Психология подросткового возраста Курсовая с практикой Педагогика/Психология

Курсовая с практикой на тему Изучение эмоционально-волевой сферы трудных подростков

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ. 3

ГЛАВА 1. ХАРАКТЕРИСТИКА ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ ТРУДНЫХ
ПОДРОСТКОВ.. 5

1.1. Возрастные особенности подростков. 5

1.2. Характеристика трудных подростков. 10

1.3. Эмоционально-волевая сфера подростков. 16

ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ
СФЕРЫ ТРУДНЫХ ПОДРОСТКОВ.. 23

2.1. Характеристика опытно-экспериментальной работы.. 23

2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования. 26

2.3. Методические рекомендации по коррекции эмоционально-волевой
сферы трудных подростков. 27

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 31

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.. 33

  

Введение:

 

Актуальность темы
исследования. Современная эпоха общественного развития
характеризуется двумя важными особенностями. Во-первых, это высокий темп
развития науки и промышленности, во-вторых – все более возрастающая роль
отдельного человека как движущей силы общественного прогресса. Различные
жизненные обстоятельства заставляют человека быстро адаптироваться и сохранять
высокую производительность в ситуациях, которые постоянно меняются. Высокие
требования к физическим, нравственным, психологическим качествам человека в определенных
жизненных экстремальных условиях могут стать объективными причинами
возникновения девиаций у подростков. Причины, определяющие отклонения в
поведении каждого конкретного трудновоспитуемого и педагогически запущенного
подростка, можно обнаружить в том случае, если педагог будет знать основы
истории решения указанной проблемы и понимать условия и обстоятельства,
порождающие проявления асоциального поведения подростков. Поиску эффективных
путей профилактики трудновоспитуемости уделяли внимание Л. Колесова, Н.
Максимова. Концептуальные основы морально и духовно здоровой личности
обоснованно И. Бехом, С. Максименко, Н. Калиниченко, необходимость
социально-правового обеспечения профилактики отклонений в поведении среди
учащейся молодежи исследовано В. Оржеховским, Н. Семеновой и др.

Присутствие кризисных
процессов в экономике, нарастание социальной напряженности обостряют негативные
процессы во всех слоях общества, но особенно среди детей. Значительная часть
родителей не готовы осуществлять результативное воспитательное воздействие,
психологическую и социальную поддержку. Недостатки семейного воспитания
порождают трудности при обучении в школе, конфликты с педагогами, неспособность
наладить конструктивные отношения со сверстниками и, как следствие этого, социальной
дезадаптации подростка. С другой стороны, неоспоримым является также значение
негативных индивидуально-психологических особенностей несовершеннолетних
(тревожность, внушаемость, эмоциональная неустойчивость и т.д.), которые в
значительной степени могут определять их трудновоспитуемость, что существенно
препятствует подросткам контролировать свое поведение и повышают риск
проявления его девиантных форм. Именно поэтому нами была выбрана следующая тема
данной курсовой работы: «Изучение эмоционально-волевой сферы трудных
подростков».

Цель исследования
состоит в изучении эмоционально-волевой сферы трудных подростков.

Достижению поставленной
цели будет способствовать решение ряда задач исследования:

1. Описать возрастные
особенности подростков.

2. Дать характеристику
трудным подросткам.

3. Описать специфику
эмоциональной-волевой сферы подростков.

4. Провести эмпирическое
исследования эмоционально-волевой сферы трудных подростков.

5. Разработать
методические рекомендации по коррекции эмоционально-волевой сферы трудных
подростков.

Объект исследования
– эмоционально-волевая сфера подростков.

Предмет исследования
– специфика эмоционально-волевой сферы трудных подростков.

Методы исследования:
анализ литературы по теме исследования; синтез и обобщение; диагностика;
количественный и качественный анализ результатов диагностики.

Экспериментальная база
исследования: ___________________________.

Структура курсовой работы
обусловлена целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, двух
глав, заключения и списка использованной литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В результате проведенного
исследования была достигнута его цель – выявлены особенности
эмоционально-волевой сферы трудных подростков.

Для достижения данной
цели решался ряд задач, что позволило сделать некоторые выводы:

1. Подростковый возраст
является достаточно сложным и противоречивым периодом в жизни человека,
нуждающегося в постоянном психологическом сопровождении.

2. Тяжелые в
воспитательном отношении подростки – это обычные дети, у которых имеется
специфическая личностная особенность – трудновоспитуемость, характеризующееся
дефектами развития и нарушением норм и правил поведения. А значит, к категории
трудных подростков относим подростков, которые являются физически и умственно
здоровыми, однако при этом осуществляют сознательное или бессознательное
сопротивление целенаправленному педагогическому воздействию, у них наблюдаются
проблемы с принятием ценностных ориентаций, сформированности морально-волевых
качеств и нарушения норм и правил поведения, что затрудняет становление их как
личностей. Они остро нуждаются в личностно ориентированном подходе со стороны
педагогов и внимания родителей и сверстников.

3. Обобщая исследования
системы эмоционально-волевой регуляции как психологического механизма регуляции
деятельности и поведения в подростковом возрасте, отметим, что недостаточная
развитость у личности эмоционально-волевых, регуляторных, личностных диспозиций
проявляется в аффективных реакциях, импульсивности, тревожности,
психовегетативных диссоциациях тому подобное. Указанный комплекс явлений
сопровождается одновременно низким уровнем самоактуализации, самооценки
(уверенности в себе, самопринятии), а также склонностью к внутренней
конфликтности и самообвинению.

Подытоживая
вышесказанное, отметим, что подростки по своим возрастными особенностями, с
одной стороны, имеют значительные резервы пластичности, ведь процесс
личностного роста еще не завершен, с другой – они часто находятся в состоянии
подросткового кризиса, имеют ограниченный жизненный опыт. Вместе с тем, именно
на данном возрастном этапе развития, опосредствуясь Я-концепцией, эмоциональные
и волевые качества становятся устойчивыми личностными образованиями.

4. По результатам
тестирования по методике Басса-Дарки можно сделать выводы, что проявления
агрессивности выявлены у 30% испытуемых (6 детей). У испытуемых выявлены
проявления агрессии по таким шкалам, как раздражение, подозрительность,
словесная агрессия и физическая агрессия (рисунок 2). У 10% школьников (2
ребенка) повышен уровень агрессивности по шкале раздражение. У 20% школьников
(4 ребенка) повышен уровень агрессивности по шкале подозрительность. У 10%
школьников (2 детей) повышен уровень агрессивности по шкале словесная агрессия.
У 5% школьников (1 ребенок) повышен уровень агрессивности по шкале физическая
агрессия.

5. На основании
полученных результатов может были разработаны рекомендации по устранению
проблемы развития агрессивности, а именно:

– проведение
индивидуальных консультаций с родителями в присутствии психолога, указывая на
неадекватность применяемого стиля воспитания, и последствия таких отношений с
ребенком;

– проведение
индивидуальных консультаций с учащимися;

– проведение групповых
консультаций с учащимися;

– проведение
просветительской работы с педагогами, чтобы предупредить и предотвратить
развитие и проявление агрессивности школьников.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ХАРАКТЕРИСТИКА
ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ ТРУДНЫХ ПОДРОСТКОВ

1.1. Возрастные
особенности подростков Часто подростковый
возраст описывается, как особенно трудный период в воспитании и обучении
ребенка, связанный с серьезным изменением его поведения и характера. В данном
параграфе рассмотрим основные психологические особенности подростков и опишем,
как их можно учитывать для эффективного общения с ребенком от 12 до 17 лет и
эффективного обучения.

Тинэйджер (от англ.
Teenager, подросток) – это уже не ребенок, который целиком опирается на мнение
родителей, но еще и не взрослый, готовый принимать взвешенные самостоятельные
решения. Этим по большей части и характеризуется поведение подростка – поиском и
познанием себя, обретением психологической независимости, регулярной проверкой
своих сил и возможностей [34], в том числе и в учебном процессе.

Еще одной из
психологических особенностей подросткового возраста считают подростковый
максимализм, заключающийся в том, что тинэйджеру хочется всего и сразу, только
лучшее, без компромиссов. Такое отношение говорит о поиске подростком границ
своих возможностей и притязаний. Взрослые уже представляют грани того, что они
могут, а что нет, того, что их устраивает, а что недостаточно. Стремясь к
невозможным идеалам, подросток как раз начинает нащупывать эту границу для себя
[21].

Часто родители жалуются
на то, что тинэйджер очень эмоционален: постоянно, без видимых причин, впадает
в депрессии или истерики. Это связано не только с серьезной гормональной
перестройкой, но еще и с изменением характера: те способы, при помощи которых
подросток раньше справлялся с эмоциональными сложностями, больше не работают
для него, ведь он уже не ребенок. А новые, взрослые способы, он еще не успел
освоить.

Это придет только с большим
опытом переживания «эмоциональных всплесков» и трудных ситуаций [6]. Необходимо помнить, что
двенадцатилетний человек принадлежит уже к категории «подростков». И с этого
возраста родители и педагоги должны воспринимать его более серьезно, учитывая
все особенности психологии подростка. Учет этих особенностей позволит
организовать эффективный процесс обучения.

Необходимо отметить, у
ребенка подросткового возраста наблюдается частое возникновение проблем в школе
по различным причинам. К примеру, по причине ухудшения внимания и концентрации
снижается успеваемость, вместе с этим, подростку уже требуется определенная
самостоятельность и независимость, поэтому он резко отвечает на замечания
педагога.

Школа и обучение сейчас
не на первом месте у подростка, интерес к другим людям, отношения с друзьями и
противоположным полом пересиливает важность и необходимость получения новых
знаний. Подросток весь во власти различных душевных переживаний, остро
воспринимает критику друзей, трагедией может стать разрыв с любимым человеком,
замечание, сделанное мимоходом родителями или учителем.

Не смотря на важность
аспекта общения, в диалогах подростка с друзьями, а особенно противоположным
полом может наблюдаться развязность и нарочитая хамоватость [4]. Помимо того, что это считается
«круто» в подростковой среде, ведь культурное поведение, по их мнению, это удел
слабаков, подобную реакцию можно объяснить и эмоциональной растерянностью
ребенка. Он пока еще не знает, как нужно правильно общаться, и только учится
строить отношения. Помочь подростку в освоении этого важного умения должны
родители.

Залогом того, что
подросток из негативиста превратится в нравственную, серьезную и самостоятельную
личность с сильным характером и адекватной самооценкой – любящие и понимающие
родители, вместе с которыми пройти нелегкий путь подростковых изменений ребенку
будет гораздо комфортнее.

Одним из отличий этого
периода является развитие большей способности к осознанию абстрактных понятий,
идей и концепций. Большинство подростков с готовностью понимают и принимают
необходимость обучения как интеллектуальной, а не игровой (как в детстве)
деятельности [33]. В лучших своих проявлениях
подростки имеют огромный потенциал в креативных рассуждениях и страстное
желание открыто воспринимать все, что их заинтересовало. Однако подростковый
возраст определенным образом ограничивается характерными для него поисками
собственного «Я», самоидентичности, а также ярко выраженной потребности в
самооценке. Эти факторы влияют на место подростков в классе и могут быть
использованы учителями для стимулирования учебной деятельности.

Этот период называют
переходным, так как в это время происходит переход от детства к юности в
физическом, психическом и социальном отношениях. И переход этот характеризуется
количественными и качественными изменениями в организме подростка. Происходит
половое созревание. Значительные изменения претерпевает психическая
деятельность подростка. Отживают предыдущие детские интересы, рождаются новые.
Меняются отношения со взрослыми и товарищами. Ярко проявляется стремление к
самостоятельности и свойственным взрослым формам поведения. Эти изменения
проходят довольно бурно.

Новые интересы и
стремление подростка бывают изменчивыми. Отношения со старшими, в частности
родителями и педагогами, становятся более сложными, особенно если старшие не
понимают изменений, которые происходят в личности подростка, и продолжают
относится к нему, как к ребенку. Это часто создает сложные ситуации. Чаще
становится сравнение с младшим школьным возрастом, проявления негативизма,
непослушности и другие нарушения норм поведения. Поэтому нередко называют
подростковый период тяжелым, критическим возрастом. На самом деле, кризис на
этом этапе развития бывает, но не является неизбежным. И негативизм в поведении
подростка не является обязательным, хотя особенности его развития

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы