Курсовая с практикой на тему «Изучение и организация форм взаимодействия дошкольного учреждения с семьей»
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
- Книга Степенная царского родословия (1-10 степени). СПб., 1908. – 350 с.
- Путешествия русских послов XVI—XVII вв. Отв. ред..чл.-корр. АН СССР Д. С. Лихачев. Академия наук СССР. Литературные памятники. М. -Л. 1954. – 488 с.
- Послания Ивана Грозного / Подгот. текста Д.С. Лихачева и Я.С. Лурье; Пер. и коммент. Я.С. Лурье; Под ред. В.П. Адриановой-Перетц; Ред. изд-ва Е.Б. Томсинская. – М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1951. – 715 с.
- Соболевский А.И. Переводная литература Московской Руси XIV-XVII веков. Библиографические материалы. Изд-во: Книга по требованию. 2011 – 472с.
ЛИТЕРАТУРА
- Броневский П.Н. О Стрыйковском и его Хронике // Финский вестник. СПб., 1847. № 6. Т. 18. Разд. 2.– С. 10-11.
- И с с е р л и н Е.М. Лексика русского литературного языка XVII века. Материалы к курсу «История русского литературного языка» / Е.М. Иссерлин. М., 1961.– 80с.
- Лызлов А. И. Скифская история / Андрей Лызлов. – М.: Наука. 1990. – 519 с.
- К биографии автора «Скифской истории» А.И. Лызлова (публ. подг. М.П. Лукичевым и Е.В. Чистяковой) // Археографический ежегодник за 1986 год. М., 1987.– С. 289-296
- Первольф И.И. Славяне, их взаимные отношения и связи / И.И. Первольф. – Варшава.: Тип. К. Ковалевского, 1888. — Т. 2. Славянская идея в литературе до XVIII века. – 626 с.
- Рогозинский А. «Кройника» Феодосия Сафоновича и ее отношение к «Киевскому синопсису» Иннокентия Гизеля // Известия отделения русского языка и словесности Академии Наук. — 1910. – Т. 15. – Кн. 4. – Спб., 1910. – С. 270-273.
- Сафаргалиев М.Г. . Распад Золотой Орды. Саранск: Мордовское книжное издательство, 1960. – 279 с.
- Чистякова Е.В. Русский историк А.И. Лызлов и его книга «Скифская история»//Вестник истории мировой культуры – №1 – М., 1961 – С.117-127
- Чистякова Е.В., Богданов А.П. «Да будет потомкам явлено…». Очерки о русских историках второй половины XVII века и их трудах. М., 1988 – 135с.
- Шустова Ю.Э. Упсальский список русского перевода Хроники Мачея Стрыйковского // Очерки феодальной России. Вып. 12 / Ред. С.Н. Кистерев. М.; СПб.: Альянс-Архео, 2008. – С. 181–204.
Введение:
Актуальность. Современная семья в ситуации сложной экономической обстановки переживает серьезный кризис, выражающийся в усугублении трудностей семейного воспитания, ослаблении внимания к духовным ценностям, отсутствии у молодых родителей осознанного отношения к родительству, снижение социальной установки на воспитание детей. Противоречивость представлений о целях и задачах воспитания, закономерностях психического развития ребенка отрицательно влияет на стабильность молодой семьи и полноценное становление личности ребенка. Все это усиливает эмоциональную напряженность в семье, отрицательно влияет на развитие детей [46].
В настоящее время большое внимание педагогов и руководителей дошкольных учреждений уделяется работе с семьей. Происходящие преобразования в обществе, сложные социально-экономические и экологические условия современности требуют необходимость поиска и разработки новых подходов к реализации задач воспитательно-образовательной работы в дошкольном образовательном учреждении (далее ДОУ).
Сегодня в нашей стране существует ряд нормативных документов (Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в РФ», Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 27 октября 2011 г. N 2562 г. «Концепция дошкольного воспитания» (одобрена решением коллегии Гособразования СССР 16.06.1989 N 7/1) и другие), которые ориентируют педагогов ДОУ на взаимодействие с родителями.[32,36,38,47]
Из основных принципов, закрепленных в «Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования», являются принципы: сотрудничество образовательных организаций с семьей и принцип который закрепляет личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей), педагогических и иных работников дошкольной организации) и детей; содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений.
Данный стандарт направлен на решение задач, в том числе связанных с обеспечением психолого-педагогической поддержки семьи и повышением компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей, оказания помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и коррекции нарушений их развития [36].
Родители должны участвовать в организации педагогического процесса дошкольников, в создании условий для помощи и своевременного развития ребенка, чтобы не упустить важнейший период в развитии его личности. В связи с этим, встает вопрос, каким образом ДОУ привлечь родителей дошкольников к сотрудничеству, организовать взаимодействие, предполагающее активное включение родителей в педагогический процесс, способствующее повышению их педагогической компетентности.
Усиление воспитательной и образовательной функции дошкольного учреждения, а также изменения, происходящие в жизни общества, обуславливают необходимость совершенствования форм и способов взаимодействия ДОУ и семьи, педагогов и родителей. От совместной работы родителей и педагогов зависит дальнейшее развитие ребёнка.
Для того чтобы быть настоящим пропагандистом средств и методов дошкольного воспитания, дошкольное учреждение в своей работе должно служить образцом такого воспитания. Только при этом условии родители с доверием отнесутся к рекомендациям воспитателей, охотнее будут устанавливать с ними контакт. Сегодня перед большинством дошкольных учреждений стоит сложная задача – привлечь родителей к педагогическому взаимодействию с ребёнком.
Современная семья является одним из главных действующих институтов формирования личности ребенка, формирование у него нравственно- положительного потенциала, именно в семье дети приобретают первый опыт социальной жизни, получают уроки нравственности, в семье формируется их характер, расширяется кругозор, закладываются исходные жизненные позиции. В то же время очень многое для ребенка зависит от складывающихся отношений между воспитателем и родителями. Интересы ребенка могут пострадать, если отношения между работниками ДОУ и родителями не сложились. Деятельность родителей и воспитателей в интересах ребенка может быть успешной только в том случае, если они станут союзниками, что позволит им лучше узнать ребенка, увидеть его в разных ситуациях, и таким образом помощь взрослым в понимании
ДОУ должно быть нацелено на оказание педагогической помощи семье на основе сотрудничества и взаимопомощи в разработке и осуществлении целостной системы воспитания, которая позволит добиться максимальной пользы для психического, физического и нравственного благополучия ребенка.
Проблема организации взаимодействия дошкольного учреждения и семьи рассматривалась в трудах В.А. Андриеш, Н.Ф. Виноградовой, О.Л. Зверева, Т.А. Макаровой, О.Н. Урбанской и других. По мнению авторов, дошкольное учреждение только тогда удовлетворяет в полной мере потребности семьи, когда он является открытой системой, а родители являются не объектом воспитания, а субъектами взаимодействия с ДОУ. Несмотря на определенную разработанность проблемы взаимоотношений дошкольного учреждения и семьи, в современных условиях развития общества для ДОУ остается актуальным вопрос поиска оптимальных форм взаимодействия.
Проблема исследования помогла определить выбор темы исследования «Изучение и организация форм взаимодействия дошкольного учреждения с семьей».
Цель исследования: выявить эффективные современные формы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи.
Объект исследования: взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семьи.
Предмет исследования: педагогические условия использования современных форм взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи.
Исходя из проблемы, объекта, предмета, цели, гипотезы исследования, были сформулированы следующие задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме организации взаимодействия ДОУ и семьи.
2. Изучить формы взаимодействия ДОУ и семьи.
3. Выявить уровень организации взаимодействия ДОУ и семьи.
В процессе исследования и решении поставленных задач использовался ряд методов: теоретические – анализ психолого-педагогической и научно- методической литературы, обобщение педагогического опыта работы учреждений системы дошкольного образования по вопросам взаимодействия с семьей; эмпирические – наблюдение, беседы, анкетирование, педагогический эксперимент, рефлексивно-оценочные процедуры; статистические – качественный и количественный анализ результатов исследования.
Опытно-экспериментальная база исследования: детский сад «Огонек», с детьми и родителями средней и старшей группы.
Структура и объем работы обусловлена логикой исследования из введения, двух глав, заключения, приложений. Текст иллюстрирован таблицами, схемами, диаграммами. Общий объем курсовой работы — 45 страниц.
Заключение:
В ходе проведения настоящего исследования мы дали характеристику сущности современных форм взаимодействия с родителями детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации.
Взаимодействие — это согласованное установление взаимосвязи семьи и детского сада таким образом, чтобы действия одного партнера обязательно сопровождались соответствующими действиями другого. Взаимодействие педагогов с родителями предполагает взаимопомощь, взаимоуважение и взаимодоверие, знание и учет педагогом условий семейного воспитания, а родителями — условий воспитания в детском саду. Также оно подразумевает обоюдное желание родителей и педагогов поддерживать контакты друг с другом. Цель взаимодействия — установление партнерских отношений участников педагогического процесса, приобщение родителей к жизни детского сада.
Новые подходы к взаимодействию педагогов и родителей: переход от сотрудничества по обмену информацией и пропаганды педагогических знаний к сотрудничеству как межличностному общению педагога с родителями диалогической направленности. Ключевым понятием здесь является диалог, под которым подразумевается личностно равноправное общение, совместное приобретение опыта. От воспитателя и установок ДОО зависит эффективность совместной работы с родителями, продуктивность их участия в жизни ребёнка в детском саду, наконец, результативность развития всех взаимодействующих субъектов (педагогов, родителей, детей).
Современные формы взаимодействия с родителями воспитанников в настоящее время являются наиболее актуальными. Среди современных форм работы с родителями можно выделить следующие: познавательные, информационно-аналитические, наглядно-информационные. Общим для всех этих современных форм, несмотря на их разнообразие выступает создание активных форм общения ДОО с родителями, активизация взаимодействия ДОО с семьями, активное вовлечение родителей в работе дошкольной организации. Нами было выявлено состояние взаимодействия ДОО с родителями с использованием современных форм. Из современных до начала формирующего эксперимента были использованы только досуговые формы. Среди предлагаемых нами к внедрению в ДОО современных форм взаимодействия с родителями можно выделить следующие:
1. Нетрадиционные родительские собрания с чаепитием, показом фильмов, фотоколлажей.
2. Наглядно-информационные методы
3. Семинары и круглые столы
4. Досуговое направление во взаимодействии с родителями.
5. Проектный метод в работе с родителями
6. Использование социальных сетей как формы современного взаимодействия с родителями
7. Использование сайта ДОО как формы современного взаимодействия с родителями.
Использование нетрадиционных форм взаимодействия с родителями дало определенные результаты: родители из «зрителей» и «наблюдателей» стали активными участниками встреч и помощниками воспитателя, создана атмосфера взаимоуважения.
Нами были определены педагогические условия использования нетрадиционных форм взаимодействия ДОО с семьей: использование нетрадиционных форм взаимодействия с родителями ДОО; применения современных средств коммуникации (социальные сети, мессенджеры, сайт ДОО); использования проектного метода в работе с родителями.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. Теоретические основы организации взаимодействия педагогических работников ДОУ с семьей
1.1 Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семьи как психолого-педагогическая проблема
Взаимодействию дошкольного образовательного учреждения (далее – ДОУ) и семьи сегодня уделяется достаточно много внимания. Для того чтобы понять специфику управления взаимодействием в современных изменяющихся условиях, где родители становятся заказчиками образовательных услуг, важно рассмотреть сущность понятия «взаимодействие».
В условиях введения «Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семьи понимается как установление партнёрских отношений, которые позволят объединить усилия для воспитания детей, создать атмосферу общности интересов, активизировать воспитательные умения родителей, подготовить их к восприятию нового опыта.
Г.М. Андреева исследует взаимодействие как составную часть общения людей. Она обоснованно отмечает, что, несмотря на объективно существующую связь между общением и взаимодействием, развести эти понятия между собой достаточно трудно. Автор определяет взаимодействие как другую, по сравнению с коммуникативной, сторону общения. По ее мнению, эта «та сторона, которая фиксирует не только обмен информацией, но и организацию совместных действий, позволяющих партнерам реализовать некоторую общую для них деятельность» [41, с.16].
Н.Л. Виноградова понимает взаимодействие как способ социального бытия, который определяется диалогом субъектов и обеспечивает единство и гармонизацию социальных структур, имея конечной целью выработку стратегии общих действий личностей, социальных групп и общностей [5].
По мнению Н.Н. Обозова, Б.П. Парыгина, В.В. Бойко взаимодействие рассматривается как реально функционирующая связь, взаимная зависимость между субъектами, личностями. Компонентами взаимодействия, по мнению авторов, выступают взаимопонимание, взаимопознание, взаимоотношения, взаимные действия, взаимовлияние, взаимоинформирование.
Педагогическое осмысление понятие «взаимодействие» получило в работах В.И. Загвязинского, Л.А. Левшина и др. Педагогическое взаимодействие — сложнейший процесс, состоящий из многих компонентов — дидактических, воспитательных и социально-педагогических взаимодействий. В основе педагогического взаимодействия лежит сотрудничество, которое является началом социальной жизни человечества [45].
Рассматривая сущность педагогического взаимодействия, Д. А. Белухин выделяет в нем следующие составляющие:
1) Общение как сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности, в которую входят обмен информацией, выработка единой стратегии взаимодействия, восприятия и понимания другого человека, познание самого себя/
2) Cовместную деятельность как организованную систему активности взаимодействующих индивидов, направленную на целесообразное производство объектов материальной и духовной культуры [31].
В.И. Загвязинский рассматривает «педагогическое взаимодействие» как «…сложный процесс, состоящий из множества компонентов: дидактических, воспитательных и социально-педагогических взаимодействий, обусловленный и опосредованный учебно-воспитательной деятельностью, целями обучения и воспитания [45, с.192-193]. Педагогическое взаимодействие присутствует во всех видах деятельности: познавательной, трудовой, творческой. В основе педагогического взаимодействия лежит сотрудничество, которое является началом социальной жизни человека».
В. П. Дуброва под сотрудничеством понимает особым образом организованную деятельность, подразумевающую совместное определение целей, совместное ее планирование, учет интересов и возможностей участников взаимодействия, распределение сил и средств на основе возможностей каждого, взаимообогащение развития каждого из участников этой деятельности, общение на равных. Взаимодействие в контексте информационного пространства понимается как принцип и способ построения отношений и действий в совместной деятельности [13].
Идеи взаимодействия именно дошкольного образовательного учреждения и семьи были отражены в работах Е. В. Анисимовой, Н. Ф. Виноградовой, Л. В. Загик, Т.В.Кротовой и др. Авторы считают, что педагог дошкольного учреждения выступает не только как воспитатель детей, но и как воспитатель родителей.
О. И. Давыдова, Л. Г. Богославец, А. А. Майер считают, что проблемы во взаимоотношениях между родителями и педагогами основаны на нехватке информации, связанной, с одной стороны, с новыми технологиями воспитания и обучения, с другой – с удовлетворением спроса родителей на систему знаний по вопросам обучения и воспитания дошкольника.
Учитывая современные проблемы при организации взаимодействия, необходимо отметить, что эффективной работа будет только в том случае, если родители сами будут являться активными участниками образовательного процесса. Поэтому важной задачей дошкольного образовательного учреждения является формирование активной позиции родителей. Для достижения данной цели необходимо установить доверительные отношения между педагогами и родителями, относиться к ним как к равноценным партнерам, считает Н. Н. Зорина [21].
О. В. Солодянкина подтверждает данную мысль и предлагает принципы, положенные в основу конструктивных взаимоотношений между педагогами дошкольной образовательной организации и семьей:
• родители и педагоги являются партнерами в воспитании и обучении детей;
• единое понимание педагогами и родителями целей и задач воспитания и обучения;
• помощь, уважение и доверие к ребенку, как со стороны педагогов, так и со стороны родителей;
• знание педагогами и родителями воспитательных возможностей коллектива и семьи, максимальное использование воспитательного потенциала в совместной работе с детьми;
• постоянный анализ процесса взаимодействия семьи и взаимодействия дошкольной образовательной организации, его промежуточных и конечных результатов [37].
Исследования, проведенные Т. Данилиной, выявили проблемы, существующие во взаимодействии ДОУ с семьей, такие как нехватка времени и нежелание работать в сотрудничестве.
Л. М. Клариной был разработан целый комплекс становления и развития содержательных и организационных направлений сообщества детского сада и семьи, в который входило: создание в детском саду методического кабинета, оснащенного психолого-педагогической литературой для родителей, совместное обсуждение с ними прочитанного с целью возможного использования приобретенных таким образом знаний в условиях детского сада, открытие на этой основе дискуссионного клуба профессионалов и родителей, библиотеки детской литературы, которая может быть использована как в детском саду, так и в семье, организация спортивной секции для детей и родителей, разнообразных клубов по интересам и др. [8].