, дети, деревья не замерзают потому, что в их соке много сахара. Давайте поставим на мороз два стаканчика: в одном будет простая вода, а во второй — с сахаром. Как вы думаете, в каком стакане вода скорее замерзнет?»
Третий этап — ход опыта. Наблюдение детей за ходом опыта, обмен мнениями.
Четвертый этап — заключительный: обсуждаем полученный результат и делаем определенные выводы.
Очень важным является этап проверки гипотезы. Чтобы остерегаться от неправильных средств и способов, воспитатель должен логически правильно продумать свою деятельность и деятельность детей, методично ее обеспечить, определить последовательность этапов работы, способы поэтапной фиксации результатов и вспомогательные средства и материалы, то есть планирование работы воспитателя должно полностью подчиняться единой цели — обоснованному переходу теоретических представлений на уровень обобщенных и систематизированных знаний [14].
Для усвоения объема знаний, необходима активная организация познавательной и практической деятельности детей. Формируя систему знаний о природе, выбираю из программы то содержание знаний, который может усвоить методом исследовательской деятельности. Создаю жизненные ситуации, направляя детей на определение познавательных задач. В процессе анализа предложенных ситуаций у детей возникает необходимость соотнести полученные знания с тем, что они непосредственно воспринимают. Осознание проблемной ситуации заканчивается постановкой познавательной задачи — «Что происходит и почему так происходит?».
Заключительным этапом исследовательской деятельности является формирование выводов.
На основе анализа уже имеющихся результатов наблюдений, опытов, моделирование стимулирую детей к самостоятельному формулированию выводов.
Развернутую исследовательскую деятельность использую при ознакомлении с природой детей старшего дошкольного возраста. Потому что они имеют практический опыт и определенные знания, уже собрали своеобразные открытия, которые вызывают много эмоций. Старшие дошкольники уже делают собственные осознанные выводы [12].
Систематическое использование приемов в исследовательской деятельности приводит к тому, что она является способом самостоятельной познавательной деятельности ребенка. Под влиянием исследовательской деятельности у детей развиваются элементы самостоятельного творческого мышления. Радость самостоятельных открытий развивает и закрепляет интерес к природе.