Курсовая с практикой на тему Изучение готовности к профессиональной деятельности студентов ВУЗов обучающихся на выпускных курсах
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава 1.
Теоретические основы готовности к профессиональной деятельности студентов ВУЗов
обучающихся на выпускных курсах. 5
1.1. Понятие
и сущность готовности к профессиональной деятельности. 5
1.2.
Специфика формирования готовность студентов к профессиональной деятельности. 12
Глава 2.
Эмпирическое исследования готовности к профессиональной деятельности студентов
ВУЗов обучающихся на выпускных курсах. 24
2.1.
Организация и методы исследования. 24
2.2. Анализ и
интерпретация результатов психологического исследования формирования
профессиональной готовности студентов к профессиональной деятельности. 25
2.3.
Методические рекомендации по развитию мотивационной готовности к
профессиональной деятельности. 33
Заключение. 40
Список
литературы.. 42
Введение:
Актуальность
исследования. Проблема готовности в контексте
профессионального становления личности одна из важнейших для общей и
педагогической психологии. Не существует однозначного понимания сущности и
функций указанного понятия, которое приобрело в последнее время в концептуальном
аппарате психологии относительно самостоятельного и высокого научного статуса.
Однако различия в определении понятия готовности, имеющих место в различных
авторов, дают основания говорить о противоречивости существующих точек зрения,
а отсюда и о несогласованности процедур переноса этого понятия в
экспериментальную плоскость. Значение понятия готовности, которое актуально
сегодня для педагогической психологии, прежде всего для педагогики и психологии
высшей школы, требует переосмысления его содержания и функций на
методологическом и экспериментальном уровнях. Исследования этого направления
базируются на изучении и психологическом обосновании средств обучения и
совершенствования системы подготовки специалистов.
На этом основании
личность будущего специалиста является объектом пристального внимания ученых.
Эти вопросы рассматриваются в контексте: изучения развития профессионального
самосознания, как центральной линии процесса становления личности будущего
специалиста (Козиев В.Н., Маркова А.К., Миронова Т.Л., Митина Л.М., Парыгин
Б.Д., Саврасов В.П., Шавир П.А., и др.); выявления этапов и факторов
становления будущего специалиста как субъекта деятельности (Анциферова Л.И.,
Вачков И.В., Вершловский С.Г., Гоноболин Ф.Н., Гребнева В.В., Зимняя И.А., Зеер
Е.Ф., Климов Е.А., Кузьмина Н.В., Митина Л.М., Кузьменкова О.В., Ткачев В.Н.,
т.д.).
Вместе с тем, несмотря на
значимость и результативность проведенных исследований, ряд проблем остаются
мало изученными. Среди них – психологическая готовность студентов, как основная
движущая сила его профессионального развития.
Цель:
изучение особенностей готовности к профессиональной деятельности студентов
ВУЗов обучающихся на выпускных курсах.
Объект исследования:
готовность к профессиональной деятельности студентов вуза.
Предмет исследования:
компоненты готовности к профессиональной деятельности студентов ВУЗов
обучающихся на выпускных курсах.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть понятие и
сущность готовности к профессиональной деятельности.
2. Изучить специфику
формирования готовность студентов к профессиональной деятельности.
3. Провести исследование
готовности к профессиональной деятельности студентов ВУЗов обучающихся на
выпускных курсах.
4. Разработать
методические рекомендации по развитию мотивационной готовности к профессиональной
деятельности.
Теоретической основой
нашего исследования являются представления: положения
субъектно-деятельностного и системно-деятельностного подходов, представленные в
трудах К.А. Абульхановой, Б.Г. Ананьева, А.В. Брушлинского, А.Н. Леонтьева, С.Л.
Рубинштейна, В.Д. Шадрикова и др.; психологические теории различных видов
деятельности и готовности к ней (М.И. Дьяченко и Л.А. Кандыбович, Л.Н.
Захарова, Е.А. Климов, Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, В.Д. Шадриков и др.);
концепции профессионального становления и развития субъекта (А.А. Деркач, Е.А.
Климов, Э.Ф. Зеер, Л.М. Митина и др.).
Методами исследования
данной работы являются изучение литературных источников, анализ, синтез,
наблюдение, тестирование.
Структура исследования:
работа имеет традиционную структуру и включает в себя введение, основную часть,
состоящую из 2 глав, заключение, список литературы.
Заключение:
Перед педагогической
наукой и всей системой образования в России стоят непростые вопросы, касающиеся
будущей профессиональной деятельности выпускников вузов. Одним из ключевых
вопросов является степень готовности к этой деятельности. Готовность к
профессиональной деятельности – это психическое состояние, предстартовая
активизация человека, включающая осознание человеком своих целей, оценку
имеющихся условий, определение наиболее вероятных способов действия;
прогнозирование мотивационных, волевых, интеллектуальных усилий, вероятности
достижения результата, мобилизацию сил, самовнушение в достижении целей. Готовность
к профессиональной деятельности – это сложная, динамическая система, включающая
интеллектуальные, эмоциональные, мотивационные и волевые стороны субъекта
труда, допускающая возможность эффективно выполнять свои обязанности
специалиста.
Структуру готовности к
профессиональной деятельности представляют следующие компоненты: личностный,
когнитивный, интерактивный и рефлексивный (оценочный) компоненты. Эти
компоненты тесно связаны и взаимообусловлены. Их целостность свидетельствует о
развитии личностных и профессиональных качеств будущего специалистов, которые
будут ему необходимы в профессиональной деятельности. Этот вид готовности
является личностным образованием, опосредует зависимость между эффективностью
деятельности будущих специалистов и его направленностью на совершенствование
своего профессионального уровня.
В результате
эмпирического исследования был выявлен уровень готовности студентов к
профессиональной деятельности в организации. В результате исследования было
выявлено, что достоверные различия обнаружены в следующих показателях:
— общий уровень интеллектуальных способностей,
у студентов 5-го курса выше, чем у студентов 1 курса. Это означает, что у
студенты 5-го курса лучше развиты способность к обобщению и анализу, гибкость
мышления, скорость и точность восприятия материала, грамотность, выбор
оптимальной стратегии, общий уровень осведомленности и развития лингвистических
способностей; показатель целей в жизни, у студентов 5-го курса выше, чем у
студентов 1 курса; показатель локуса контроля жизни, у студентов 5-го курса
выше, чем у студентов 1 курса, студенты 5-го курса в большей мере принимают
ответственность за собственную жизнь по сравнению со студентами 1-го курса;
показатели коммуникативных и лидерских способностей у студентов 5-го курса
выше, чем у студентов 1-го курса, это означает, что студенты 5-го курса более
компетентны в общении и как организаторы по сравнению со студентами 1-го курса;
общий показатель осмысленности жизни, у студентов 5-го курса выше, чем у
студентов 1 курса, это означает, что у студентов выпускных курсов в большей
мере проявляется осмысленность жизни; показатель оценки толерантности в ПВК, у
студентов 5-го курса выше, чем у студентов 1 курса; студенты выпускники более
толерантны к людям и явлениям жизни по сравнению со студентами 1-го курса;
показатели мотивационного компонента у студентов 5-го курса выше, чем у
студентов 1-го курса. Полученные данные свидетельствуют, что студенты
выпускники более стремятся к достижению успехов в своей деятельности,
постоянное стремлением сделать дело лучше, чем раньше, неудовлетворенность
легким успехом и неожиданной легкостью задачи.
Таким образом, в
результате проведенного исследования было выявлено, что у студентов выпускных
курсов компоненты готовности к профессиональной деятельности в основном
находятся на среднем и высоком уровни.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические
основы готовности к профессиональной деятельности студентов ВУЗов обучающихся
на выпускных курсах 1.1. Понятие и сущность
готовности к профессиональной деятельности
Изучим понятие
«готовность» и то, как его рассматривают психологи, педагоги. На сегодняшний
день в психологической науке накоплено достаточно много теоретических и
практических сведений о вопросах готовности личности к профессиональной
деятельности. В научных источниках большое количество понятий к определению
готовности, так же обозначены структура, содержание, основные условия и
компоненты готовности, отражающие в динамике, длительности и устойчивости в ее
выраженности [9].
Одной из составной части
общей готовности к действию является «психологическая готовность», которая
определяется психологическими детерминантами. К. К. Платонов рассматривает
психологическую готовность как временное или устойчивое состояние, как
результат психологической мобилизации или психической подготовки в данный
период, определяемый наличием потребности в трудовой деятельности [30].
Психологическая
готовность к профессиональной деятельности – это психическое состояние,
предстартовая активизация человека, включающая осознание человеком своих целей,
оценку имеющихся условий, определение наиболее вероятных способов действия;
прогнозирование мотивационных, волевых, интеллектуальных усилий, вероятности
достижения результата, мобилизацию сил, самовнушение в достижении целей.
Познаванием состояния
готовности занимались и разрабатывали идеи, концепции такие исследователи в
науке как: К.К. Платонов, М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович, Ф.И. Иващенко, Я.Л.
Коломенский, И.Б. Котова, А.Т. Короткевич, А.И. Кочетов, В.Н. Мясищев, В.С.
Мерлин, А.С. Нерсисян, Н.Д. Левитов, В.Н. Пушкин, А.Ц. Пуни. Состояние
готовности напрямую имеет два значения. Первое – это согласие совершить
что-либо, во втором случае,