Курсовая с практикой на тему Изучение интонационной стороны речи у младших школьников с ДЦП
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 690 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
Введение 3
Глава I. Теоретическое обоснование проблемы формирования интонационной стороны речи у младших школьников 6
1.1. Определение понятия «интонация» 6
1.2. Онтогенетические аспекты становления интонационной стороны речи 9
1.3. Особенности формирования интонационной стороны речи у детей младшего школьного возраста с речевыми нарушениями 12
Выводы по первой главе 14
Глава II. Особенности формирования произносительной стороны речи у детей с ДЦП 16
2.1. Цели, задачи, организация исследования 16
2.2. Методика констатирующего эксперимента 16
2.3. Анализ результатов констатирующего эксперимента 17
Выводы по главе 18
Глава III. Методика логопедической работы по формированию произносительной стороны речи у детей с ДЦП 20
3.1. Цели, задачи, организация формирующего эксперимента 20
3.2. Методика формирующего эксперимента 20
3.3. Анализ результатов контрольного эксперимента 24
Выводы по главе 29
Заключение 30
Список литературы 31
Приложение 34
Введение:
Актуальность. Речевое общение представляет собой сложный и многогранный процесс. Проблема речевого развития детей является одной из важнейших в общей и специальной психологии и педагогике. Это связано с той исключительной ролью, которую речь играет в жизни человека. Являясь орудием мышления человека и средством регуляции его мыслительной деятельности, речь служит и основным средством общения между людьми. Общепризнано, что общение является одним из главных условий развития ребенка, важнейшим компонентом в формировании его личности, поведения, эмоциональных и волевых процессов.
Интонационная выразительность речи является одной из предпосылок формирования коммуникативной компетенции, которая значительно облегчает общение, способствует успешному взаимодействию ребенка со сверстниками и педагогами, удовлетворению интеллектуальных и эмоциональных потребностей. Формирование интонационной выразительности у детей сложный процесс, ребенок учится управлять своими органами речи, воспринимать обращенную к нему речь, осуществлять контроль над речью других и своей.
В настоящее время относительно хорошо изучен вопрос звукопроизношения и слоговой структуры слова у детей как одна из основных задач звуковой культуры речи (А.Н. Гвоздев [6], М.Е. Хватцев [23] и т.д.). Процесс овладения интонацией не подвергался столь тщательному изучению, так как считалось, что дети почти без подготовки овладевают интонационной стороной речи, естественно, в процессе общения со взрослыми.
В то же время многие воспитатели дошкольного учреждения сталкиваются с проблемой монотонности и невнятности речи детей при подготовке к спектаклям: на праздниках, при чтении стихов, при разыгрывании ролей в играх-драматизациях. Специальные психолого-педагогические исследования свидетельствуют о возможности овладения интонационными средствами языка и речи детьми старшего дошкольного возраста с ДЦП.
Обязательным условием является эмоциональное воздействие детей, наличие у дошкольников особого «чувства языка», позволяющего чувствовать и понимать сложные языковые явления. Процесс формирования интонационной системы как сложного многокомпонентного языкового явления должен быть опосредован специальной целенаправленной педагогической работой, так как только под влиянием среды и воспитания ребенок переходит к осознанному использованию интонационных средств, присущих зрелым формам жизни.
Объект исследования — произносительная сторона речи у детей с ДЦП.
Предмет исследования — особенности произносительной стороны речи у детей с ДЦП и ее коррекция.
Цель исследования — выявление особенностей произносительной стороны речи у детей с ДЦП.
Задачи исследования:
1. Дать определение понятию «интонация»;
2. Изучить онтогенетические аспекты становления интонационной стороны речи;
3. Определить ссобенности формирования интонационной стороны речи у детей младшего школьного возраста с речевыми нарушениями;
4. Проанализировать особенности формирования произносительной стороны речи у детей с ДЦП;
5. Проанализировать методику логопедической работы по формированию произносительной стороны речи у детей с ДЦП.
Методы исследования: обзор научно-методической, психолого-педагогической и специальной литературы по проблеме исследования; проведение констатирующего, формирующего и контрольного этапа экспериментов.
Теоретическая значимость исследования заключаются в уточнении и углублении данных об особенностях речевого развития детей с дизартрией при ДЦП, которые впоследствии можно использовать для обоснования и определения содержания и приемов коррекционной работы.
Практическая значимость исследования определяется тем, что результаты исследования могут быть использованы логопедами в коррекционно-педагогической работе с детьми с дизартрией при ДЦП.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы и приложений.
Заключение:
Анализ полученных экспериментальных данных позволил выявить некоторые особенности голосовой функции у детей с детским церебральным параличом по сравнению с детьми без речевых нарушений, которые проявлялись в нарушениях модуляции голоса, наличии гнусавости, слабости голоса, быстроте голоса. обедненный, отрывистый, отрывистый, произвольных модуляций голоса нет, изменений высоты тона нет, звук неустойчивый — в начале фонации голос звонкий, в конце — глухой.
После выявления особенностей голоса у детей младшего школьного возраста с ДЦП мы разработали программу развития голосовых функций, в которой выделили этапы работы: формирование правильного восприятия интонации, силы и высоты голоса, формирование правильное воспроизведение интонации, подача голоса по силе и высоте, закрепление полученных навыков. Поэтапная работа в процессе апробации коррекционно-развивающей программы проводилась с использованием вербальных, наглядных и практических методов, которые неразрывно используются в логопедическом процессе.
Сравнительный анализ данных показал, что составленная нами программа оказалась эффективной и ее может использовать практический логопед.
Таким образом, гипотеза подтверждается, цель достигается, задачи решаются.
Фрагмент текста работы:
Глава I. Теоретическое обоснование проблемы формирования интонационной стороны речи у младших школьников
1.1. Определение понятия «интонация»
Интонация понимается как многокомпонентное единство, где каждое просодическое средство используется двояко — интегрально, как общая характеристика группы слов, и локально — как часть фразовых ударений, реализующихся на ударных слогах. Исследователи по-разному решают вопрос о количестве компонентов интонации, их характере И.А. Зимний [12] отличает мелодическая, динамичная, временная составляющая и произносительная окраска. Некоторые исследователи выделают в составе интонации пять компонентов, соответствующих акустическим характеристикам речи: мелодичность, интенсивность, продолжительность (темп), паузу и окраску. В данном исследовании будут учитываться компоненты интонации с ориентацией на «широкое» понимание, интонация включает мелодию, громкость (интенсивность), окраску, темп, ритм, паузу и ударение. Эти надсегментные свойства речи, входящие в понятие интонации, в реальной речи «не обособлены и неразличимы» [8], имеют механизм взаимной связи и накладываются на линейные единицы речи, «они действуют в потоке речи вместе с ними, потому что не могут существовать отдельно» [10].
Как и всякая языковая система, интонационная сторона речи имеет класс объектов (компонентов) и класс морфизмов — механизм связи между компонентами языковой подсистемы. Каждый из компонентов интонации в языкознании выделяется и изучается отдельно.
Важнейшим компонентом интонации является мелодия – это изменение частоты основного тона (его движение), которое соотносится с колебаниями голосовых связок (чем больше число колебаний в единицу времени, тем выше основной тон). тон). Интонологи выделяют следующие признаки мелодии: направление движения частоты основного тона (восходящий, нисходящий, равномерный, нисходящий-восходящий, восходящий-нисходящий); диапазон — шкала частотных градаций между минимальным и максимальным значениями тона в пределах определенного отрезка речи; интервал — разница между частотой нижней и верхней точек восходящей или падающей мелодической кривой; скорость повышения или понижения частоты, уровень основного тона и тоновые акценты — изменение тона на ударной гласной
Динамический компонент интонации — интенсивность, субъективно воспринимаемая как громкость. Низкая интенсивность звука определяется субъективным термином «тихий», высокая — «громкий» [9].
Интенсивность местоименного ударения имеет решающее значение для интонации речи, которая является важнейшим компонентом интонации и определяется как «выделение какой-либо части высказывания» [4].
В основе ударения лежит сила голоса, которая коррелирует с напряжением суставных органов и зависит от него по амплитуде колебаний голосовых связок. Акустически ударение может быть выражено различными способами: повышением или понижением частоты основного тона, силы, длительности, окраски и различных сочетаний этих параметров. Различают словесно-смысловые акценты: синтагматические, фразовые, логические, эмфатические, в плане определения и дифференциации которых существует множество различных моментов.
Специфика логического ударения заключается в особой семантике и в той мере, в какой выделено ударное слово, оно может выражать подтекстовую информацию во фразе, элементы скрытой или явной оппозиции и в зависимости от коммуникативной интенции может быть выделено любым словом предложение, прием нейтрального или нейтрального ударения Стрессовое ударение одновременно выполняет функции логического и эмоционально-экспрессивного выбора слов.
Темп речи, как составляющая интонации, выражает скорость произнесения «отдельных отрезков речи во времени», «отдельные слова в синтагме или одна синтагма по отношению к другой», «число слогов или слов в единицу времени» Она влияет на функционально-стилистическую дифференциацию текстов и находится в прямой зависимости от содержания высказывания, эмоционального состояния говорящего, жизненной ситуации, является важным средством логической выразительности и является одним из «основных эмоционально-выразительных средств речи». [11]
Рассмотрим интонацию с психолингвистической точки зрения. Общепринятой в этой науке является концепция Р.М. Фрумкина [22], Л.С. Цветкова [24], согласно которым язык считается знаковой системой. Среди особенностей человеческой культуры принято выделять «металлизирующие» невербальные признаки, используемые в процессе общения. К ним относится интонация, в определении которой как признака, используемого в речевой деятельности общения, в психолингвистике нет единого подхода. Интонация классифицируется как признак, учитывая функцию уточнения или исправления смыслового содержания речи.
Некоторые исследователи выделяют интонацию как отдельный самостоятельный признак, некоторые ученые видят в интонационном оформлении высказывания общий, универсальный признак, накладывающийся на структуру высказывания, «прикрепленный» к каждому основному семантическому элементу языка. В П. Глухов [7] считает интонацию особой, во многом уникальной чертой человеческой культуры, обладающей унифицированностью, максимальной степенью обобщения, называемой всеобщностью. И.А. Зимняя [12] определяет интонацию и фразовое ударение как основу для реализации того или иного коммуникативного замысла, словесное ударение как вспомогательное средство этого процесса, а просодию понимает как «традиционную организацию звукового ряда в общеупотребительном языке».
В большинстве речетворческих моделей имеет место интонационная программа звуко-звучащего оформления. Принципиально выделяют следующие уровни:
1) происхождение мотива;
2) создание идеи высказывания;
3) смысловое структурирование идеи;
4) семантический синтаксис, преобразующий продукт семантического синтаксиса в форму, подчиненную правилам глубинной грамматики;
5) поверхностный синтаксис, представляющий собой процедуру преобразования высказывания в структуру, организованную по правилам конкретного языка, с помощью языковых операций фонологического, артикуляционного, просодического, синтагматического, парадигматического типа;
6) фономоторное программирование высказывания, обеспечивающее сегментарный и надсегментарный уровни.
Таким образом, место интонационной программы оформления звучащей речи в зависимости от содержания совершаемых преобразований находится в стадиях поверхностного синтаксического, фонологического и моторного программирования. Он отличается оперативным обеспечением, обладает определенной степенью автономности даже в онтогенетическом аспекте.