Курсовая с практикой Педагогика/Психология Методика преподавания литературы

Курсовая с практикой на тему Изучение эпических произведений на уроках литературы в старших классах (на материале романа В.О. Пелевина «Чапаев и Пустота»)

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3
Глава 1. Особенности изучения эпических произведений большой формы 5
1.1. Своеобразие романного жанра 5
1.2. Методика преподавания эпических произведений большой формы в школе 7
Глава 2. Специфика изучения романа В.О. Пелевина «Чапаев и пустота» 7
2.1. Постмодернизм и особенности пелевенского творчества 15
2.2. Методика изучения романа 19
Заключение 29
Список использованных источников 31

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  

Введение:

 

Творчество Пелевина привлекает не только литературоведов, но и лингвистов, в частности исследованию лингвистической репрезентации художественной концептосферы Виктора Пелевина посвящена работа М.А. Орешко, где исследуется непосредственно пространство и время в мире писателя.
В связи с этим актуальность темы работы определяется недостаточной изученностью пространства и времени в творчестве В. Пелевина в литературоведческом аспекте.
Исследование произведений с точки зрения специфики постмодернистского текста, отличающегося симулятивностью и конструктивностью, позволит выявить характерные черты пространства и времени, их свойства, чтобы впоследствии обозначить такие литературоведческие проблемы и вопросы, как: проблема сосуществования виртуальных миров внутри художественного текста; проблема виртуального героя; особенности постмодернистского текста, выстраивающегося по модели «виртуальная реальность».
Объектом исследования стал художественный мир В.О. Пелевина в романе «Чапаев и пустота».
Предметом работы являются особенности изучения эпических произведений на уроках литературы в старших классах (на материале романа В.О. Пелевина «Чапаев и Пустота»).
Цель работы состоит в определении особенносткей изучения эпических произведений на уроках литературы в старших классах (на материале романа В.О. Пелевина «Чапаев и Пустота»).
В соответствии с заданной целью потребовалось решение следующих задач:
1) рассмотрение характерных для эпического текста особенностей
2) анализ своеобразия романного жанра.
3) исследование динамики авторских представлений о пространстве и времени, описание моделей и образов, участвующих в конструировании пространства и времени ,нашедших свое отражение в романе «Чапаев и пустота»;
4) описание методики работы над романом.
Методологической основой работы является комплексный подход, сочетающий традиционные методы литературоведческого исследования (сравнительно-исторический, историко-генетический, типологический, герменевтический) и постмодернистские методы анализа текста (деконструктивный, интертекстуальный, текстовой).
Теоретическую базу составляют работы в области художественного пространства и времени — М.М. Бахтина, Ю.М. Лотмана, Д.С. Лихачёва, Б.А. Успенского, В.Н. Торопова, П.А. Флоренского, Ж. Женетта, Д.Н. Фрэнка; исследования в области постмодернизма Ж. Бодрийяра, Ж. Делёза, Ж. Лакана, Ж.-Ф. Лиотара, М. Эпштейна, Н.Б. Маньковской, И.П. Ильина, Е.М. Тюленевой; работы исследователей литературного творчества Пелевина A.B. Дмитриевой, М.А. Орешко, A.C. Гавенко, Д.Н. Зарубиной и др
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

А заканчивается роман казалось бы, выходом героя в безграничный мир, но но на самом деле внутренний мир «частного» человека: «…И скоро, скоро вокруг уже шуршали пески и шумели водопады милой моему сердцу Внутренней Монголии ». Да и наблюдает этот мир Петр Пустота через дверной глазок, находясь в замкнутом пространстве броневика. Словосочетание «Внутренняя Монголия» обозначает не только конкретную географическую местность, но и то, что находится внутри, в душе человека, ведь властителем ее является барон Юнгерн, олицетворяющего собой и главу тибетской школы Гелукпа, и хозяина Вальгаллы, и имя которого представляет собой фамильный симбиоз философа Юнга и барона Унгерна, объявившего себя в годы гражданской войны правителем Монголии.. Кроме того, из авторского предисловия мы знаем, что свой жизненный путь главный герой Петр Пустота завершает в монастыре (еще одна трактовка Внутренней Монголии).
Путь к Внутренней Монголии — это путь преобразования внешнего времени во внутреннее пространство, это стремление отказаться от времени, путь к несуществованию, небытию, желание освободиться от ярма «бытийствования». Побег из времени, а заодно и из пространства, ему соответствующего, для Петра есть избавление от хаоса мира. Интересно, что Пустота словно и вправду побеждает время: в романе, не смотря на все временные скачки. Герой скорее проходит пространственный путь, а не испытание временем. И герой, подобно герою мифов о вечном возвращении всегда один и тот же — нет описания внешности, нет следов времени. И причина в том, что время пожирает нас не потому, что мы в нем живем, а потому, что мы верим в его реальность, забывая о вечности или пренебрегая ею.
Осознание того, что «мир, окружающий нас, отражается в нашем сознании и становится объектом ума » неизменно присутствует в тексте «Чапаева и Пустоты». Данная проблематика произведения поэтически оформляется и раскрывается в «китайской» легенде, которую Чапаев рассказывает Петру: «Знал я одного китайского коммуниста по имени Цзе Чжуан. Ему часто снился один сон — что он красная бабочка, летающая среди травы. И когда он просыпался, он не мог взять в толк, то ли это бабочке приснилось, что она занимается революционной работой, то ли это подпольщик видел сон. В котором он порхал среди цветов». Проблема заключается в невозможности выйти за пределы собственного сознания, «расстаться с бандой ложных «я». Автор превращает превратить «кромешные» миров индивидуального сознания в безграничное целостное бытие мира и человека с помощью уже готовых литературных и фольклорных форм, а также ряда повествовательных приемов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Особенности изучения эпических произведений большой формы
1.1. Своеобразие романного жанра

Эпос (от гр. epos — слово) — один из трех родов литературы; повествование о событиях, поступках и переживаниях человека в различных жизненных обстоятельствах.
Среди эпических жанров в зависимости от широты охвата событий и протяженности их во времени различают большую повествовательную форму (роман), среднюю (повесть, очерк) и малую (рассказ, новелла, басня).
Как и другие литературные роды, эпос появился в древности и изначально представлял так называемый архаический тип эпических произведений — мифы и сказки, относящиеся к народно-поэтическому творчеству. Например, древнегреческие мифы о Геракле, об аргонавтах, русская «Сказка о молодильных яблоках и живой воде» и др. На смену архаическому эпосу пришел историко-героический, к нему можно отнести гомеровские поэмы «Илиада» и «Одиссея», вергилиевскую «Энеиду», французскую средневековую «Песнь о Роланде», немецкую «Песнь о Нибелунгах», а также русские былины («Илья Муромец и Калин-царь», «Садко» и др.). Современная жанровая система этого литературного рода стала складываться не ранее XIII в., когда появился светский рыцарский роман. Особенно интенсивно она развивалась в эпоху Возрождения и период XVII — XVIII вв., тогда популярны были новеллы, романы, басни и сентиментальная повесть (Д. Боккаччо, Ф. Рабле, Д. Дефо, Д. Свифт, Ж . Лафонтен, С. Ричардсон, Н. Карамзин и др.), а в XIX — XX вв. помимо указанных форм стал разрабатываться рассказ (Л. Толстой, А. Чехов, О. Генри, М. Зощенко и др.).
С точки зрения речевой организации, повествовательные произведения могут быть отнесены к прозаическим текстам или к стихотворным (например, пушкинский роман в стихах «Евгений Онегин»). Поэтические сочинения этого рода литературы определяют как лиро-эпический жанр.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы