Курсовая с практикой на тему Изучение глагольного словаря старших дошкольников с общим недоразвитием речи
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
1 .Теоретические аспекты изучения проблемы 5
1.1 Состояние развития изучаемых процессов в условиях онтогенеза 5
1.2 Характеристика выбранного нарушения речи и конкретных процессов 14
2.Обзор методов приемов диагностики и коррекции выбранного нарушения 17
2.1 Обзор методов, приёмов диагностики и коррекции при выбранном нарушении речи 17
Заключение 34
Список литературы 36
Приложение 40
Введение:
В настоящее время одной и сложных и актуальных проблем коррекционной педагогики является создание условий для формирования у детей с общим недоразвитием речи (ОНР) способности к овладению глагольным словарем, как необходимой предпосылки гармоничного развития и социализации личности.
Данные недостатки в речевой системе приводят к обеднению лексики у детей с общим недоразвитием речи и создают затруднения в овладении глагольным словарем.
Обогащение глагольного словаря детей с общим недоразвитием речи исследовали Ю.А. Аркин, Г.М. Лямина и другие; дошкольного возраста —
А.М. Богуш, Ю.С. Ляховская и другие; особенности становления и развития словаря детей на протяжении дошкольного детства — А.П. Иваненко, Н.И. Луцан, Н.П. Савельева и другие. Ключевым моментом ряда исследований (Н.А. Лаврентьева и другие) выступило исследование особенностей, уточнение и расширение значений уже известных в определенном контексте, использование тематического принципа введения лексики, ассоциативного сочетание слов.
Вопрос коррекции связной речи очень сложен и обширен. Существует множество методик, среди которых выделяется мнемотехника как наиболее информативная. Данная методика позволяет использовать естественные механизмы памяти мозга и позволяет полностью контролировать процесс запоминания, сохранения и припоминания информации.
Актуальность данной темы очень важна. Так как увеличилось количество детей с различным нарушения формирования речи, поэтому для меня интересна стала разработка этой темы.
Цель исследования – изучение глагольного словаря старших дошкольников с общим недоразвитием речи
Объект исследования – глагольный словарь дошкольников с общим недоразвитием речи.
Предмет исследования – процесс развития глагольного словаря дошкольников с общим недоразвитием речи.
Гипотеза исследования — обогатить словарь дошкольников с общим недоразвитием речи, возможно, если: словарная работа будет неотъемлемой частью всего учебного-воспитательного процесса, будут использоваться разнообразные методы и приемы, соблюдаться единство формирования качественного аспекта словаря.
В соответствии с целью, объектом, предметом исследования определены следующие задачи:
1. Теоретически обосновать проблему исследования.
2. Выявить особенности состояния развития изучаемых процессов в условиях онтогенеза
3. Охарактеризовать выбранное нарушения речи и конкретных процессов
Организовать работу по развитию качественного аспекта словаря детей с общим недоразвитием речи.
Для решения поставленных задач применялись следующие методы исследования: анализ теоретической литературы, обобщение и систематизация полученных сведений, наблюдение, беседа.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
Заключение:
Общее недоразвитие речи – это целый комплекс симптомов, при котором наблюдается нарушение всех без исключения аспектов и аспектов речевой системы. Это означает, что нарушения будут наблюдаться как с лексической, так и с фонетической и грамматической стороны.
Такая патология полиэтиологична, на формирование которой оказывает влияние большое количество предрасполагающих факторов, связанных с внутриутробным развитием плода.
Симптомы заболевания будут различаться в зависимости от степени тяжести. Всего выделяют четыре степени недоразвития речи. Для того чтобы определить тяжесть заболевания, больному необходимо пройти логопедическое обследование.
Старшие дошкольники с общим недоразвитием речи (ОНР) не могут самостоятельно полноценно овладеть лексической системой языка, включая работу с глаголами. Как доказано психологами, психолингвистами и логопедами у данной категории детей эмоциональность, как часть психики и как свойство речи имеет определенное своеобразие: несинхронность процессов возбуждения и торможения; трудности при мимической передаче чувств; проблемы эмоционального реагирования, трудности в осуществлении контроля эмоциональных состояний; недифференцированное представление о своих эмоциях; трудности при определении эмоциональных состояний по предметным картинкам, фотографиям и пиктограммам; смешение различных эмоций.
Логопедическая работа в целях формирования глагольного словаря должна идти с учетом сохранных функций таких детей, например, достаточного объема кратковременной памяти и концентрации внимания через использование многоуровневых заданий, различных видов опор (вербальных и предметных), игровых и занимательных приемов. Все это можно реализовать посредством словарной работы, как инновационной технологии, позволяющей обогащать эмоциональную лексику и оптимизировать социально-коммуникативное развитие дошкольников с ОНР.
Речь дошкольников с ОНР характеризуется ограниченностью глагольного словаря, несформированностью семантических полей и дифференцировки слов, обозначающих и выражающих эмоции.
Частота употребления глаголов старшими дошкольниками с ОНР в два раза меньше, чем в норме; коэффициент лексического разнообразия существенно ниже по сравнению с нормативами речевого развития; в коротких описательных (оценочных) высказываниях, а также при составлении повествовательных рассказов по серии картин, для дошкольников с ОНР характерна однотипность построения фраз и бедность глагольного словаря.
Фрагмент текста работы:
1 .Теоретические аспекты изучения проблемы
1.1 Состояние развития изучаемых процессов в условиях онтогенеза
По наблюдениям А.М. Леушиной, примерно к двум годам речь становится основным средством общения ребенка с окружающими, что означает начало формирования ее коммуникативной функции [21].
Словарный запас ребенка данного возраста достигает двухсот слов. У него развивается понимание речи, ее регулятивная функция, однако, при этом, она остается отрывочной, экспрессивной и ситуативной. К трем годам происходит не только резкое увеличение словарного запаса (до тысячи слов) ребенка, но и переход на качественно другой уровень понимания речи.
О.С. Ушакова, Е.А. Смирнова и др. исследователи отмечают, что в попытках связно излагать свои мысли трехлетние дети допускают много ошибок в согласовании слов и построении предложений, не выходя за пределы одной-двух фраз
Исследования Ф.А. Сохина показывают, что у старших дошкольников связная речь может достигать достаточно высокого уровня развития [28].
Дело не только в расширении словарного запаса (в среднем, до четырех тысяч слов), но в использовании этих слов в достаточно сложных грамматических конструкциях, построении различных видов предложений, составлении рассказов на предложенную тему, соблюдая логику высказывания и средства речевой. Однако старшие дошкольники по-прежнему нуждаются в предшествующем их речи образце или помощи взрослого [10].
В теории и практике логопедии под общим недоразвитием речи (в дальнейшем ОНР) понимается такая форма речевой патологии, при которой нарушается формирование каждого из компонентов речевой системы: словарного запаса, грамматического строя, звукопроизношения, при нормальном слухе и относительно сохранном интеллекте.
Общее недоразвитие речи у детей дошкольного возраста – достаточно распространенный недуг, встречающийся у 40% всех представителей этой возрастной группы.
К этому расстройству могут привести несколько факторов: внутриутробное, что приводит к поражению центральной нервной системы; конфликт резус-факторов крови матери и плода; асфиксия плода при родах – это состояние характеризуется недостатком кислорода и может привести к удушью или мнимой смерти; получение ребенком травм непосредственно во время родов; пристрастие беременной к вредным привычкам; неблагоприятные условия труда или быта представительниц женского пола в период вынашивания плода [14,с.33].
Такие обстоятельства приводят к тому, что у ребенка еще во время внутриутробного развития возникают нарушения со стороны формирования органов и систем, в частности центральной нервной системы.
Такие процессы могут приводить к возникновению широкого спектра функциональных патологий, в том числе и речевых нарушений [12,с.43].
Кроме того, такое расстройство может развиться после рождения ребенка. Этому могут способствовать: частые острые заболевания различной этиологии; наличие каких-либо хронических заболеваний; получил черепно-мозговую травму.
Стоит отметить, что ОНР может возникать при таких недугах: ринолалия; Кроме того, на формирование речевых способностей влияет недостаточное внимание или отсутствие эмоционального контакта между малышом и родителями [18,с.56].
Различают четыре степени недоразвития речи:
ОНР 1 уровень – характеризуется полным отсутствием связной речи. В медицинской сфере такое состояние называют «дети безмолвные». Малыши общаются, используя упрощенную речь или лепет, а также активно жестикулируют;
ОНР 2 уровень — наблюдается начальное развитие общей речи, но словарный запас остается скудным, и ребенок делает большое количество ошибок при произношении слов. В таких случаях максимум, что может сделать ребенок, это произнести простое предложение, которое будет состоять не более чем из трех слов;
недоразвитие речи 3-го уровня – отличается тем, что дети могут составлять предложения, однако смысловая и звуковая нагрузка развиты недостаточно;
4-й уровень OHP — самая легкая стадия заболевания. Это связано с тем, что ребенок достаточно хорошо говорит, речь практически не отличается от сверстников. Однако встречаются нарушения при произношении и построении длинных фраз.
Кроме того, клиницисты выделяют несколько групп этого заболевания:
— неосложненный ОНП — диагностируется у больных с незначительной патологией мозговой деятельности;
— осложненный ОНР – наблюдается при наличии какого-либо неврологического или психического расстройства;
— общее недоразвитие речи и задержка речевого развития – диагностируются у малышей при патологиях тех отделов головного мозга, которые отвечают за речь [12,с.43].
Симптомы.
Характеристики детей с общим недоразвитием речи будут различаться в зависимости от выраженности нарушений, присущих больному.
Однако, несмотря на это, такие дети начинают произносить свои первые слова относительно поздно — в три-четыре года. При этом речь практически непонятна окружающим и неправильно оформлена. Это становится причиной того, что у ребенка начинает нарушаться речевая деятельность, а иногда можно наблюдать:
— нарушение памяти;
— снижение умственной активности;
— отсутствие интереса к изучению нового;
— потеря внимания.
У больных с I степенью ОНР наблюдаются следующие проявления:
— вместо слов — лепет, который дополняется большим количеством жестов и богатой мимикой;
— общение осуществляется в предложениях, состоящих из одного слова, значение которого довольно сложно понять;
— ограниченный словарный запас;
— нарушение в построении слов;
— нарушение произношения звуков;
— ребенок не различает звуки.
Для недоразвития речи 2 степени характерны следующие нарушения:
— есть воспроизведение фраз, состоящих не более чем из трех слов;
— словарный запас очень беден по сравнению с количеством слов, используемых сверстниками ребенка;
— дети не в состоянии понять значение большого количества слов;
— непонимание разницы между числами;
— нерациональное употребление предлогов и падежей;
— звуки произносятся с множественными искажениями;
фонематическое восприятие недостаточно сформировано;
— неподготовленность ребенка к звуковому анализу обращенной к нему речи [12,с.43].
ОНР параметры третьего уровня:
— наличие осознанной фразовой речи, но в ее основе простые предложения;
— трудности с построением сложных фраз;
— увеличение словарного запаса по сравнению с детьми с ОНР второй степени;
— совершать ошибки с употреблением предлогов и согласованием различных частей речи;
— незначительные отклонения в произношении и фонематическом восприятии.
Описание клинической картины общего недоразвития речи четвертого уровня:
— наличие специфических трудностей со звукопроизношением и повторением слов, в которых большое количество слогов;
— снижен уровень фонетического понимания;
— делать ошибки при словообразовании;
— широкий словарный запас;
— нарушение логического изложения – на первый план выходят мелкие детали [18,с.73].
Диагностика. Выявление данного нарушения осуществляется при общении логопеда с ребенком. Определение патологии и ее тяжести состоит из:
— определение возможностей устной речи — уточнить уровень сформированности различных аспектов языковой системы. Такое диагностическое упражнение начинается с изучения связной речи. Врач оценивает способность больного составить рассказ по рисунку, пересказать услышанное или прочитанное, а также самостоятельно составить небольшой рассказ. Кроме того, учитывается уровень грамматики и словарного запаса;
— оценка звуковой стороны речи — на основании того, как ребенок произносит те или иные звуки, по слоговому строению и звуковому наполнению слов, которые произносит больной. Фонетическое восприятие и звуковой анализ не игнорируются [19,с.78].
Н.В. Серебрякова, Т.Б. Филичева, Л.Б. Халилова и другие. Исследователи отмечают бедность словарного запаса, нарушение дифференциации значений слов, трудности актуализации слов, недостаточное формирование лексической связности.