Курсовая с практикой Гуманитарные науки Филология

Курсовая с практикой на тему Изучение фразеологизмов на уроках русского языка в начальной школе

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ФРАЗЕОЛОГИЗМОВ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ 5
1.1 Психолого-педагогическая характеристика младших школьников 5
1.2 Значение фразеологизмов в курсе русского языка в начальной школе 9
1.3 Анализ учебников и учебно-методических комплексов по русскому языку 12
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИЗУЧЕНИЯ ФРАЗЕОЛОГИЗМОВ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ 16
2.1 Организация исследования и описание методик диагностики 16
2.2 Анализ уровня владения фразеологизмами младшими школьниками 21
2.3 Комплекс упражнений, направленных на изучение фразеологизмов в начальной школе 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 34

  

Введение:

 

Использование фразеологизмов невероятно обогащают речь, делают ее более возвышенной, культурной. Кроме того, устойчивые выражения зачастую помогают высказать свою мысль более четко, емко и лаконично. Также фразеологизмы делают лексический запас человека более глубоким и насыщенным.
Но в нынешнее время изучению фразеологизмов школе уделяется недостаточное значение. И, как результат, обедняется словарный запас школьников, их речь становится более примитивной, высказать точно суждения у многих вызывает трудность. Начинать изучать фразеологизмы рекомендуется еще в начальной школе, поскольку именно в этом возрасте у детей активно развивается память, мышление, восприятие, закладывается фундамент для общего развития речи. Полученные знания и умения в этом возрасте послужат хорошей подпоркой для всего дальнейшего обучения. Именно поэтому изучению фразеологизмов нужно уделить особое внимание в начальной школе. Этим обусловлена актуальность выбранной темы.
Цель исследования – разработка комплекса упражнений для изучения фразеологии в начальной школе.
Объект исследования – фразеология.
Предмет – комплекс упражнений для изучения фразеологии.
Для достижения поставленной цели был сформулирован ряд задач:
1) изучить психолого-педагогическую характеристику младших школьников;
2) выявить значение изучения фразеологизмов в курсе русского языка в начальной школе;
3) проанализировать современные учебно-методические комплексы по изучению русского языка в начальных классах;
4) организовать методику исследования для изучения уровня изученности фразеологизмов младшими школьниками;
5) провести анализ диагностики уровня изученности фразеологии младшими школьниками;
6) разработать комплекс упражнений для изучения фразеологии в начальной школе;
7) сделать выводы.
Результаты проведенного исследования можно использовать в практической деятельности учителей начальных классов для изучения фразеологии в курсе русского языка, а также для обучения студентов, изучающих педагогику.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы. Первая глава посвящена теоретическому исследованию психолого-педагогической характеристика младших школьников, значению фразеологии в курсе русского языка, а также анализу существующих методических комплексов по русскому языку. Во второй главе представлены результаты диагностического исследования по изучению уровня изученности фразеологизмов младшими школьниками, а также комплекс упражнений для изучения фразеологизмов в начальной школе.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В ходе исследования нам удалось выяснить, что в младшем школьном возрасте учебная деятельность на ребенка выходит на первый план, она занимает ведущее место в его жизни. Мышление становится доминирующей функцией в данном возрасте. Это способствует развитию мыслительных процессов и интеллекта, а также некоторых других психических функций организма. Кроме этого в младшем школьном возрасте начинает активно развиваться память в двух направлениях – произвольном и непроизвольном. Теперь малыш может выучить даже то, что ему совсем не интересно лишь одним усилием воли. Также начинает формироваться внимание. Дети в этом возрасте могут быть дольше сосредоточены на одном предмете. Эти особенности психолого-педагогического развития ребенка младшего школьного возраста следует учитывать при обучении в целом, а также при изучении с ним фразеологии.
Значение изучение фразеологии в начальной школе нельзя недооценивать. Фразеологизмы обогащают речь школьников, позволяют им мыслить более абстрактно, а, значит, повышают общий культурный уровень. Знание основных фразеологических единиц позволяет ребенку лучше усваивать художественные произведения, понимать их смысл. А применение фразеологизмов на практике в устной и письменной речи позволяет выразить свою мысль более точно и детально.
Проанализировав действующие в настоящее время учебно-методические комплексы по русскому языку для начальной школы, мы пришли к выводу, что изучению фразеологию в них уделено недостаточно внимания. В некоторых из них представлено несколько упражнения, которые не позволяют ребенку обогатить свой словарный запас, систематизировать полученные знания и иметь возможность применять их на практике. Именно поэтому учителям начальной школе в курсе русского языка, следует уделить особое внимание изучению фразеологии и составить собственный комплекс упражнений, который можно использовать в практической деятельности.
Результаты проведенного диагностического исследования подтверждают, что дети младшего школьного возраста не практически не используют фразеологизмы в своей речи, путают их значение и формулировку. В частности, анализ результатов эмпирического исследования показал, что у учащихся преобладают средний и низкий уровни владения фразеологизмами. Это обусловлено тем, что дети не знают сущности фразеологизмов, особенностей их использования, не понимают их семантического значения.
Данные результаты позволяют говорить о том, что проблема изучения фразеологизмов является актуальной для третьеклассников. Проведенная диагностика показала необходимость проведения с детьми специальной работы по изучаемой проблеме. В исследовании исходим из того, что успешное решение проблемы использования фразеологизмов в правильном их значении обучающихся может быть достигнуто при создании специального комплекса упражнений, который будет способствовать изучению фразеологизмов в начальной школе.
Для исправления ситуации был разработан комплекс упражнений для изучения фразеологизмов, который предполагает несколько этапов.
В ходе подготовительного этапа дети знакомятся с таким сложным для них понятием, как «фразеология», начинают интересоваться наукой, чем мотивируются на дальнейшее обучение.
Далее проводится тренировочный этап. Ребятам предлагаются специальные упражнения, выполнить которые нужно было с использованием фразеологизмов. Благодаря этому школьники формируют навык использование устойчивых словосочетаний в речи.
Последний этап – рефлексивный, на котором дети формируют навык самоконтроля. Помогают в этом специально разработанные карточки (с вопросами, ответами на них и информационными).

   

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ФРАЗЕОЛОГИЗМОВ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
1.1 Психолого-педагогическая характеристика младших школьников

Детский младший школьный возраст не даром называют вершиной детства. Ребенок в этот период сохраняет много специфических детских качеств таких, как особое легкомыслие, определенную наивность, специфический взгляд на взрослого снизу-вверх. Но младший школьник уже начинает и утрачивать свою детскую непосредственность в обычном поведении, у него уже появляется совершенно другая логика мышления. Теперь обучение для него – это значимая деятельность. Ведь в школе он уже приобретает не только новые неизвестные знания и умения, но и четкий и определенный социальный статус. Уже меняются его интересы, общие ценности, весь уклад его новой жизни.
И независимо от того, когда маленький ребенок пошел в школу, в шесть или семь лет, он в какой-то определенный момент своего комплексного развития проходит через конкретный кризис. Этот перелом может начаться и в 7 лет, а может даже сместиться к 6 или 8 годам. Но как всякий любой кризис, кризис семи лет не очень жестко связан с объективным и конкретным изменением жизненной ситуации. Важно, как ребенок именно переживает всю ту систему отношений, в которую он теперь включен, – будь то стабильные взаимные отношения или резко и часто меняющиеся. Теперь изменилось полное восприятие своего собственного места в четкой системе отношений – а это значит, меняется и социальная ситуация гармоничного развития, и ребенок теперь уже оказывается на границе нового неизвестного возрастного периода [14, 75].
Если прошедший уже кризис трех лет был по большей части связан с полным осознанием себя как отдельного активного субъекта в новом мире различных предметов, то есть ребенок понимал, что может влиять на него и менять по своему усмотрению, то теперь он пришел к осознанию своего нового места в мире общественных взаимных отношений. Это уже более глубокий кризис. Ребенок открывает для себя новую субъективную социальную позицию – позицию школьника, ученика. Это накладывает на него новые обязательства. И вот именно формирование этой новой позиции кардинальным образом меняет его сознание.
Данное изменение сознания приводит к полной переоценке уже установленных ранее ценностей. То есть то, что казалось важным раньше, тем уже становится второстепенным. И, наоборот. Ребенок теряет свои старые интересы, но на их место обязательно приходят новые. Теперь, то связано с учебным процессом, например, получение хороших оценок выходит на первый план, а все, что связано с игрой – на второй.
Но изменения сознания не ограничиваются только лишь переоценкой системы ценностей и уровня мотивации. В этом возрасте происходят более глубокие процессы, связанные с его переживаниями, которые были подготовлены в период дошкольного личностного развития. Если в последний год дошкольного возраста они у ребенка только наметились, то теперь стали более устойчивыми [15, 487].
Ребенок уже четко разделяет свой внутренний и внешний мир. Из-за этого и меняется его поведенческая структура. Другими словами, у каждого поступка есть теперь смысловая нагрузка. Поступок теперь связующее звено между конкретным желанием что-то эдакое сделать и дальнейшим развитием событий. Ребенок уже способен на интеллектуальном уровне оценить качество своего поступка и его последствия. Но одновременно на первый план выходит и эмоциональное отношение к нему. Ведь каждый поступок определяет его место в социуме, то есть в системе отношений с родителями, со сверстниками, с учителями и так далее. В этом возрасте из действий ребенка исчезает импульсивность и непосредственность.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы