Курсовая с практикой на тему Изучение эмоционально-волевой сферы детей дошкольного возраста с задержкой психического развития
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава 1 Теоретические основы
исследования эмоционально-волевой сферы дошкольников с ЗПР. 8
1.1 Особенности развития
эмоционально-волевой сферы в онтогенезе. 8
1.2 Задержка психического развития:
понятие, классификация, симптомы.. 19
1.3 Особенности развития
эмоционально-волевой сферы дошкольников с задержкой психического развития. 25
Выводы по главе 1. 30
Глава 2 Эмпирическое исследование
состояние эмоционально-волевой сферы старших дошкольников с задержкой
психического развития. 32
2.1 Организация исследования: описание
выборки, процедуры исследования. 32
2.2 Анализ результатов эмпирического
исследования эмоционально-волевой сферы старших дошкольников с задержкой
психического развития. 38
Выводы по главе 2. 47
Заключение. 48
Список литературы.. 49
Приложение 1. 56
Введение:
Актуальность
темы исследования. Дети с задержкой психического развития
(ЗПР) представляют собой достаточно обширную группу детей с разнообразными
проявлениями нарушений развития. Данное нарушение имеет несколько форм и
выражается различными степенями тяжести и признаками. Наиболее тяжелой формой
считается задержка психического развития церебрального генеза, так как
нарушения, возникающие в данном случае связаны с органическими поражениями
центральной нервной системы. Кроме этого, выделяются соматогенная,
конституциональная и психогенная формы ЗПР. Данная классификация форм задержки
психического развития предложена К.С. Лебединской и является наиболее
распространенной в отечественной практике. Несмотря на отличия между
выделенными формами, которые выражаются в причинах возникновения той или иной
формы, методиках работы с ними, а также прогнозе при данной патологии, все они
характеризуются общими признаками: сниженный темп развития психологических
познавательных функций, нарушения поведения. Также, многие исследователи
указывают, что одним из доминирующих признаков в структуре дефекта при ЗПР
является эмоциональная незрелость, инфантилизм.
В
норме эмоционально-волевая сфера в дошкольном возрасте активно развивается.
Первоначально все эмоциональные процессы носят непроизвольный характер, равно
как и другие психические процессы. При этом именно от эмоционального состояния
ребенка зависит в значительной степени продуктивность его учебной и игровой
деятельности, познавательная активность, особенности коммуникации: наличие
интереса и обеспечение педагогом положительных переживаний в образовательном
процессе позволяет поддерживать внимание, мышление, познавательную активность
на должном уровне. Однако уже в старшем дошкольном возрасте начинает
формироваться предвосхищающая функция эмоций: ребенок на основе переживаний
начинает прогнозировать вероятные последствия своего поведения, выбирая ту или
иную стратегию поведения.
Как
правило, эмоциональное развитие ребенка с ЗПР во многих случаях отстает от
нормативного течения, находится на более ранней стадии онтогенеза. Неумение
контролировать свои эмоции, неспособность адекватно их проявлять, а также
неспособность узнавать и понимать эмоции окружающих и считаться с их
переживаниями становится одной из причин нарушений коммуникации с другими
детьми и взрослыми. Такие дети часто демонстрируют чрезвычайно сильные
эмоциональные переживания, либо у них проявляется агрессивность, конфликтность.
М.С.
Певзнер и Т.А. Власова выделили типичные для детей с ЗПР особенности в
эмоциональном развитии: неустойчивость эмоционально-волевой сферы, вследствие
чего ребенок не способен на длительное время сконцентрироваться на
целенаправленной деятельности; проявление негативных характеристик кризисного
развития, трудности в установлении коммуникативных контактов; появление
эмоциональных расстройств: дети испытывают страх, тревожность, склонны к
аффективным действиям.
В.И.
Лубовский, при изучении эмоций детей с ЗПР, так же наблюдает отставание в
развитии этой сферы, что выражается в проявлении эмоциональной неустойчивости,
резкой смене настроений и контрастных проявлений эмоций. Дети часто переходят
от смеха к плачу и наоборот.
Е.С.
Слепович описывает проблемы в сфере социальных эмоций: дети с ЗПР гораздо хуже
понимают эмоции как свои, так и чужие. Автор отмечает нарушения эмоциональных
контактов с близкими людьми, неготовность детей к эмоционально теплым
отношениям со сверстниками, они слабо ориентируются в нравственно-этических
нормах поведения. Незрелость эмоциональной сферы объясняется склонностью детей
к различным страхам.
Следует
отметить, что для развития эмоционально-волевой сферы дошкольников с ЗПР
являются действительными те же закономерности, что и при нормативном течении
онтогенеза, однако это происходит значительно медленнее, при этом ребенку
необходима специально организованная коррекционно-развивающая поддержка.
Так
как произвольность всех психических процессов еще не сформирована, то именно
возникновение положительных эмоций в образовательном процессе становится
фактором, повышающим эффективность педагогической деятельности. И напротив,
негативные переживания становятся причиной снижения эффективности
познавательной и учебной деятельности таких детей.
Обеспечение
данной категории детей эмоционального благополучия в образовательном процессе,
а также во всех остальных сферах жизнедеятельности ребенка, является
необходимым для успешного развития его личности и всех психических процессов.
Таким образом, возникает необходимость организации целенаправленной
коррекционно-педагогической деятельности для развития эмоционально-волевой
сферы дошкольников с задержкой психического развития.
Над
изучением и решением данной проблемы работали такие известные ученые, как: Л.С.
Выготский, М.С. Лебединский, А.Н. Леонтьев, В.Н. Мясищев, И.М.
Соловьев, А.П. Усанова, С.Л. Рубинштейн, Э. Клапаред, В. Франкл
и др. Изучению
эмоциональной сферы детей с ЗПР посвящены труды Н.Л. Белопольской, Л.И. Божович,
А.А. Калининой, Н.В. Карпушкиной, О.А. Лашмановой,
К.С. Лебединской, И.Ю. Левченко, В.И. Лубовского,
Л.С. Марковой, Е.С. Слепович и других.
Однако следует отметить, что особенности
эмоциональной сферы дошкольников с ЗПР изучались недостаточно. Многие авторы
отмечают такие характерные для этой группы детей черты как эмоциональная
неустойчивость, колебания настроения, повышенная утомляемость, нарушение
самоконтроля во всех видах деятельности, агрессивность поведения и его
провоцирующий характер, трудности приспособления к детскому коллективу,
проблемы в формировании нравственно-этической сферы: страдает сфера социальных
эмоций, дети не готовы к эмоционально "теплым" отношениям со
сверстниками, могут быть нарушены эмоциональные контакты с близкими взрослыми,
дети слабо ориентируются в нравственно-этических нормах поведения. Все эти
особенности существенно снижают эффективность коррекционной работы с такими
детьми, создавая дополнительные трудности на пути выправления и без того
«нарушенного» развития.
Таким образом, возникает противоречие между
необходимостью организации деятельности по коррекции эмоционально-волевой сферы
детей с ЗПР как необходимого фактора их развития и недостаточной изученностью
данного направления.
Проблема исследования: какими особенностями характеризуется формирование эмоционально-волевой
сферы детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.
Предмет
исследования: эмоционально-волевая
сфера старших дошкольников с ЗПР.
Цель
исследования: теоретически и эмпирически изучить
особенности эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста с
задержкой психического развития.
Задачи
исследования:
1) Изучить
особенности развития эмоционально-волевой сферы дошкольников в онтогенезе.
2) Проанализировать
особенности развития эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного
возраста с задержкой психического развития.
3) Выявить
особенности развития эмоционально-волевой сферы старших дошкольников с
задержкой психического развития.
Методологическая
основа исследования: представлена
работами Ю.Ю. Мазур, В.Б. Мамедовой, Л.С. Марковой, К.В. Парамеевой, К.И. Холобцевой, С.Г. Шевченко,
Л.В, Шиповой, О.В. Шишкиной и др.
Практическая
значимость: полученные в
исследовании данные позволяют составить более глубокое представление о
специфике нарушений в эмоционально-волевой сфере старших дошкольников с ЗПР,
что может быть использовано при организации коррекционно-развивающей работы с
ними.
Методы
исследования: анализ научной литературы, систематизация
и обобщение полученной информации, анкетирование, специально отобранные проективные
методики, качественный и количественный анализ данных.
Структура
курсовой работы: работа включает в себя введение, 2 главы
(теоретическую, состоящую из 3 параграфов, и практическую, включающую в себя 2
параграфа), выводы по главам, список литературы, состоящий из 45 источников.
Заключение:
Таким образом, по
результатам проведенного теоретического и эмпирического исследования можно
сделать следующие выводы. Дети с задержкой психического развития – это особая
группа детей с ограниченными возможностями здоровья. Их развитие
характеризуется замедленным темпом, как правило ученые говорят о том, что
уровень сформированности их психических процессов соответствует более ранним
этапам онтогенеза. Однако этот процесс обратим. Причинами ЗПР могут быть
длительные соматические заболевания, неблагоприятные социальные условия жизни
ребенка, органические поражения мозга. В соответствии с причинами, вызвавшими
ЗПР, выделяются различные их формы.
Одной из сфер,
которые наиболее часто страдают при ЗПР, является эмоционально-волевая сфера. У
таких детей не формируется способность к самоконтролю и сдерживанию себя в
собственных эмоциональных проявлениях, часто отмечается высокая тревожность и
агрессивность, неспособность организовать произвольно собственное поведение
даже при наличии контроля со стороны взрослого.
Нами было
проведено эмпирическое исследование особенностей эмоционально-волевой сферы
старших дошкольников с ЗПР. Было установлено, что у таких детей могут возникать
проблемы с самооценкой, спровоцированные особенностями взаимодействия с
окружающими, отмечается высокий уровень тревожности в диагностической ситуации,
зафиксирован низкий уровень развития произвольности поведения. Педагоги
отмечают неблагоприятное состояние эмоционально сферы данной группы детей в
целом. Таким образом, можно говорить о том, что эмоционально-волевая сфера
детей с ЗПР развита недостаточно.
Фрагмент текста работы:
Глава 1 Теоретические
основы исследования эмоционально-волевой сферы дошкольников с ЗПР
1.1 Особенности развития
эмоционально-волевой сферы в онтогенезе
Вопрос
эмоционального развития личности изучался большим количеством зарубежных и
отечественных исследователей, среди которых необходимо отметить Л.И. Божович,
М.Э. Вайнер, В.К. Вилюнас, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна и др.
С.Л.
Рубинштейн сравнивал эмоции с восприятием: восприятие это процесс отражения
состояния объекта, тогда как эмоции отражают состояние субъекта и его отношение
к объекту.
А.Н. Леонтьев рассматривает эмоции как
особый класс психических процессов и состояний, связанных с инстинктами,
потребностями и мотивами. Эмоции выполняют функцию регулирования активности
субъекта путем отражения значимости внешних и внутренних ситуаций для
осуществления его жизнедеятельности [14].
В.К.
Вилюнас понимал эмоции как посредническое звено между потребностями и деятельностью. Он дифференцировал эмоции на две
фундаментальные группы
1.Ведущие эмоции или переживания,
окрашивающие в образе среды потребности и тем самым превращающие их в мотивы.
Данные эмоции предваряют деятельность, отвечают за неё и в целом определяют
направленность подобной деятельности.
2.Ситуативные (производные от первых)
-образуются процессе деятельности и являются проявлением отношения субъекта к данной
деятельности, условиям ее реализации, а также к сложившимся или возможным
интересам.
Е.П. Ильин на основе анализа существующих представлений об эмоциях
выдвигает определенное интегрированное определение эмоций как психовегетативной
рефлекторной реакции, основанной на выражении субъективного (пристрастного)
отношения человека в форме переживания к ситуации, ее исходу, либо событиям,
которые предваряли данную ситуацию. Это понимание указывает на роль эмоций в
деятельности. Переживание не является целью поведения или деятельности
человека, это сопутствующее состояние, отражающее отношение субъекта к
объективно сложившейся ситуации, происходящим событиям [14].
Структура эмоциональных процессов
представлена такими феноменами, как настроения, чувства, аффекты, страсти,
стрессы. Наиболее мощными явлениями в представленной структуре являются аффекты
– это эмоциональные реакции, которые характеризуются высокой интенсивностью,
способностью тормозить все остальные психические процессы и кратковременностью
их существования.
Настроение – это общее, устойчивое, неярко выраженное эмоциональное
состояние, которое обеспечивает общую положительную или отрицательную окраску
всем другим переживаниям и деятельности субъекта.
Эмоциональный стресс – это состояние, которое по интенсивности сходно с
аффектами, однако по длительности протекания сходно с настроениями.
Чувства – это высшая форма существование эмоций, которая отражает
устойчивое отношение субъекта к окружающим объектам и феноменам [30].
Также Е.П. Ильин обозначил характерные особенности эмоций, типичные только
для них:
1)
Эмоции – это реакция на ситуацию, а не на
конкретный стимул;
2)
Эмоции во многих случаях предваряют
ситуацию, играя тем самым роль механизма предвидения значимости той ситуации,
которая произойдет;
3)
Эмоции представляют собой тонкую
дифференцированию оценку ситуаций различного рода (тогда как, например,
эмоциональное состояние позволяет проанализировать общий фон: «нравится – не
нравится»);
4)
Кроме того, что эмоции дают возможность
оценить важность предстоящей ситуации, они также позволяют адекватно
подготовится к ее наступлению, и соответственно, адекватно вести себя внутри
ситуации;
5)
Эмоции, пережитые в определенных
ситуациях, позволяют зафиксировать положительный либо отрицательный опыт [14].
Функции
эмоций в жизни человека также являлись предметом многочисленных исследований.
Так Джон Дьюи приписывал эмоциям выполнение специфической сигнальной функции,
которая позволяет субъекту осуществлять саморегуляцию поведения и деятельности
организма на основании опознания значимости складывающейся ситуации.
Этот
вопрос изучали также Э. Клапаред, У. Пилзбари, Д. Рапапорт, Р. Шефер и др. На
основании их исследований были выделены следующие функции эмоций:
1) Мотивационно-регулирующая
функция. Она состоит в том, что эмоции способны мотивировать, стимулировать и
направлять деятельность индивида. В некоторых ситуациях эмоции замещают собой
мышление.
2) Коммуникативная
функция эмоций состоит в том, что эмоции содержат в себе информацию о
физическом и психическом состоянии субъекта. Благодаря пониманию данной
информации существует возможность наладить продуктивное взаимодействие между
субъектами, осуществлять успешную коммуникацию, даже если партнеры по общению
принадлежат к разным культурам;
3) Сигнальная
функция уже упоминалась ранее. Эмоции позволяют установить значимость той или
иной ситуации для конкретного субъекта. Эмоционально-выразительные движения
лица, тела сигнализируют о том, в каком состоянии находится конкретный субъект;
4) Защитная
функция. Возникая как моментальная, быстрая реакция на ситуацию, эмоция
помогает организму выбрать оптимальную стратегию поведения в опасной ситуации и
защитить себя [34].