Курсовая с практикой Педагогика/Психология Психология образования

Курсовая с практикой на тему Изучение исследовательских умений у младших школьников в условиях учебной деятельности.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 6
1.1. Психолого-педагогическое обоснование формирования исследовательских умений младших школьников в учебном процессе 6
1.2. Состав значимых исследовательских умений младших школьников в современной информационно-образовательной среде 13
2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЦЕНТРА ОБРАЗОВАНИЯ № 18 ГОРОДА ТУЛЫ 20
2.1. Технология формирования у учащихся начальных классов умений исследовательской деятельности и ее реализация 20
2.2. Организация и результаты экспериментальной работы по формированию исследовательских умений младших школьников 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 37
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 39
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 41
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 43

 

  

Введение:

 

Для современного общества нужны люди, имеющие самостоятельность, способные быстро реагировать на происходящие изменения и адаптироваться к ним, а также творчески подходить к решению поставленных задач. А все эти качества должны формироваться еще в начальной школе. Именно поэтому уже современному школьнику необходимо научиться стать самостоятельным и активным участником социального и духовного развития страны. А чтобы это реализовать, подобные навыки должны быть приобретены им в школе в процессе развития новых навыков и умений. Ведь все это ему пригодится в дальнейшей жизни.
В этой связи современные учителя в своей работе придерживаются требованиям Федерального государственного образовательного стандарта, где говорится о том, что необходимо использовать активные методы обучения, к которым относятся такие методы, как проектный и исследовательский. Надо сказать, что у современных школьников потребность в указанных выше методах есть.
Однако практика показывает, что сейчас в большей степени школьники в рамках исследовательских умений работают с книгами, пишут сочинения, изложения и т.п. Но все это не дает необходимого высокого уровня развития исследовательских умений, так как у перечисленной методики уровень ограниченный. А так как в школах не проводится целенаправленной работы по формированию исследовательских умений, то, соответственно, и учителя не могут добиться необходимого результата в самостоятельной учебно-исследовательской деятельности учащихся.
Важная роль в изучении исследовательских умений младших школьников как феномена психолого-педагогической науки отведена механизму формирования этих умений. Чтобы не навредить ребёнку, необходимо учитывать физиологические, психологические и возрастные особенности. В этой связи развитие ребёнка осуществляется путём перехода от одной возрастной ступени к другой и связано с изменением личности ребёнка. Причём переход от одной ступени развития к другой осуществляется через кризисные периоды.
Изучению исследовательских умений младших школьников посвящено немало научных работ. В этой связи истоки подходов к организации учебной исследовательской деятельности можно увидеть в трудах таких отечественных педагогов, как В.П.Вахтеров, К.Д.Ушинский, Н.И.Новиков, Л.Н.Толстой, Б.Е.Райков и др. Среди зарубежных можно отметить Дж.Брунера, А.Дистервега, Дж.Дьюи, И.Песталоцци, С. Френе и некоторых других. На современном этапе исследования в данной области продолжаются. Здесь можно отметить таких педагогов, как В.И.Андреев, Л.И.Анциферова, А.В.Леонтович, Л.М. Федоряк, И.Д. Чечель и др.
Таким образом, на основании выше изложенного можно сделать вывод о том, что тема работы, связанная с изучением исследовательских умений у младших школьников в процессе обучения, является актуальной.
Цель работы заключается в изучении исследовательских умений у младших школьников в условиях учебной деятельности. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить психолого-педагогическое обоснование формирования исследовательских умений младших школьников в учебном процессе;
2. Рассмотреть состав значимых исследовательских умений младших школьников в современной информационно-образовательной среде;
3. Рассмотреть технологию формирования у учащихся начальных классов умений исследовательской деятельности и ее реализация;
4. Провести экспериментальное исследование процесса формирования исследовательских умений младших школьников МБОУ «Центр образования №18» города Тулы.
Объект исследования – исследовательские умения младших школьников.
Предмет исследования – влияние учебной деятельности на организацию исследовательских умений младших школьников.
Цель исследования – определить с помощью эксперимента влияние учебной деятельности на организацию исследовательских умений младших школьников.
База исследования — МБОУ «Центр образования №18» города Тулы.
Методы исследования: теоретические (анализ психолого-педагогической и методической литературы, синтез, сравнение, анализ, систематизация, обобщение), эмпирические (диагностика особенностей познавательной активности), диагностическая программа.
Теоретическая значимость исследования получила отражение в трудах таких педагогов, как В.И.Андреев, Л.И.Анциферова, А.В.Леонтович, Л.М. Федоряк, И.Д. Чечель и др.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В заключение работы можно сделать следующие выводы. С целью выполнения требований Федерального государственного образовательного стандарта, в настоящее время практикующие учителя начального звена используют активные методы обучения, такие как – проектный и исследовательский.
В первой главе работы мы рассмотрели теоретические аспекты формирования исследовательских умений младших школьников. В условиях перехода нашей страны к постиндустриальному информационному обществу усилился интерес и к процессу обучения, базой которого стало познавательное и личностное развитие ребёнка. Большая роль в развитие познавательной активности ребенка принадлежит исследовательским умениям. В этой связи мы рассмотрели различные подходы в определении данного понятия. Также мы рассмотрели, что общепринятая классификация умений включает в себя общие и специальные умения. Общие имеют общенаучный характер их сформированности. Они оказывают влияние на успеваемость по всем школьным предметам. Помимо общих учебных умений в процессе обучения приобретаются специальные учебные умения, при помощи которых выполняются учебные действия в ходе изучения конкретного учебного материала по одной из дисциплин. Также мы рассмотрели, что формирование исследовательский умений у учащихся происходит в учебном процессе, и протекает при наличии преподавания, то есть определенного управления ими, которое снижает уровень их самостоятельности. Сейчас перед современной начальной школой стоит задача организации процесса обучения таким образом, чтобы учение стало одной из ведущих личностных потребностей, определялось внутренними мотивами учащихся, чтобы школьник был инициатором своей учебной деятельности. В этой связи инновационный путь развития отечественной системы образования должен опираться на идею формирования универсальных учебных действий учащихся в учебно-исследовательской деятельности.
Вторая глава работы — практическая. Она проводилась на базе МБОУ «Центр образования №18» города Тулы. Для опытно-экспериментальной работы была определена группа учащихся 1 класса в составе 15 человек. В процессе выполнения экспериментальной части работы были решены следующие задачи:
— разработаны критерии, показатели и уровни оценки учебной исследовательской деятельности у учащихся;
— подобран, и реализован соответствующий диагностический инструментарий;
— выявлен исходный уровень исследовательской деятельности у учащихся. Как оказалось, реализованные творческие проекты позволят повысить не только учебную мотивацию у младших школьников, но формировать у них исследовательские умения, коммуникативные навыки, активность и настойчивость в решении поставленных учебных задач и не только.

   

Фрагмент текста работы:

 

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1.1. Психолого-педагогическое обоснование формирования исследовательских умений младших школьников в учебном процессе

В условиях перехода нашей страны к постиндустриальному информационному обществу усилился интерес и к процессу обучения, базой которого стало познавательное и личностное развитие ребёнка. Ведь в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом, целью образования становится формирование у учащихся младших классов основных познавательных умений, универсальных учебных действий и способов деятельности и значимых компетенций. Именно поэтому, сейчас в начальной школе в процессе обучения стараются развивать у детей навыки и умения, которые формируют познавательный и исследовательский интерес у ребенка.
Модернизация общего образования, которая происходит в настоящее время, требует разработки новой модели начальной школы, а также предъявляет определенные требования к воспитанию качеств личности, необходимых для жизни в новых условиях открытого общества. Надо сказать, что программа формирования умений учиться была предложена еще Д.Б. Элькониным и разработана его учениками В.В.Давыдовым, В.В.Репкиным и др.
Особенно стали актуальны идеи Д.Б. Эльконика, которые заключались в том, что, по его мнению, в начальном образовании приоритетом является формирование общих учебных умений и навыков. В свою очередь, от того насколько эффективно эти навыки усваиваются школьниками зависит их дальнейшее обучение и его эффективность .
Если говорить об изучении подходов к данному понятию, то подходы к определению данного понятия во многом берут свое начало в исследованиях психологов. До сих пор нет единой точки зрения в отношении определения понятия «умения». Например, многие психологи и дидакты считают, что умение это:
— наличие возможности более эффективно осуществлять те или иные действия;
— различные способы реализации действий;
— знания, которые выражаются в действии;
— деятельность человека после того, как он ее обдумал;
— способность человека работать в новых условиях;
— эффективное использование системой психических и практических действий и т.п .
Таким образом, по тому, как трактуется понятие умения видно, что чаще всего для объяснения понятия умения используются такие слова, как действия, операция и т.п. Все это свидетельствует о том, что умение неразделимо от действия. Причиной тому является тот факт, что осуществление любой деятельности возможно при сочетании каких-либо действий, зависящих от поставленных целей. В свою очередь, все пути, при помощи которых эти действия будут осуществляться, называются операциями. В сочетании определенная группа операций представляет собой прием деятельности, осознанное владение которым называется умением.
По мнению Н.Д. Левитова, умение представляет собой выполнение действий по определенным правилам и по определенным условиям. С точки зрения А.В. Усовой умение – это готовность личности к действиям для достижения поставленной цели, с применением знаний и навыков, которыми обладает личность. Е.А. Милерян подразумевает под умением способность человека совершать определенные действия или операции, чтобы добиться поставленной цели. К.К. Платонов умением считал способность человека выполнять свою работу в новых условиях.
Таким образом, если подытожить все рассмотренные определения умения, можно сказать, что умение — это не что иное, как качества личности: эмоциональные, волевые, интеллектуальные и другие, которые формируются и проявляются в процессе выполнения личностью действий, необходимых для достижения поставленных целей .
Надо сказать, что в научной литературе термин «умение» рассматривается в двух аспектах: психолого-педагогическом и общественно-историческом. В отношении первого аспекта стоит сказать, что ученик является объектом психолого-педагогического влияния, благодаря чему он усваивает знания, умения и навыки. Также благодаря умению и навыкам он постепенно вырастает в значимую личность. При этом большая роль в формирование навыков и умений принадлежит педагогу, так как это обусловлено существующими требованиями социальной практики индивидуумов в текущий исторический момент. В свою очередь, знания, умения и навыки приобретаются, для достижения удовлетворения тех или иных потребностей человека. А умение – это не что иное, как готовность человека для достижения цели в избранном виде деятельности путем осуществления ее под контролем мышления, с осознанием целостной или же частичной системы составляющих действий. В этом и заключается психолого-педагогическую суть умения.
Если рассматривать умение с точки зрения общественно-исторического аспекта, то оно может проявляться в виде системы, исполнение которой осуществляется с применением заданных средств, в определенных условиях и с соответствующей скоростью. А чтобы трудовая деятельность была более успешной, необходимо усвоение полученных знаний и умений.
Умения бывают различными. В учебной деятельности они называются учебными. В психолого-педагогической литературе различают простые и сложные умения, строго специальные и широко обобщенные. Например, А.В. Усова разграничивает умения на две категории:
— умения практического аспекта;
— умения познавательного аспекта.
Причем обе категории взаимосвязанные и играют ведущую. Исполнительские действия включены исследователями в первую группу умений, а во вторую группу включены — творческие, исследовательские действия. В отношении исследовательских действий стоит отметить, что, когда школьник занимается выполнением каким-либо исследование, у него происходит такой процесс, как самостоятельность в мыслительной деятельности. А осуществляя самостоятельную исследовательскую деятельность, школьники имеют возможность анализировать, сравнивать, а также делать выводы о полученных результатах своей деятельности. Познавательный интерес становится еще выше, если полученный результат повышает самооценку школьника, он понимает, что у него все получается. В этом и заключается интерес к цели. Ведь чем больше педагог будет вызывать у учеников интерес к обучению, тем выше у них будет познавательный интерес, а значит и повыситься интерес и к исследовательской деятельности.
Согласно классификации умений, их разделяются на общие и специальные. Первые имеют общенаучный характер их сформированности, и оказывают влияние на успеваемость по всем школьным предметам. Также исследователи к общим учебным умениям относят организационные действия, информационные действия, коммуникативные действия и интеллектуальные действия . В отношении специальных умений можно сказать, что они необходимы для того, чтобы учебная деятельность стала более эффективной.
Формирования исследовательских умений у школьников зависит от возраста, а также от возрастных закономерностей осуществляемой ими учебно-исследовательской деятельности. Все это должен учитывать каждый педагог в процессе развития у детей исследовательский умения и познавательной активности. Особенно это касается младших школьников, так как именно в этом возрасте есть благоприятные условия и предпосылки для формирования исследовательских умений.
Сейчас среди психологов нет единичного мнения в отношении того, когда у детей появляется способность к формированию и развитию мышления. В этой связи современная психология выделяет два направления. В первое направление можно включить труды Ж. Пиаже, А. Валлона, Б. Инельдер и др. ученые в своих работах определяют возрастные границы формирования мышления у детей.
К последователям второго направления можно отнести П.П. Блонского, Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна и др. Группа этих авторов считает, что формирование мышления и появление логических операций происходит в момент передачи знания и опыта посредство общения и обучения. Например, Выготский считал, что именно в младшем школьном возрасте происходит активное развитие мышления ребенка .
В современной психолого-педагогической литературе также изучалось понятие исследовательских умений. Здесь данное понятие трактуется, как умение школьника использовать у него имеющиеся знания и навыки для достижения поставленной цели с помощью определенных приемов и действий.
В частности, можно отметить несколько подходов к изучению понятия исследовательские умения в современной психолого-педагогической литературе. Например, В.В. Успенский, И.А. Зимняя и Е.А. Шашенкова, Н.Л. Головизнина и др. рассматривают исследовательские умения в качестве результата и меры исследовательской деятельности. Иными словами – это не что иное, как способности школьников к проведению самостоятельных наблюдений, экспериментов. Такие авторы, как Н.В. Сычкова, П.Ю. Романов, М.Н. Поволяева понятие исследовательские умения трактовали, как способность школьника к действиям, которые необходимы ему для выполнения исследовательской деятельности .
В.В. Успенский считал, что исследовательские умения — это способность самостоятельных наблюдений, опытов, которые приобретаются школьником в процессе решения исследовательских задач. Также эти навыки предполагают умение вести сравнение, анализ, делать обобщения и выводы.
А.И. Савенков в своих работах под общими исследовательскими умениями и навыками понимает следующие умения и навыки:
— умение видеть проблемы;
— умение задавать вопросы;
— навыки в выдвижении гипотезы;
— навыки проводить эксперименты;
— умения наблюдать и т.п.
Также им были выделены и сформулированы следующие принципы формирования исследовательских умений и навыков школьников:
— принцип широкой трактовки понятия «исследование»;
— принцип самостоятельной ценности общих исследовательских умений и навыков;
— принцип межпредметности;
— принцип преимущественной опоры на тренинговые занятия.
В свою очередь, практика показывает, что формирование исследовательских умений у учащихся происходит в процессе обучения, при условии высококвалифицированного преподавания. А еще больше будет развиваться познавательная активность и исследовательские умения тогда, когда учащимся предложат самим попробовать найти объяснение некоторым фактам, то есть поучаствовать в самостоятельной исследовательской деятельности. В этой связи, по нашему мнению, эффективным средством развития познавательного интереса и исследовательский умений младших школьников является метод проектов. Вместе с тем, следует учитывать, что в случае применения проектной деятельности в учебно-воспитательном процессе лишь как средства мотивации любопытства или развлечения, то следствием этого не станет развитие познавательных интересов учеников. Однако элемент интереса может присутствовать в такой деятельности как один из ее стимулов.
Разработка учебного проекта, как и любая новая форма работы, вызовет у учеников определенное удивление или любопытство. Любопытство есть начальная стадия познавательной направленности личности ученика. На этом этапе она непосредственно связана не с содержанием деятельности, а с эмоциональной реакцией на новизну ситуации, раздражителями, с которыми сталкивается ученик в процессе активного взаимодействия с предметами и явлениями окружающей действительности. Любопытство не выходит за пределы отображаемого — это простое проявление исследовательского рефлекса. На стадии первичного ознакомления с проектной деятельностью причинами любопытства могут быть аргументы учителя, манера его поведения, его энтузиазм и заинтересованность в деле, наглядные пособия, опыт деятельности других учеников и т.п .
Таким образом, в заключение данного раздела работы можно сделать следующие выводы. В условиях перехода нашей страны к постиндустриальному информационному обществу усилился интерес и к процессу обучения, базой которого стало познавательное и личностное развитие ребёнка. Большая роль в развитие познавательной активности ребенка принадлежит исследовательским умениям. В этой связи мы рассмотрели различные подходы в определении данного понятия. Также мы рассмотрели, что общепринятая классификация умений включает в себя общие и специальные умения. Общие имеют общенаучный характер их сформированности. Они оказывают влияние на успеваемость по всем школьным предметам. Помимо общих учебных умений в процессе обучения приобретаются специальные учебные умения, при помощи которых выполняются учебные действия в ходе изучения конкретного учебного материала по одной из дисциплин. Также мы рассмотрели, что формирование исследовательский умений у учащихся происходит в учебном процессе, и протекает при наличии преподавания, то есть определенного управления ими, которое снижает уровень их самостоятельности.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы