Курсовая с практикой на тему Изучение фольклора в средней школе.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ.. 2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ
ОСОБЕННОСТИ ЖАНРА «БАЛЛАДА» 4
1.1 Закономерности изучения
фольклорных произведений. 4
1.2 Жанр баллады в истории
отечественной и зарубежной поэзии. 18
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЖАНРАХ ФОЛЬКЛОРНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ НА УРОКАХ
ЛИТЕРАТУРЫ… 21
2.1 Анализ учебно-методических
пособий по литературе. 21
2.2 Разработка плана-конспекта
урока по литературе на тему «Народная баллада». 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ… 33
Введение:
Изучение литературы в школе является одним из важных
процессов обучения и воспитания, поскольку данный предмет отражает историю
русской литературы, а так же достояние, собранное веками.
В процессе изучения данного предмета школьники знакомятся с фольклором,
культовыми произведениями всех времен и народов, а так же изучают различные
жанры, которые позволяют выделять то или иное произведение и наделяться его
признаками определенного жанра. Знание жанровых особенностей позволяет
школьникам лучше понять суть произведения, обратить внимание на определенные
моменты, помочь в проведении анализа литературного произведения.
Актуальность выбранной темы характеризуется тем, что при
многообразии жанров очень важно научиться школьников выделять признаки и
характеристики фольклорных произведений, а так же научить их определять стиль
баллады. При этом в
отечественной методике преподавания литературы в школе разработки, формирующие
пути изучения баллады школьниками, являются крайне немногочисленными.
Объектом работы является изучение фольклорных жанров на
уроках литературы в средней школе.
Предметом работы является формирование у учащихся
представления о фольклорных жанрах на уроках литературы в средней школе.
Главной целью работы является
изучение методов преподавания литературы с целью формирования у учащихся представления
о фольклорных жанрах на уроках литературы в средней школе.
Для достижения цели необходимо
решить следующие задачи:
1. Выделить закономерности изучения фольклорных
жанров на уроках литературы в средней школе.
2. Рассмотреть процесс становления жанра баллады в
истории отечественной и зарубежной поэзии.
3. Провести анализ учебно-методических пособий по
литературе.
4. Разработать план-конспект урока по литературе на
тему «Лирическая баллада».
Теоретическую основу для
написания работы составили труды таких авторов, как Алексеев М.П., Аникина С.М,
Балашов Д.М., Воронцова Т.И., Есин А.Б. и другие.
Научная новизна работы
заключается в попытке проведения полного анализа и комплексного исследования
методов формирования у школьников представлений о жанре баллады при изучении фольклорных
произведений.
Теоретическая значимость
работы заключается в освещении основных особенностей формирования у школьников
представлений о жанре баллады при изучении фольклорных произведений.
Практическая значимость
исследования заключается в том, что полученные результаты работы могут быть
использованы педагогами при изучении жанра баллады в школе.
В работе были использованы
следующие методы: теоретико-типологический, историко-политический, метод
сравнительного анализа, проектирование.
Структура работы включает в
себя введение, две главы с параграфами, заключение, список использованной
литературы.
Заключение:
Изучение литературы в школе является важным и
значимым процессом воспитания всесторонне развитой и образованной личности. В
процессе изучения данного предмета школьники знакомятся с многовековым
литературным достоянием, представленным в разных стилях и жанрах.
Стоит отметить, что в рамках изучения предмета
школьники знакомятся с таким жанром, как баллада, которая представляет собой
сочетание лирики и эпоса, где дается лирическая эмоциональная характеристика
сюжета и основных событий произведения. Так же, можно отметить, что для баллады
характерно загадочность и таинственность.
Изучением особенностей данного жанра занимались
такие исследователи, как М.П. Алексеев, Д.М. Балашов, М.Л.
Гаспаров, Н.И. Кравцов и другие. В своих работах они проводили
сравнительные характеристики баллады с другими жанрами, а так же сравнение
стилей написания баллад: лирические, исторические, литературные, народные,
рыцарские, социально-бытовые и другие. Так, была сформирована единая
классификация, которая используется педагогами на уроках литературы.
В процессе написания курсовой работы были
проанализированы образовательные программы В.Я. Коровиной, Г.С. Меркина, С.А.
Зинина, В.А. Чалмаева, А.Г. Кутузова. Проведенный анализ показал, что в
программах программы В.Я. Коровиной, Г.С. Меркина, С.А. Зинина, В.А. Чалмаева
жанру баллады уделяется крайне мало внимания, поскольку к изучению предлагается
всего несколько авторов, а разрыв в изучении данного жанра составляет до
нескольких лет. Все произведения изучаются разрозненно, что не позволяет
сформировать общего представления о данном жанре.
Только в программе А.Г. Кутузова более подробно
рассматривается данный жанр, а к изучению предлагаются различные баллады
отечественных и зарубежных авторов.
Однако в целом каждая программа предполагает
использование традиционных форм и методов изучения жанра, при этом отсутствуют
творческие задания, позволяющие школьникам самостоятельно выделять характерные
черты для данного жанра и знакомиться с ним более подробно.
Так же в рамках курсовой работы был составлен
план-конспект урока по литературе, который может быть использован педагогами
при изучении лирических произведений, написанных в жанре баллады.
Таким образом, можно отметить, что баллада
является уникальным и интересным жанром, который наделен специфическими
характеристиками и особенностями, выделяющими его на фоне других жанров
литературы.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ
ОСОБЕННОСТИ ЖАНРА «БАЛЛАДА» 1.1 Закономерности
изучения фольклорных произведений В словаре научной и народной литературы
«Восточнославянский фольклор» В. Гусев отметил, что особую популярность термин
"фольклористика" приобретает с середины 1960-х годов преимущественно
для обозначения "вторичных", "неаутентичных" фольклорных
явлений (воспроизведение фольклора на сцене, распространение в художественной
самодеятельности, фольклорные фестивали).
По мнению И. Денисюка, фольклористика –
это «явление усиленного использования фольклора в творчестве писателей разных
народов».
Р. Кирчев и Р. Марков отмечают, что в
случае органического фольклоризма необязательно определять использование
фольклорного субстрата в тексте как усиленное. Ведь довольно часто можно встретить
скрытый фольклор, который нелегко найти в литературном произведении.
Р. Марков определяет фольклоризм как
сознательное обращение писателей к народной эстетике. Исследователь отмечает,
что типы фольклористики могут быть различными, они зависят от творческой
манеры, индивидуального стиля, метода, направления, которого придерживается тот
или иной писатель.
А. Кирилюк трактует фольклоризм как
художественное обогащение индивидуального профессионального словесного
творчества путем абсорбции элементов продукта коллективной креативной силы.
Взаимоотношения фольклора и литературы
являются сложными, многоаспектными и многогранными. Анализируя способы
переосмысления фольклорных явлений и степень их формально-содержательных
трансформаций в литературе, ученые определяют такие виды фольклористики:
1) имитативный, или стилизационный,
характеризующий незначительное изменение сущности фольклорного элемента;
2) интерпретационный, для которого
характерны глубокие процессы смысловой (философской, эмоционально-психологической,
этико-эстетической) переориентации устно-поэтических образов, тем, мотивов,
сюжетов;
3) концептуально-инновационный, или
трансформационный, что выражается в глубинном переосмыслении фольклорной
поэтики, идейно-конструктивном изменении жанрово-композиционного построения
произведения.
Р. Марков выделяет следующие основные
этапы освоения литературой фольклора:
1) стилизацию;
2) психологическую интерпретацию
фольклорных мотивов;
3) переосмысление народной мифологии.
Как художественная система фольклор выработал свои особые жанровые
формы произведений. Хотя некоторые из них есть в литературе, они пришли туда из
народного творчества. Фундаментальные работы по фольклористике определяют
специфику устно-поэтических жанров, которая учитывается в профессиональной
подготовке исследователя.
Жанровый состав традиционного русского фольклора богат и
разнообразен, однако до сих пор в фольклористике не создано такой жанровой
классификации произведений русского устно-поэтического творчества, которая
удовлетворила бы всех исследователей. Проблемой систематизации фольклорных
жанров занимались многие видные отечественные фольклористы (В. Е. Гусев, Н. И.
Кравцов, Ю. Г. Круглов, В. Я. Пропп и др.). В. Я. Пропп считал, что к
классификации русского фольклора в целом может быть применена группировка
родов, видов и жанров, принятая в литературоведении. Н. И. Кравцов также
отмечал, что для классификации фольклорных произведений следует избрать
классификацию литературоведческую — т. е. деление на роды, виды и жанры.
Под родом следует подразумевать способ изображения
действительности (эпический, лирический, драматический), под видом — тип
художественной формы, а под жанром — тематическую группу произведений. При
классификации учитывается, что в фольклоре употребляются две формы речи —
стихотворная и прозаическая. Кроме того, все произведения с определенной долей
условности могут быть поделены на обрядовые или необрядовые в связи с их
закрепленностью или незакрепленностью за тем или иным народным обрядом, причем
«область обрядовой поэзии не подчинена указанным родам, т. к. она определена не
по признаку поэтического оформления, а по признаку бытования».
Произведения обрядового фольклора наиболее архаичны. В науке
принято делить обряды по назначению на хозяйственные (среди них лучше других
сохранились аграрные — календарные — ритуалы) и семейные.
В фольклористике предпринимались попытки обобщения наследия
обрядового фольклора для создания наиболее стройной классификации.
Например, Ю. Г. Круглов различным группировкам фольклорных произведений
по тематике, наличию музыкального сопровождения, закрепленности за определенным
обрядом и назначению противопоставляет их систематизацию по функциональной
направленности и выделяет ритуальные, заклинательные, величальные, корильные,
игровые и лирические. Такое деление приводит к тому, что в одном тексте можно
увидеть признаки различных жанров по предложенной Ю. Г. Кругловым
классификации.
С.
А. Аскольдов предложил противопоставлять познавательные концепты
художественным, руководствуясь принципом преобладания в каждом из них рацио /
иррацио. В дальнейшем данная мысль была развернута Д. С. Лихачевым в его
работах, в которых он произвел дополнение изысканий своего предшественника с
помощью нескольких положений, являющихся принципиально важными[1].
Так,
во-первых, аналогично терминам «ноосфера», который предложил для использования
в научном обиходе В. И. Вернадский, а также «биосфера», автором которого
выступил Э. Зюсс, Д. С. Лихачеву принадлежит заслуга определения совокупности
концептов, являющихся потенциями, которые открываются как в словарном запасе
отдельного человека, так и во всем языке в целом, как концептосферы. Впрочем,
несмотря на то, что исследователем внимание было акцентировано на срезе данного
явления, являющегося глобальным, а именно концептуальной совокупности,
являющихся неким концентратом национальной культуры, — суждения Д. С. Лихачева
имели существенную продуктивность относительно того, чтобы в дальнейшем
уточнить понятие «концептосфера», в ходе формирования которого исходное значение
последней как национальной, этнически узуальной, противопоставлялось более
узкому значению как структуры индивидуально-авторской, уникальной,
окказиональной[2].
Также следует подчеркнуть, что Д. С. Лихачевым было
произведено выявление и характеристика источников, которые способствовали
развитию. национальной концептосферы, подчеркивая, что ключевыми ее создателями
и творцами являются писатели (особенно авторы стихотворных произведений),
носители фольклора, представители отдельных профессий и сословий (особенно
крестьяне). Таким образом, разработки исследователя Д. С. Лихачева существенно
повлияли на то, что в дальнейшем были выявлены духовные приоритеты, присущие
конкретному народу, основополагающим элементам его коллективного сознания,
которые реализуются в материале фондов национальной литературы, которые
непрерывно [1] Лихачев
Д. С. Концептосфера русского языка / Д. С. Лихачев // Изв. АН СССР (Сер. лит. и
яз.). – М., 1993. – Т. 52, № 1. – С. 3-9. [2]
Лихачев Д. С. Концептосфера русского языка / Д. С. Лихачев // Изв. АН СССР
(Сер. лит. и яз.). – М., 1993. – Т. 52, № 1. – С. 3-9.