Курсовая с практикой на тему Изучение эмоциональной сферы личности ребенка дошкольного возраста
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 690 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 6
1.1. Особенности эмоциональной сферы детей дошкольного возраста 6
1.2. Эмоциональные нарушения у дошкольников: причины и последствия 12
1.3. Средства и методы развития эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста 17
ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 20
2.1. Анализ диагностических методик для изучения эмоциональной сферы детей дошкольного возраста 20
5.2. Анализ проведенного исследования эмоциональной сферы дошкольника 25
2.3. Рекомендации по созданию эмоционально-развивающей среды для детей дошкольного возраста 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 37
ПРИЛОЖЕНИЯ 41
Введение:
Актуальность темы. Современный образовательный процесс в дошкольных образовательных учреждениях направлен на воспитание и развитие каждого ребенка. Здесь следует сразу же оговориться, что процесс развития чаще всего ограничен формированием интеллектуальных навыков, а вот развитию эмоциональной сферы дошкольников не уделяется должного внимания. При этом значительно увеличивается количество детей, имеющих нарушения в развитии эмоциональной сферы. К типичным симптомам таких нарушений можно отнести тревожность, агрессивность, неуравновешенность, проявление которых вызывает серьезные трудности во взаимоотношениях с окружающими и негативно сказывается на формировании личности [2].
Известно, что эмоциональная сфера в дошкольном детстве является ведущей в психическом развитии ребенка, от благополучия которой зависит успешность всей его последующей жизни. Эмоции играют главную в ней важную роль, они помогают дошкольнику воспринимать действительность и адекватно реагировать на нее, способствуя формированию высших психических функций поведения и личности в целом. Таким образом, проблема эмоционального развития детей дошкольного возраста является важнейшим аспектом в современной системе образования и воспитания.
Научная проблема. Проблема изучения эмоционального развития дошкольников заключается в том, что эмоциональный мир детей играет важную роль в развитии умственных и волевых процессов, способствует процессу социализации, становлению отношений во взрослом и детском сообществах. Дети, испытывающие затруднения в выражении своих эмоций, находятся в состоянии фрустрации, что приводит к возникновению социальной изоляции дошкольника, что в значительной степени затрудняет развитие личности. Систематическая, целенаправленная работа по формированию эмоциональной сферы дошкольников будет способствовать снижению таких негативных явлений. Ведь дошкольный возраст является самым благоприятным периодом для эмоционального развития ребенка, так как дошкольник очень впечатлителен, открыт для усвоения социальных, культурных ценностей, стремится к признанию себя среди других людей.
Объект исследования: личностное развитие дошкольников.
Предмет исследования: эмоциональная сфера личности дошкольников.
Цель исследования: исследование особенностей эмоциональной сферы личности детей дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: сформированность эмоциональной сферы детей дошкольного возраста зависит от способности ребенка дифференцировать эмоциональные состояния свои собственные и других людей, распознавать эмоции и управлять ими.
Основные задачи:
1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме эмоционального развития детей дошкольного возраста.
2. Выявить основные нарушения эмоциональной сферы в дошкольном возрасте и причины их возникновения.
3. Рассмотреть педагогические средства и приемы, способствующие развитию эмоциональной сферы.
4. Подобрать и проанализировать методики для изучения эмоциональной сферы детей дошкольного возраста.
5. Организовать и провести диагностику эмоционального развития детей-дошкольников, проанализировать полученные данные.
6. Разработать рекомендации по созданию эмоционально-развивающей среды в детском саду с целью профилактики и развития эмоциональной сферы детей.
Пути (способы) решения основных задач. В исследовании были использованы следующие методы исследования:
— теоретические – анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, обобщение передового педагогического опыта;
— эмпирические – проективные методики, наблюдение, беседа.
Методологической основой нашей работы стали исследования известных педагогов, психологов среди которых Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, Я. З. Неверович, С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин, Г. А. Урунтаева и др. По их мнению, положительные эмоции создают оптимальные условия для развития активной деятельности мозга детей и являются стимулом для познания мира [8].
Для проведения исследования нами были подобраны следующие методики:
— «Изучение понимания эмоциональных состояний людей, изображенных на картинке» (Е. И. Изотова);
— «Изучение эмоциональных проявлений детей» (А. Д. Кошелева);
— «Эмоционально-обусловленное поведение дошкольников» (Г. А. Урунтаева, Ю. А. Афонькина).
В качестве базы исследования выбрано Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №36 «Росинка» г. Белгорода. Выборку составили воспитанники старшего дошкольного возраста в количестве 16 человек, из них 7 – девочек, 9 – мальчиков.
Структура курсовой работы: работа состоит из введения, 2 глав – теоретической и практической, заключения, списка литературы. Объем работы без приложения составляет 40 страниц. Список литературы представлен 33 источниками.
Заключение:
В ходе анализа психолого-педагогической литературы было определено, что эмоциональная сфера личности ребенка дошкольного возраста представляет собой сложную систему, состоящую из базовых эмоций и более сложных эмоциональных состояний. Нами были выделены основные аспекты развития эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста: развитие восприятия, опознания и воспроизведения эмоций; эмоциональное регулирование поведения и общения; развитие социальных эмоций.
Процесс эмоционального развития в период дошкольного детства является следствием меняющихся личностных установок ребенка, отношения к миру и к самому себе. Эмоциональное развитие дошкольника связано с появлением у него новых интересов, потребностей, мотивов, которые заставляют его переживать по поводу возможных результатов деятельности, реакции окружающих на его поступки. Такое качественное преобразование эмоций происходит в процессе воспитания, задача которого заключается не в сдерживании эмоций ребенка, а в их грамотном направлении. И существенная роль в этом процессе отводится семье. Атмосфера доверия, взаимопонимания, поддержки, эмпатии проводят к гармоничному развитию личности. Эмоциональная сфера детей, воспитывающихся в таких семьях наполнена положительными эмоциями, что обеспечивает благоприятную социальную адаптацию. В то время как деструктивные формы семейного воспитания порождают в ребенке развитие негативных эмоций, отрицательное отношение к окружающему миру.
Процесс эмоционального развития не протекает сам по себе. Он представляет собой сложный процесс организованной педагогической деятельности, который обеспечивается посредством разнообразных форм и методов воспитания и от которого зависит успех эмоционального развития.
Эффективными средствами, направленными на эмоциональное развитие дошкольников, являются игры, природа, искусство, музыка, художественная литература, изобразительная деятельность. Посредством них дошкольник учится «выплескивать» негативные эмоции, снимая эмоциональное напряжение.
На практическом этапе работы нами были выделены критерии, характеризующие развитость эмоциональной сферы — понимание эмоциональных состояний другого человека; способность распознавать эмоции и управлять ими. В соответствии с этими критериями были подобраны диагностические методики и проведен их анализ.
На этапе эмпирического исследования нами использовался следующий комплекс проективных методик:
— Методика «Изучение понимания эмоциональных состояний людей, изображенных на картинке» (Е. И. Изотова);
— Методика «Изучение эмоциональных проявлений детей» (А. Д. Кошелева);
— Методика «Эмоционально-обусловленное поведение дошкольников» (Г. А. Урунтаева, Ю. А. Афонькина).
Такая подборка позволила получить наиболее достоверные представления об уровне развития эмоциональной сферы дошкольников.
Исследование проводилось на базе МБДОУ Детский сад «Росинка» №36 г. Белгорода. Выборку составили воспитанники старшего дошкольного возраста (6–7 лет) в количестве 16 человек, из них 7 – девочек, 9 – мальчиков.
Результаты исследования показали, что большая часть дошкольников имеют средний уровень развития эмоциональной сферы. Они различают эмоциональные состояния, называют причины этих состояний. Без особого труда воспроизводят эмоции других и с удовольствием демонстрируют свои эмоции. Они показывают стойкий интерес к эмоциям других детей, проявляют стремление к сочувствию, сопереживанию, содействию; адекватно реагирует на ситуации, связанные с соблюдением социальных норм и правил [14]. Однако, в группе дошкольников есть один ребенок с низким уровнем эмоционального развития. А потому в данной группе необходимо создать условия, которые будут способствовать развитию эмоциональной сферы.
Нами составлены рекомендации по созданию эмоционально-развивающей среды, в которые вошли разнообразные педагогические способы, методы и приемы, направленные на коррекцию и профилактику имеющихся затруднений в эмоциональном развитии дошкольников. Реализация описанных условий будет способствовать стабилизации их эмоционального состояния и приобретению эмоционального опыта, что станет залогом развития эмоциональной сферы ребенка и гарантией развития полноценной личности.
Таким образом, цель и задачи, поставленные в начале исследования, решены. Гипотеза о том, что сформированность эмоциональной сферы детей дошкольного возраста зависит от способности дифференцировать эмоциональные состояния свои собственные и других людей, распознавать эмоции и управлять ими доказана.
Фрагмент текста работы:
1.1. Особенности эмоциональной сферы детей дошкольного возраста
Проблема развития эмоциональной сферы личности занимает важное место в психолого-педагогической области. Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования одним из важнейших направлений деятельности детских садов является создание условий для обеспечения эмоционального благополучия ребенка и поддержка взаимоотношений между детьми. Таким образом, развитие эмоциональной сферы дошкольников ставится во главу угла. Положительные эмоции активизируют деятельность мозга, способствуют интеллектуальному развитию ребенка. В то время как отрицательные эмоции вызывают защитную реакцию, в результате чего ребенок начинает избегать неприятных ситуаций, уходить от них. Кроме того, учеными доказано, что от эмоционального фона человека зависит состояние здоровья [12; 18].
Рассмотрим понятия «эмоции», «чувства», «эмоциональная сфера» личности. По мнению В. В. Зеньковского «детство – это «золотой век для эмоционального в нас». А. В. Запорожец утверждал, что эмоции являются ядром индивида и личности в целом [14; 16].
Эмоции выражают отношение человека к окружающему миру и напрямую связаны с уровнем воспитания, сознания и идентичности личности. В психологии эмоции относятся к особому классу психических процессов и состояний, которые отражают отношение человека, его оценку в самых разнообразных формах – радости, удивления, волнения, страха, агрессии и др.
Часто понятия «эмоции» и «чувства» употребляются как синонимы. На самом деле эти понятия значительно отличаются друг от друга. Так, эмоции, возникают в ответ на какую-либо ситуацию, переживаемую в данный момент времени, а вот чувство более сложное явление, представляющее собой устоявшееся эмоциональное отношение человека, которое проявляется в эмоциях. При этом одни и те же чувства могут проявляться у разных людей по-разному. Например, страх одного человека может заставлять действовать, находить решения, а другого наоборот парализует, вводит в состояние «ступора» [5].
Чувства выполняют различные функции:
— оценивающую, которая проявляется в отношении человека к чему-либо, его оценке (например, стыд, недовольство и др.);
— побуждающую, которая стимулирует, мотивирует к определенному действию.
Таким образом, мы приходим к выводу, что эмоции являются состоянием человека, которое возникает в ответ на внешние или внутренние раздражители и проявляется в самых разнообразных формах. Значение эмоций в психической деятельности и становлении личности огромно. Благодаря им происходит обогащение психики человека, делая его интересным как для окружающих, так и для самого себя.
Эмоции различаются в зависимости от своей полярности. Так выделяют 2 основных вида:
— положительные эмоции, те, которые нас удовлетворяют и побуждают к достижению и сохранению;