Курсовая с практикой на тему Изучение и оценка социально-психологического климата коллектива аптеки. (С применением принципов кадрового менеджмента рекомендуется провести социологический опрос сотрудников аптеки, установить существующие проблемы, связанные с мотивацией, наличием конфликтных ситуаций)
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА ТРУДОВОГО КОЛЛЕКТИВА.. 5
1.1 Трудовой коллектив предприятия и его функции. 5
1.2 Социально-психологический климат в коллективе:
сущность, структура, факторы формирования. 9
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО
КЛИМАТА КОЛЛЕКТИВА АПТЕКИ “ПЛАНЕТА ЗДОРОВЬЯ”. 12
2.1 Организационно — экономическая характеристика
предприятия. 12
2.2 Методы исследования социально-психологического климата. 15
ГЛАВА 3. ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО
КЛИМАТА КОЛЛЕКТИВА АПТЕКИ «ПЛАНЕТА ЗДОРОВЬЯ». 18
3.1 Диагностика
социально-психологического климата коллектива. 18
3.2 Мероприятия по
совершенствованию социально-психологического климата в коллективе. 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 25
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК.. 27
ПРИЛОЖЕНИЕ. 29
Введение:
Основная часть жизни человека
связана с процессом организованной коллективной трудовой деятельности.
Работоспособный сплоченный коллектив на предприятие возникает не сразу —
происходит длительный процесс его становления и развития. Формирование
трудового коллектива во многом связано с созданием благоприятного
социально-психологического климата, который является и условием повышения
производительности труда, удовлетворенности работников своим трудом и местом
работы.
В настоящее время отмечается
устойчивый интерес ученых и руководителей-практиков к влиянию психологического
настроя сотрудников на деятельность трудового коллектива. Благоприятный
социально-психологический климат коллектива обеспечивает работоспособность его
членов, взаимную поддержку в достижении целей организации, сплоченность
коллектива. Коллективное достижение целей приводит к получению высоких
результатов в деятельности, к обеспечению высокой эффективности предприятия.
Вместе с тем, социально-психологический климат является показателем уровня
социального развития коллектива и его психологических резервов, способных к
более полной реализации. А это, в свою очередь, связано с перспективой
возрастания социальных факторов в структуре производства, с совершенствованием,
как организации, так и условий труда.
Благоприятная атмосфера в
группе не только продуктивно влияет на результаты ее, но и перестраивает
человека, формирует его новые возможности и проявляет потенциальные.
Эффективность совместной деятельности во многом зависит от оптимальной
реализации личностных и групповых возможностей.
Актуальность темы обусловлена
усиливающейся конкуренцией, что предопределяет поиск способов повышения
внутренней эффективности на
предприятиях, в том числе через формирование сплоченности персонала,
когда члены коллектива становятся соучастниками процессов совершенствования
деятельности предприятия.
Цель исследования курсовой
работы — изучение социально-психологического климата в трудовых коллективах и
определение путей совершенствования условий формирования микроклимата в
организациях.
В соответствии с поставленной
целью задачами данной работы являются:
1. Изучить понятие
социально-психологического климата в коллективе.
2. Дать характеристику методам
изучения микроклимата в трудовом коллективе.
3. Проанализировать условия
формирования микроклимата в аптеке «Планета здоровья».
4. Разработать мероприятия по
улучшению социально-психологического климата в аптеке «Планета здоровья».
Объектом исследования данной
работы выступает трудовой коллектив предприятия.
Предметом исследования
являются факторы формирования благоприятного социально-психологического климата
в коллективе.
Теоретико-методологическую
базу работы составили фундаментальные принципы отечественной и зарубежной
теории управления, исследования социально-психологических явлений и процессов в
трудовых коллективах. В работе использовались следующие общенаучные методы
исследования: анализ литературных источников.
Курсовая работа состоит из
введения, трех глав, заключения, библиографического списка.
Заключение:
Средством для достижения целей
предприятия является трудовой коллектив — сложная совокупность людей с внешними
и внутренними связями, обладающая схожими целями, слаженностью выполнения
рабочих процессов, определенным давлением на каждого члена коллектива.
Различные этапы формирования
трудового коллектива влияют на деятельность организации — при его становлении
повышается эффективность работы, при «зрелости» достигается максимальная работа
деятельности предприятия, далее, в зависимости от внешних и внутренних условий,
постоянно воздействующих на организацию, возможно либо ликвидация трудового
коллектива, либо его обновление.
Трудовой коллектив
функционирует в двух средах — условия труда (оборудование, зарплата и т.д), и
условиях социально-психологического климата — преобладающий в коллективе
относительно устойчивый психологический настрой его работников, проявляющийся в
многообразных формах их деятельности, подверженный макро и микро воздействию, и
изучаемый различными методами, которые необходимо совмещать для полной оценки
характера социально-психологического климата на предприятии.
В сети социальных аптек «Планета
Здоровья» при помощи анкетирования исследовался СПК. По результатам диагностики
психологического климата на предприятии наблюдается положительный микроклимат с
низким уровнем эмпатии между сотрудниками. Понимание персонала в важности
слаженной работы, как для деятельности предприятия, так и для личности в целом,
позволяет провести ряд мероприятий для улучшения социально-психологического
климата.
Были выявлены причины,
мешающие оптимальному развитию социально-психологического климата:
— разногласия в работе
управленческого и исполнительного персонала;
— различия в стилях
руководства менеджеров;
— некачественное донесение
информации;
— долгая и трудная адаптация
новых сотрудников;
— низкий уровень эмпатии;
— неравное распределение
работы среди сотрудников;
— неравенство во
взаимоотношениях;
— отсутствие повышение
квалификации.
По данным проблемам были
разработаны рекомендации по совершенствованию социально-психологического
климата:
1. Проведение собраний на всех
уровнях с установкой правил и предписаний.
2. Проведение тренинга на
сплоченность и проведение ролевой игры, способствующих повышению уровня
эмпатии.
3. Отслеживание донесения
полной информации.
4. Большое количество внимания
уделять мероприятиям, способных раскрыть новых сотрудников.
5. Повышение уровня вовлеченности
каждого члена коллектива в успехи и неудачи предприятия.
Благоприятный
социально-психологический климат способствует максимальной эффективной
деятельности предприятия, в это время как негативный, отрицательный СПК может
разрушить любую деятельность.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ
ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА ТРУДОВОГО КОЛЛЕКТИВА
1.1 Трудовой коллектив
предприятия и его функции
В
настоящее время отечественная экономика переживает период трансформации.
Специфика ее постсоветского развития такова, что рыночные тенденции, заложенные
в период реформ, еще окончательно не реализованы, так же как пока не
сформированы институты рынка и рыночных трудовых отношений. В этой ситуации
роль трудовых коллективов на предприятии не до конца определена, а имеющиеся
формы их организации и функционирования должны быть проанализированы. Важное
условие для понимания сущности трудового коллектива — его рассмотрение в
контексте доминирующей социально-экономической системы. Современные трудовые
коллективы существуют как первичные ячейки системы разделения труда — это общая
специфика такой социально-экономической модели, как капитализм (и всех ее частных
форм) [13, с. 6-8].
Трудовой коллектив — это организованная
сумма всех сотрудников предприятия, куда, помимо них, входят и производные
организации (профсоюзы, трудовые комиссии и т. д.). Существуют различные
определения трудового коллектива, зависящие как от научной дисциплины,
исследующей данный феномен, так и от подхода в рамках той или иной дисциплины.
Почебут Л.Г. дает
следующее определение: трудовой коллектив представляет собой «основную ячейку
общества, которой создаются материальные и духовные ценности, складываются и
совершенствуются отношения между работниками, возникают предпосылки проявления
социальной активности людей в различных сферах деятельности и общественной
жизни». Она также выделяет такую важную характеристику трудового коллектива, как
единство целей и интересов участников. Их цели определены как производные от
цели организации (производственно-экономические), а интересы выражены как в
организационном статусе работника (выполнить работу), так и в социальном (права
и интересы трудящегося) [11, с. 91].
Согласно Михайлиной Г.И. понятие трудового
коллектива из такого явления, как коллектив. По его мнению, смысл заключается в
добровольном подчинении участников той или иной деятельности цели, организующей
их в единое целое. Выражением этого единства в сфере труда является трудовой
коллектив.
Можно
выделить две основные категории элементов организации системы:
социально-экономические и макроэкономические. Первые определяют содержание
структуры организации и факторы влияния на трудовой коллектив.
Трудовой
коллектив, организуясь вокруг общей цели, проходит в своем развитии
определенные этапы. Объединение коллектива происходит в виде сплачивания
сотрудников организации вокруг хозяйственных целей. Основным фактором,
позволяющим осуществить консолидацию, является общность интересов. Работники
стремятся к достижению целей организации, так как каждый из них заинтересован в
материальном вознаграждении. В то же время необходимо помнить, что в процессе
формирования трудового коллектива, кроме прямого интереса финансовой выгоды,
существует много других интересов работников, в том числе противоречивые.
Процесс формирования трудового коллектива призван сбалансировать эти интересы,
направить их в единое русло достижения целей организации [7, с.61].
Можно
выделить следующие функции трудового коллектива как элемента организации:
—
хозяйственную: это целенаправленная, консолидированная скоординированная
деятельность, направленная на достижение целей организации по производству
товаров (или предоставлению услуг) и извлечение из этого финансовой выгоды;
—
социально-психологическую: заключается в оказании влияния на членов коллектива
с целью повышения эффективности работы посредством поддержания гармоничных
отношений между ними;
—
воспитательную: состоит в формировании личности, отвечающей различным критериям
организации (профессионализм, трудовая дисциплинированность, ответственность,
исполнительность) и общества (деятельность, благосостояние, социальная
активность и т. д.);
— управленческую: предполагает управление
работниками, включение их в различные производственные циклы и поддержание
дисциплины [7, с.62].
Ряд
исследователей склоняются к рассмотрению трудового коллектива как целостного
феномена, который для выполнения своих функций имеет собственный набор
стратегий и средств достижения поставленных перед собой целей. О реализации
этих функций в трудовом коллективе свидетельствуют как качественные, так и
количественные показатели изменения.
Количественные
показатели изменения трудового коллектива чаще всего выражаются в выработке, то
есть в количестве произведенной продукции (или предоставленных услуг). Другим
важным количественным показателем трудового коллектива является его
численность. Оба показателя могут играть существенную роль в качественном
изменении коллектива. Яркий пример — ситуация, когда при уменьшении числа
работников и внедрении новых систем производства происходит изменение
профессионального и социального типа трудящихся (ужесточение требований к
приему на работу и, как следствие, рост профессионального уровня трудящихся).
Именно изменение уровня профессионализма и благосостояния работников может
рассматриваться как первичный качественный показатель.
Трансформация
количественных и качественных показателей и их специфика определяются планами
организации, предъявляющей требования к своим сотрудникам. Изменение
характеристик трудового коллектива способствует социальному развитию
трудящихся: их ответственности, социальной активности, целеустремленности,
успешности и др. Эти характеристики, отточенные на предприятии, имеют огромное
значение в повседневной жизни, так как способствуют развитию гармоничных
социальных отношений.
Все
это характеризует трудовой коллектив не только как организацию людей,
объединенных общей целью в рамках трудовых отношений, но и как важный элемент
социального развития, помогающий воспитывать образцовых граждан страны.
С
учетом этой роли трудовых коллективов представляется важным проанализировать
принципы их формирования:
—
наличие производственно-трудовых связей между людьми;
—
общую цель и общее представление об интересах коллектива;
—
согласованность интересов личности и трудовой группы;
—
структурную организацию коллектива, определенную его производственными целями и
задачами;
—
специфический психологический климат, формирующий представления сотрудников о
своем единстве в виде трудового коллектива [5, c. 74].
Таким образом, трудовой
коллектив является важной ячейкой социального общества, выполняющий, помимо
производственной и экономической функции, например, социализация личности,
приобщение к труду и развитие способностей личности. От деятельности коллектива
зависит деятельность предприятия сервиса: слаженность в работе подразделений
между собой и внутри себя позволяет наиболее эффективно достигать цели
предприятию.